Постановка голоса. Распевание — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Постановка голоса. Распевание

2020-05-07 184
Постановка голоса. Распевание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практика. Закрепление правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной вокальной работы.

Певческая установка и навыки певческого дыхания. Артикуляционный аппарат. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Развитие певческого диапазона до 2 октав.

     Влияние эмоционального настроя на активность нервной системы во время пения. Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни. Возрастные особенности состояния голосового аппарата.

     Продолжаем работу по выработке навыков резонирования и активности работы артикуляционного аппарата. Поиск своей манеры пения и сценического образа. 

     Продолжение работы в упражнениях над унисоном, 2-голосием; упражнения на 3-голосие от унисона, через квинты к трезвучиям; на выравнивание тембров (для ансамбля).

    Пение с микрофоном упражнений и отрывков из сольной песни и запись выступления с последующим прослушиванием и просмотром записи.

Постановка вокального дыхания. Муз. Ритмическое развитие

Теория+ Практика. «Искусство пения есть искусство дыхания». Певческое дыхание и развитие всего организма. Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох между фразами в быстром произведении.

Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», «Кошечка» и др.

  Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Закрепление навыков правильного диафрагматического дыхания. Цезуры. Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике: «Разрезаем пространство», «Пила», «Скакалка» и др.

 

Пение учебно-тренировочного материала.

Практика. Распевания, содержащие дыхательные упражнения, попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей) в различных темпах.

Распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания.

Развитие вокального слуха - способность слышать и "видеть" работу органов голосообразования. Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего. Критическое восприятие своего голоса.

Внятная дикция - значимая составляющая хорошей песни. Скороговорки. Чистоговорки. 

Орфоэпия певческая. Снятие зажимов и стимуляция чёткой работы различных мышц и органов. Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества.

     Артикуляционная гимнастика (упражнение для губ, языка, освобождение челюсти). Отличие певческой артикуляции от обычной речи: сила и тембр. Секрет вокальной кантилены.

    Грудной резонатор и головной резонаторы. Вокальные ощущения зевка, купола. Вырабатываем устойчивое ощущение резонаторов. Упражнения на выработку ощущений грамотного микста.

    Вокальные каноны; упражнения на развитие гармонического слуха; совершенствуем навыки устойчивого двухголосия - усложнённые вокальные произведения; фрагментарное трёхголосие (для ансамбля).

 

Репертуарная практика. Работа на сцене.

Практика. Усложняем произведения репертуарного списка для развития и укрепления голоса. 

 Методика разучивания вокального произведения сохраняет свои этапы – слушание песни, её анализ, разучивание и осмысливание текста песни, отработка мелодии песни (отдельных мотивов, ритмических сложностей, нюансов). Способ исполнения – манера пения.

Этюды для развития артистизма. Этюд – средство самовоспитания артиста, исполнителя. Этюд - средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.

Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного исполнения. Тренинг на эмоции и сценическую речь, отрабатываем навыки актёрского мастерства.

 

Сценическая практика.

Практика. Работа над эстрадным номером: раскрыть индивидуальность исполнителя, выстроить драматургию номера, определить его идею, знать и учитывать природу специфических выразительных средств жанра.

Актёрское решение исполняемых песен. Уметь сочетать пение с различными танцевальными движениями.

    «Мелочи» сценического поведения и концертного костюма исполнителя.

Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность. Умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой.

     Учащийся должен уметь работать с микрофоном: регулировать положение микрофона относительно рта.

 

 

Методическое обеспечение программы дополнительного образования:

 

Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы:

 

1. показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;

2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; исполнения какого-либо эстрадного певца;

3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма;

4. разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;

5. репетиционные занятия - подготовка готовых эстрадных номеров концертным выступлениям

 

Для освоения учащимися полного курса программы студии эстрадного вокала используются следующие методы:

 

- словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;

- наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудио иллюстраций, видео примеров;

-практические: использование вокальных, артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений и заданий;

- репродуктивный метод: метод показа и подражания;

- проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения;

- творческий метод: определяет качественно - результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему, проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика.

- метод импровизации и сценического движения: это один из основных методов программы (умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями); его использование позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.

 

Учебно-методическое обеспечение программы.

