Лекция 4. Наука и критическое мышление. (1 час) — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Лекция 4. Наука и критическое мышление. (1 час)

2020-04-01 519
Лекция 4. Наука и критическое мышление. (1 час) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Наука, Научный метод. Этапы научного метода.

2. Наука и псевдонаука.

3. Наука и критическое мышление.

Тезисы лекций.

Что такое наука? Наука - это поиск истины. Наука - это метод исследования, который стремится описать, объяснить и предсказать физические или природные явления посредством наблюдений и экспериментов. Наука стремится понять общие правила и принципы, управляющие Вселенной, а не создавать технологии. Методы науки. Основные этапы научного метода можно обобщить следующим образом:

1. Выявление и определение проблемы.

2. Сбор соответствующих данных.

3. Формулировка гипотезы.

4. Проверка гипотезы    путем наблюдения или эксперимента.

Псевдонаука - это не настоящая наука, опирающаяся на научные методы, а прикрывающаяся завесой истины наука. Само слово псевдо происходит от греческого слова, означающего - ложный. Так как псевдонаука часто выглядит и воспринимается как настоящая наука, то большинству из вас, не являющимся учеными, сложно отличить их друг от друга. К счастью, есть определенные признаки псевдонауки, которые помогут Вам - критическому мыслителю, отличить ее от истинной науки. Отличия науки от псевдонауки. 6 признаков.

1. Отсутствие проверяемости науки. 2. Несоответствие установленным научным теориям и фактам

3. Игнорирование фальсификации доказательств 4.Использование нечеткого языка

5. Отсутствие прогрессивности 6. Отсутствие серьезных усилий для проведения исследований

Литература:

1.Бекахметов Г., Коржумбаева А. Основы критического мышления.- НОО «Общенациональное движение» «Казахстан-2050»- Астана, 2018. -208с.

2.Халперн Дайана. Психология критического мышления.- Изд: Питер, С-Пб, 2014.-337с.

3. Чатфилд Том. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. Перевод на русском языке: Альпина Паблишер, Москва, 2019- 560с.

Формат проведения занятий: беседа, работа над текстом.

Лекция 5. СМИ и критическое мышление. (1 час)

1. СМИ: определение, признаки, функции.

2. СМИ и критическое мышление. Реклама. Рекламные уловки.

Тезисы лекций.

СМИ: определение, признаки, функции. При отборе событий для вещания в новостях, редакторы и журналисты чаще всего выбирают развлекательные, захватывающие, шокирующие, страшные, необычные, трогательные события. Слово реклама происходит от латинского reclamare, что означает «кричать» и имеет два основных значения: 1. объявление, плакат, извещение и другие мероприятия, нацеленные на создание широкой известности чему-либо, привлечение потребителей, покупателей; 2. распространение сведений о ком-либо, о чем-либо с целью создания популярности.

Есть ряд рекламных уловок, используемых рекламодателями для того, чтобы убедить нас в том или ином, а также отключить наше критическое мышление. К ним относятся:

1. Тревога 2. Эмоциональный язык 3. Слова-хамелеоны 4.Крупный жирный шрифт 5. Вызов приятных ощущений 6. Привлечение звезд 7. Юмор 8.Броские лозунги.

Литература:

1.Бекахметов Г., Коржумбаева А. Основы критического мышления.- НОО «Общенациональное движение» «Казахстан-2050»- Астана, 2018. -208с.

2.Халперн Дайана. Психология критического мышления.- Изд: Питер, С-Пб, 2014.-337с.

3. Чатфилд Том. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. Перевод на русском языке: Альпина Паблишер, Москва, 2019- 560с.

Формат проведения занятий: беседа, презентация.

Лекция 6. Суеверия и критическое мышление. (1 час)

1. Что такое суеверия? Направления суеверий.

2. Суеверия, оккультизм и критическое мышление.

Тезисы лекций.

Слово суеверие происходит от древнеславянского суе -«напрасный», «ложный». «Суеверие - это ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно». Суеверия многомерны, и у них есть разные направления: бытовые, числовые, связанные с будущим, везением и невезением, характером человека, природными и сверхъестественными явлениями, и др.

Суеверные люди часто не задумываются об истинном происхождении суеверия. Во-вторых, многие люди укрепляют свою веру в силу примет, если они предсказали правильно, даже если всего один раз из многих случаев. В-третьих, есть такие оптимистичные суеверные люди, которые стараются «подогнать» все приметы на свой лад. В-четвертых, существуют такие суеверные «креативные лица», которые сами придумывают новые приметы.

Среди казахов широко распространено гадание на кумалак, (фасоли), хотя практиковались и разные другие гадания, такие как гадания на четках, тазовой кости животного, и гадания по ночному небу.

Гадалки часто используют абстрактный и неконкретный язык, который может иметь тысячу значений. Многие гадалки очень наблюдательны. Они еще и хорошие психологи!

