Теоретические основы малого и среднего предпринимательства — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Теоретические основы малого и среднего предпринимательства

2020-04-01 117
Теоретические основы малого и среднего предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Малое и среднее предпринимательство представляет собой тот сектор экономики, развитие которого может оказать едва ли не решающее воздействие на будущее Республики Беларусь. Он является основой современной модели экономики, в значительной степени обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество внутреннего валового продукта.

Малые и средние предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых стран. Они являются необходимым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики.

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью малого и среднего предпринимательства в концепции экономического роста государства. При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране.

Объект исследования - малое и среднее предпринимательство как сектор экономики.

Предмет исследования - малое и среднее предпринимательство: зарубежный опыт и проблемы его развития в Республике Беларусь.

Цель работы - определить основные проблемы развития и направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:

определить понятие и правовые основы малого и среднего предпринимательства;

рассмотреть роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике;

провести анализ зарубежного опыта государственного регулирования малого и среднего предпринимательства на примере США и Германии;

рассмотреть становление малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь;

изучить современное состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь;

определить направления совершенствования государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

Данная работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты проблемы достижения конкурентной продукции на мировых рынках, во втором - анализируется конкурентоспособность продукции в развитых странах; в третьем разделе речь идет о проблеме достижения конкурентной продукции РБ на мировых рынках.

В процессе написания работы использована учебная литература по исследуемой теме, нормативно-правовые акты в области малого предпринимательства, а также периодические издания.


Теоретические основы малого и среднего предпринимательства

 

Анализ зарубежного опыта государственного регулирования малого и среднего предпринимательства

 

Опыт Соединенных Штатов Америки (США)

предпринимательство экономика государственный

Малый бизнесв США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость

В 1953 году в США создается Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

помощь в получении кредита для бизнеса;

техническая и информационная поддержка малых предприятий;

предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;

непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.

Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес - важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.

К категории малого бизнеса американцы относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, в массиве малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала [5, c. 15].

Сегодня в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся истоки живучести всего американского бизнеса [5, c. 16].

По результатам опросов, от 80% до 90% жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. И это неудивительно: ежегодно в сфере малого предпринимательства создается три из каждых четырех новых рабочих мест. Кроме того, малые предприятия помогают насытить и разнообразить потребительский рынок страны - на оплату товаров и услуг американцы ежегодно тратят около 8 трлн. долл.

Основой современного законодательства по МБ является Закон о малом бизнесе 1953 г. Согласно этому закону Администрация по делам малого бизнеса стала правопреемницей Корпорации по финансированию реконструкции и Администрации малых оборонных предприятий, которые с этого периода прекратили свою деятельность. Кроме того, к новой Администрации перешла большая часть полномочий Бюро по малому бизнеса Министерства торговли, а также программа кредитования малых предприятий, создаваемых бывшими военнослужащими.

Администрация наделена полномочиями предоставлять займы малому бизнесу, выступать в качестве генерального подрядчика по федеральным контрактам на поставку товаров и услуг с тем, чтобы передавать эти контракты малым предпринимателям, оказывать им техническое и управленческое содействие. Реализация положений, содержащихся в законе, обеспечивается посредством ряда специальных программ.

Управление финансирования и инвестиционной деятельности Администрации предоставляет структурам малого бизнеса прямые, совместные - с частными банковскими структурами - займы, а также гарантии под займы малых предприятий у частных банковских структур, содействуя тем самым переоснащению производства, его расширению, приобретению оборудования, сырья и материалов, осуществлению НИР.

Администрация по делам малого бизнеса сотрудничает с ведомствами федерального правительства, осуществляющими закупку товаров и услуг, и с крупными частными подрядчиками федерального правительства при разработке политики, способствующей расширению участия субъектов МБ в получении правительственных контрактов.