    Материально-техническая база организации занятий должна соответствовать современным требованиям:

помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией;

инструмент (баян, синтезатор) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;

 в студии должна быть доска с нотными линейками, компьютер, проектор, шкафы для учебных пособий, пюпитры для вокальных партий;

звукоусилительная аппаратура с широкополосными микрофонами на стойке и радиомикрофонами.

Наличие видео- и аудио-курсов по вокальным методикам различных авторов (эстрадно-джазовый курс Хачатурова В.Х.; пение в речевой позиции С. Риггса; фонопедический метод В.В.Емельянова; эстрадный курс «Вокальный успех» В.Воршип; курс лекций «Эстрадный певец: специфика профессии» Л.Р. Сёминой; видеоуроки педагогов других студий). 

Наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и вокальных групп, джазовых исполнителей, в том числе современных детских ансамблей и групп.

Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями. Методические пособия по предметам эстрадный вокал, техника речи, актёрское мастерство и пр.

Приложение с материалами бесед по различным темам содержания программы.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

 

1. Абелян Л. М. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. Издательское объединение «Композитор» 1992.

2. Абелян Л. М. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. Издательство «Советский композитор» 1989.

3. Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебник для студентов высших учебных заведений – М. Высшая школа 2002.

4. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки – М. Издательство «Музыка» 1966.

5. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / (О.П. Власенко). – Волгоград: Издательство «Учитель» 2007.

6. Гарина З. Голос. Музыкальная грамота для вокалистов – М. Издательство АСТ 2015.

7. Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика – Ростов-на-Дону Феникс 2015.

8. Джазовый вокальный тренинг. Методическое пособие для студентов актерских курсов. - Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства 2013.

9. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика. Учебное пособие для ВУЗов – М. Гуманит.изд.центр ВЛАДОС 2003.

10. Искусство вокала. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. Ровнер В. – СПб. Издательство «Невская НОТА» 2010.

11. Кабалевский Д. В. Как рассказывать детям о музыке? Книга для учителя – М. «Просвещение» 2005.

12. Камозина О. П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории – Ростов-на Дону Феникс 2012.

13. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005.

14. Карягина А. В. Современный вокал. Методические рекомендации – СПб. Издательство «Композитор» 2012.

15. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика – Ростов-на Дону Феникс 2002.

16. Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего возраста – М. АЙРИС-пресс 2007.

17. Малахова Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие – Ростов-на-Дону Феникс 2008.

18. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 3-4 лет – Творческий центр Сфера 2014.

19. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 4-5 лет – Творческий центр Сфера 2014.

20. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 5-6 лет – Творческий центр Сфера 2014.

21. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники – М. 2002.

22. Погребинская М. Музыкальные скороговорки – Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2007.

23. Поляковой О. Программа эстрадного коллектива «Глобус» Москва.

24. Поплянова Е. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для детей. Методическое пособие. Учебное пособие - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2009.

25. Пчелкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками – М. Чистые пруды 2006.

26. Середа В. П. Каноны. Младшие классы – М. Издательство «Классика XXI» 2009.

27. Смирнова М.Н. Мониторинг результативности образовательного процесса в эстрадной вокальной студии «Цветные сны» - «Маршрутами профессионального роста» Сборник материалов по итогам выставки «Аттестационные работы слушателей КПК» Выпуск 1. Санкт- Петербург 2014г.

28. Франио Г. Роль в ритмике в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. «Советский композитор» 1989.

29. Щемененко А. В. Топотушки – хлопотушки. Ритмика и вокальное воспитание для детей – Ростов-на Дону «Феникс» 2011.

30. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. Методическое пособие. – М. АЙРИС-пресс 2007.

31. Ядровской Ю. А. Программа «Студии эстрадного вокала» 2012г. 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Дополнительный материал к занятиям:

       Прослушивание детских голосов

Голосовые возможности детей.

Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и пр.

Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткуюпопевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный а, например, по мажорной гамме.

В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй - на выявление границы натуральных регистров.

Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы - фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса.

При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.

Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику,

 еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка.

Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается.

В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотнойинтонации и преимущественное использование голосового регистра.

В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:

1) дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию исполняемой песни («гудошники»);

2) дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично;

3) учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.

