Тема: Культура как форма трансляции социального опыта. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема: Культура как форма трансляции социального опыта.

2020-04-03 209
Тема: Культура как форма трансляции социального опыта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

3.1. Вопросы для обсуждения

     1) Культура как мир символов и значений.

     2) Языки и тексты культуры.

      3) Коммуникативная природа культуры.

     4) Миф как феномен культуры (точки зрения).

     5) Мифологические системы античности (сравнение).

    6) Культурный архетип и основные факторы его формирования.  

     7) Выдающиеся достижения античных культур.

    

3.2. Дайте определение понятиям

 

Архетип

Аускультация

Вербальные знаки

Гаптика

Гастика

Знак

Знаковая система

Иконические знаки

Кинесика

Коллективное бессознательное

Коммуникация

Коммуникация вербальная

Коммуникация межкультурная

Коммуникация невербальная

Коммуникация паравербальная

Конвенциональные знаки

Культурный код

Культурный текст

Миф

Окулесика

Ольфакция

Паралангвистика

Проксемика

Семантика

Семиотика

Семиотическое поле

Символ

Функциональные знаки

Хронемика

Язык культуры.

 

3.3. Вопросы и задания к практическому занятию

 

1. В чем состоят главные отличия «знака» от «символа»?

2. Что такое «знаковые системы» и какие  типы знаков и знаковых систем Вам известны?

3. Назовите известные Вам направления невербальной семиотики.

4.Что такое «культурные очки»?

5. Перечислите основные виды межкультурной коммуникации.

4. Кто является автором теории архетипов и в чем её суть?

5.  Укажите основные положения мифологической концепции А.Ф. Лосева.

6. Назовите известные Вам разновидности мифов.

 

3.4. Тесты для самопроверки

1) Совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов:

а) знак;

б) символ;

в) язык культуры;

г) текст.

 

2) Наука о знаках, смыслах, значениях:

а) логика;

б) семиотика;

в) этика;

г) аксиология.

 

3) Содержащиеся в коллективном бессознательном общечеловеческие «первообразы» сформировавшиеся на заре существования человечества, – архаические фундаментальные структуры психики:

а) архетипы;

б) мифы;

в) знаки;

г) аллегории.

4) Классический период развития древнегреческой культуры:

а) 336 г. до н. э. – I в. до н. э.;

б) XVI–XII вв. до н. э.;

в) V в. до н. э. – 336 г. до н. э.;

г) VIII в. до н. э. – V в. до н. э.

 

5) Отличие древнегреческой образованности от образованности в ранних цивилизациях:

а) переосмысление сферы сакрального;

б) отсутствие монополии элиты на знание;

в) наличие социальной дифференциации в образовании;

г) десакрализация должности жреца.

 

6) Не относилось к доминантным основам мировоззрения эллинов (исключить несоответствующее):

а) единство «дионисического» и «аполлонического» начал;

б) возникновение понятий личности и гражданственности;

в) внутренняя свобода;

г) отсутствие патриотического чувства.

 

7) Древние племена, населявшие Апеннинский полуостров, оказавшие большое влияние на римскую культуру:

а) греки;

б) готы;

в) этруски;

г) аланы.

 

8) Площадь в Древнем Риме, где происходили народные собрания, устраивались ярмарки и вершился суд:

а) агора;

б) атриум;

в) акрополь;

г) форум.

 

9) Древнеримский жрец, предсказывавший волю богов по внутренностям жертвенных животных:

а) авгур;

б) гаруспик;

в) чревовещатель;

г) понтифик.

 

10) Древнеримский оратор и мыслитель, в своем произведении «Тускуланские беседы» впервые употребивший термин «культура» применительно к человеческой личности:

а) Цицерон;

б) Марк Аврелий;

в) Тацит;

г) Сенека.

 

11) В рамках невербальной семиотики занимается изучением визуального поведения людей и языка глаз:

а) проксемика;

б) окулесика;

в) гастика;

г) аускультация.

 

12) Научное направление, которое занимается изучением времени в коммуникации:

а) ольфакция;

б)  кинесика;

в) хронемика;

г) гаптика.

 

13)  Древнегреческий полис, ставший эталоном древнегреческой демократии:

а) Коринф;

б) Сиракузы;

в) Афины;

г) Аргос.

 

14) Римское божество входа и выхода, начала любого действия:

а) Янус;

б) Гений;

в) Минерва;

г) Веста.

 

3.5. Справочный материал к теме 3.