Управление администрации и менеджмента Администрации проводит большую работу по подготовке и повышению квалификации управленческого персонала предпринимательских структур малого бизнеса (организация и финансирование специальных учебных курсов, семинаров и конференций, выпуск информационных материалов и пособий, выделение средств для исследований в области управленческих проблем малого бизнеса). Семинары и консультации проводятся как на групповой, так и на индивидуальной основе.

Кроме того, Администрация взаимодействует с университетами, исследовательскими центрами и организациями, которые включают в свои курсы менеджмента и организации производства специальные разделы для представителей малого бизнеса; практикуется также предоставление целевых стипендий для получения университетского образования одаренным соискателям из среды малого бизнеса.

Реализуется специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях 1964 г. и Закон об общественных работах и экономическом развитии 1965 г.). К 2005 г. свыше 3 млн. МП принадлежали представителям национальных меньшинств [5, c. 18].

 

Опыт Германии

 

В 90-х гг. XX в. развитие малого и среднего бизнеса стало одной из главных задач стран ЕС в связи с продемонстрированными им возможностями выживания в условиях экономического кризиса. В документе о политике в области малого предпринимательства, представленном в 1995 г. на сессии Европейского совета в Мадриде, подчеркивалось, что целенаправленная помощь малым и средним предприятиям является наиболее выгодным способом создания новых рабочих мест [4, с. 55].

При наличии определенной специфики в большинстве стран ЕС

имеются похожие частные институты поддержки:

торговые палаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;

финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу (МСБ) к капиталу и финансированию;

частные консультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и др.

Европейский союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-х гг. XX века Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: региональную систему поощрений, систему поощрений инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях [4, с. 57].

Практика фискальных льгот и дотаций применяется, как правило, для возрождения пришедших в упадок регионов. Так, в Великобритании принята программа «Действия для городов», которая призвана способствовать возрождению промышленных центров и оздоровлению социального климата в трущобах. В кризисных точках создаются зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие льготные кредиты и деловые услуги.

В январе 1990 года правительство г. Бонна объявило об открытии льготных кредитов для содействия развитию малого бизнеса на территории бывшей ГДР. При полном выкупе предприятий Немецкий кредитный банк предоставлял новым владельцам кредит под залоговую стоимость земельного участка (6,5% с отсрочкой погашения долга на два года). С середины 1990 года в новых землях наблюдается:

неуклонный рост числа малых фирм;

развитие экспорта - улучшение доступа к информации посредством централизации информационных источников;

оказание консультационных услуг, информирование о спросе на конкретный продукт, возможных конкурентах, результатах других маркетинговых исследований [4, с. 57];

повышение конкурентоспособности - улучшение доступа к научно-техническим исследованиям, повышение квалификации кадров.

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

кредитование малых предприятий, участвующих в развитии отсталых экономических регионов Германии;

кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

Отметим, что экономика Германии имеет свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.

В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. Успешному функционированию малого бизнеса во многих промышленно развитых странах способствует мощная государственная поддержка.

 


Центры.

Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

В 2010 году в центры республики по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности обратились 68385 человек (в 2009 году - 51041 человек).

По актуальной для предпринимателей тематике проведены 1936 курсов, семинаров (в 2009 году - 993), в которых приняли участие 37386 человек (в 2009 году - 20661 человек).

Основными клиентами центров являются предприниматели, работающие свыше 1 года, доля которых в общем количестве клиентов центров составляет 49,9% (34127 человек). Граждане, которые планируют или начали осуществлять предпринимательскую деятельность, составляют 47% (32073 человек), безработные - 3,1% (2185 человек).

Кроме этого, в 2010 году центрами проведены мероприятия, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства, продвижение производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг), организацию кооперации между крупными промышленными и малыми, средними предприятиями, а также на развитие предпринимательства и активизацию ремесленной деятельности в сельской местности, из которых следует отметить следующие.

