Задачи и особенности каждого года обучения. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Задачи и особенности каждого года обучения.

2020-05-07 152
Задачи и особенности каждого года обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

В настоящее время существует много различных форм творческой деятельности, но одна из самых интересных, эффективных, эмоциональных, захватывающих и доступных – эстрадное пение.

      Эстрадное музыкальное искусство точно соответствует интересам современных детей и подростков. Объединения эстрадного вокала являются сегодня одними из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных проблем педагогики и психологии - развития творческих способностей детей. Именно творческие способности стимулируют формирование особых качеств ума: наблюдательности, умению сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – качеств, необходимых любому молодому человеку 21 века.

Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал, как деятельность мы можем рассматривать с двух позиций: профессиональный вокал, как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для построения целостной гармоничной личности.

Образовательная программа является модифицированной и относится к программам художественно - эстетической направленности. Программа составлена на основе программы «Чистый голос», методических материалов и разработок для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий. Составитель А.М.Билль, редактор Л.А.Богуславская.

 

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес.

Новизна данной программы заключается в том, что в учебном процессе используется трехуровневая сложность обучения: стартовая, базовая и продвинутая, при которой дети, в зависимости от их индивидуальных способностей могут быть приняты или переведены на любой уровень обучения.

 

Педагогическая целесообразность программы.

Образовательная программа объединения эстрадного вокаластроится на принципах интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с искусством речи и теорией музыки.   

Являясь частью системы дополнительного образования, программа призвана формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, но и способствовать активизации развития всех творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой личности.

 

Цель программы: создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала.

 

Задачи образовательной программы:

1.Обучающие:

 - научить основам эстрадного вокала, сценического движения.

- сформировать устойчивое вокальное дыхание, грамотную артикуляцию, основные вокальные приёмы;

- научить приёмам расширения диапазона голоса;

- сформировать вокально-ансамблевые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 - 3 голоса, петь в ансамбле согласованно;

-формировать индивидуальные способности: голос, слух, пластику, импровизационные данные;

- знакомить с основными вехами истории эстрадных стилей и их особенностями, с творчеством звёзд мировой вокальной эстрады;

- научить работать со звуковоспроизводящей аудиоаппаратурой.

 

2. Развивающие:

 - активизировать творческие способности обучающихся;

- развить гармонический и мелодический слух; 

- развить образное мышление и желание импровизировать;

- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

- развить в ученике эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям;

- развить художественный и музыкальный вкус.

 

3. Воспитательные:

 – приобщить обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;

- воспитать самостоятельную творческую личность;

- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

- сформировать этику поведения на занятиях и вне занятий;

- привить воспитанникам стремление постоянно расширять и углублять современные профессиональные знания;

- воспитать эмоционально-волевую сферу;

- подготовить личность ребенка к социализации в обществе.

 

Отличительные особенности данной программы

 

 Главное отличие образовательной программы вокального объединения «Радуга»от других программ в том, что воспитание юных вокалистов происходит непосредственно в практике, работая на больших мероприятиях таких как, Республиканская Масленница, Межрегиональный фестиваль «Сказочные герои на Родине Тол Бабая», День Шарканского района, «Шарканжыт». Песенный репертуар состоит из самых разных песен.

Помимо формирования практических навыков в области эстрадного вокала учащиеся приобретают навыки работы с микрофоном, владения сценическим движением. Содержание программы дополнено Стрельниковской дыхательной гимнастикой, музыкально-ритмическими упражнениями, а также занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа по 45 минут академического занятия, одно из занятий дети проводят с хореографом, занимаются непосредственно над постановкой номера, разучивают движения.

Занятия в объединении органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику. То есть, возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену обучающийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимую для певца эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям;

Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.

 

Концепция программы.

 

Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся является учебный и концертный репертуар, который основывается на следующих принципах:

•   отбор высокохудожественных вокальных произведений отечественной и зарубежной классики эстрадного искусства, произведений современных композиторов-песенников;

•   исполнение разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и форм;

•   постепенное усложнения, направленное на решение педагогических, технических и художественных задач;

•   учёт музыкальных интересов и художественного вкуса учащихся.

В процессе обучения используются следующие диагностические методы: творческие задания, наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, мониторинг достижений.

