Тема: Проблема соотношения теории и истории культуры   — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема: Проблема соотношения теории и истории культуры  

2020-04-03 129
Тема: Проблема соотношения теории и истории культуры   0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

6.1. Вопросы для обсуждения

1) Наука о культуре как неразрывное единство теоретического и исторического аспектов.

2) Культурная картина мира.

3) Проблемы перехода от средневековой культуры к культуре Нового времени.

4) Гуманизм как мировоззрение Ренессанса. Гуманисты и их роль в становлении культуры нового времени.

5) Ренессансный «титанизм» и его оборотная сторона.

6) Высшие ценности Высокого Возрождения: Красота, Интеллект, Гармония, Мощь.

7) Северное Возрождение и его культурные особенности.

         

6.2. Дайте определение понятиям

 

Антропоцентризм

Антропология историческая

Гуманизм

Диффузионизм

Европоцентризм

Культурная картина мира

Менталитет

Неоэволюционизм

Секуляризация

Синергетика

Прогресс культурный

Хронотоп

Эволюционизм

 

6.3. Вопросы и задания к практическому занятию

 

1. В чем состоит сущность линейно-прогрессистского подхода к истории культуры?

2. Сформулируйте основные принципы эволюционистского подхода к развитию культуры.

3. Назовите концепции, в рамках которых были предприняты попытки преодолеть односторонность линейно-прогрессистских представлений об истории культуры..

4. Что такое культурная картина мира и какими факторами она обычно обусловлена?   

5. Что такое «менталитет» и как он соотносится с «культурной картиной мира»?

7. Перечислите основные принципы ренессансного гуманизма.

 

 

6.4. Тесты для самопроверки

1)  В перечне идей, выдвинутых в эпоху Возрождения, исключите несоответствующее:

а) гелиоцентрическая картина мира;

б) идея бесконечной Вселенной;

в) теория общественного договора;

г) гуманистическое мировоззрение.

 

2)    Исключите явление,  не соответствующее европейской культуре Нового времени:

 а) рационализм;

б) антропоцентризм;

в) теоцентризм;

г) европоцентризм.

 

3) Тип культурной изменчивости, связанный с обращением к более раннему и богатому культурному периоду:

а) инверсия;

б) трансформация;

в) модернизация;

г) возрождение

 

4) Термин «Возрождение» был введён в XVI веке:

а) М. Фичино;

б) Н. Кузанским;

в) Дж. Вазари;

г) Н. Макиавелли.

 

5) Назовите лишнюю среди предпосылок европейского Ренессанса:

а) Усиление процесса урбанизации в Европе;

б) Развитие ремесла и торговли;

в) Обращение к богатому культурному наследию античности;

г) Стремление поднять моральный и интеллектуальный уровень духовенства.

 

6) Отметьте лишнюю среди особенностей Северного Возрождения в Европе XV - XVII вв.:

а) Происходило преимущественно в период Реформации;

б) В меньшей степени опиралось на античность, так как в странах севернее Италии было гораздо меньше античных памятников;

в) Связано почти исключительно с придворной культурой.

г) Было «отражённым» - испытывало влияние со стороны Итальянского Возрождения.

 

7) Укажите лишнюю среди предпосылок Реформации в Европе:

а) Кризис католической церкви как наднационального идеологического института;

б) Развитие самостоятельности мышления в ходе борьбы светского начала и христианского догматизма;

в) Возникновение в ряде стран парламентов, обладавших законодательной властью.

г) Усиление религиозных чувств в начале процесса секуляризации культуры.

 

8) Идея, не характерная для мировоззрения западноевропейских гуманистов:

а) Идея гармонии души и тела;

б) Идея индивидуализма;

в) Идея добродетельной жизни в рамках христианской морали;

г) Идея жизненного успеха, оправдывающего средства его достижения.

 

9) Укажите период Высокого Ренессанса в Италии:

а) Конец XV в. - до второй трети XVI в.

б) Середина XIV – XV в.

в) Вторая треть XVI- первая половина XVII в.

г) XIII-начало XIV в.

 

10) Укажите мыслителя, не относящегося к числу гуманистов эпохи Возрождения:

а) Джованни Пико делла Мирандола;

б) Ансельм Кентерберийский;

в) Марсилио Фичино;

г) Эразм Роттердамский.

 

11) Начало Реформации в Европе и первое публичное реформационное выступление против католической церкви, состоявшееся в 1517 г. связано с именем:

а) Жана Кальвина;

б) Мартина Лютера,

в) Томаса Мюнцера,

г) Ульриха Цвингли.

 

12) Обмирщение культуры, выход её из-под опеки церкви:

а) Приватизация;

б) Аккультурация;

в) Секуляризация;

г) Инкультурация.

 

6.5. Справочные материалы к теме 6

 

Антропоцентризм - мировоззренческое представление о том, что человек является центром, средоточием Вселенной, и одновременно главной целью всего, что в ней совершается.

Антропология историческая – междисциплинарное направление исторической науки и одновременно науки о культуре, которое исследует прошлое с помощью методов антропологии. Особенно плодотворными в контексте исторической антропологии выступают исследования повседневности, а также коллективных представлений и ментальностей.

Гуманизм (от лат. «человеческий, человечный») – комплекс идей, основанных на признании человека как самостоятельной творческой личности, признании его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманизм связан с утверждением идеи блага человека как основного критерия оценки общественных отношений. В узком смысле гуманизм – светское направление философии эпохи европейского Возрождения, противостоявшее схоластике и господству католической церкви в науке и искусстве.

