Раздел 1. Теоретические основы философии культуры — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Раздел 1. Теоретические основы философии культуры

2020-05-07 118
Раздел 1. Теоретические основы философии культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО. СМИ»

  Б1.В.ОД.4

 

Направление подготовки –  42.03.02 «Журналистика»

Профили подготовки – «Телерадиожурналистика»,

«Спортивная журналистика», «Международная журналистика»

Квалификация выпускника – бакалавр

Форма обучения – очное, заочное

 

Кафедра журналистики

Москва 2019

Рабочая программа дисциплины «Культура. Искусство. СМИ» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 42.03.02 «Журналистика»     и рабочими учебными планами, утвержденными ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

 

 

Автор: Коханая Ольга Евгеньевна – доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета  
Эксперты: Артемов В. Л. – доктор исторических наук, профессор по кафедре журналистики, профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета   Шкондин М.В. – доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению актуальных проблем журналистики кафедры периодической печати Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

 

 

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры журналистики «05» июня 2019 г., протокол № 9.

 

ОДОБРЕНО

Методической комиссией факультета рекламы, журналистики и дизайна

«13» июня 2019 г., протокол № 6.

 

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины «Культура. Искусство. СМИ» - представить в систематизированном виде содержание исторических и теоретических знаний об эстетической сфере, в том числе, об искусстве, о его различных направлениях, течениях, месте его в жизни современного социума. Курс лекций представлен как попытка осмыслить и охарактеризовать эстетические направления и направления в искусстве ХХ века как своеобразный синтез многих предшествующих тенденций предыдущих исторических этапов в развитии эстетической мысли. Изучение данного курса открывает реальные возможности для расширения духовных горизонтов личности студента для повышения уровня общей и профессиональной культуры.

Основными задачами дисциплины являются:

· в приобщении студентов к философско-эстетическим исканиям выдающихся исследователей прошлого (от эпохи античности до ХХI столетия);

· в ознакомлении с западноевропейскими эстетическими концепциями ХХ века;

· в изучении фундаментальных основ эстетического и культурологического знания (теоретико-методологических проблем и категориального аппарата эстетики и культурологии);

· в овладении теоретическими познаниями в области искусства и художественного творчества;

· в развитии и совершенствовании навыков самообразования на базе освоения текстологического материала (памятников зарубежной и отечественной мысли; учебных пособий, методических разработок) и произведений искусства;

· в выработке умений давать адекватную журналистскую оценку различных культурологических феноменов повестки дня;

· в формировании профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению «Журналистика», развитие коммуникационных и психологических качеств.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата

Учебная дисциплина «Культура. Искусство. СМИ» – обязательная дисциплина вариативной части блока 1 «Дисциплины (модули)» ФГОС ВО по направлению 42.03.02 «Журналистика».

Она базируется на знаниях обучающихся, полученных последовательно при изучении дисциплин «История», «Культурология», «История отечественной литературы»,  «Социокультурные коммуникации», «Журналистика в социально-культурной сфере», параллельно в ходе изучения дисциплин: «Философия», «История зарубежной литературы», «Социология».

3.  Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В данном разделе содержится описание перечня планируемых результатов обучения по дисциплине «Культура. Искусство. СМИ», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика».  

Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- способность анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ (ОПК-6);

профессиональные компетенции (ПК):

­ способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикация, владеть методами сбора информации, её проверки и анализа (ПК-1).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

 - основные этапы развития человеческой цивилизации, основные этапы и тенденции исторического развития России;

- исторические типы различных культур и религий, основные виды искусств, их роль в жизни человека и общества;

- место и роль российской культуры в мировом контексте, специфику журналистики как части культуры общества, творчества как культурного феномена;

  уметь:

- анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры;

- обнаруживать понимание гуманистических ценностей, проявления моральных норм и основ нравственного поведения;

- в соответствии с выполняемыми задачами (личностными и профессиональными) выстраивать композицию устного и письменного текста, его логическую структуру, задавать вопросы по существу, налаживать взаимопонимание в диалоге, оценивать особенности аудитории, удерживать и активировать ее внимание; 

-  использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала в контексте задач профессиональной деятельности.