Дети приходят в объединение с разным уровнем подготовки, темп освоения детьми образовательной программы различный, поэтому программа включает три уровня сложности:

I уровень (стартовый) – 1 год обучения - освоение основ вокального творчества;

II уровень (базовый) – 1-2 год обучения–два года обучения. Сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, дети чисто интонируют, поют на дыхании сольно и в ансамбле без сопровождения и под фонограмму (-1); у детей развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус (учащиеся пробуют себя в различных вокальных конкурсах).

ІII уровень (продвинутый) – один год обучения - воспитанники объединения совершенствуют свои профессиональные навыки; выступают на концертных площадках различного масштаба, приобретают опыт участия в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня.

Срок реализации программы:

Программа стартового уровня изучается в течение одного учебного года.

Программа базового уровня изучается в течение двух учебного года.

Программа продвинутого уровня изучается в течение одного учебного года.

    Рекомендуемый количественный состав учебной группы – не более 12 человек, оптимальный – 6-8 человек.

 

Организация образовательного процесса.

 

Программа рассчитана на один год обучения стартового уровня, два года обучения базового уровня и один год обучения продвинутого уровня– уже третий раз повторяется и предназначена для обучения детей от 6 до 17 лет.  

Обучение в объединении проходит в форме групповых и индивидуальных занятий. 

 

Учебные группы формируются следующим образом:

1- год обучения стартового уровня – 10-12 человек;

1,2  год обучения базового уровня – 6-8 человек;

1 год  обучения продвинутого уровня5-6 человек.

Групповые занятия:

Общее количество часов в год:

1 группа- 144 часа

2 группа -144 часа

Групповые занятия проводятся:

1 группа- 2 раза по 2 часа из них 2 часа индивидуальные занятия

2 группа- 2 раза по 2 часа из них 2 часа индивидуальные занятия

Продолжительность  одного занятия 45 минут.

На основе диагностики скрытых потенциальных возможностей (проводится при помощи различных индивидуальных распевок, дыхательных упражнений, других методик позволяющих педагогу проследить за каждым учащимся в отдельности) определяются направления индивидуальной работы с одаренными детьми по развитию вокальных способностей, подготовке к конкурсам и фестивалям.

 

Условия набора в вокальное объединение «Радуга».

Важным условием является здоровый голосовой аппарат. На вводном занятии учащимся предлагается исполнить одну песню (народную либо песню современных авторов), повторить ритмические фигуры, заданные педагогом, исполнить движения под музыку.

Основными требованиями, предъявляемыми к учащимся являются:

- регулярное посещение занятий,

- трудолюбие,

- добросовестность,

- доброжелательное отношение друг к другу.

Дети 9-17 лет могут быть приняты сразу на базовый или продвинутый уровень обучения после предварительного отбора: собеседования с педагогом, исполнения знакомой песни, повторения заданного ритмического рисунка.

Также предусматривается возможность перехода учащегося из одного уровня обучения в другой при быстром усваивании изучаемого материала или задержка в переводе обучающегося на следующий уровень при неполном усвоении основных тем содержания в силу частых пропусков, болезни или других причин.

Группы стартового и базового уровня обучения формируются по разновозрастному принципу, в зависимости от подготовленности того или иного учащегося к восприятию сложности изучаемого материала.

В отчетных концертах принимают посильное участие все учащиеся вокального объединения.

По окончании курса обучения учащиеся при желании могут продолжить занятия в вокальном объединении. Обучение будет продолжено дифференцированно с учетом возрастных особенностей и подбором нового репертуара.

 

  Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики.

 

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов классиков, современных композиторов, знакомятся с образцами вокальной музыки.

Занятие-постановка, репетиция, сводная репетиция, на которой отрабатываются концертные номера. Развиваются актерские способности детей.

Открытое занятие, проводится для педагогов, родителей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие - концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников.

Другие формы работы: тематический концерт, творческая встреча, концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

 

 

       Принципы построения педагогического процесса:

 принцип постепенности и последовательности в овладении секретами эстрадного вокала - от простого к сложному;

 принцип единства художественного и технического развития пения;

 принцип индивидуального подхода;

 принцип гармоничного воспитания личности;

 принцип доступности;

В основу разработки данной программы легли известные педагогические технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

 технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконин - В.В. Давыдов);

 технология индивидуализации обучения (И. Э. Унт);

 личностно-ориентированная технология (И.С. Якиманская);

 технология сотрудничества (Ш. А. Амонашвили).

