Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-05-07 | 141 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Что произойдет, если я выпью слишком много газировки в жару?
Я понял, как надо собирать эту игрушку.
Стоит ли мне заняться в следующем году биологией или лучше выбрать музыку?
Какие примеры мыслительной деятельности вы можете привести сами?
МЫСЛИ
Мысли — это то, что происходит в вашем уме. Это - множество явлений, которые мы относим к сфере мышления. Например, память, — вы можете думать о ком-то умершем или вспоминать о том, что говорил ваш друг перед отъездом, или представлять, как выглядела ваша собака, пока она не потерялась, или, наконец, пытаться вспомнить, куда вы засунули тапочки. Это все, что уже произошло. Вот еще несколько примеров:
Поставил ли я велосипед в сарай или оставил его на улице?
Моя бабушка печет самые лучшие в мире пирожки с капустой.
Интересно, это синица или воробей?
Еще одним примером мыслительной деятельности является оце нивание, которое означает, что вам что-то нравится больше, что-то меньше. Например, честность вам нравится больше, чем ложь, играть в мяч вам нравится больше, чем играть на пианино. Оценка — это выбор, который вы делаете в своем уме, и поэтому мы относим оценивание к области мыслей. Приведем еще примеры:
Хочу ли я дружить с...?
Стоит ли брать сигарету, если мне ее предложили?
Как бы получше расставить мебель в спальне?
Решение математической задачи и изучение новых явлений — это еще один вид мыслительной деятельности, который называется рассуждением. Вот несколько примеров рассуждений:
ЧУВСТВА
Чувства еще называют «эмоциями». Чувства — это то, как мы переживаем разные события. Чувства можно «ощущать» — то есть обычно мы можем описать, что происходит с нашим телом, когда у нас возникают какие-то очень сильные чувства, например, ярость, страх или счастье. Чувства делятся на две составляющие: во-первых, что-то происходит у вас в голове, а во-вторых, что-то случается с вашим телом. Вы можете научиться понимать, в какой части тела «ощущается» та или иная эмоция. Где вы ощущаете свою злость? (Вы можете покраснеть или почувствовать, что ваше дыхание перехватило). Где в своем теле вы можете ощутить страх? (У вас могут зашевелиться волосы на затылке, или вы можете ощутить пустоту в животе), Чувства помогают нам понять, что для нас хорошо, а что плохо, и мы можем предпринять какие-то действия, например, убежать, если нам страшно, или поделиться с кем-нибудь своей радостью, когда мы счастливы.
|
Чувства не бывают хорошими или плохими — это часть нас самих. Иногда, под влиянием сильных чувств, например, гнева, мы совершаем поступки, которые задевают других, и мы можем попасть в неприятности. Что случится, если вы разозлитесь на брата или сестру за то, что он или она вас дразнят, и вы ударите его или ее? (Возможно, вы получите сдачи, а может
10 Р. Смид
146 Групповая работа с детьми и
родители накажут вас обоих). А вот поступки, которые вы совершаете под влиянием ваших чувств, могут быть плохими или хорошими. Сами же по себе чувства являются нашей неотъемлемой частью и не могут быть плохими или хорошими. Чувства могут быть слабыми, средними или сильными по степени их проявления. Одна и та же ситуация может вызвать и слабые, и сильные чувства. Иногда, когда мы испытываем очень сильные чувства, мы можем совершить что-нибудь отвратительное, чтобы дать им выход или как-то их выразить. Скорее всего, позже мы будем жалеть об этом. Возможно, если бы мы подумали вначале, наши чувства не захлестнули бы нас и мы не совершили бы ничего подобного. Например, предположим, что ваш приятель одолжил ваши роликовые коньки и сломал у них колесо. Вы можете огорчиться (слабое чувство), рассердиться (среднее чувство) или прийти в ярость (сильное чувство). Вместо того чтобы вопить и орать на вашего приятеля, что в данной ситуации выглядит бесполезным и только доставит вам неприятности, вы можете выбрать более спокойный тон и сказать ему, что вы сильно огорчены и что он должен починить коньки. Какие примеры чувств можете привести вы?
|
ПОВЕДЕНИЕ
Поведение — это то, что мы делаем. Вы можете видеть, что я сижу и говорю с вами, а я могу видеть, что вы пишете что-то в своих тетрадях. Все это — поведение или действия. На занятиях мы очень часто говорим о поведении, потому что нам иногда надо изменить его, чтобы достигнуть каких-нибудь успехов в жизни. Иногда мы рассматриваем неприятные для себя ситуации, и мы должны научиться вести себя по-другому, чтобы справляться с ними.