владеть:

- навыками публичного выступления, основываясь на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история);

- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Культура. Искусство. СМИ» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

4.1. Структура дисциплины

Для очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр 3 час. Семестр 4 час.
Аудиторные занятия (всего) 70 36 34
Занятия лекционного типа 56 30 26
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.) 14 6   8
Самостоятельная работа (всего) 38   38
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   Контрольная работа Экзамен  

 4.1.2. Для заочной формы обучения (профиль «Телерадиожурналистика»)

Вид учебной работы Всего часов Семестр 5 час.
Аудиторные занятия (всего) 14 14
Занятия лекционного типа 12 12
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.) 2 2
Самостоятельная работа (всего) 94 94
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   Экзамен  

4.2. Учебно-тематический план дисциплины

Для очной формы обучения

Номер раздела

Наименование раздела/темы

Часов по учебной (рабочей)
программе

Отрабатываемые компетенции

Всего в уч. плане
по разделу /теме

Аудиторная работа

Самостоятельная работа студента

Всего

В том числе

Лекции (всего/интеракт.) Практич. занятия (всего/интеракт.) 1 2 3 4 5 6 7 8   Раздел 1. Теоретические основы философии культуры             1 Устремленность к гармонии как мегаархетип культуры 2 2 2     ОПК-6 2 Интегративная «логика» мифа. Красота и мировые религии 2 2 2     ОК-2 3 Искусство в универсуме общественного сознания. Художественный образ 4 4 2 2   ОПК-6 4 Поиск прекрасного: ретроспективный взгляд. Восток – Запад - Россия: альтернативные пути гармонизации 2 2 2     ОК-2 5.  Проблема вселенской ответственности 2 2 2     ПК-1   Раздел 2. Модификация эстетического мировосприятия: от архаической до индустриальной культуры             6. Древнегреческая цивилизация: красота как единство многообразного 12 12 12     ОК-2 7. Универсализм средневекового эстетического мировосприятия 10 8 8    2 ОК-2 8. Возрожденческая сущность прекрасного 10 6 6   4 ОК-2 9. Амбивалентность рационального и эмоционального в менталитете эпохи Нового времени 8 4 2 2 4 ОК-2 10. Эстетическое сознание эпохи Просвещения 6 4 2 2 2 ОК-2 11. Вариативность прекрасного в индустриальном обществе 6 2 2   4 ПК-1 12. Иррационализм как культурологическая концепция глобального диссонанса в человеческом универсуме 6 4 4   2 ПК-1 13. Эстетические теории и художественные принципы развития искусства конца ХIХ – ХХ века 8 2 2   6 ОК-2   Раздел III. Эстетический мир техногенной цивилизации             14. Сущностные аспекты формирования деструктивной личности. Эстетика авангардизма. 16 8 4 4 8 ОПК-6 15. Постмодернизм в зеркале философии культуры. Массовая культура и массовые коммуникации 10 6 2 4 4 ПК-1 16. Массовая и «желтая» пресса в контексте массовой культуры 4 2 2   2 ПК-1     ИТОГО 108 70 56 14 38    

 

4.2.2 Для заочной формы обучения (профиль «Телерадиожурналистика»)