Астер - «звезда», номос - «обычай, закон», логос- «учение». Однако если астрономия

- это наука изучающая небесные тела и образованные ими системы, астрология - это не просто учение о небесных телах, а больше псевдонаука, изучающая воздействие небесных тел на судьбу человека. Если астрономы - ученые, то многие астрологи больше относятся к категории гадальщиков, предсказывающих разное, включая будущее.

Древние астрологи назвали эклиптикой большой круг небесной сферы, по которому Солнце движется в течение года. Иными словами, эклиптика - это плоскость вращения Земли вокруг Солнца. Эклиптика делится на 12 частей - созвездий. Астрологи убеждают, что восходящая точка эклиптики в момент рождения человека (т.е. созвездие) влияет на его жизнь. Эта точка называется гороскопом. Астрологи «составляют гороскоп» чтобы предсказать судьбу и будущее людей.

Во многих случаях, за страшными обликами призраков стояли обычные природные явления. Можно обнаружить причины видения «призраков», если тщательно анализировать ситуацию и место происхождения. Часто иллюзии призраков видятся тем, которые находятся в одиноком состоянии, или при длительном уединении. В таких случаях человек может оказаться чрезмерно впечатлительным к любым звукам, теням, легкому движению штор из-за ветра, и т.д.

Литература:

1.Бекахметов Г., Коржумбаева А. Основы критического мышления.- НОО «Общенациональное движение» «Казахстан-2050»- Астана, 2018. -208с.

2.Халперн Дайана. Психология критического мышления.- Изд: Питер, С-Пб, 2014.-337с.

3. Чатфилд Том. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. Перевод на русском языке: Альпина Паблишер, Москва, 2019- 560с.

Формат проведения занятий: беседа, презентация.

Лекция 7. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (2 часа)

1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

2. Этапы реализации технологии.

Тезисы лекции.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:

-Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

-Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

-Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

-Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.

 В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции.

Первый этап – вызов – задачи (функции)которого:

1. актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

2. пробудить к ней интерес;

3. активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

4. структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – осмысление – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

1. получение новой информации;

2. ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

3. соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

4. поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап – размышление:

1. выражение новых идей и информации собственными словами;

2. целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

3. анализ всего процесса изучения материала;

4. выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Литература

1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2014 г.

2. Тасимова А.А. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — Актобе, 2017.– 217 с.

3.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно- методическое пособие. М. Каро, 2017.-144с.

4. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности – М. Каро, 2015 -112с.

5. Шкутина Л.А.Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - Алматы: Эверо, 2018. - 170 с. 

Формат проведения лекции: беседа, конспект.

 

Лекция 8. Педагогические приемы и стратегии для развития критического мышления через чтение и письмо. (2 часа)

1. Составление кластеров, INSERT, синквейн,   ИДЕАЛ и др.

2. Проектирование урока истории с применением интерактивных методов обучения.

Тезисы лекций.

Рассмотрим несколько приемов графической организации текста. Заметим, что графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации. Наиболее популярным из современных методов является – кластер.

Кластер – (от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

«Инсерт». (INSERT– InteractiveNotingSystemforEffective ReadingandThinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что им уже известно;

-- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производится в аудитории, при этом тьютор (лектор) может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу. 4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Синквейн. В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка — это слово — резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Литература:

1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2014 г.

2. Тасимова А.А. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — Актобе, 2017.– 217 с.

3.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно- методическое пособие. М. Каро, 2017.-144с.

4. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности – М. Каро, 2015 -112с.

5. Шкутина Л.А.Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - Алматы: Эверо, 2018. - 170 с. 

Формат проведения занятий: конспект, работа над текстом.

Лекция 9. Методы критического мышления. Таксономия Блума. (2 часа)

1. Таксономия Блума: области, принципы, уровни.

2. Категории когнитивной деятельности.

Тезисы лекций.

Таксономия Блума — классификация учебных целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом.

Уровни учебных целей - конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня.

В своей классификации Б. Блум разделил цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

Таксономия Блума построена на следующих четырех принципах:

- практической направленности: таксономия должна отражать теорию целеполагания, а также быть эффективным инструментом для учителя- практика;

- психологическом: таксономия должна базироваться на современных достижения психологической науки;

- логическом: таксономия должна быть логически завершенной и обладать внутренней стройностью;

- объективности: иерархия целей не означает иерархии их ценностей.

Когнитивная (познавательная) деятельность включает в себя следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание.

Знание

Знание можно определить как способность воспроизвести или запомнить факты, не обязательно понимая их. Некоторые активные глаголы, используемые для оценки знания: систематизировать, собирать, определить, описать, вопроизвести…

Понимание

Понимание может быть определено как способность понимать и интерпретировать освоенную информацию. Некоторые активные глаголы, используемые для оценки понимания: связать, изменить, уточнить, классифицировать, построить…

Применение

Применение может быть определено как способность использовать изученный материал в новых ситуациях, например, применять идеи и концепции к решению проблем. Некоторые активные глаголы, используемые для оценки применения: применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать…

Анализ

Анализ может быть определен как способность разбивать информацию на составляющие, например, искать взаимосвязи и идеи (понимание организационной структуры). Примеры глаголов: анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать…

Синтез

Синтез можно определить как способность соединять части в целое.

