Тема № 8: Возрожденческая сущность прекрасного — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема № 8: Возрожденческая сущность прекрасного

2020-05-07 125
Тема № 8: Возрожденческая сущность прекрасного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция № 8. Проторенессанс: Данте, Джотто.

Основные этапы ренессансной эстетики и художественной жизни (Раннее Возрождение; Высокое Возрождение; Позднее Возрождение). Гуманизм и антропоцентризм Ренессанса: причины самоутверждения человека. Специфика отношения к античному наследию и к канонам церковного искусства Средневековья. Вклад титанов Возрождения в развитие мирового искусства. Высокая социальная ценность искусства, как наиболее совершенного способа постижения мира. Рождение новых жанров (портрет, автопортрет) и видов (опера) искусства. Художник – центральная фигура эстетики Ренессанса. Ренессансная модель реализма в литературе и живописи. Проблема общего и единичного в художественном образе. Идеализация и типизация как способы художественного обобщения в эстетике Возрождения.

Проблема периодизации эпохи. Социально-исторические предпосылки Ренессанса. История термина «возрождение» и его смысл. Секуляризация культуры и ее специфический характер. Гуманизм и антропоцентризм Ренессанса: причины самоутверждения человека. Проблема универсальной личности. Достоинство человека и проблема внутренней свободы. Жизнь как приключение.

Персоналии итальянского Возрождения (Данте Алигьери, Альберти, Леонардо да Винчи, Рабле и т.д.). Античность как мировоззренческая опора (Д.Вазари). Отношение к средневековой традиции. Интеллектуальность светского духа.

Высокая социальная ценность искусства как наиболее совершенного способа постижения мира. Художник – центральная фигура эстетики Ренессанса. Выдвижение живописи. Важность учения и «школы». Новации Возрождения. Рождение новых жанров и видов искусства (портрет, автопортрет, опера и т.д.). Роль математики. Отношение искусства к действительности: «инвентаризация» мира. Природа как стимул творчества, а не предмет для копирования. Проблема общего и единичного в художественном образе. Идеализация и типизация как способы художественного обобщения в эстетике Возрождения. Процесс выделения изящных искусств в эпоху Позднего Возрождения. Осознание различий между ваянием и столярным мастерством. Исключение из сферы искусства ремесел и науки, установление близости между скульптурой и поэзией.

Основные термины итальянского Возрождения: «ум», «веселье», «здоровье», «универсальность», «целостность», «монументальность», «героическое», «пропорциональность» и т.д.

Особенности Северного Возрождения: отсутствие прямого влияния античного наследия. Специфика развития искусства Северного Возрождения и его основные эстетические принципы. Тематические новации. Творчество В. Шекспира, Яна Ван Эйка, Иеронима Босха и Альбрехта Дюрера. Категории, разрабатываемые в искусстве Северного Возрождения: «безобразное», «раздробленность», «самобытность (уникальность)», «ограниченный пространственный интерьер», «отблеск красоты в обычном», «экспрессивность» и т.д. Доминирующие виды искусств и доминантные проблемные вопросы эпохи.

Маньеризм как специфическая модификация принципов Возрождения и предтеча эстетики барокко. Пересмотр концепции действительности и ее проекция на вопросы искусства. Умение выбирать и мастерски презентовать специфическое в художественном образе, как творческая задача художника. Экзальтация, возвышенность и экспрессивность как основные выразительные принципы маньеризма.

История термина «барокко». Социально-исторические предпосылки искусства барокко. Значение абсолютизма и жизни при дворе в развитии концепции барокко. Эстетика барокко и сущность концепции бытия в мировосприятии Джанбаттиста Морино. Основные проблемы: остроумие, гениальность, чувственность, противоречивость бытия.

Особенности барочного искусства. Пересмотр изобразительных средств: основные тенденции. «Игра» с пространством, «разрушение» ожиданий и психологизм. Барокко как художественный стиль, его риторичность и театральность. Эротизм и чувственность барочного искусства. Стиль «рококо» как логическое продолжение барочной традиции. Переориентация на частного человека в архитектуре и изобразительном искусстве. Синтез искусств, призванный создать специфический образ аристократического стиля жизни.

Судьба барокко в русском искусстве. Блеск, изящество и величие в архитектурных формах (Б. Растрелли). Увлечение китайской лаковой живописью в украшении интерьеров, в декоративно-прикладном и станковых видах искусства.

Основные термины барокко: «интимный», «ароматный», «грациозный», «чувственный» и т.д. Доминирующие виды искусств и доминантные проблемные вопросы эпохи.

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.