Номер раздела

Наименование раздела/темы

Часов по учебной (рабочей)
программе

Отрабатываемые компетенции

Всего в уч. плане
по разделу /теме

Аудиторная работа

Самостоятельная работа студента

Всего

В том числе

Лекции (всего/интеракт.) Практич. занятия (всего/интеракт.)
1 2 3 4 5 6 7 8
  Раздел 1. Теоретические основы философии культуры            
1 Устремленность к гармонии как мегаархетип культуры 10 2 2   8 ОПК-6
2 Интегративная «логика» мифа. Красота и мировые религии 6       6 ОК-2
3 Искусство в универсуме общественного сознания. Художественный образ 8       8 ОПК-6
4 Поиск прекрасного: ретроспективный взгляд. Восток – Запад - Россия: альтернативные пути гармонизации 8       8 ОК-2
5.  Проблема вселенской ответственности 8       8 ПК-1
  Раздел 2. Модификация эстетического мировосприятия: от архаической до индустриальной культуры 4       4  
6. Древнегреческая цивилизация: красота как единство многообразного  8       8 ОК-2
7. Универсализм средневекового эстетического мировосприятия 6       6 ОК-2
8. Возрожденческая сущность прекрасного 4       4 ОК-2
9. Амбивалентность рационального и эмоционального в менталитете эпохи Нового времени 4       4 ОК-2
10. Эстетическое сознание эпохи Просвещения 4       4 ОК-2
11. Вариативность прекрасного в индустриальном обществе 5 2 2   3 ПК-1
12. Иррационализм как культурологическая концепция глобального диссонанса в человеческом универсуме 6 2 2   4 ПК-1
13. Эстетические теории и художественные принципы развития искусства конца ХIХ – ХХ века 6 2 2   4 ОК-2
  Раздел III. Эстетический мир техногенной цивилизации 4       4  
14. Сущностные аспекты формирования деструктивной личности. Эстетика авангардизма. 6 2 2   4 ОПК-6
15. Постмодернизм в зеркале философии культуры. Массовая культура и массовые коммуникации 6 2   2 4 ПК-1
16. Массовая и «желтая» пресса в контексте массовой культуры 5 2 2   3 ПК-1
  ИТОГО 108 14 12 2 94  

4.3 Содержание дисциплины

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 3.

Вопросы для обсуждения:

1.Искусство и философия. Роль эстетического постижения в искусстве и философии.

2. Искусство и наука. Специфика познания в науке и искусстве.

3. Искусство и религия. Точки соприкосновения и взаимовлияния. Диалектика эстетического и религиозного чувства.

4. Искусство и мораль: анализ нравственной стороны эстетической деятельности.

5. Искусство и политика. Точки соприкосновения. Государственная политика и искусство.

6. Понятие художественного образа и его назначение в искусстве.

7. Специфика художественного образа.

8. Художественно - образный тип мышления в искусстве и его особенности.

9. Рождение художественного образа: конкретные пути  (типизация, индивидуализация, символизация).

    Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 9.

Вопросы для обсуждения:

1. Эстетические принципы маньеризма.

2. Эстетические принципы барокко. Особенности барокко в западноевропейском искусстве.

3. Особенности барочного искусства в России.

4. Социально-культурные предпосылки возникновения классицизма.

5. Основные эстетические принципы классицизма. Трактат Н.Буало «Поэтическое искусство».

6. Особенности искусства эпохи классицизма.

7.  Эстетика садово-парковых ансамблей эпохи классицизма.

8. Судьба классицизма в России. 

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 10.

1. Эстетические принципы английского Просвещения.

2. Особенности эстетики Просвещения во Франции.

3. Эстетические особенности Просвещения в Германии.

4. Судьба Просвещения в России. 

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 14.

1. Идеологические, философские, научные и художественные факторы, влияющие на развитие эстетической мысли и искусства.

2. Основные эстетические теории конца XIX – XX века.

3. Основные направления в искусстве конца XIX – XX века (подробно рассказать об одном из направлений по выбору обучающегося).

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Практическое занятие № 15.

1.Исторические, социально-политические, научные и художественные предпосылки постмодернистского движения.

2.Постмодернизм в зеркале философской теории (Ж..Бодрийяр, Ж.Деррида, Р.Барт).

3.Особенности постмодернистского искусства.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

 

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции, закреплённые за дисциплиной ОП ВО:

                                                                                              

N Шифр Компетенция
1 ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции 
2 ОПК-6 Способность анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ 
3 ПК-1 Способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикация, владеть методами сбора информации, её проверки и анализа

 

 