Примерами результатов обучения, демонстрирующими синтез, являются: аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать…

Оценка

Оценка может быть определена как способность судить о ценности материала для данной конкретной цели. Глаголы: произвести оценку, установить, аргументировать, оценить, придать значение…

Литература:

1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2014 г.

2. Мурзагалиева А.Е., Утегенова Б.М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума.– Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. – 54 с.

3. Тасимова А.А. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — Актобе, 2017.– 217 с.

4.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно- методическое пособие. М. Каро, 2017.-144с.

5. Шкутина Л.А.Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - Алматы: Эверо, 2018. - 170 с. 

Формат проведения занятий: презентация, конспект.

 Лекция 10. Роль критического мышления в зарубежных образовательных системах. (1 час)

1. Методологические основы развития теории о критическом мышлении.

2. Роль критического мышления в зарубежных образовательных системах.

  Тезисы лекций.

Проблема воспитания и развития личности занимает центральное место в западной педагогике ХХ–ХХI вв. В США активное развитие навыка критического мышления в школах и вузах началось с 1970 г., когда комиссия по гуманитарным наукам объявила, что Департамент образования США должен включить развитие навыков критического мышления в образовательный план, так как данный навык является основой всех навыков. Курс на модернизацию образования был вызван результатами международных сравнительных исследований: PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования) и PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста). Участие в подобных масштабных исследовательских проектах позволяет странам провести межстрановое сравнение полученных результатов, выявить изменения, происходящие в системах образования, а также оценить эффективность образовательной политики. На протяжении нескольких лет мониторинга результатов международных исследований было установлено, что школьники одних стран (Россия, США, Литва, Казахстан) по сравнению со сверстниками других стран (Сингапур, Япония, Финляндия, Эстония) показывают более низкие результаты по тесту PISA, оценивающего практические знания и умения, и сравнительно неплохие результаты по TIMSS – исследование, измеряющее фактические знания учащихся в соответствии со школьной программой.

На данный момент перед другими странами мира стоит задача создания процветающей инновационной экономики, в которой основная роль отводится реформированию системы образования. В 2015 г. появился новый лидер «PISAнской гонки» − Шанхай, который объясняет свой прорыв тем, что правительству удалось взять лучшее из мирового опыта и адаптировать к китайским реалиям. Андреас Шляйхер, представитель Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), отмечает, что наиболее впечатляющие результаты шанхайские школьники показали в заданиях PISA, в которых делался уклон на более широкое и творческое применение навыков.

Сложность современной действительности предъявляет более высокие требования к рациональному взгляду людей на мир. Возникающие сегодня задачи требуют совершенно другого подхода к решению.

Формирование новой инновационной системы образования в Казахстане. Методы проб и ошибок. Обновленная система образования: преимущества и минусы.

Литература

1. Тасимова А.А. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — Актобе, 2017.– 217 с.

2.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно- методическое пособие. М. Каро, 2017.-144с.

3. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности – М. Каро, 2015 -112с.

4. Шкутина Л.А.Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - Алматы: Эверо, 2018. - 170 с. 

5. Щеглова И.А. О роли критического мышления в зарубежных образовательных системах. // Наука и школа, № 6, 2018, с. 193-200.

Формат проведения занятий: беседа, презентация.

 

Лекция 11. Формирование новой инновационной системы образования в Казахстане.

1. Традиционная модель обучения в Казахстане. Этапы развития.

2. Формирование новой инновационной системы образования в Казахстане.

Тезисы лекций.

Основой реализации государственной политики Казахстана в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования. Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Вхождение Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира является одной из главных целей государства, которая может быть достигнута только на основе глубокой диверсификации экономики страны, путем стимулирования инновационной деятельности, внедрения и развития конкурентоспособных производств, интегрированных в региональные и мировые рынки. Именно поэтому в последнее время все чаще к числу важнейших факторов развития экономики Казахстана стали относить инновационную деятельность, которая базируется на внедрении новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом.

Основными направлениями реформирования системы образования Казахстана являются: Полное обновление содержания школьного образования. Исключение оценочной системы знаний и введение критериальности в оценивании. Внедрение электронных дневников. Введение пятидневной недели обучения, снижение учебной нагрузки на учащихся и постепенный «уход» от домашних заданий. Расширение изучения иностранных языков и латыни. Ведение учебного процесса на казахском языке. Введение новых учебных предметов. Переход на электронные учебники.
Литература:

1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2014 г.

2. Мурзагалиева А.Е., Утегенова Б.М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума.– Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. – 54 с.

3. Тасимова А.А. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — Актобе, 2017.– 217 с.

4.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно- методическое пособие. М. Каро, 2017.-144с.

5. Шкутина Л.А.Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - Алматы: Эверо, 2018. - 170 с. 

Формат проведения занятий: беседа, сообщение.

Семинарские занятия.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.