 

 

Прогнозируемые результаты.

 

Выпускник объединения эстрадного вокала должен показать:

 

I. наличие исполнительского мастерства владение вокальной техникой: 

- уметь точно интонировать на всём диапазоне;

- уметь петь естественно, ровным по тембру голосом;

- уметь свободно пользоваться навыками певческого дыхания;

- уметь грамотно пользоваться резонаторными ощущениями;

- уметь исполнять свою партию в ансамбле в многоголосных произведениях (для ансамбля);

 

II. владение навыками поведения на сцене:

- взаимодействие с партнёрами по ансамблю (для ансамбля);

- умение красиво двигаться, чувство единства пластики в ансамбле (для ансамбля);

- умение общаться со зрителем;

- ощущение чувства стиля;

- умение работать с микрофонами;

- показать ростки своей индивидуальной манеры пения;

 

 

III. уровень раскрытия образа:

- артистизм исполнения;

- свобода исполнения;

- цельность исполнения произведения;

- раскрытие художественных достоинств произведения.

 

        

Формы подведения итогов:

Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива.

Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки их деятельности.

Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет возможность проявить себя.

Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося.

Разработка критериев оценки образовательной деятельности учащихся проводится с учетом цели программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала.

Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития.

Для подведения итогов реализации образовательной программы на стартовом уровне (1 год обучения) в начале учебного года, а также в конце каждого полугодия используется диагностика музыкальных способностей детей, в основу которой легла диагностика музыкальных способностей, разработанная Академиком Российской академии естественных наук и академии творческой педагогики К.В. Тарасовой, адаптированная к условиям дополнительного образования.

Основной мониторинг результативности образовательного процесса проводится на основе мониторинга результативности образовательного процесса в эстрадной вокальной студии «Цветные сны» М.Н. Смирновой. Данный мониторинг проводится 2 -3 раза в год. Тесты и анкетирование используются для выявления уровня теоретической подготовки, самооценки и специфики образовательных потребностей учащихся, а также экспертной оценки педагога.

 

 

Учебно-тематический план.

Название

темы

Год обучения по уровням

 

1стартового

уровня

1 базового

2 базового

1

провинутого

Форма контроля

Теория Практика Теория Практика Теория Практика Теория Практика
1 Вводное занятие  1 ч. ----- 1 ч. ----- 1 ч. ----- 1 ч. 1 ч. опрос
2 История песенного вокала 1 ч. ----- 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. ----- 1 ч. Письменное задание
3 Распевка. Постановка голоса 10 ч.  8ч. 7 ч. 10 ч. 10 ч. 10 ч. 10 ч. 12 ч. Наблюдение
4 Разучивание песен. Музыкальноритмическое развитие 20 ч. 12 ч. 7 ч. 30 ч. 10 ч. 20 ч. 5 ч. 24 ч. Наблюдение
5 Пение учебно-тренировочного материала 10ч. 6 ч. 5ч. 3 ч. 3ч. 3 ч. 1 ч. 4ч. Наблюдение
6 Работа на сцене 5 ч. 20 ч. 2 ч. 20 ч. 2 ч. 30 ч. 2 ч. 28ч. Наблюдение
7 Постановочная работа  10 ч. 20 ч. 17 ч. 19 ч. 10 ч. 25 ч. 5ч. 30ч. Наблюдение
8 Индивидуальное занятие 7 ч. 14 ч. 7 ч. 14 ч. 7 ч. 11 ч. 4 ч. 16 ч. Наблюдение+опрос

 

Итого:

64 ч. 80 ч. 47 ч. 97 ч.  44 ч. 100 ч. 28 ч. 116 ч.

 

144 часа

144часа

144 часа

144 часа

Содержание учебного материала.

 

Вводное занятие.

Теория. Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)

 

                                      2.Постановка голоса.

Теория. Певческая установка и навыки певческого дыхания. «Зевок» - методический приём произвольного опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Укрепление и развитие певческого диапазона. «Слушать и слышать себя!»

