Тема:  Культура и цивилизация. Новое время в европейской культуре — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема:  Культура и цивилизация. Новое время в европейской культуре

2020-04-03 520
Тема:  Культура и цивилизация. Новое время в европейской культуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

8.1. Вопросы для обсуждения

1) Культура и цивилизация.

2) Теории локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби): общие черты и отличия.

3) Европейская цивилизация как культурно-историческая общность с характерным мироощущением и самосознанием европейца.

4) XIX в. – век классики, век зрелости буржуазной цивилизации и начала ее кризиса.

5) Выдающиеся достижения культуры XIX–XX вв. как основа изменений культурной картины мира.

6) Стилевое разнообразие европейской культуры XIX в.

7) Декаданс в европейской культуре конца XIX–начала XX в.

 

         

8.2. Дайте определение понятиям

 

Ампир

Гештальт

Декаданс

Импресссионизм

Иррационализм

Критический реализм

Культурно-исторические типы

Модерн

Осевое время

Постимпрессионизм

Рационализм

Реализм

Романтизм

Символизм

Цивилизация

Эклектика

 

 

8.3. Вопросы и задания к практическому занятию

 

1. В чем учёные XIX – XX вв. видели разницу между культурой и цивилизацией?

2. Что общего между концепциями Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера?

3.Перечислите, какие культурно-исторические типы выделял Н.Я. Данилевский в истории культуры?

4. В чем суть концепции «вызова-и-ответа», предложенной А. Тойнби?  

5. Какие стили и стилистические направления выделяются в европейской культуре XIX в.? Перечислите их в хронологическом порядке.

6. Объясните, что такое «ось времён» и какой смысл вкладывал К. Ясперс в идею «осевого времени».

 

 

8.4. Тесты для самопроверки

 

1) Из характерных черт индустриальной цивилизации XIX в. исключите не соответствующие эпохе:

а) в быт начинают входить телефон, телеграф, фотография, новые транспортные средства;

б) фабрика сменила мануфактуру, что привело к росту производительности труда;

в) уровень благосостояния и качества жизни существенно падает;

г) формируется средний класс, который придаёт устойчивость обществу.

 

2) В XIX в. зарождаются институт рекламы, индустрия зрелищ, индустрия моды как слагаемые:

      а) художественной культуры;

      б) элитарной культуры;

      в) коммуникативной культуры;

      г) массовой культуры.

3) Исключите несоответствующее, с точки зрения современников, определение XIX века, который был:

а) «веком мануфактуры»;

б) «веком железных дорог»;

в) «эпохой стали»;

г) «веком электричества».

 

4) Научная революция XIX в. заставила усомниться в прежних этических ценностях и выдвинула:

а) рыцарскую этику;

б) христианскую мораль;

в) идеал земного благополучия и пользы;

г) альтруистскую этику.

 

5) Характерной чертой европейского искусства XIX в. было:

а) единая эстетическая доминанта;

б) стилевое единство разных направлений;

в) отсутствие тенденций к эклектике;

г) многостилье и асинхронность.

 

6) Художественный стиль первой половины XIX в., выразившийся в уходе от неприглядной реальности в мир человеческих страстей и сказочных героев, в историческое прошлое и экзотические страны; стиль, основывавшийся на устремлении личности к творческой свободе и духовному совершенству, провозглашавший уникальность и неповторимость личности:

а) декаданс;

б) импрессионизм;

в) романтизм;

г) реализм.

 

7) В этом художественном стиле работали авторы социального романа во Франции – О. де Бальзак, Г. де Мопассан, Э. Золя, Г. Флобер, в Англии – Ч. Диккенс, Д. Голсуорси, в России – И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой:

а) критический реализм;

б) романтизм;

в) классицизм;

г) символизм.

 

8) Культурный упадок, декаданс в европейской культуре рубежа XIX –ХХ вв. Ф. Ницше связывал:

а) с отсутствием морали;

б) с «волей к жизни»;

в) с «волей к власти»;

г) с позицией «по ту сторону добра и зла».

