Часть 2: Ведение группы                                                        145 — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Часть 2: Ведение группы                                                        145

2020-05-07 141
Часть 2: Ведение группы                                                        145 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что произойдет, если я выпью слишком много газировки в жару?

Я понял, как надо собирать эту игрушку.

Стоит ли мне заняться в следующем году биологией или лучше выбрать музыку?

Какие примеры мыслительной деятельности вы можете привести сами?


 



МЫСЛИ

Мысли — это то, что происходит в вашем уме. Это - множество явлений, которые мы относим к сфере мышления. Например, память, — вы можете думать о ком-то умершем или вспоминать о том, что говорил ваш друг перед отъездом, или представлять, как выглядела ваша собака, пока она не потерялась, или, наконец, пытаться вспомнить, куда вы засунули тапочки. Это все, что уже произошло. Вот еще несколько примеров:

Поставил ли я велосипед в сарай или оставил его на улице?

Моя бабушка печет самые лучшие в мире пирожки с капустой.

Интересно, это синица или воробей?

Еще одним примером мыслительной деятельности является оце­ нивание, которое означает, что вам что-то нравится больше, что-то меньше. Например, честность вам нравится больше, чем ложь, играть в мяч вам нравится больше, чем играть на пианино. Оцен­ка — это выбор, который вы делаете в своем уме, и поэтому мы относим оценивание к области мыслей. Приведем еще примеры:

Хочу ли я дружить с...?

Стоит ли брать сигарету, если мне ее предложили?

Как бы получше расставить мебель в спальне?

Решение математической задачи и изучение новых явлений — это еще один вид мыслительной деятельности, который называется рассуждением. Вот несколько примеров рассуждений:


ЧУВСТВА

Чувства еще называют «эмоциями». Чувства — это то, как мы пе­реживаем разные события. Чувства можно «ощущать» — то есть обычно мы можем описать, что происходит с нашим телом, когда у нас возникают какие-то очень сильные чувства, например, ярость, страх или счастье. Чувства делятся на две составляющие: во-пер­вых, что-то происходит у вас в голове, а во-вторых, что-то слу­чается с вашим телом. Вы можете научиться понимать, в какой части тела «ощущается» та или иная эмоция. Где вы ощущаете свою злость? (Вы можете покраснеть или почувствовать, что ваше дыхание перехватило). Где в своем теле вы можете ощутить страх? (У вас могут зашевелиться волосы на затылке, или вы можете ощу­тить пустоту в животе), Чувства помогают нам понять, что для нас хорошо, а что плохо, и мы можем предпринять какие-то действия, например, убежать, если нам страшно, или поделиться с кем-нибудь своей радостью, когда мы счастливы.

Чувства не бывают хорошими или плохими — это часть нас са­мих. Иногда, под влиянием сильных чувств, например, гнева, мы совершаем поступки, которые задевают других, и мы можем по­пасть в неприятности. Что случится, если вы разозлитесь на брата или сестру за то, что он или она вас дразнят, и вы ударите его или ее? (Возможно, вы получите сдачи, а может


10 Р. Смид


146                         Групповая работа с детьми и

родители накажут вас обоих). А вот поступки, которые вы совершаете под влиянием ваших чувств, могут быть плохими или хорошими. Сами же по себе чувства являются нашей неотъем­лемой частью и не могут быть плохими или хорошими. Чувства могут быть слабыми, средними или сильными по степени их проявления. Одна и та же ситуация может вызвать и слабые, и сильные чувства. Иногда, когда мы испытываем очень сильные чувства, мы можем совершить что-нибудь отвратительное, чтобы дать им выход или как-то их выразить. Скорее всего, позже мы будем жалеть об этом. Возможно, если бы мы подумали вначале, наши чувства не захлестнули бы нас и мы не совершили бы ничего подобного. Например, предпо­ложим, что ваш приятель одолжил ваши роликовые коньки и сломал у них колесо. Вы можете огорчиться (слабое чувство), рассердиться (среднее чувство) или прийти в ярость (сильное чувство). Вместо того чтобы вопить и орать на вашего прияте­ля, что в данной ситуации выглядит бесполезным и только доставит вам неприятности, вы можете выбрать более спокой­ный тон и сказать ему, что вы сильно огорчены и что он должен починить коньки. Какие примеры чувств можете привести вы?