По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:

1) с чисто грудным звучанием;

2) микст, близкий к грудному типу;

3) микст, близкий к фальцетному типу;

4) чистый фальцет.

Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим.

Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.

Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении.

Певческое положение гортани в процессе пения

Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука, «задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Кроме того, при «задранной» гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у высоких голосов) или крайнего низа (у низких голосов), а злоупотребление подобным «приемом» может привести к полному исчезновению последних. При правильном вдохе гортань естественно опускается вниз. В таком положении ока и должна оставаться на протяжении пения, независимо от громкости и высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась, значит, на связки легла двойная нагрузка.

Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить ее (гортань) обратно в певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто немного опустить голову.

Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь глазами.

Проверить, правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за лицо на уровне середины уха. При максимальном открытии рта почувствуете пальцами, как сустав открывается и закрывается - значит, рот открыт правильно.

Настройка певческих голосов детей

При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без форсировки и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого, слегка округлого.

Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стаккато, переходящее в протяжный звук. При этом действует следующий физиологический механизм. Звуковой импульс стаккато органично приводит в движение на короткий миг вместе с голосовыми связками голосовые мышцы эластичного конуса, а затем наступает расслабление. Когда после толчка атаки звук переходит в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже полученная форма согласованного движения различных мышечных групп звукообразующего участка гортани. Кроме того, стаккато само по себе активизирует опорно-мышечную дыхательную функцию, что обеспечивает равномерность выдоха воздуха, а также оптимальный уровень силы звука легато.

Если сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном голосовом аппарате у певца голос зазвучит или вяло, или слишком напряженно по привычке от неправильного бытового пения и напряженной речи.

Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для правильного звукообразования, как бы его зародышем. Начальный отрывистый звук, переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст положительный результат при формировании необходимых качеств певческого звука и кантилены.

Методы работы над певческим дыханием

На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения.

Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.

Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2-3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с детским хором.

Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Развитие артикуляционного аппарата

Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.

Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др.

Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот - хобыт, пятачок - пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (окно - акно, волна ~ волна). В остальных случаях звук не должен заменяться другим.

Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб - аслап; клад - кат; березка - береска; друг ~ друк.

Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский - децкий; скрываться - скрываца; светский - свецкий.

Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и ово.

Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный - чесный; солнце - сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что - што; счастье ~ щастье.

В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения.

Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп», «цок-цок», «стоп-стоп»).

Методика разучивания песен

Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов ~ слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого из её куплетов.

При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы - поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.

Начало двухголосного пения

По мере освоения детьми одноголосного пения желательно постепенно вводить в их вокальные упражнения элементы двухголосия. Это удобнее всего сделать с помощью исполнения канонов - мелодий, которые повторяются разными группами, причем в каждой группе получается своеобразное «опоздание» на 2-4 такта. Накладки разных звуков мелодии один на другой позволяет воспитывать у детей навыки гармонического слуха.

К простейшим мелодиям-канонам относятся такие известные народные песни: «У кота-воркота», «Кура, гуси да индюшки», «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «У меня ль во садочке». Упражнения-каноны помогут прийти детям к осознанию и исполнению двух- и трехголосия в песнях.

Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия, что нужно для этого сделать?

•   Прежде всего, необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание.

•   Научить петь без сопровождения, ибо такое пение является наиболее действенным средством для развития и совершенствования слуха детей, оно воспитывает навыки точного интонирования, способствует укреплению строя, развивает самостоятельность в пении, повышает внимание и выразительность исполнения.

•   Необходимость развить у детей музыкальную восприимчивость, то есть умение слушать и слышать, сознательно воспринимать песенный материал. Для этого нужно научить детей разбираться в характере движения мелодии песни, в строении музыкальных фраз, находить встречающиеся повторения, подмечать изменения в мелодическом и ритмическом рисунке музыкальных фраз, находить различия в их окончаниях и т. д.

•            Научить петь, чисто интонируя:

1) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении;

2) мажорное трезвучие;

3) диатонические интервалы в пределах квинты.

•   Научить детей слышать и петь простые созвучия: сначала

большую терцию и чистую квинту, затем чистую кварту.

• Разделить детей на две группы, причем деление можно проводить произвольно, так как в начальный период работы над двухголосием нет необходимости строгого деления на первые и вторые голоса.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.