Компетенция Знать Уметь Владеть
ОК-2 Знать   основные этапы развития человеческой цивилизации, основные этапы и тенденции исторического развития России; исторические типы различных культур и религий, основные виды искусств, их роль в жизни человека и общества     Уметь анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые гуманистические ценности, проявления моральных норм и основ нравственного поведения; использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала в контексте задач профессиональной деятельности   Владеть культурой профессионального мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, основываясь на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история)
ОПК-6 Знать основные понятия, категории, задачи и формы, место и роль российской культуры в мировом контексте, специфику журналистики как части культуры общества, творчества как культурного феномена Уметь анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры; в соответствии с выполняемыми задачами (личностными и профессиональными) выстраивать композицию устного и письменного текста, его логическую структуру, задавать вопросы по существу, налаживать взаимопонимание в диалоге, оценивать особенности аудитории, удерживать и активировать ее внимание  Владеть способностью к обобщению, анализу, восприятию информации
ПК-1 Знать, как общественное мнение отражает те или иные проблемы современности в главных Уметь выбирать актуальные темы и проблемы для публикаций, жанр будущего произведения   Владеть набором информационно-коммуникационных технологий с учетом этических норм и основных требований информационной безопасности.

Схема фонда оценочных средств промежуточной аттестации дисциплины, отражающая этапы формирования компетенций, проводимой в форме экзамена

№ п/п Раздел рабочей программы дисциплины Контролируемые компетенции Оценочное средство
1 Устремленность к гармонии как мегаархетип культуры ОПК-6  Темы контрольной работы №23, 24, 28. Вопросы к экзамену № 32, 37
2 Интегративная «логика» мифа. Красота и мировые религии   ОК-2 Тема контрольной работы №1. Вопрос к экзамену № 1
3 Искусство в универсуме общественного сознания. Художественный образ ОПК-6 Тема № 3, задания № 1-9. Темы контрольной работы №22, 29, 31-35. Вопросы к экзамену №31, 38, 41-45
4 Поиск прекрасного: ретроспективный взгляд. Восток – Запад - Россия: альтернативные пути гармонизации ОК-2 Темы контрольной работы №1, 36-38. Вопросы к экзамену №46, 47, 52
5.  Проблема вселенской ответственности ПК-1 Тема контрольной работы №2. Вопрос к экзамену №2
6. Древнегреческая цивилизация: красота как единство многообразного ОК-2 Темы контрольной работы №3-16, 30. Вопросы к экзамену №1-16, 28, 39
7. Универсализм средневекового эстетического мировосприятия ОК-2 Темы контрольной работы №17-20. Вопросы к экзамену №17-19, 28
8. Возрожденческая сущность прекрасного ОК-2 Тема № 9, задания № 1-3. Вопросы к экзамену №20-22, 24
9. Амбивалентность рационального и эмоционального в менталитете эпохи Нового времени ОК-2 Тема № 9, задания № 4-8. Тема контрольной работы №30. Вопрос к экзамену №25
10. Эстетическое сознание эпохи Просвещения ОК-2 Тема № 10, задания № 1-4. Вопрос к экзамену №26
11. Вариативность прекрасного в индустриальном обществе   ПК-1 Тема № 14, задание № 1.   Вопрос к экзамену №27
12. Иррационализм как культурологическая концепция глобального диссонанса в человеческом универсуме ПК-1 Тема № 14, задание № 1. Вопросы к экзамену №23, 29
13. Эстетические теории и художественные принципы развития искусства конца ХIХ – ХХ века ОК-2 Тема № 14, задание № 2. Тема контрольной работы № 30. Вопросы к экзамену №30, 48, 53, 54
14. Сущностные аспекты формирования деструктивной личности. Эстетика авангардизма. ОПК-6 Тема № 14, задание № 3. Темы контрольной работы №21, 30. Вопросы к экзамену №30, 39, 40, 49
15. Постмодернизм в зеркале философии культуры. Массовая культура и массовые коммуникации ПК-1 Тема № 15, задания № 1-3. Тема контрольной работы №21. Вопросы к экзамену №39, 40, 50, 51, 53, 54
16. Массовая и «желтая» пресса в контексте массовой культуры ПК-1 Вопрос к экзамену №55

ОК-2

Репродуктивный Знать основные этапы развития человеческой цивилизации, основные виды искусств. Уметь руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества. Владеть навыками публичной речи, основами речевой профессиональной культуры, основываясь на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история). удовлетворительно Поисковый Знать основные этапы развития человеческой цивилизации, исторические типы различных религий основные виды искусств. Уметь обнаруживать понимание гуманистических ценностей, проявления моральных норм и основ нравственного поведения; использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала в контексте задач профессиональной деятельности. Владеть навыками и способами принятия и обоснования решений в профессиональной деятельности, основываясь на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история). хорошо Творческий Знать основные этапы развития человеческой цивилизации, основные этапы и тенденции исторического развития России; исторические типы различных культур и религий, основные виды искусств, их роль в жизни человека и общества.     Уметь анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые гуманистические ценности, проявления моральных норм и основ нравственного поведения; использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала в контексте задач профессиональной деятельности. Владеть культурой профессионального мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, основываясь на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история). отлично