ПОВЕДЕНИЕ

Поведение — это то, что мы делаем. Вы можете видеть, что я сижу и говорю с вами, а я могу видеть, что вы пишете что-то в своих тетрадях. Все это — поведение или действия. На за­нятиях мы очень часто говорим о поведении, потому что нам иногда надо изменить его, чтобы достигнуть каких-нибудь ус­пехов в жизни. Иногда мы рассматриваем неприятные для себя ситуации, и мы должны научиться вести себя по-другому, что­бы справляться с ними.

Какие примеры поведения можете привести вы?                 ,

Что в своем поведении вам хотелось бы изменить?    ж


Часть 2: Ведение группы                                                    147

Литература

Hutchins, Е. Е. (1979). Systematic counseling: The T-F-A model for counselor intervention. Personnel and Guidance Journal, 57,529-531. L'Abate, L (1981). Classification of counseling and therapy: Theorists, methods, processes, and goals: The E-R-A model. Personnel and Guidance Journal, 59,263-265.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Обзор

Каждому человеку хочется быть услышанным и понятым. Дети так­же хотят, чтобы их выслушали и поняли. Подростки на вопрос, что им больше всего не нравится во взрослых, часто отвечают: «Они не слушают меня» или «Они меня не понимают». Поэтому сопереживание является основой групповой работы и одинаково важно и для ведущего, и для детей.

hi

Сопереживание это способность распознать, что про­исходит с другим человеком, и выразить ему свое понима­ние. Важно осознать, что одного понимания недостаточно. Вы должны уметь донести свое понимание до другого чело­века. Эти две стороны сопереживания называются пони­ манием и откликом.

Отклик, в свою очередь, включает чувство и содержание. Содержание это внешнее проявление отклика, оно ис­черпывается вопросами типа: «Кто, что, где, когда, как или почему?» («Что случилось?», «Кто это сделал?»). Чув­ство это эмоциональная реакция на ситуацию. Оно мо­жет высказываться явно, например: «Я сержусь на него», — или не выражаться непосредственно. Чтобы реакция счи­талась сопереживанием, в ней должны обязательно при­сутствовать обе эти составляющие.


10*


148                         Групповая работа с детьми и подростками

Обоснование

Robert Carkhuff (1969,1983) выделил «базовые условия» успешного консультирования: сопереживание, теплота, уважение к клиенту, кон­кретность, открытость, искренность, конфронтация и непосредствен­ность. Сопереживание — наиболее важное из всех этих условий. Без выполнения этого условия трудно ожидать, что консультирование даст положительные результаты. Я двадцать лет обучала технике сопереживания ведущих групп и в какой-то момент пришла к выво­ду, что обучение этим приемам детей, подростков и взрослых, при­ходящих в группу, также может быть очень полезным для них и для группы в целом.

Детей необходимо учить приемам сопереживания по не­скольким причинам. Во-первых, используя эти приемы, дети начинают делиться своим опытом, высказывать соб­ственную точку зрения на общую проблему, вдохновлять и поддерживать друг друга в процессе изучения новых форм поведения, понимать сложные проблемы других и сопереживать им, т. е. начинают помогать друг другу в процессе групповой работы. Во-вторых, используя при­емы сопереживания, дети учатся понимать, как важно уметь слушать других и как здорово быть услышанными! Это умение может сильно пригодиться им в дальнейшем. В-третьих, атмосфера сопереживания помогает детям принимать друг друга такими, какие они есть, и способ­ствует, таким образом, их самораскрытию. Когда дети чувствуют, что рассказы об их переживаниях или поступ­ках не будут осуждаться, им становится легче работать над своими проблемами. По мере того, как дети учатся сочувствовать друг другу, их решимость разобраться со своими трудностями возрастает. Они видят, что осталь­ные в группе работают над их проблемой: «Если они смог­ли, то и я смогу!»

Кроме того, обучение детей приемам сопереживания расширяет их возможности для общения. Они эффек­тивнее начинают помогать друг другу. Они учатся слу­шать, лучше понимать собственные чувства и чувства других людей.


Часть 2: Ведение группы                                                    ] до

Практические рекомендации

В любом случае, вначале вы должны объяснить детям на доступном уровне, что значит «посмотреть на ситуацию глазами другого». Ска­жите им, что сначала они должны попытаться понять, что чувствует другой человек, а потом дать ему ответ, отражающий и содержание его ситуации, и их чувства по этому поводу.

Одним из лучших способов научить детей сопереживанию является использование «сопереживающих формул», которые дети могут при­менять до тех пор, пока выражение сочувствия своими словами не станет для них естественным. Например:

Звучит так, как будто ты______ (чувства),

потому что_______________ (содержание).

Ты выглядишь_________ (чувства),

потому что_______________ (содержание).