В Брестской области: ЧУП «Нью-Тон» при поддержке комитета экономики Брестского облисполкома в рамках выставки-ярмарки» Брест. Содружество. 2010» проведены фестиваль маркетинговых решений» Бизнес-класс» и Форум управленцев.

Местным фондом «Центр поддержки сельского развития и предпринимательства Столинского района» оказано содействие 11 безработным гражданам в разработке бизнес-планов по организации собственного дела в сфере строительства, оказания услуг населению, розничной торговли, а также организовано взаимодействие со средствами массовой информации по освещению актуальных для предпринимателей вопросов и деятельности центра.

В Витебской области: ККУП «Витебский областной центр маркетинга» на базе УО «Витебский государственный технологический университет» проведены «Ярмарка вакансий» (11-ю предприятиями г. Витебска и Витебской области 150 студентам университета предложена 41 вакансия для трудоустройства), тематические выставки-ярмарки («Энергосберегающие технологии, оборудование и материалы»,» Современный дом»,» Здоровье и Красота» и др.), экономический форум» Твой бизнес».

В Гомельской области: ЗАО «Гомельское региональное агентство экономического развития» разработаны 6 бизнес-моделей по организации деятельности хозяйств по разведению рыбы, пчел, работы СТО, объектов придорожного сервиса, сельского туризма, подготовлен и размещен на сайте агентства методический материал» Информационный справочник по предоставлению отчетности и ведению делопроизводства на предприятиях малого бизнеса».

ООО «Бизнесцентр» (г. Мозырь) разработана и издана брошюра» Перспективы и особенности ведения бизнеса на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС», организована работа экспертно-правовой on-line и телефонной» горячей линии» по специфическим аспектам местного развития (агроэкотуризм, ремесленничество, правовые аспекты предпринимательской деятельности, содействие развитию сельского предпринимательства, микрофинансирование и др.) [9].

В Гродненской области: ОДО «ЮрГруппИнвест» (г. Слоним) оказано содействие 5 субъектам предпринимательства по организации между ними промышленной кооперации (субконтрактации).

В Минской области: ОДО «Центр развития сельского предпринимательства «Комарово» разработаны бизнес-планы по созданию мини-пекарни, агро-туристической усадьбы, магазина продовольственных товаров, проведена пятая выставка-ярмарка народных ремесел и промыслов» Камарова - кола дзен» (д. Комарово Мядельского района).

В Могилевской области: РУП «ЦНТИ» организованы и проведены бизнес-встречи представителей предприятий Могилевской области с делегацией Чешской Республики, контактно-кооперационная биржа» Инновации и новые технологии предприятий региона».

Центры действуют во всех областях республики, г. Минске. Доля центров, действующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, составляет 22,5% от общего количества центров
(12 центров).

В целом деятельность центров ориентирована на оказание субъектам предпринимательства, независимо от местонахождения, комплексной поддержки по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности.

Однако, следует отметить, что около трети центров (в основном центры г. Минска) оказывают узкоспециализированные услуги (например, оказание юридических услуг, проведение информационно-консультативных семинаров по вопросам таможенного законодательства или охраны труда).

В целях оказания субъектам предпринимательства информационной, консультационной и иной поддержки, реализации в районах областей мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, облисполкомами за центрами закреплены конкретные районы области, организовано их взаимодействие с райгорисполкомами, администрациями районов.

В закрепленных районах центры оказывают помощь в организации (выбор организационно-правовой формы, содействуют подготовке учредительных документов) и осуществлении предпринимательской деятельности, организуют и проводят выездные семинары, «прямые линии» по актуальным для предпринимателей вопросам (ведение внешнеэкономической деятельности, налогообложение, ценообразование, бухгалтерский учет, аренда и другие) [9].

Вместе с тем, для более успешной работы в данном направлении райгорисполкомам, администрациям районов необходимо активнее использовать потенциал центров в вопросах развития предпринимательства в регионах, привлекать их для проведения мероприятий в районах области, направленных на поддержку предпринимательства.