 

9) Стиль культуры, основными принципами которого является объективное отображение жизни, воспроизведение типичных характеров и ситуаций, интерес к проблеме отношений личности и общества. Характерными чертами стиля являются изображение «маленького человека» с его страданиями и бедами, описание контрастов буржуазного общества, отражение социальной действительности:

а) Бидермайер;

б) Реализм;

в) Классицизм;

г) Сентиментализм.

 

10) Стиль, завершивший эволюцию классицизма и выражавший идею торжества государственной мощи. Впитал в себя древнеегипетские, этрусские, древнеримские мотивы. Архитектура данного стиля отличается массивными портиками, обилием военной эмблематики в декоре. Распространяется мемориальная архитектура – мемориальные колонны и триумфальные арки, – повторявшая древнеримские образцы и служившая прославлению государства:

а) рококо

б) натурализм

в) романтизм

г) ампир

 

11) Направление в искусстве Европы Х1Х в., представители которого стремились запечатлеть окружающий мир в его изменчивости и подвижности, передать свои мимолётные впечатления, изображая мгновенные ситуации и движения:

а) сентиментализм

б) импрессионизм

в) символизм

г) модерн.

12) Искусственное соединение разнохарактерного, несовместимого, чужеродного. Не органичное и естественное взаимодействие разнообразных элементов, а их произвольное, механическое смешение. Не стиль, а смешение различных стилей:

а) Концептуализм;

б) Символизм;

в) Эклектика;

г) Дадаизм.

 

8.5. Справочные материалы к теме 8

Ампир – стиль в европейской культуре начала - первой половины XIX в., завершивший эволюцию классицизма и выражавший идею торжества государственной мощи. Впитал в себя древнеегипетские, этрусские, древнеримские мотивы. Архитектура данного стиля отличается массивными портиками, обилием военной эмблематики в декоре. Распространяется мемориальная архитектура– мемориальные колонны и триумфальные арки, – повторявшая древнеримские образцы и служившая прославлению государства.

Гештальт (от нем. «форма, вид, образ») – термин, которым в теории О. Шпенглера определяется символический образ души конкретной культуры.

Декаданс, или декадентство – направления в творческой мысли, литературе, искусстве рубежа XIX-XX вв., самовыражение которого характеризовалось эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Декаданс связан с кризисными, упадочными, пессимистическими, деструктивными настроениями в искусстве. Не стиль, а духовное состояние, мироощущение, образ жизни, стиль поведения, связанный с эстетизацией увядания, упадка, вялых эмоций, мрачных и тревожных фантазий, находящих выражение в различных течениях искусства.

Импрессионизм - направление в искусстве Европы XIX в., представители которого стремились запечатлеть окружающий мир в его изменчивости и подвижности, передать свои мимолётные впечатления, изображая мгновенные ситуации и движения.

Иррационализм - направление в европейской философии Х1Х–ХХ вв., противостоящее рационалистическим установкам западной философской мысли Нового времени. В отличие от рационалистических концепций, иррационализм признаёт интуитивный способ познания. Одним из основоположников европейского иррационализма считается А. Шопенгауэр. Среди его наиболее выдающихся последователей – Ф. Ницше и О. Шпенглер.

Культурно-исторические типы – теория Н. Я. Данилевского (1822-1885), одна из первых типологий культур на основе цивилизационно-исторического подхода. В теории культурно-исторических типов ученый выдвинул теорию культурно-исторических типов отстаивал идею уникального вклада каждой культуры в мировую историю. Н.Я. Данилевский выделил в истории ряд самобытных культурно-исторических типов: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, 10) германо-романский, или европейский, а также, два американских - мексиканский и перуанский.

Модерн – стиль, которого нередко считают последним среди великих стилей европейской культуры. Стиль, провозгласивший эстетическую программу, направленную на преобразование жизни эстетическими средствами, на сотворение прекрасного, которое не содержится в окружающей жизни. Творчество, художественная фантазия, уподоблялось творящим силам природы. Для данного стиля характерно сочетание символической идеи и декоративного мотива, а также тяготение к синтезу искусств.

