Лекция 1. Введение в критическое мышление. (1 час) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Лекция 1. Введение в критическое мышление. (1 час)

2020-04-01 408
Лекция 1. Введение в критическое мышление. (1 час) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Критическое мышление: определения, базовые принципы, функции.

2. Преимущества критического мышления.

Тезисы лекции:

 Критическое мышление -это взвешенный подход к любым утверждениям, умение не принимать ничего на веру без доказательств, быть открытым к новым идеям и методам.

Дэвид Клустер считает, что КМ держится на 5 столбах:

1. индивидуальное мышление (свое мнение, свои взгляды, выводы)

2. информация-отправная точка критического мышления. (КМ)

3. Постоянно обогащать свои знания

4. Умение аргументировать любое решение доводами. Есть много мнений, выбранное мнение должно быть логическим и рациональным.

5. КМ –явление социальное. Даже если к некой мысли человек пришел самостоятельно, мысль оттачивается, когда мы спорим, обсуждаем, может меняем или углубляем позицию.

Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как мне кажется, письменная работа – как для учителей, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения некоей проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.

Свойства критического мыслителя:

1. ищет ясности и точности

  1. осторожный и активный наблюдатель
  2. задаёт уместные вопросы
  3. КМ как пожизненный процесс самооценки
  4. принимает убеждения других
  5. получает удовольствие от процесса обучения
  6. не торопится с выводами (больше фактов)
  7. принимает недостаток знаний
  8. любопытство
  9. различать факты и мнения
  10. активно делится новыми знаниями
  11. хочет проверять убеждения, предположения, мнения
  12. скромность (интеллигентность)
  13. рефлексивность

Литература:

1. Тасимова А.А. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — Актобе, 2017.– 217 с.

2.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно- методическое пособие. М. Каро, 2017.-144с.

3. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности – М. Каро, 2015 -112с.

4. Шкутина Л.А.Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - Алматы: Эверо, 2018. - 170 с. 

Формат проведения занятий: презентация, работа над текстом, конспект.

Лекция 2. Мышление и память. (1 час)  

1. Мышление: определения. Мышления и знания. 

2. Интеллект и навыки мышления.

3. Запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Ошибки памяти.

Тезисы лекций

Мышление-процесс обработки информации головным мозгом. Мышление как биологический процесс Мышление как серия образов и внутренняя речь «Думать — это когда в голове появляется картинка, а звук в это время выключен» Преобладающие модальности мышления. Искусственный интеллект Могут ли компьютеры мыслить?

Представление о мозге как о компьютере Интеллект и навыки мышления. Сущность интеллекта. Измерение интеллекта. Развитие интеллекта. Метапознание Метапознание — это знание человека о его собственных мыслительных процессах. Часто мы имеем очень смутное представление о том, как мы мыслим. Наблюдение за собственными мыслительными процессами — один из способов улучшения мышления. Общий алгоритм мышления. Он включает в себя четыре вопроса, на которые необходимо отвечать всякий раз, когда перед вами стоит задача, требующая применения критического мышления. Этот алгоритм должен послужить в качестве руководства, направляющего процесс мышления.

Литература:

1.Бекахметов Г., Коржумбаева А. Основы критического мышления.- НОО «Общенациональное движение» «Казахстан-2050»- Астана, 2018. -208с.

2.Халперн Дайана. Психология критического мышления.- Изд: Питер, С-Пб, 2014.-337с.

3. Чатфилд Том. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. Перевод на русском языке: Альпина Паблишер, Москва, 2019- 560с.

Формат проведения занятия: презентация, беседа, упражнения.

 

Лекция 3. Логическое обоснование: теория и практика. (2 часа)  

1. Аргумент. Доводы и выводы.

2. Допущения и предположения.

3. Оценка аргументов.

Тезисы лекций.

 Слово аргумент происходит от латинского argumentum, что означает: логический довод, служащий основанием доказательства;

 Некоторые ученые определяют критическое мышление как активный, систематический процесс понимания и оценки аргументов.

Аргумент в критическом мышлении подразумевает совокупность заключений и приводимых в их подтверждение утверждений, фактов, причин, доводов и примеров.

Утверждение, предлагаемое в качестве доказательства вывода, называется доводом. Доводами зачастую служат общеизвестные факты, общие принципы, аксиомы, результаты экспериментов и опросов, статистические данные, и многие другие факты. Их объединяет то, что они преподносятся в виде авторитетных данных, которым можно доверять.

Доводы в аргументах помогают отвечать на такие вопросы, как почему?, отчего?, из-за чего?, по какой причине?. Наиболее распространенные индикаторы доводов: так как, потому что, в связи с тем что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, оттого что, поскольку.

Выводом называют процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок, доводов) к новым суждениям - заключениям. Наиболее распространенные индикаторы заключений: поэтому, следовательно, в связи с этим, оттого.

Некоторые утверждения, в зависимости от контекста, могут выполнять одновременно функции и доводов, и выводов. Такие утверждения называются промежуточными выводами.

Слово «предположение», в понимании критического мышления, считается само собой разумеющимся, но что не является явным в аргументе. Слово «предположение» используется для обозначения того, что не было упомянуто, а лишь подразумевалось.

Оценка аргументов. Виды аргументов.

Литература

1.Бекахметов Г., Коржумбаева А. Основы критического мышления.- НОО «Общенациональное движение» «Казахстан-2050»- Астана, 2018. -208с.

2.Халперн Дайана. Психология критического мышления.- Изд: Питер, С-Пб, 2014.-337с.

3. Чатфилд Том. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. Перевод на русском языке: Альпина Паблишер, Москва, 2019- 560с.

Формат проведения занятия: конспект, беседа, упражнения.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.