Для организации взаимодействия субъектов инфраструктуры по предоставлению субъектам малого предпринимательства, независимо от их территориального размещения, комплексной информационной поддержки по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, информирования о деятельности субъектов инфраструктуры действует веб-сайт специализированной информационной системы инфраструктуры поддержки предпринимательства (www.svoedelo.by).

Из 53 центров, действующих в республике, 75% являются организациями частной формы собственности, 19% - коммунальной, 6% - республиканской.

Действующие в республике центры имеют опыт работы в сфере поддержки предпринимательства. Так в республике свыше 10 лет осуществляют деятельность в качестве центра 20,7% организаций, в период с 5 до 10 лет - 26,4%, от 3 до 5 лет - 5,6%, от 1 до 3 лет - 37,7%, до 1 года - 9,6%.

Для реализации задач, предусмотренных законодательством, действующие в республике центры имеют кадровый потенциал и помещения, необходимое компьютерное и офисное оборудование.

Количество штатных сотрудников центров на 1 января 2011 г. составило 534 человека. Большинство сотрудников центров имеют высшее экономическое, юридическое, а также педагогическое и техническое образование.

Следует отметить, что 12 центров имеют 12 специальных разрешений (лицензий), из них 5 - на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг, 2 - на осуществление образовательной деятельности, 5 - другие виды деятельности [9].

Базовые центры.

Основные задачи базовых центров - взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами, центрами, расположенными на территории области (г. Минска), в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, координация деятельности центров по оказанию субъектам малого предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности.

Механизм реализации базовым центром основных задач:

обобщение совместно с центрами региона проблемных вопросов, возникающих в деятельности субъектов предпринимательства, направление соответствующей информации в облисполкомы, Департамент по предпринимательству, внесение предложений по их решению;

разработка совместно с центрами с учетом потребностей предпринимателей региона планов работы, анализ результатов реализации планов, выработка мер по повышению их результативности, размещение информации о планируемых в очередном месяце центрами региона мероприятиях для предпринимателей на сайте www.svoedelo;

подготовка совместно с центрами предложений по совершенствованию деятельности субъектов инфраструктуры в регионе;

формирование базы данных о малых и средних предприятиях, действующих в области, закрепленных за центрами районах (контактная информация, информация о деятельности и производимой продукции, возможности участия в поставках (изготовлении) комплектующих, узлов, блоков, продукции по заказам);

информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о системе поддержки предпринимательства в республике и области, деятельности и услугах, оказываемых субъектами инфраструктуры, размещение информации о работе центров в ИМНС, отделениях ФЗСН, исполкомах, СМИ [9].

В 2010 году базовые центры действовали в Витебской, Гомельской и Гродненской областях (ККУП «Витебский областной центр маркетинга», ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр», Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимателей).

В Витебской области базовым центром ККУП «Витебский областной центр маркетинга» проведены маркетинговые исследования ресурсного потенциала Городокского, Дубровенского, Оршанского, Шумилинского районов (по результатам разработаны и предоставлены центрам области соответствующие рекомендации), еженедельно выпускается газета» Гостиный двор» (публикуются материалы, связанные с практическими аспектами организации и ведения предпринимательской деятельности).

Базовым центром Гомельской области ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр» в 2010 году проведен для центров области семинар-тренинг, рассмотрен зарубежный опыт поддержки предпринимательства, вопросы микрофинансирования малого предпринимательства, проведен мониторинг развития малого предпринимательства в области, а также условий обслуживания и кредитования малых предприятий банками, изучены тенденции развития бизнеса в отдельных отраслях и регионах (результаты мониторинга представлены субъектам инфраструктуры области для использования в работе) [9].