Осевое время – центральное понятие теории К. Ясперса, выделявшего в истории так называемую «ось времён» между VIII–II вв. до н. э. Учёный связывал это время с переходом от преимущественно мифологического и религиозного сознания к научному и философскому мировоззрению. В период осевого времени появились первые философские системы в Индии, Китае, Древней Греции; появилась первая из мировых религий (буддизм), был составлен Ветхий Завет, послуживший впоследствии источником двух других мировых религий – христианства и ислама; появилось несколько великих национальных религий – индуизм, конфуцианство, даосизм; зародились многие науки и научные направления, впоследствии развитые в европейской культуре. Именно в период осевого времени, по мнению К. Ясперса были заложены основы для будущего культурного единства человечества.

Постимпрессионизм - Направление в европейском искусстве Х1Х в., представители которого пытались рассказать о мире то, что люди ещё не знали. Сохраняя чистоту и звучность цвета, художники стремились создать обобщённый образ мира, показывая дегуманизацию условий жизни человека. Так как этим художникам не было свойственно преодолевать социальные противоречия средствами искусства, они часто «бежали от действительности» - в экзотические страны, или же в свой внутренний мир.

Реализм (Критический реализм) – великий стиль, основными принципами которого является объективное отображение жизни, воспроизведение типичных характеров и ситуаций, интерес к проблеме отношений личности и общества. Характерными чертами стиля являются изображение «маленького человека» с его страданиями и бедами, описание контрастов буржуазного общества, отражение социальной действительности.

Романтизм - стиль, основывавшийся на устремлении личности к творческой свободе и духовному совершенству. Провозглашалась самоценность, а также уникальность и неповторимость личности. В основе стиля - протест против буржуазной действительности и обывательской психологии, выразившийся в бегстве от неприглядной реальности, уходе в мир человеческих страстей и сказочных героев, в историческое прошлое и экзотические страны.

Символизм - художественное направление в европейском искусстве последней четверти XIX – начала XX вв., первоначально возникшее во французской литературе. Характеризуется отрицательным отношением к материализму и позитивизму. Исходило из убеждения, что современной ему культуре не хватает фантазии и духовности. Особое значение в своём творчестве представители данного направления придавали воображению и интуиции.

Цивилизация (в переводе с латинского – гражданский, государственный) – историческое социокультурное пространство, имеющее единое геополитическое пространство, однородную культуру, определенную нормативно-ценностную ориентацию, специфическую форму интеграции.

Эклектика - искусственное соединение разнохарактерного, несовместимого, чужеродного. Не органичное и естественное взаимодействие разнообразных элементов, а их произвольное, механическое смешение. Не стиль, а смешение элементов различных стилей.

 

 

Ключ  к тестам:

 

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
ответ в г а в г в а г б г б в

 

 

     8.6. Рекомендуемая литература

а) основная учебная литература

1. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям/ Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 487 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52495.

2. Багновская Н.М. Культурология [Электронный ресурс]: учебник/ Багновская Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 420 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24793.

3. Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: Учебное пособие для бакалавров всех специальностей / В.Б. Тихонова. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД» 2013. ISBN 978-5-7937-0910-1. 261 с. - Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

 

б) дополнительная учебная литература и другие информационные источники

1. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам: учеб. пособие для вузов / С. Д. Бакулина. М.: Флинта Наука, 2015.

2. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 239 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12796.

3. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие для высших учебных заведений/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25461.

4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М.: Бизнеском, 2013.

5. Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров и студентов вузов / А. А. Горелов.  М.: Юрайт, 2013.

6. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. М.: Омега-Л, 2013.

7.  Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Алгоритм, 2014.

8. Зубко Г.В. Миф. Взгляд на Мироздание [Электронный ресурс]/ Зубко Г.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 360 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21885.

9.  Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. М.: Юрайт, 2015.

10.  Культурология. Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения / Сост. А. Н. Кислицына – СПб., 2013. – 41 с. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1545.

11.  Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

12.  Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И. Г. Дорошина. Пенза: Социосфера, 2014.

13.  Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. М.: Проспект, 2013.

14.  Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. СПб.: Alexandrina, 2014.

15.  Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2013.

16.  Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. СПб.: Азбука, 2014.

17.  Серов Н.В. Семантика цвета [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Серов Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 68 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13205.

18.  Садохин А.П. Основы этнологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52529.

