Понятие и правовые аспекты малого и среднего предпринимательства — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Понятие и правовые аспекты малого и среднего предпринимательства

2020-04-01 164
Понятие и правовые аспекты малого и среднего предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как явствует из самого определения, «малое и среднее предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях) [1, c. 9].

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства является численность работающих.

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником [2, с. 16].

Существует несколько подходов к определению малого бизнеса:

) по количеству занятых;

) по торговому обороту;

) по стоимости активов (т.е. всего того, что есть в данной фирме).

В разных странах количественные показатели заметно отличаются. В США малый бизнес - это все компании, в которых работает менее 500 человек. Американцы выделяют также микробизнес - менее 5 занятых. В Японии предельное число занятых для малого бизнеса - 300 человек или стоимость активов не больше 100 тысяч долларов. При этом существуют разные количественные показатели для розничной и оптовой торговли. Для России малый бизнес - это компании с числом занятых менее 200, в оптовой торговле - менее 50, в розничной - менее 15 [1, c. 13].

Численность работающих в малых предприятиях определяется исходя из действующего порядка исчисления среднесписочной численности. Критерий отнесения к малым предприятиям в Республике Беларусь:

 

Таблица 1.1 - Критерий отнесения к малым предприятиям в Республике Беларусь

Отрасль Численность работающих
в промышленности до 200 человек
в науке и научном обслуживании до 100 человек
в строительстве и других отраслях производственной сферы до 50 человек
в розничной торговле до 25 человек
в других отраслях непроизводственной сферы до 25 человек

 


Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь и ее важнейшей составляющей - малого и среднего предпринимательства обусловили необходимость формирования организационной системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Основой формирования должны были стать принципы и подходы, соответствующие новым условиям хозяйствования:

- адекватность основам функционирования суверенного государства в условиях становления и развития рыночной экономики;

формирование государственных органов на функциональной основе, позволяющей существенно сократить использование командно-распорядительных методов управления;

отказ от прямого вмешательства органов государственного управления в деятельность хозяйствующих субъектов, косвенное регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности;

гарантированность свобод предпринимательской деятельности и реализации прав собственности всех субъектов хозяйствования.

Приведенные выше принципы заложены в основу организационной системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства и в период становления свободного предпринимательства обеспечивают выполнение следующих основных функций системы:

обеспечение экономической свободы предпринимательства;

создание четких, равных «правил игры» для всех субъектов хозяйствования на всем экономическом пространстве Республики Беларусь;

формирование механизма государственного регулирования предпринимательства [4, c. 453].

Сложившаяся на сегодняшний день в республике организационная система регулирования малого предпринимательства включает в себя функциональные и институциональные составляющие, к которым относятся:

органы управления;

финансовые организации;

общественные объединения.

К органам управления малым и средним предпринимательством относятся республиканские органы государственного управления (Совет Министров Республики Беларусь, Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, функциональные и отраслевые министерства, ведомства, комитеты) и местные исполнительные и распорядительные органы.

Министерства и другие центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставку продукции субъектами малого и среднего предпринимательства для государственных нужд, оказывают поддержку их внешнеэкономической деятельности, помогают в подготовке и переподготовке, повышении квалификации кадров, разрабатывают и осуществляют меры по созданию информационной инфраструктуры для получения экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации и обмена информацией между субъектами малого предпринимательства, действующими в приоритетных направлениях.

Непосредственное регулирование малого и среднего предпринимательства в республике осуществляют:

Министерство экономики и его структурные подразделения в регионах (областные территориальные комитеты и территориальный комитет г. Минска);

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и региональные фонды финансовой поддержки;

центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры;

общественные объединения предпринимателей (ассоциации, союзы и др.).

Основными задачами Министерства в области предпринимательской деятельности являются:

- разработка предложений и реализация государственной политики по развитию и поддержке предпринимательства, координации деятельности государственных органов управления в этой сфере;

- разработка совместно с другими государственными органами управления программы государственной поддержки предпринимательства и участия в их реализации;

выработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов предпринимательства;

защита законных интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений субъектов предпринимательства;

обеспечение эффективного использования финансовых средств, направляемых на поддержку и развитие предпринимательства;

разработка предложения по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности субъектов предпринимательства, осуществляемой за счет внебюджетных фондов, привлекаемых заемных и других средств;

совершенствование системы и механизма финансово-кредитной поддержки предпринимательства;

организация мероприятий по обеспечению субъектов предпринимательства современным оборудованием и технологиями, созданию сети технопарков, лизинговых фирм, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры [2, c. 456].

Итак, малый бизнес - это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства является численность работающих. К органам управления малым и средним предпринимательством относятся республиканские органы государственного управления (Совет Министров Республики Беларусь, Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, функциональные и отраслевые министерства, ведомства, комитеты) и местные исполнительные и распорядительные органы.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.