Какие примеры поведения можете привести вы? ,
Что в своем поведении вам хотелось бы изменить? ж
Часть 2: Ведение группы 147
Литература
Hutchins, Е. Е. (1979). Systematic counseling: The T-F-A model for counselor intervention. Personnel and Guidance Journal, 57,529-531. L'Abate, L (1981). Classification of counseling and therapy: Theorists, methods, processes, and goals: The E-R-A model. Personnel and Guidance Journal, 59,263-265.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ
Обзор
Каждому человеку хочется быть услышанным и понятым. Дети также хотят, чтобы их выслушали и поняли. Подростки на вопрос, что им больше всего не нравится во взрослых, часто отвечают: «Они не слушают меня» или «Они меня не понимают». Поэтому сопереживание является основой групповой работы и одинаково важно и для ведущего, и для детей.
hi |
Сопереживание — это способность распознать, что происходит с другим человеком, и выразить ему свое понимание. Важно осознать, что одного понимания недостаточно. Вы должны уметь донести свое понимание до другого человека. Эти две стороны сопереживания называются пони манием и откликом.
Отклик, в свою очередь, включает чувство и содержание. Содержание — это внешнее проявление отклика, оно исчерпывается вопросами типа: «Кто, что, где, когда, как или почему?» («Что случилось?», «Кто это сделал?»). Чувство — это эмоциональная реакция на ситуацию. Оно может высказываться явно, например: «Я сержусь на него», — или не выражаться непосредственно. Чтобы реакция считалась сопереживанием, в ней должны обязательно присутствовать обе эти составляющие.
|
10*
148 Групповая работа с детьми и подростками
Обоснование
Robert Carkhuff (1969,1983) выделил «базовые условия» успешного консультирования: сопереживание, теплота, уважение к клиенту, конкретность, открытость, искренность, конфронтация и непосредственность. Сопереживание — наиболее важное из всех этих условий. Без выполнения этого условия трудно ожидать, что консультирование даст положительные результаты. Я двадцать лет обучала технике сопереживания ведущих групп и в какой-то момент пришла к выводу, что обучение этим приемам детей, подростков и взрослых, приходящих в группу, также может быть очень полезным для них и для группы в целом.
Детей необходимо учить приемам сопереживания по нескольким причинам. Во-первых, используя эти приемы, дети начинают делиться своим опытом, высказывать собственную точку зрения на общую проблему, вдохновлять и поддерживать друг друга в процессе изучения новых форм поведения, понимать сложные проблемы других и сопереживать им, т. е. начинают помогать друг другу в процессе групповой работы. Во-вторых, используя приемы сопереживания, дети учатся понимать, как важно уметь слушать других и как здорово быть услышанными! Это умение может сильно пригодиться им в дальнейшем. В-третьих, атмосфера сопереживания помогает детям принимать друг друга такими, какие они есть, и способствует, таким образом, их самораскрытию. Когда дети чувствуют, что рассказы об их переживаниях или поступках не будут осуждаться, им становится легче работать над своими проблемами. По мере того, как дети учатся сочувствовать друг другу, их решимость разобраться со своими трудностями возрастает. Они видят, что остальные в группе работают над их проблемой: «Если они смогли, то и я смогу!»
Кроме того, обучение детей приемам сопереживания расширяет их возможности для общения. Они эффективнее начинают помогать друг другу. Они учатся слушать, лучше понимать собственные чувства и чувства других людей.
Часть 2: Ведение группы ] до
|
Практические рекомендации
В любом случае, вначале вы должны объяснить детям на доступном уровне, что значит «посмотреть на ситуацию глазами другого». Скажите им, что сначала они должны попытаться понять, что чувствует другой человек, а потом дать ему ответ, отражающий и содержание его ситуации, и их чувства по этому поводу.
Одним из лучших способов научить детей сопереживанию является использование «сопереживающих формул», которые дети могут применять до тех пор, пока выражение сочувствия своими словами не станет для них естественным. Например:
Звучит так, как будто ты______ (чувства),
потому что_______________ (содержание).
Ты выглядишь_________ (чувства),
потому что_______________ (содержание).