19.  Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52044.

20.  Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 141 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086.

21.  Стецкевич, М. С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры / М. С. Стецкевич. СПб., 2013.

22.  Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров/ В.Б. Тихонова.– СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. ISBN 978-5-7937-1312-2. –116 с. -Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

23.  Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. М.: Академический проект, 2014. 

24.  Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: исследование форм жизни, уклада и форм мышления в XIV – XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013.

25.  Хёйзинга, Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015.

26.  Шендрик А.И. Социология культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология»/ Шендрик А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52642.

27.  Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований [Электронный ресурс]/ Элиаде М., Кулиано И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 384 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36562.

 

 

Практическое занятие № 9

 

Тема: Универсальность и своеобразие культуры XX- XXI в в. Место России в мировой культуре

9.1. Вопросы для обсуждения

1) Основные тенденции развития культуры в XX- XXI в..

2) Глобальные проблемы современной культуры..

3) Массовая культура XX в..

4) Модернизм и авангард в культуре XX в.

5) Место и роль России в мировой культуре: «Российская цивилизация» или  отставшая часть европейской цивилизации?

6) Россия: между Западом и Востоком.

7) Выдающиеся достижения российской культуры.

8) Культура постмодерна: истоки, принципы, тенденции.

9) Молодёжные субкультуры в современном российском обществе.

         

9.2. Дайте определение понятиям

 

Глобализация

Глокализация

Деконструкция

Дискурс

Евразийство

Интеграция

Информационная культура

Информационное общество

Конфигуративная культура

Массовая культура

Модерн

Модернизм

Мультикультурализм

Префигуративная культура

Постмодернизм

Постструктурализм

Постфигуративная культура

Релятивизм культурный

Ризома

Сенситивная культура

Симулякр

Структурализм

Сциентизм

Урбанизация

Эпистема

Эпистемология

9.3. Вопросы и задания к практическому занятию

 

1. Назовите наиболее значимые глобальные проблемы современной культуры.

2.Определите преимущественно отрицательные и в большей мере положительные черты массовой культуры.

3. Перечислите в хронологическом порядке появления стилистические направления модернизма.

4. К какой цивилизационной модели, на Ваш взгляд, принадлежит Россия. Аргументируйте свой ответ.

5. Охарактеризуйте концепцию «мультикультурализма». В чем её «плюсы» и «минусы»? Какие идеи противостоят теории мультикультурализма?  

6. Перечислите известные Вам современные «молодёжные субкультуры» Как они соотносятся с понятием «субкультура»?

 

9.4. Тесты для самопроверки

 

1) Считающийся последним из «великих стилей», стиль, провозгласивший эстетическую программу, направленную на преобразование жизни эстетическими средствами, на сотворение прекрасного, которое не содержится в окружающей жизни. Творчество, художественная фантазия, уподоблялось творящим силам природы. Для данного стиля характерно сочетание символической идеи и декоративного мотива, а также тяготение к синтезу искусств:

а) Экспрессионизм;

б) Эклектика;

в) Концептуализм;

г) Модерн.

 

2) Исключите несоответствующее глобальным проблемам человечества техногенного характера:

а) экологические проблемы;

б) землетрясения;

в) парниковый эффект;

г) угроза войны и терроризма.

 

3) Исключите несоответствующее характеристике русской культуры, данной представителями евразийцев (Л. П. Карсавиным, Н. С. Трубецким, П. Н. Савицким):

а) Россия занимает срединное положение между Азией и Европой;

б) самобытность русской культуры и путей её развития;

в) своеобразный культурный мир России никак не связан с её географией;

г) русский этнос включал не только славянские племена, но испытывал сильное воздействие со стороны тюркских и финно-угорских племён.

4)  Исключите несоответствующее русскому национальному стилю в архитектуре, сложившемуся в Древней Руси:

а) многокупольность;

б) пирамидальность композиции;

в) башнеобразные формы;

г) наличие мозаичных панно.

 

5) В период Средневековья большим спросом в Европе пользовались ювелирные изделия древнерусских мастеров, выполнявшиеся в техниках … (исключить несоответствующее):

а) зернь;

б) резьба по нефриту;

в) скань;

г) перегородчатая эмаль.

