Тема: Сущность динамики культуры   — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема: Сущность динамики культуры  

2020-04-03 142
Тема: Сущность динамики культуры   0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5.1. Вопросы для обсуждения

1) Универсальные процессы культуры.

2) Теория социокультурной динамики П. А. Сорокина.

3) Смена духовных стилей в европейской культуре.

4) Сущность средневекового типа культуры и его особенности.

5) Духовный мир человека европейского Средневековья.

6) Светская культура европейского Средневековья: на примере культуры европейского рыцарства и простонародной карнавальной культуры.

7) Религиозная культура европейского Средневековья.

8) Готика – великий стиль европейской средневековой культуры.

         

5.2.  Дайте определение понятиям

 

Аккультурация

Ассимиляция

Диалог культур

Диффузия культурная

Инверсия

Инновации

Кризис социокультурный

Культурный застой

Культурный синтез

Культурное наследие

Модернизация культурная

Обряды

Обычаи

Самобытность

Срединная культура

Традиции

Ценностное ядро культуры.

5.3. Вопросы и задания к практическому занятию

 

1. В чем отличие модернизации органической от модернизации неорганической?

2.Перечислите основные виды культурной изменчивости.

3. Что такое культурный застой.

4. Каковы основные источники и факторы культурной динамики?   

5. Что такое диалог культур?

6. Каковы главные истоки культуры европейского Средневековья?

7. Назовите основные периоды средневековой культуры Западной Европы.

8. Что такое великие стили культуры? Какие великие стили европейской культуры Вам известны? Перечислите их в хронологическом порядке.

 

5.4. Тесты для самопроверки

1) Тип культурной изменчивости, при котором в результате переосмысления культурного наследия или заимствований извне интенсивные процессы обновления приводят к качественно новому состоянию культуры:

а) возрождение;

б) трансформация;

в) инверсия;

г) культурная диффузия.

 

2) Один из процессов культуры связанный с взаимодействиями между людьми, социальными группами, организациями. В ходе этого процесса происходит передача информации и обмен ею посредством принятых в данной культуре знаковых систем:

а) социокультурная коммуникация;

б) культурная диффузия;

в) культурогенез;

г) воспроизводство культурных институтов.

 

 

3) «Откат», или «маятниковые качания» культуры от полюса к полюсу, вариант циклических изменений в культуре:

а) упадок культуры;

б) кризис культуры;

в) инверсия;

г) модернизация.

4) Ослабление дифференциации культуры, либо устранение каких-либо её элементов, норм, идеалов, что ведёт к упрощению культурной жизни общества:

а) упадок культуры;

б) инверсия;

в) модернизация;

г) возрождение.

 

5) Традиционно установленный порядок поведения, основанный на укоренившейся привычке и одобренный обществом образец действия, отступление от которого порицается обществом:

а) обряд;

б) обычай;

в) ритуал;

г) процесс.

 

6) Сумма всех достижений конкретной культуры и исторический опыт данного общества, обладающий вневременной ценностью:

а) система ценностей;

б) ритуалы;

в) обряды;

г) культурное наследие.

 

7) Состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний в обществе, вплоть до консервации общей системы ценностей. Приверженность общества к неизменным традициям и резкое ограничение или запрет на новшества и культурные заимствования:

а) кризис культуры;

б) трансформация;

в) культурный застой;

г) эволюция.

 

8) Одна из форм распространения культуры, означающая взаимное проникновение культур при их соприкосновении:

а) культурогенез;

б) эволюция культуры;

в) культурная диффузия;

г) культурная модернизация.

9) К истокам средневековой европейской культуры не относится (исключить несоответствующее):

а) культуры «варварских» народов Европы (кельтов, германцев);

б) культура Возрождения;

в) культурные традиции Римской империи;

г) христианство.

 

10) Период культурного расцвета средневековой Европы:

а) XII–XV вв.;

б) V–VIII вв.;

в) VI–XI вв.;

г) IX–XV вв.

 

11) Термин «Средние века» введён в научный оборот:

а) итальянскими гуманистами эпохи Возрождения в XVI в.;

б) отцами христианской Церкви в VI–VII вв.;

в) просветителями XVIII в.;

г) религиозными философами XIX–ХХ вв.

12) «Библия для неграмотных» в средневековой культуре Европы:

а) музыка;

б) архитектура;

в) живопись;

г) книжная миниатюра.

 

13) К основным чертам средневековой культуры не относится (исключить несоответствующее):

а) доминирование христианской религии;

б) иерархизм;

в) преобладание светского образования;

г) символизм.

14) В истории европейской культуры XI – XIII вв.  вагантами называют:

а) бродячих поэтов – клириков и школяров;

б) странствующих проповедников;

в) странствующих рыцарей;

г) придворных.

 

 

5.5. Справочные материалы к теме 5.

 

Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин введён американской культурной антропологией в ХХ в. для обозначения процесса заимствования элементов других культур, а также результатов этого процесса. Близкими к аккультурации по значению являются такие термины, как «культурный контакт» и «транскультурация».

Ассимиляция - процесс, в результате которого члены какой-либо социальной группы, находясь под непосредственным влиянием другой культуры, усваивают её нормы и традиции, утрачивая при этом собственное культурное своеобразие.

Диалог культур – взаимообмен ценностями, предполагающий равенство вступающих в общение культур, при котором культуры, соприкасаясь друг с другом, осознают свою индивидуальность и свои особенности.

Диффузия культурная – заимствования достижений одних обществ другими в результате пространственного распространения достижений; распространение культуры в пространстве.

Инверсия (культурная) – вид культурной изменчивости, предполагающий так называемые «маятниковые качания» культуры из крайности в крайность. Крайним выражением инверсии считается социальная революция.