Практика. Упражнения на выявление тембровой окраски голоса. Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен, пение упражнений аcapella, упражнений на освоение 2-голосия (параллельное движение 3, 6) – для ансамбля.

   Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Развитие ощущения правильного резонирования и активности работы артикуляционного аппарата. Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха. Каноны.

   Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни.

Репертуарная практика.

Теория. Разнообразим репертуар: включаем произведения различные по форме, жанру, содержанию. Выбираем произведения, способствующие развитию и укреплению голоса. Усложняем репертуар: двухголосие; тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).

Практика. Технические моменты репертуара. Разучиваем произведения по партиям, работаем над унисоном, текст отрабатываем в виде мелодической «речитации». Учимся распределять дыхание во время сценического движения.

Художественный этап в отработке репертуара - пение осмысленное и одушевлённое (донести эмоции песни до сердца слушателя).

Теория. Тренинг на эмоции и сценическую речь. Нарабатываем «специальное состояние», которое позволяет комфортней чувствовать себя в жизни, на сцене, отрабатываем навыки актёрского мастерства. Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпоритм.

 

Сценическая практика.

Практика. Работа над эстрадным номером: развиваем умение раскрыть индивидуальность песни, выстроить драматургию номера. Этюды для тренировки актёрской природы в разнообразных сценических ситуациях. Учимся не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Уметь сочетать пение с простейшими танцевальными движениями. Вырабатываем осознанное ощущение пространства для грамотного и уверенного расположения ансамбля на сцене.

Грамотная работа с микрофонами. Костюмы, сценические атрибуты, декорации.

Основы музыкальной грамоты

Теория. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Ритм и длительности звуков. Такт. Тактовая черта. Нотные ключи. Пауза. Темп. Метроном. Мажор и минор. Унисон. Типы голосов.

 

Содержание учебного материала.

 1.Вводное занятие. История песенного вокала

Теория. Техника безопасности, соответствующая инструкциям образовательного учреждения. Правила поведения на занятиях и, в целом, в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)

Сценическая практика.

Работа над эстрадным номером: раскрыть индивидуальность исполнителя, выстроить драматургию номера, определить его идею, знать и учитывать природу специфических выразительных средств жанра.

Актёрское решение исполняемых песен. Уметь сочетать пение с различными танцевальными движениями.

    «Мелочи» сценического поведения и концертного костюма исполнителя.

Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность. Умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой.

     Учащийся должен уметь работать с микрофоном: регулировать положение микрофона относительно рта.

 

Содержание учебного материала.

 1.Вводное занятие. История песенного вокала

Теория. Техника безопасности, соответствующая инструкциям образовательного учреждения. Правила поведения на занятиях и, в целом, в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)

Сценическая практика.

Практика. Работа над эстрадным номером: раскрыть индивидуальность исполнителя, выстроить драматургию номера, определить его идею, знать и учитывать природу специфических выразительных средств жанра.

Актёрское решение исполняемых песен. Уметь сочетать пение с различными танцевальными движениями.

    «Мелочи» сценического поведения и концертного костюма исполнителя.

Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность. Умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой.

     Учащийся должен уметь работать с микрофоном: регулировать положение микрофона относительно рта.

 

 

Методическое обеспечение программы дополнительного образования:

 

Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы:

 

1. показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;

2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; исполнения какого-либо эстрадного певца;

3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма;

4. разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;

5. репетиционные занятия - подготовка готовых эстрадных номеров концертным выступлениям

 

Для освоения учащимися полного курса программы студии эстрадного вокала используются следующие методы:

 

- словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;

- наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудио иллюстраций, видео примеров;

-практические: использование вокальных, артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений и заданий;

- репродуктивный метод: метод показа и подражания;

- проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения;

- творческий метод: определяет качественно - результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему, проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика.

- метод импровизации и сценического движения: это один из основных методов программы (умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями); его использование позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.

 

Учебно-методическое обеспечение программы.

    Материально-техническая база организации занятий должна соответствовать современным требованиям:

помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией;

инструмент (баян, синтезатор) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;

 в студии должна быть доска с нотными линейками, компьютер, проектор, шкафы для учебных пособий, пюпитры для вокальных партий;

звукоусилительная аппаратура с широкополосными микрофонами на стойке и радиомикрофонами.