 

6) Исключите несоответствующее истолкованию русской иконы, данному философом Е. Н. Трубецким:

а) икона передаёт стремление к абсолюту, острое переживание разрыва между действительностью и идеалом;

б) икона – не портрет, а символическое изображение;

в) икона отражает понимание земного бытия;

г) святые лики противопоставляют грешному миру иную жизнь.

 

7) В стиле так называемого «нарышкинского барокко» были построены (исключить несоответствующие):

а) Московский Кремль;

б) Сухарева башня в Москве;

в) Церковь Покрова в Филях;

г) Трапезная Троице-Сергиевой лавры.

 

8) Реформы Петра I способствовали секуляризации русской культуры и подготавливали почву для распространения идей европейского Просвещения в России. Исключите не относящееся к новшествам, появившимся в России в первой четверти XVIII в.:

а) открываются первые школы, ориентированные на техническое образование (Навигацкая, Инженерная);

б) начали регулярно издаваться газеты и журналы;

в) для русской знати устраиваются балы и ассамблеи;

г) в страну проникают философские и общественно-политические идеи европейских мыслителей: И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса.

 

9) В 1764 г. Екатерина II утвердила разработанное И. И. Бецким «генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Императрица ставила целью (исключить несоответствующее):

а) воспитать «новую породу или новых отцов и матерей»;

б) для обучения и воспитания  было решено набирать крестьянских детей;

в) надлежало воспитывать такие качества, как страх божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, знание «домостроительства»;

г) предусматривалось создать закрытые «воспитательные училища», куда поступали бы дети не старше 5–6 лет.

 

10) Культурным событием огромной важности с точки зрения отражения национального самосознания стало издание «Истории государства Российского», автором которой является:

а) П. Я. Чаадаев;

б) Н. М. Карамзин;

в) В. Н. Татищев;

г) М. М. Щербатов.

 

11) Русская культура приобретает европейское значение в ходе двустороннего культурного обмена с Европой, не утрачивая при этом своеобразия:

а) в XVI в.;

б) в ХХ в.;

в) в XVIII в.;

г) в ХIХ в.

 

12) К деятелям «серебряного века» русской культуры принадлежат:

а) А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев;

б) П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский;

в) А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский;

г) А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева.

13) Исключите несоответствующее характеристике русской культуры, данной евразийцами (Л. П. Карсавиным, Н. С. Трубецким, П. Н. Савицким):

а) Россия занимает срединное положение между Азией и Европой;

б) самобытность русской культуры и путей её развития;

в) своеобразный культурный мир России никак не связан с её географией;

г) русский этнос включал не только славянские племена, но испытывал сильное воздействие со стороны тюркских и финно-угорских племён.

14) Исключите несоответствующее основным чертам русского народа, отмеченным Д. С. Лихачёвым в статье «О национальном характере русских»

а) преданность идее свободы;

б) максимализм;

в) индивидуализм;

г) вольнолюбие.

 

9.5. Справочный материал к теме 9

 

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, универсализации и унификации. Считается, что глобализация мировой экономики и политики, как и многие другие проблемы современной культуры, напрямую связаны с развитием индустриального и постиндустриального общества.

Глокализация – разнонаправленные процессы, происходящие в культуре на фоне глобализации, выражающиеся в тенденции к сохранению и даже усилению региональных, этнических, национальных и религиозных отличий. С точки зрения современных ученых, «глобализация» и «глокализация» взаимно дополняют друг друга, и универсальные процессы и явления в целях большей эффективности должны учитывать региональные, этнические, религиозные особенности. При этом в явлении глокализации заметны и протестные составляющие – против тотальной унификации образа жизни и ослабления местных традиций.

Деконструкция – одно из основных понятий в философии постструктурализма и постмодернизма, связанное с идеей преодоления прежде господствовавших в европейской традиции оппозиций природы и культуры, знака и реальности, образа и вещи. Цель деконструкции – выявить опорные понятия бытия, скрытые указанными оппозициями. Деконструкция предполагает понимание явления посредством разрушения стереотипа и включения в новый контекст. Понятие разработано Жаком Деррида.