В Гродненской области базовый центр Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимателей осуществлял методическое и информационное обеспечение деятельности центров, в том числе зарегистрированных в 2010 году, а также участвовал в организации встреч руководства Гродненского облисполкома с представителями малого и среднего предпринимательства области, банков (ЗАО «Банк ВТБ», ЗАО «Альфа-банк» и ЗАО «Сомбелбанк») по вопросам новых возможностей кредитования малого предпринимательства и в привлечении малого и среднего предпринимательства региона к участию в международной многоотраслевой ярмарке «Еврорегион» Неман».

Инкубаторы.

Инкубаторы действуют во всех областях республики, за исключением Брестской области, и г. Минске. В 2010 году действовали 7 инкубаторов частной формы собственности, республиканской - 2 инкубатора, коммунальной - 1 инкубатор.

Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др.

Субъекты малого предпринимательства размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями на конкурсной основе.

В приоритетном порядке в инкубаторе размещаются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие производство энергосберегающей, импортозамещающей продукции, внедряющие новые технологии.

Доля субъектов малого предпринимательства, расположенных в инкубаторах и осуществляющих свою деятельность в сфере услуг составила 47,8% от общего количества арендаторов инкубаторов, в сфере производства - 17,7%, в строительстве - 10,5%, инновационную деятельность осуществляли 8,5% арендаторов инкубаторов, иную деятельность - 15,5%.

В 2010 году площадь помещений, представляемых инкубаторами субъектам малого предпринимательства, составила 14,4 тысяч кв. м.

На данных площадях размещено 306 арендаторов - субъектов малого предпринимательства (в 2009 году - 268), численность работников арендаторов составила 2755 человек (в 2009 году - 2546) [9].

В течение 2010 года инкубаторы покинули (выпущены) 43 субъекта малого предпринимательства, размещено 38 новых субъектов малого предпринимательства, создано 209 новых рабочих мест.

Отдельные действующие в республике инкубаторы (3 из 10) имеют небольшие площади помещений для размещения субъектов малого предпринимательства (от 584,2 до 950 кв. м). Такие инкубаторы в целях достижения самоокупаемости концентрируют усилия на оказании услуг (информационных, консультационных, разработка бизнес планов и др.) помимо арендаторов инкубатора иным клиентам.

В настоящее время, в областях и г. Минске ведется работа по созданию (расширению действующих) субъектов инфраструктуры на неиспользуемых площадях крупных предприятий.

Финансовая поддержка.

Государственная финансовая поддержка субъектам инфраструктуры оказывается в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», в рамках реализации государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2010 году субъектам инфраструктуры была оказана государственная финансовая поддержка на сумму 956,6 млн. рублей (в 2009 году - 315, 6 млн. рублей).

Следует отметить, что средства, направленные на поддержку данным субъектам возвращаются в бюджет страны в форме налоговых отчислений от деятельности центров, инкубаторов, а также субъектов малого предпринимательства - арендаторов инкубаторов.

В 2010 году центрами уплачено налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в бюджет на сумму 2,5 млрд. рублей (в 2009 году - 1,4 млрд. рублей), инкубаторами - 1,4 млрд. рублей (1,3 млрд. рублей), субъектами малого предпринимательства (арендаторами инкубаторов) - 22,0 млрд. рублей (20,7 млрд. рублей) [9].

Далее приведем конкретные мероприятия, которые осуществляются или планируются в настоящее время.

. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей с 1 по 30 декабря принимает заявки на участие в конкурсе инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства для оказания государственной финансовой поддержки.

Виды государственной финансовой поддержки:

предоставление денежных средств на возвратной возмездной основе (заем);

предоставление имущества на условиях финансовой аренды (лизинга).

Условия конкурса: отбор инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, а также имеющих право на получение государственной финансовой поддержки в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства».

Государственная финансовая поддержка предоставляется:

1. на конкурсной основе;

2. на условиях целевой направленности;

.   при обеспечении исполнения обязательств;

.   на условиях срочности и возвратности:

·         денежные средства на условиях займа - до 1 года,

·         имущество на условиях лизинга - до 2 лет;

. на условиях платности:

·         процентная ставка за пользование государственной финансовой поддержкой устанавливается в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь;

.   в размерах:

·         до 50 млн. бел. руб. при предоставлении денежных средств на условиях займа;

·         до 150 млн. бел. руб. при предоставлении имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);

7. в национальной валюте Республики Беларусь;

8. в безналичном порядке [21].