ОПК-6 Способность анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ

ОПК-6

Репродуктивный Знать понятия культура и творчество как культурный феномен.    Уметь ориентироваться в том или ином художественном тексте, в соответствии с выполняемыми задачами (личностными и профессиональными) выстраивать композицию устного и письменного текста. Владеть способностью к анализу, восприятию информации. удовлетворительно Поисковый Знать основные понятия, категории, задачи культуры, специфику журналистики как части культуры общества, творчества как культурного феномена. Уметь анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, жанровой палитры; в соответствии с выполняемыми задачами (личностными и профессиональными) выстраивать композицию устного и письменного текста, его логическую структуру, налаживать взаимопонимание в диалоге, удерживать и активировать внимание аудитории. Владеть способностью к анализу, восприятию информации. хорошо Творческий Знать основные понятия, категории, задачи и формы, место и роль российской культуры в мировом контексте, специфику журналистики как части культуры общества, творчества как культурного феномена. Уметь анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры; в соответствии с выполняемыми задачами (личностными и профессиональными) выстраивать композицию устного и письменного текста, его логическую структуру, задавать вопросы по существу, налаживать взаимопонимание в диалоге, оценивать особенности аудитории, удерживать и активировать ее внимание.   Владеть способностью к обобщению, анализу, восприятию информации. отлично

ПК-1

Репродуктивный Знать наиболее актуальные темы, и проблемы, волнующие современное общество. Уметь выбирать тему и собирать информацию. Владеть основными навыками журналиста, пишущего о современности. удовлетворительно Поисковый Знать традиции отечественной журналистики в освещении острых проблем современности и деятельность современных СМИ.  Уметь определять место журналиста в системе СМИ, освещающих проблемы современности, использовать социологические исследования. Владеть основами информационной и аналитической культуры, основными жанрами аналитической журналистики хорошо Творческий Знать реальную и информационную картину мира и России Уметь оценивать и анализировать главные проблемы современности, собирать убедительный материал.  Владеть набором информационно-коммуникационных технологий и жанров для подготовки журналистских материалов по самым острым темам с учетом основных этических норм и требований информационной безопасности. отлично

5.3.Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций по данной дисциплине.

Примерная тематика контрольных работ
Общекультурная компетенция (ОК-2):

1. Эстетические теории античности.

2. Закон Воздаяния (Возмездия) древних греков.

3. «Катарсис» как понятие.

4.  Концепция прекрасного по Аристотелю.

5. Эстетическая теория Платона.

6. Эстетическая теория Аристотеля.

7. Космологический подход философов ранней Античности: Пифагор, Гераклит, Демокрит.

8. Антропологический подход философов античности. Сократ.

9. Эйдологический подход философов античности. Платон.

10. Искусство как «тень теней».

11. Эллинизм. Скептики.

12. Эллинизм. Стоики.

13. Эллинизм. Сад Эпикура.

14. Универсальный подход философов античности. Аристотель.

15. Принцип гармоничности по Аристотелю.

16. «Пошлость» как понятие эпохи Античности (примеры из современного искусства).

17. Категория «возвышенное» в Средние века.

18. Категория «прекрасное» в Средние века.

19. Эстетика средневековья.

20. Общее в эстетических взглядах Платона и эстетике средневековья.

Общепрофессиональная компетенция (ОПК-6):

21.    Направления современного искусства (подробно рассказать об одном из направлений по выбору обучающегося).

22. Связь искусства с другими формами общественного сознания.

23. Предмет и задачи эстетики как науки.

24. Эстетическое как метакатегория эстетики.

25. Прекрасное и безобразное.

26. Возвышенное и низменное.

27. Трагическое и комическое. Комическое и смешное. Формы комического. Трагикомическое.