Дискурс («рассуждение») – означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, приобретающее смысл только в рамках деятельности. В современной постмодернистской философии дискурсом считается научная или философская концепция, обращённая к слушателю. В конце прошлого века под дискурсом стали подразумевать и коммуникативное явление, и сложную систему иерархии знаний, которая, кроме текстов, включает множество разнообразных факторов, необходимых для их понимания (знания об окружающем мире, цели и установки автора и адресата и т.д.) Постмодернистское понимание дискурса восходит к работам Мишеля Фуко, который рассматривал дискурс как то, что создается совокупностью знаков, их последовательностью, а также совокупностью формулировок и высказываний. Дискурс, т.о., понимается как совокупность высказываний, подчиняющихся одной системе формирования. Дискурс – это не только культурный текст сам по себе, но и социальная практика, к которой он относится.

Евразийство – идейно-политическое и философское учение в русской эмиграции 1920-х – 1930-х гг., наследовавшее идеи поздних славянофилов – Н. Я. Данилевского, Н. Н. Страхова, К. Н. Леонтьева. Началом движения считается выход в 1921 г. сборника «Исход к Востоку», в котором приняли участие философы и публицисты Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский, П. П. Сувчинский. Доктрина евразийства противопоставляла исторические судьбы, задачи и геополитические интересы России и Запада, рассматривая Россию как «Евразию», особый культурный мир между Европой и Азией.

Интеграция (культурная интеграция) – процесс взаимодействия и взаимовлияния между различными культурами, ведущий к углублению культурных связей между ними и усилению взаимопонимания. Особенно актуальным этот процесс стал в ходе глобализации.

Информационная культура – понятие, характеризующее культуру с точки зрения накопления, обработки и трансляции информации.

Информационное общество – ступень развития общества, на которой использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на все основные сферы культуры и социокультурные институты.

Конфигуративная культура – в концепции Маргарет Мид - тип культуры, присущий динамично развивающимся обществам, соответствующий индустриальному обществу, когда активно внедряются инновации, традиции уже утратили былой авторитет, картина мира потеряла стабильность, резко меняется уклад жизни. Образцы поведения, принятые в прошлом, ещё остаются элементами исторической памяти и связь между поколениями ещё на прерывается, однако молодые люди теперь ориентируются не на опыт стариков, а на опыт своих современников.

Массовая культура - 1) понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и развитием средств массовой информации. В сущности, выражает повседневную культуру индустриального и постиндустриального обществ. Производство, распространение и потребление любых продуктов массовой культуры носят индустриально-коммерческий характер. 2) Массовую культуру выделяют как особую форму выражения художественного содержания, соответствующую цивилизационной стадии развития общества в индустриальную эпоху. Для эстетики массовой культуры характерно балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке.

Модерн - стиль, считающийся последним из «великих стилей» в европейской культурной традиции. Стиль конца XIX-начала XX вв., провозгласивший эстетическую программу, направленную на преобразование жизни эстетическими средствами, на сотворение прекрасного, которое не содержится в окружающей жизни. Творчество, художественная фантазия, уподоблялось творящим силам природы. Для данного стиля характерно сочетание символической идеи и декоративного мотива, а также тяготение к синтезу искусств

Модернизм (от фр. – «современный) – общее обозначение направлений в искусстве XX в., отошедших от традиций европейского искусства и утверждающих новые подходы к изображению бытия. Например, фовизм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм, примитивизм и т. д.

Мультикультурализм – означает 1) политику, направленную на сохранение и развитие культурных различий (например, этнических и национальных) в рамках как отдельно взятой страны, так и мира в целом; 2) теорию, обосновывающую сохранение многообразия самобытных культур, выступающую в противовес концепции «плавильного котла» (последняя предполагает «слияние» всех культур в одну). Концепция мультикультурализма характеризует свой подход к разнообразию культур как к «культурному плюрализму», к «мозаике» (и даже к «салатнице»). В настоящее время в связи с наплывом мигрантов в Европу с «юга» и «востока» концепция мультикультурализма пребывает в кризисном состоянии. Проблематика мультукультурализма ближе всего подходит к теме «толерантность».