. Оргкомитет Startup & Invest Weekend и УКП «Могилевский городской центр развития малого предпринимательства» 16-17 декабря в Могилеве планируют провести новое мероприятие - ИнвестУикенд, который будет проходить для поддержки начинающих предпринимателей.

Эксперты, опытные предприниматели и инвесторы соберутся вместе, чтобы помочь авторам проектов и идей разработать и оценить бизнес-идеи, проекты и научные разработки, дать необходимые советы и даже проинвестировать. Жители Могилева получат шанс проявить себя и поучаствовать в этом деловом мероприятии.

Участники Могилевского ИнвестУикенда смогут проконсультироваться с экспертами и разработать проекты, найти единомышленников, партнеров, клиентов, набрать людей в команду.

Самые интересные проекты получат инвестиции и ценные призы от компаний-партнеров, представители которых также приедут в Могилев, чтобы поддержать инициативных участников.

В Минске для многих авторов проектов Уикенд стал стартовой площадкой для развития своего бизнеса. К примеру, авторы проекта «Дизайнерская одежда для беременных женщин» Татьяна Кот и Елена Хлебчик получили поддержку после четвертого СтартапУикенда. Сергей Конюшонок, автор проекта «Выращивание вешенки», вскоре после СтартапУикенда приступил к практическому блоку реализации своей задумки. Белорусская социальная сеть Vseti.by также была представлена основателям Startup Weekend и получила необходимые ресурсы для развития, а сейчас Vseti.by выступает в качестве партнера мероприятия Invest Weekend [21].

.Городская служба занятости в лице управления по труду, занятости и социальной защите оказывает помощь лицам, желающим испытать свои силы в предпринимательстве с выделением субсидии на организацию и осуществление предпринимательской деятельности, которые зарегистрированны в городской службе занятости в качестве безработных.

Положением о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. №342, определен порядок содействия безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

Для получения субсидии необходимо пройти тестирование и получить соответствующее заключение (рекомендацию) специалиста-профконсультанта о соответствии профессиональных качеств безработного требованиям, предъявляемым к планируемому виду деятельности, написать заявление о предоставлении субсидии и представить технико-экономическое, в том числе финансовое, обоснование эффективности организации предпринимательской деятельности.

Безработные могут также пройти обучение основам предпринимательской деятельности.

Преимущественное право на содействие в организации предпринимательской деятельности предоставляется безработным, которые в связи с положением на рынке труда не имеют реальных возможностей получить подходящую работу и организуют социально значимые виды предпринимательской деятельности.

Средства, предоставленные безработному в виде субсидии, могут быть использованы для приобретения оборудования, инструментов, машин и механизмов, сырья, материалов, оплату услуг, а также иные цели, связанные с организацией предпринимательской деятельности.

Субсидия - единовременное безвозмездное государственное денежное пособие, предоставляемое безработному для частичной компенсации его финансовых расходов связанных с организацией предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности. Субсидия предоставляется в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума на дату заключения управлением договора с безработным о предоставлении субсидии (с 01.11.2011 г. 1 БПМ = 574790 рублей).

Безработный, получающий субсидию должен знать о необходимости:

1. предоставить в управление информацию об открытии текущего (расчетного) банковского счета в открытом акционерном обществе «Сберегательный банк «Беларусбанк»;

. получить решение о предоставлении субсидии;

. заключить с управлением договор о предоставлении субсидии;

. после перечисления управлением субсидии на банковский счет, безработный обязан подать заявление в соответствующие государственные органы для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрации частного унитарного предприятия или крестьянского (фермерского) хозяйства;

. предоставить копии свидетельства о государственной реги


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.