Инновации - важнейшие факторы культурной динамики, связанные с выработкой или изобретением новых идей, образов, моделей, принципов действия, программ изменения общества, новых типов мышления и чувствования.

Кризис социокультурный – один из видов культурной изменчивости. Переходное состояние культуры и общества: между культурным периодом, уходящим в прошлое, и только ещё формирующейся новой культурной реальностью.

Культурный застой – состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний в обществе.

Культурное наследие - это та часть духовной и материальной культуры, которая создана предшествующими поколениями и передаётся последующим в качестве ценного и почитаемого.

Культурный синтез - взаимодействие и соединение разнородных элементов, в результате которого возникает отличное от исходных компонентов культурное явление, течение, социокультурная система, стиль и т.д.

Модернизация культурная - в широком смысле слова связана с обновлениями в культуре, которые могут иметь место в любой период и в любом обществе. Однако в настоящее время модернизация чаще всего рассматривается в узком смысле - как переход от доиндустриального общества к индустриальному. Этот «узкий» подход основывается на теории модернизации, рассматривающей движение доиндустриальных обществ к экономическим, социальным, политическим системам и массовой культуре, характерным для развитых капиталистических стран. В современной науке различают два вида модернизации: а) органическая модернизация, которая подготовлена всем ходом предшествующего развития данного общества. Она обычно идёт «снизу», «изнутри» культуры, и начинается с изменения общественного сознания, а не с экономики. Например, капитализм в европейских странах возник как естественное следствие развития культуры; а) неорганическая модернизация, которая представляет собой вариант «догоняющего» развития. Она обычно идёт «сверху», предпринимается с целью преодоления экономической отсталости и начинается не с культурных изменений, а с экономики: модернизация производства приводит к изменениям в социальной, политической и духовной сферах. Совершается неорганическая модернизация путём заимствования чужих технологий, закупки оборудования и патентов, приглашения зарубежных специалистов, инвестиций, обучения своих специалистов за границей.

Обряды – массовые действия, которые сопровождают важные моменты человеческой жизни, отражают традиции данной культуры и религиозные представления в обществе. Обряды устанавливаются обычаями и относятся ко всем слоям данного общества.

Обычай - это традиционно установленный порядок поведения, одобренный обществом образец действия, основанный на укоренившейся привычке. Нарушение обычая порицается обществом. Привычки и обычаи, переходящие от поколения к поколению, превращаются в традиции.

Самобытность - связана со своеобразием конкретной культуры и её исторического опыта. Самобытность отражает специфику общественного развития, а также историческую преемственность культуры, которая обеспечивает связь прошлого и настоящего, ориентирует на будущее. Благодаря самобытности, общество самостоятельно развивается: с одной стороны, опираясь на своё прошлое и внутренние резервы, а с другой стороны, усваивая достижения, заимствованные извне.

Срединная культура - пронизывает собой обыденную (или повседневную) культуру данного конкретного общества. В рамках срединной культуры складывается устойчивый нравственный идеал и устойчивый образ жизни данного общества, приемлемый для широких масс населения в течение длительного периода времени. 

Традиции – унаследованные о в рамках которой складывается устойчивый нравственный идеал и устойчивый образ жизни данного общества т предшествующих поколений ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы и взгляды. Традиции служат объединению общества и окружены ореолом почёта и уважения.

Ценностное ядро культуры - устойчивая и непротиворечивая система ценностных ориентаций в данном обществе, которая обусловливает его единство и целостность. На основе ценностного ядра формируется срединная культура общества.

Ключ  к тестам:

 

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ответ б а в а б г в в б а а б в а

 

     5.6. Рекомендуемая литература

а) основная учебная литература

1. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям/ Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 487 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52495.

2. Багновская Н.М. Культурология [Электронный ресурс]: учебник/ Багновская Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 420 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24793.

3. Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: Учебное пособие для бакалавров всех специальностей / В.Б. Тихонова. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД» 2013. ISBN 978-5-7937-0910-1. 261 с. - Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

 

б) дополнительная учебная литература и другие информационные источники

1. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам: учеб. пособие для вузов / С. Д. Бакулина. М.: Флинта Наука, 2015.

2. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 239 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12796.

3. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие для высших учебных заведений/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25461.

4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М.: Бизнеском, 2013.

5. Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров и студентов вузов / А. А. Горелов.  М.: Юрайт, 2013.

6. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. М.: Омега-Л, 2013.

7.  Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Алгоритм, 2014.

8. Зубко Г.В. Миф. Взгляд на Мироздание [Электронный ресурс]/ Зубко Г.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 360 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21885.

9.  Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. М.: Юрайт, 2015.

10.  Культурология. Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения / Сост. А. Н. Кислицына – СПб., 2013. – 41 с. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1545.

11.  Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

12.  Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И. Г. Дорошина. Пенза: Социосфера, 2014.

13.  Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. М.: Проспект, 2013.

14.  Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. СПб.: Alexandrina, 2014.

15.  Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2013.

16.  Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. СПб.: Азбука, 2014.

17.  Серов Н.В. Семантика цвета [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Серов Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 68 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13205.

18.  Садохин А.П. Основы этнологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52529.

19.  Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52044.

20.  Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 141 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086.

21.  Стецкевич, М. С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры / М. С. Стецкевич. СПб., 2013.

22.  Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров/ В.Б. Тихонова.– СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. ISBN 978-5-7937-1312-2. –116 с. -Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

23.  Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. М.: Академический проект, 2014. 

24.  Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: исследование форм жизни, уклада и форм мышления в XIV – XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013.

25.  Хёйзинга, Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015.

26.  Шендрик А.И. Социология культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология»/ Шендрик А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52642.

27.  Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований [Электронный ресурс]/ Элиаде М., Кулиано И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 384 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36562.

Практическое занятие № 6

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.