Диффузионизм культурный (транскультурный) - направление в культурной и социальной антропологии, в рамках которого основой общественного развития предполагались процессы заимствования и распространение культуры из одних культурных центров в другие (культурная диффузия). Сторонниками идей диффузионизма были, например, Ф. Ратцель и Л. Фробениус.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, присущая европейской рационалистической философии, согласно которой Европа, с присущими ей единственно правильными традициями, ценностями, духовным и бытовым укладом, политическими системами, является центром мировой культуры и цивилизации. В европейской философии Нового времени сложилось устойчивое представление о безоговорочном превосходстве разумности и рациональности Запада, противостоящих «неправильности» и «неразвитости» стихийных и иррациональных культур Востока. Истоки этих идей находят в античности, когда появляется противопоставление Востока и Запада, «варваров» и эллинов, «дикости» и «цивилизованности».

Культурная картина мира – это более или менее целостная система образов, характеризующих сложившиеся в конкретной культуре представления об устройстве мироздания. Картина мира обусловлена экономической и социальной действительностью, культурными традициями определенной эпохи, представляет собой единую целостность взаимосвязанных между собой, чаще всего неосознаваемых способов и навыков мышления, ценностей, верований, представлений (о жизни и смерти, о загробном мире, о пространстве и времени, труде, праве и др.). Культурная картина мира включает в себя, в частности, представления конкретного общества о ходе и ценности времени, соотношении старого и нового, о смерти и душе, а также о личности и ее отношении к обществу, свободе, равенству, чести, добру и злу, праву и труду, семье и сексуальным отношениям. Картина мира включает в себя не только представления об окружающем мире, но и определённое отношение к событиям и явлениям реальности, которое, в свою очередь, определяется ценностными ориентациями, присущими данному обществу.

Менталитет - менталитет культуры чаще всего определяется как подвижная система образов и представлений, определяющих поведение людей. Понятие менталитета иногда приравнивают к понятию культурной картины мира. Поскольку ментальные представления лежат в основе культурной картины мира, то последнюю нередко представляют как один из уровней менталитета культуры, связанный со спецификой исторической эпохи. 

Неоэволюционизм - сформировавшееся в 1960-х гг. направление в культурной антропологии, возвратившаяся к идеям эволюционизма. Основоположником неоэволюционизма считается американский антрополог Лесли Уайт. Сохранив многие постулаты эволюционизма, неоэволюционисты попытались преодолеть его слабые стороны и частично приняли идеи диффузионизма.

Секуляризация (от лат. «мирской, светский») – процесс освобождения различных сфер жизни общества и социальных институтов от влияния религии. В европейской традиции – начиная с эпохи Ренессанса.

Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е г. XX в. Учениео процессах самоорганизации в природе и обществе. В основе этого направления – идея исследования общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах различной природы: физических, химических, биологических, технических, социальных и т. д. В рамках науки о культуре синергетический подход предполагает изучение культур как открытых саморазвивающихся систем (например, в концепции М.С. Кагана).

Прогресс культурный – поступательное восходящее развитие, переход культуры от одного качества к другому, более высокому.

Хронотоп (от греч. «время» и «место») – единство временных и пространственных параметров культуры, выражающее определённый культурный или художественный смысл. Данное понятие особенно востребовано в исторической антропологии.

Эволюционизм – направление в теории культуры, основанное на общенаучных представлениях об эволюции, т. е. плавном, постепенном развитии явлений природы и общества от низшего к высшему, от простого к сложному. Среди наиболее известных представителей эволюционизма в теории культуры – Э. Б. Тайлор, Л. Г. Морган, Д. Д. Фрезер.

 

Ключ  к тестам:

 

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
ответ в в г в г а в в а б б в

     6.6. Рекомендуемая литература

а) основная учебная литература

1. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям/ Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 487 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52495.

2. Багновская Н.М. Культурология [Электронный ресурс]: учебник/ Багновская Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 420 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24793.

3. Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: Учебное пособие для бакалавров всех специальностей / В.Б. Тихонова. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД» 2013. ISBN 978-5-7937-0910-1. 261 с. - Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

 

б) дополнительная учебная литература и другие информационные источники

1. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам: учеб. пособие для вузов / С. Д. Бакулина. М.: Флинта Наука, 2015.

2. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 239 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12796.

3. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие для высших учебных заведений/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25461.

4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М.: Бизнеском, 2013.

5. Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров и студентов вузов / А. А. Горелов.  М.: Юрайт, 2013.

6. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. М.: Омега-Л, 2013.

7.  Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Алгоритм, 2014.

8. Зубко Г.В. Миф. Взгляд на Мироздание [Электронный ресурс]/ Зубко Г.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 360 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21885.

9.  Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. М.: Юрайт, 2015.

10.  Культурология. Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения / Сост. А. Н. Кислицына – СПб., 2013. – 41 с. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1545.

11.  Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

12.  Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И. Г. Дорошина. Пенза: Социосфера, 2014.

13.  Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. М.: Проспект, 2013.

14.  Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. СПб.: Alexandrina, 2014.

15.  Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2013.

16.  Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. СПб.: Азбука, 2014.

17.  Серов Н.В. Семантика цвета [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Серов Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 68 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13205.

18.  Садохин А.П. Основы этнологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52529.

19.  Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52044.

20.  Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 141 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086.

21.  Стецкевич, М. С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры / М. С. Стецкевич. СПб., 2013.

22.  Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров/ В.Б. Тихонова.– СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. ISBN 978-5-7937-1312-2. –116 с. -Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

23.  Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. М.: Академический проект, 2014. 

24.  Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: исследование форм жизни, уклада и форм мышления в XIV – XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013.

25.  Хёйзинга, Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015.

26.  Шендрик А.И. Социология культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология»/ Шендрик А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52642.

27.  Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований [Электронный ресурс]/ Элиаде М., Кулиано И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 384 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36562.

 

 

Практическое занятие №7

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.