 

Архетип (от греч. «древняя печать»)–согласно теории К.Г. Юнга, представляет собой символическое содержимое коллективного бессознательного, врождённые психические структуры. Формирование архетипов происходило в древнейший период на уровне всего человечества в ходе первичной адаптации к природным и социальным условиям. Архетипические символы сохраняют и воспроизводят коллективный опыт человечества, обеспечивают преемственность культурного развития. Будучи практически неосознаваемыми и крайне устойчивыми к изменчивости, архетипы проявляются в мифологических образах и сюжетах, религиозных учениях и ритуалах, в национальных идеалах, в символике искусства, а также в сновидениях, фантазиях, фобиях. Различают архетипы фундаментальные, или универсальные, запечатлевшие общие базисные символы (например, укрощенный огонь, союз мужского и женского начал) и этнические (культурные) архетипы, связанные с генезисом конкретных культур.

Аускультация – в рамках невербальной семиотики и межкультурной коммуникации – особая дисциплина, занимающаяся проблемами слухового восприятия звуков и аудиального поведения людей в процессе общения.

Вербальные знаки (и знаковые системы) – разговорные языки и диалекты; любой язык общения – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу конкретной культуры.

Гаптика - в рамках невербальной семиотики и межкультурной коммуникации –дисциплина, изучающая тактильную коммуникацию, язык касаний в ходе человеческого общения.

Гастика - в рамках невербальной семиотики и межкультурной коммуникации –дисциплина, занимающаяся проблемами знаковых и коммуникативных функций пищи, манеры её принятия, застольному этикету в разных культурах.

Знак - артефакт, условно замещающий в коммуникативном или трансляционном процессе какой-либо объект (предмет, свойство, явление, понятие, действие, событие). Знак – основное средство культуры, с помощью которого осуществляется, фиксируется, передаётся и оценивается информация в культурных текстах, происходит общение индивидов и социальных групп между собой. Знаки объединяются в знаковые системы. Изучением знаков и знаковых систем занимается семиотика.

Знаковые системы - совокупности знаков, обладающие внутренней структурой, служащие для осуществления коммуникации и трансляции социокультурной информации. Часто выделяют языковые знаковые системы, (включающие разговорные и искусственные языки), и неязыковые знаковые системы (символы, сигналы).

Иконические знаки - или «знаки-образы», так как они обязательно должны иметь большее или меньшее сходство с тем, что обозначают. Это знаки в полном смысле слова, поскольку их основной функцией является знаковая. Например, имитация звуков в музыке, изображающие природные явления или человека произведения изобразительного искусства, образные описания в художественной литературе.

Кинесика - наука о жестах, мимике, позах, телодвижениях, манерах в процессе коммуникации.

Коллективное бессознательное - в психоанализе (в том числе в психоанализе культуры), одна из форм бессознательного, единого для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. В отличие от индивидуального подсознания, коллективное бессознательное не зависит от индивидуального опыта и представляет собой «общий знаменател» для разных людей.

Коммуникация – важнейший из процессов культуры связанный с взаимодействиями между людьми, социальными группами, социокультурными институтами. В ходе этого процесса происходит передача информации и обмен ею посредством принятых в данной культуре знаковых систем.

Коммуникация вербальная - основной вид коммуникации - речевое общение.

Коммуникация межкультурная - информационные взаимодействия культур в процессе и в результате прямых или опосредованных контактов между разными этническими и национальными группами.

Коммуникация невербальная - совокупность неязыковых средств, символов и знаков, использующаяся для передачи информации и сообщений в процессе общения.

Коммуникация паравербальная - вид межкультурной коммуникации, включающий совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь: интонации, тембр, ритм, высоту, громкость, скорость речи и другие паралингвистические средства.

Конвенциональные знаки (и знаковые системы) - знаки условные, которые создаются специально со знаковой функцией, и никакой другой функции в культуре не имеют. Существует несколько разновидностей конвенциональных знаков, в том числе условные обозначения и разнообразные сигналы.

Культурный код - совокупность знаков, смыслов, идеалов, ценностей данного общества, которые определяют присущие ему способы деятельности и модели поведения.

Культурный текст - рассматривая культуру как знаковую систему, семиотика любые культурные явления представляет в качестве текстов, несущих информацию и обладающих смыслом. Исходя из этого, тексты могут быть литературными, религиозными, научными и т.п. Они могут представать в виде художественных произведений, любых артефактов, традиций, обычаев, ритуалов, а также собственно человеческого поведения.

Миф – в переводе с древнегреческого означает «предание», «сказание». Определение мифа зависит от того, какая концепция мифологического сознания принимается за исходную позицию. Миф может трактоваться, таким образом, как эпос или сказка, как иносказание или аллегория, как «первобытная наука». Можно трактовать миф в контексте теории коллективного бессознательного, в частности, в рамках теории архетипов, а можно исходить из предположения о символической природе мифа, ставя его в один ряд с языком и искусством (в рамках семиотики), или вовсе определять как изначальную и неотъемлемую часть человеческой культуры (концепция А.Ф. Лосева).