Может, ты___________ (чувство)

из-за_________________ (содержание)?

Похоже, что ты____________ (чувство)

из-за_____________ (содержание).

Такие формулировки хорошо подходят для учеников 3-4 класса и старше. Их можно выписать на большой лист бумаги и вывесить на стену. Рядом можно разместить «Таблицу чувств» (рис.3) или любой другой список эмоциональных реакций. Не следует пускаться в глубокие философские рассуждения по поводу сопереживания. Достаточно дать прямые указания и по­казать пример, дети хорошо поймут вас. Им импонирует, что они теперь способны попробовать понять ситуацию другого и выра­зить ему свое сочувствие. Кроме того, вы увидите, что детям при­ятно сочувствие сверстников и они ощущают себя действительно понятыми.

Пример

1. Объясните детям на доступном уровне, что значит сопережи­вать. Обратите внимание на следующие моменты:

• Как услышать чувства и содержание переживания.

• Как понять, что может чувствовать другой человек.


150                         Групповая работа с детьми и подростками

• Как ответить так, чтобы отразить и чувства, и содержание (кто, что, когда, где, как или почему).

Например, вы можете сказать:

Вы, наверное, хотели бы, чтобы каждый из присутствую­щих мог выслушать вас и понять, что же с вами произош­ло? Давайте научимся сопереживать. Сопереживание оз­начает, что вы должны внимательно выслушать человека, попытаться представить, что он может чувствовать, и ска­зать ему что-то, что показало бы ему ваше понимание си­туации и его переживаний. Вы знаете, что означает «влезть в шкуру другого»? Это значит, что вы не должны высказы­вать какие-либо оценки, пока не прочувствуете чужую си­туацию, другими словами, —»не влезете в шкуру другого». «Влезть в шкуру другого» означает проявить сопережива­ние, понять, что чувствует другой человек.

2. Предложите детям воспользоваться следующими формулами:

Звучит так, как будто ты_______ (чувства), потому что

________ (содержание).

Ты выглядишь__________ (чувства), потому что____________

(содержание).

Может ты_______ (чувство) из-за________ (содержание)?

Похоже, что ты_______ (чувство), из-за_____ (содержание).

Скажите детям, что сейчас им предстоит попробовать на прак­тике применить эти утверждения, и затем покажите им для каждого конкретного случая, как выражать сочувствие друг ДРУГУ-

3. Приведите несколько примеров из тех, что вы найдете на ил­люстрации 8. Попросите детей выразить сочувствие героям, используя формулы, которые вы разобрали. Эти ситуации предназначены для детей 3 класса школы и старше. Если по­требуется, адаптируйте их.

4. После того, как вы обсудите примеры, предложите детям привес­ти собственные ситуации. Остальные дети могут выразить сочув­ствие выступающему, используя уже известные формулы.


 

151

Часть 2: Ведение группы

Иллюстрация 8

СИТУАЦИИ СОЧУВСТВИЯ

Ситуация 1

Мишель только что узнала, что ее мама и папа собирают­ся развестись. Они сказали ей, что некоторое время она будет жить у тети Кэрол, пока все не образуется.

Мишель плачет, рассказывая вам об этом. Вы можете вы­разить сочувствие Мишель? Ситуация 2

Босвеллу 8 лет. На день рождения папа подарил ему щен­ка. Бос гулял с ним каждый день, кормил, поил и играл с ним после школы. Бос очень привязался к своему новому другу и заботился о нем. Однажды Бос пришел из школы и обнаружил, что щенок прорыл дыру под забором и убежал. Бос был очень расстроен. Он искал его повсюду. Его мама помогла ему дозвониться в службу по отлову беспризор­ных животных, чтобы проверить, не попал ли он туда. Бос расклеил объявления о пропаже щенка, но никто не от­кликнулся.

Когда Бос рассказывал вам об этом, он был очень-очень опечален. Можете ли вы посочувствовать Босу?

Ситуация 3

Шаза и Раза — брат и сестра. Их родители приехали из Индии несколько лет назад. Они живут в большом городе и ходят в среднюю школу. Однажды, когда они вернулись из школы, они застали обоих родителей дома. Это было очень странно, потому что они оба работали. Родители сказали им, что их бабушка в Индии тяжело заболела и маме необходимо поехать туда на долгое время, чтобы ухажи­вать за ней.

Раза и Шаза очень огорчены, что их мама уезжает так дале­
ко и неизвестно, когда вернется. Можете ли вы им посочув-,
ствовать?                                                                                  Ж


152



Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.