28. Проблема эстетического идеала.

29. Субъект эстетического и художественного творчества.

30. Проблема классификации видов и жанров искусства.

31. Искусство как эстетический феномен.

32. Связь искусства с другими формами общественного сознания.

33. Содержание и форма в искусстве.

34. Традиции и новаторство в искусстве.

35. Проблема эстетического воспитания.

36. Западная ментальность восприятия эстетического.

37. Восточная ментальность восприятия эстетического.

38. Российская ментальность восприятия эстетического.

5.3.4 Вопросы для самоподготовки к экзамену

Общекультурная компетенция (ОК-2):

1.Эстетические теории античности.

2.Закон Воздаяния (Возмездия) древних греков.

3.«Катарсис» как понятие.

4.  Концепция прекрасного по Аристотелю.

5. Эстетическая теория Платона.

6. Эстетическая теория Аристотеля.

7. Космологический подход философов ранней Античности: Пифагор, Гераклит, Демокрит.

8. Антропологический подход философов античности. Сократ.

9. Эйдологический подход философов античности. Платон.

10. Искусство как «тень теней».

11. Эллинизм. Скептики.

12. Эллинизм. Стоики.

13. Эллинизм. Сад Эпикура.

14. Универсальный подход философов античности. Аристотель.

15. Принцип гармоничности по Аристотелю.

16. «Пошлость» как понятие эпохи Античности (примеры из современного искусства).

17. Категория «возвышенное» в Средние века.

18. Категория «прекрасное» в Средние века.

19. Эстетика средневековья.

20. Титаны эпохи возрождения.

21. Эстетика позднего возрождения. Барокко.

22. Эстетика позднего возрождения. Маньеризм.

23. Иррационалистическая эстетика. Фридрих Ницше.

24. Эстетика возрождения.

25. Эстетика классицизма.

26. Эстетика просвещения.

27. Эстетика романтизма.

28. Общее в эстетических взглядах Платона и эстетике средневековья.

29. Иррационалистическая эстетика. Артур Шопенгауэр.

Общепрофессиональная компетенция (ОПК-6):

30. Направления современного искусства (подробно рассказать об одном из направлений по выбору обучающегося).

31. Связь искусства с другими формами общественного сознания.

32. Предмет и задачи эстетики как науки.

33. Эстетическое как метакатегория эстетики.

34. Прекрасное и безобразное.

35. Возвышенное и низменное.

36. Трагическое и комическое. Комическое и смешное. Формы комического. Трагикомическое.

37. Проблема эстетического идеала.

38. Субъект эстетического и художественного творчества.

39. Проблема классификации видов и жанров искусства.

40. Основные тенденции современного искусства.

41. Искусство как эстетический феномен.

42. Связь искусства с другими формами общественного сознания.

43. Содержание и форма в искусстве.

44. Традиции, новаторство в искусстве.

45. Проблема эстетического воспитания.

46. Западная ментальность восприятия эстетического.

47. Восточная ментальность восприятия эстетического.

48. Эстетика модернизма.

49. Ужасное и абсурдное в искусстве XX в.

50. Массовая культура как эстетический феномен.

51. Что такое «китч»?

52. Российская ментальность восприятия эстетического.

53. Гедонистическая функция искусства в советский и постсоветский период в России.

54. Критический реализм и социалистический реализм: сходство и различия.

55. Массовая и «желтая» пресса: сходство и различия.

Условия сдачи экзамена:

1.Ответы на вопросы в процессе собеседования.

2.Защита письменной домашней работы теоретического либо творческого характера по выбору студента. Ориентировочные темы даны преподавателем (любой из вопросов семинарских занятий).

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО. СМИ»

  Б1.В.ОД.4

 

Направление подготовки –  42.03.02 «Журналистика»

Профили подготовки – «Телерадиожурналистика»,

«Спортивная журналистика», «Международная журналистика»

Квалификация выпускника – бакалавр

Форма обучения – очное, заочное

 

Кафедра журналистики

Москва 2019

Рабочая программа дисциплины «Культура. Искусство. СМИ» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 42.03.02 «Журналистика»     и рабочими учебными пла


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.18 с.