Префигуративная культура – согласно теории М. Мид, тип культуры, соответствующий современному постиндустриальному обществу, когда старшие поколения полностью перестают быть авторитетом и образцом поведения для молодёжи; молодое поколение теперь ориентируется исключительно на свой собственный жизненный опыт.

Постмодернизм – философия и эстетика постиндустриального общества, сложившаяся вследствие глубокого разочарования в идеях европейского рационализма. Основной смысл постмодернизма видят в создании предпосылок для нового решения проблемы свободы и ответственности, в полимодальном рассмотрении культуры, развитии идеи плюрализма в искусстве и науке, а также утверждении самодостаточности творчества. Постмодернизм поставил себе задачей показать мысль, находящуюся в процессе становления. Стиль и формы философствования постмодерна приближены к художественным текстам. Среди виднейших представителей данного направления – М. Фуко, Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида.

Постструктурализм – направление в философии культуры, появившееся в 1960-х гг., отличавшееся критической направленностью в адрес структурализма. Среди методов, предложенных постструктурализмом, такие, как деконструкция, дискурсивный анализ языка, интерпретация пространства культуры как текста и контекста. К наиболее известным теоретикам постструктурализма относятся французские философы Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко.

Постфигуративная культура – в концепции американского антрополога М. Мид – тип культуры, соответствующий традиционному обществу, когда молодёжь безоговорочно ориентируется на традиции и образцы поведения старших поколений.

Рационализм (от лат «разум») – важнейшее направление в европейской философии, основания которого были заложены в философии античности. Вершиной европейского рационализма считается немецкая классическая философия. Рационализм признаёт человеческий разум основой познания, а также мотивации поведения и деятельности людей. К виднейшим представителям европейского рационализма относятся, например, Р. Декарт, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, М. Вебер.

Релятивизм культурный – (от лат. – «относительный») – направление в европейской мысли Новейшего времени, основанное на признании относительной ценности и относительной истинности культурных норм, религиозных учений, морали, научных теорий, философских концепций, ценностных иерархий. Культурный релятивизм признаёт множественность самоценных культур, разнообразие систем ценностей, культурно-исторических типов и путей их развития.

Ризома – («корневище») – одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма. Введено Ж. Делёзом и Ф. Гваттари. Образно ризома представлялась ими как запутанная корневая система растения, у которой невозможно выделить ни начала, ни конца, ни центра. Понятие ризомы призвано противостоять типичным для классической европейской культуры «линейным структурам» (например, бытию, мышлению). Ризома отражает типичную для постмодернизма установку на деконструкцию (разрушение) традиционных представлений о структуре текста. При этом интерпретация текста понимается не в традиционном герменевтическом смысле, а как «процедура означивания», предполагающая множественность и произвольность определения семантических центров. Понятие ризомы отражает постмодернистские представления о «тексте» (в т.ч. бытии), для которого характерно отсутствие структуры, направленности, системообразующих центра и «стержня». Для постмодернистских концепций «общим местом» является абсолютизация неопределенности и представление о существовании неограниченных возможностей изменения, причем мир видится постмодернистам как некое «броуновское движение».

Сенситивная культура (от англ. «чувственный») – в концепции с По мысли авторов, ризома способна порождать неожиданные несистемные различия оциодинамики П. А. Сорокина – один из трёх основных типов культуры. Сенситивная культура, по Сорокину, основана на стремлении людей преимущественно к материальному успеху, комфорту и чувственным удовольствиям. Массовая культура современности обычно определяется именно как выраженно «сенситивная».

Симулякр – одно из важнейших понятий в эстетике постмодерна. Означает образ, или «копия» отсутствующей действительности, лишённое подлинности «правдоподобное подобие»; некий поверхностный объект, за которым отсутствует реальность. Применительно к семиотике – знак, не имеющие реального означаемого объекта. Термин введен французским философом Жоржем Батаем, и активно использовался в работах Жиля Делёза и Жана Бодрийяра. Согласно Бодрийяру, одной из главных черт симулякра является его способность маскировать отсутствие настоящей реальности.

Ст


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.