Окулесика – особая дисциплина в рамках невербальной коммуникации и семиотики, изучающая визуальное поведение людей и язык глаз.

Ольфакция – в рамках невербальной коммуникации и семиотики - наука о языке запахов и их роли в коммуникации.

Паралингвистика - в рамках паравербальной коммуникации и семиотики, изучающая особенности звучания голоса, обусловленные биологическими, физиологическими, психологическими, социальными, национально-этническими причинами.

Проксемика – в рамках семиотики и невербальной коммуникации, особая дисциплина, занимающаяся изучением пространства коммуникации.

Семантика (от греч. – «обозначающий») – в языкознании, логике, семиотике исследует смысловую сторону слов и выражений, а также отношения между знаками и изменения значений слов в ходе развития языка. Задачами семантики являются уточнение смыслов, соответствий, а также интерпретация – выявление смысла какого-либо культурного текста.

Семиотика (от греч. «учение о знаках») или семиология – наука о знаках и знаковых системах; общее название комплекса научных теорий, изучающих свойства знаков и знаковых систем как важнейших способов коммуникации.

Семиотическое поле – совокупность всех знаковых средств данной конкретной культуры.

Символ - символы составляют особую группу среди знаков культуры, поскольку они не только указывают на обозначаемые предметы или явления, но и выражают их смысл, зачастую очень глубокий. В наглядно-образной форме символ передает абстрактные идеи и понятия, несет в себе глубокое мифологическое и философское содержание. К важнейшим символам относят, государственные (геральдическая символиках гербов, эмблем, орденов, флагов), а также религиозные (звёзды, кресты и т. д.).

Функциональные знаки (знаковые системы) – принадлежат творениям человека, представляя собой «вторичную» функцию артефактов. Помимо своего первичного, функционального назначения, творения культуры приобретают знаковый смысл, знаковые функции (например, престижность, социальную значимость, статус владельца).

Хронемика - в рамках семиотики и невербальной коммуникации, наука о времени и его восприятии в коммуникации.

Язык культуры - совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

 

Ключ  к тестам:

 

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ответ в б а в б г в г б а б в в а

    3.6. Рекомендуемая литература

а) основная учебная литература

1. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям/ Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 487 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52495.

2. Багновская Н.М. Культурология [Электронный ресурс]: учебник/ Багновская Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 420 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24793.

3. Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: Учебное пособие для бакалавров всех специальностей / В.Б. Тихонова. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД» 2013. ISBN 978-5-7937-0910-1. 261 с. - Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

 

б) дополнительная учебная литература и другие информационные источники

 

1. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам: учеб. пособие для вузов / С. Д. Бакулина. М.: Флинта Наука, 2015.

2. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 239 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12796.

3. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие для высших учебных заведений/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25461.

4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М.: Бизнеском, 2013.

5. Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров и студентов вузов / А. А. Горелов.  М.: Юрайт, 2013.

6. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. М.: Омега-Л, 2013.

7.  Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Алгоритм, 2014.

8. Зубко Г.В. Миф. Взгляд на Мироздание [Электронный ресурс]/ Зубко Г.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 360 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21885.

9.  Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. М.: Юрайт, 2015.

10.  Культурология. Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения / Сост. А. Н. Кислицына – СПб., 2013. – 41 с. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1545.

11.  Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

12.  Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И. Г. Дорошина. Пенза: Социосфера, 2014.

13.  Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. М.: Проспект, 2013.

14.  Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. СПб.: Alexandrina, 2014.

15.  Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2013.

16.  Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. СПб.: Азбука, 2014.

17.  Серов Н.В. Семантика цвета [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Серов Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 68 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13205.

18.  Садохин А.П. Основы этнологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52529.

19.  Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52044.

20.  Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 141 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086.

21.  Стецкевич, М. С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры / М. С. Стецкевич. СПб., 2013.

22.  Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров/ В.Б. Тихонова.– СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. ISBN 978-5-7937-1312-2. –116 с. -Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

23.  Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. М.: Академический проект, 2014. 

24.  Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: исследование форм жизни, уклада и форм мышления в XIV – XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013.

25.  Хёйзинга, Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015.

26.  Шендрик А.И. Социология культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология»/ Шендрик А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52642.

27.  Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований [Электронный ресурс]/ Элиаде М., Кулиано И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 384 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36562.

 

 Практическое занятие №4

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.