Наличие видео- и аудио-курсов по вокальным методикам различных авторов (эстрадно-джазовый курс Хачатурова В.Х.; пение в речевой позиции С. Риггса; фонопедический метод В.В.Емельянова; эстрадный курс «Вокальный успех» В.Воршип; курс лекций «Эстрадный певец: специфика профессии» Л.Р. Сёминой; видеоуроки педагогов других студий). 

Наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и вокальных групп, джазовых исполнителей, в том числе современных детских ансамблей и групп.

Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями. Методические пособия по предметам эстрадный вокал, техника речи, актёрское мастерство и пр.

Приложение с материалами бесед по различным темам содержания программы.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

 

1. Абелян Л. М. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. Издательское объединение «Композитор» 1992.

2. Абелян Л. М. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. Издательство «Советский композитор» 1989.

3. Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебник для студентов высших учебных заведений – М. Высшая школа 2002.

4. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки – М. Издательство «Музыка» 1966.

5. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / (О.П. Власенко). – Волгоград: Издательство «Учитель» 2007.

6. Гарина З. Голос. Музыкальная грамота для вокалистов – М. Издательство АСТ 2015.

7. Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика – Ростов-на-Дону Феникс 2015.

8. Джазовый вокальный тренинг. Методическое пособие для студентов актерских курсов. - Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства 2013.

9. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика. Учебное пособие для ВУЗов – М. Гуманит.изд.центр ВЛАДОС 2003.

10. Искусство вокала. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. Ровнер В. – СПб. Издательство «Невская НОТА» 2010.

11. Кабалевский Д. В. Как рассказывать детям о музыке? Книга для учителя – М. «Просвещение» 2005.

12. Камозина О. П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории – Ростов-на Дону Феникс 2012.

13. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005.

14. Карягина А. В. Современный вокал. Методические рекомендации – СПб. Издательство «Композитор» 2012.

15. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика – Ростов-на Дону Феникс 2002.

16. Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего возраста – М. АЙРИС-пресс 2007.

17. Малахова Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие – Ростов-на-Дону Феникс 2008.

18. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 3-4 лет – Творческий центр Сфера 2014.

19. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 4-5 лет – Творческий центр Сфера 2014.

20. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 5-6 лет – Творческий центр Сфера 2014.

21. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники – М. 2002.

22. Погребинская М. Музыкальные скороговорки – Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2007.

23. Поляковой О. Программа эстрадного коллектива «Глобус» Москва.

24. Поплянова Е. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для детей. Методическое пособие. Учебное пособие - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2009.

25. Пчелкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками – М. Чистые пруды 2006.

26. Середа В. П. Каноны. Младшие классы – М. Издательство «Классика XXI» 2009.

27. Смирнова М.Н. Мониторинг результативности образовательного процесса в эстрадной вокальной студии «Цветные сны» - «Маршрутами профессионального роста» Сборник материалов по итогам выставки «Аттестационные работы слушателей КПК» Выпуск 1. Санкт- Петербург 2014г.

28. Франио Г. Роль в ритмике в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. «Советский композитор» 1989.

29. Щемененко А. В. Топотушки – хлопотушки. Ритмика и вокальное воспитание для детей – Ростов-на Дону «Феникс» 2011.

30. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. Методическое пособие. – М. АЙРИС-пресс 2007.

31. Ядровской Ю. А. Программа «Студии эстрадного вокала» 2012г. 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Дополнительный материал к занятиям:

       Прослушивание детских голосов

Голосовые возможности детей.

Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и пр.

Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткуюпопевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный а, например, по мажорной гамме.

В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй - на выявление границы натуральных регистров.

Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы - фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса.

При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.

Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику,

 еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка.

Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается.

В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотнойинтонации и преимущественное использование голосового регистра.

В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:

1) дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию исполняемой песни («гудошники»);

2) дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично;

3) учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.

По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:

1) с чисто грудным звучанием;

2) микст, близкий к грудному типу;

3) микст, близкий к фальцетному типу;

4) чистый фальцет.

Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим.

Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.

Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокал


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.