Может, ты___________ (чувство)
из-за_________________ (содержание)?
Похоже, что ты____________ (чувство)
из-за_____________ (содержание).
Такие формулировки хорошо подходят для учеников 3-4 класса и старше. Их можно выписать на большой лист бумаги и вывесить на стену. Рядом можно разместить «Таблицу чувств» (рис.3) или любой другой список эмоциональных реакций. Не следует пускаться в глубокие философские рассуждения по поводу сопереживания. Достаточно дать прямые указания и показать пример, дети хорошо поймут вас. Им импонирует, что они теперь способны попробовать понять ситуацию другого и выразить ему свое сочувствие. Кроме того, вы увидите, что детям приятно сочувствие сверстников и они ощущают себя действительно понятыми.
Пример
1. Объясните детям на доступном уровне, что значит сопереживать. Обратите внимание на следующие моменты:
• Как услышать чувства и содержание переживания.
• Как понять, что может чувствовать другой человек.
150 Групповая работа с детьми и подростками
• Как ответить так, чтобы отразить и чувства, и содержание (кто, что, когда, где, как или почему).
Например, вы можете сказать:
Вы, наверное, хотели бы, чтобы каждый из присутствующих мог выслушать вас и понять, что же с вами произошло? Давайте научимся сопереживать. Сопереживание означает, что вы должны внимательно выслушать человека, попытаться представить, что он может чувствовать, и сказать ему что-то, что показало бы ему ваше понимание ситуации и его переживаний. Вы знаете, что означает «влезть в шкуру другого»? Это значит, что вы не должны высказывать какие-либо оценки, пока не прочувствуете чужую ситуацию, другими словами, —»не влезете в шкуру другого». «Влезть в шкуру другого» означает проявить сопереживание, понять, что чувствует другой человек.
2. Предложите детям воспользоваться следующими формулами:
Звучит так, как будто ты_______ (чувства), потому что
________ (содержание).
Ты выглядишь__________ (чувства), потому что____________
|
(содержание).
Может ты_______ (чувство) из-за________ (содержание)?
Похоже, что ты_______ (чувство), из-за_____ (содержание).
Скажите детям, что сейчас им предстоит попробовать на практике применить эти утверждения, и затем покажите им для каждого конкретного случая, как выражать сочувствие друг ДРУГУ-
3. Приведите несколько примеров из тех, что вы найдете на иллюстрации 8. Попросите детей выразить сочувствие героям, используя формулы, которые вы разобрали. Эти ситуации предназначены для детей 3 класса школы и старше. Если потребуется, адаптируйте их.
4. После того, как вы обсудите примеры, предложите детям привести собственные ситуации. Остальные дети могут выразить сочувствие выступающему, используя уже известные формулы.
151
Часть 2: Ведение группы
Иллюстрация 8
СИТУАЦИИ СОЧУВСТВИЯ
Ситуация 1
Мишель только что узнала, что ее мама и папа собираются развестись. Они сказали ей, что некоторое время она будет жить у тети Кэрол, пока все не образуется.
Мишель плачет, рассказывая вам об этом. Вы можете выразить сочувствие Мишель? Ситуация 2
Босвеллу 8 лет. На день рождения папа подарил ему щенка. Бос гулял с ним каждый день, кормил, поил и играл с ним после школы. Бос очень привязался к своему новому другу и заботился о нем. Однажды Бос пришел из школы и обнаружил, что щенок прорыл дыру под забором и убежал. Бос был очень расстроен. Он искал его повсюду. Его мама помогла ему дозвониться в службу по отлову беспризорных животных, чтобы проверить, не попал ли он туда. Бос расклеил объявления о пропаже щенка, но никто не откликнулся.
Когда Бос рассказывал вам об этом, он был очень-очень опечален. Можете ли вы посочувствовать Босу?
Ситуация 3
Шаза и Раза — брат и сестра. Их родители приехали из Индии несколько лет назад. Они живут в большом городе и ходят в среднюю школу. Однажды, когда они вернулись из школы, они застали обоих родителей дома. Это было очень странно, потому что они оба работали. Родители сказали им, что их бабушка в Индии тяжело заболела и маме необходимо поехать туда на долгое время, чтобы ухаживать за ней.
Раза и Шаза очень огорчены, что их мама уезжает так дале
ко и неизвестно, когда вернется. Можете ли вы им посочув-,
ствовать? Ж
152
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!