Кафедра Истории и религиоведение — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кафедра Истории и религиоведение

2020-04-01 149
Кафедра Истории и религиоведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факультет исторический

Кафедра Истории и религиоведение

 

 

«Утверждаю»

                                                                                                Декан факультета

                                                                                                       _____________Купенова Г.Ы.

                                                                                                  «»___________ 2019 г.

SYLLABUS

Название и код направления подготовки Образование
Название и шифр образовательной программы 5В011400-История  
Название и код цикла предмета  TKM 3205 Технология критического мышления
Форма обучения дневная
Академический кредит 5
Академический час 150
Язык обучения русский
Учебный год / семестр 2019-2020/6
Уровень образования бакалавриат

Актобе, 2019 г.

 

Программа дисциплины для студентов (SYLLABUS) разработана на основе Учебной программы дисциплины «Технология критического мышления», утвержденной   «15» января  2019 г., протокол №4.

 

Составители:

Преподаватель дисциплины:                     ст. преподаватель Нурпеисова Б.С. 

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры  Протокол № 1, «2» сентября 2019г.

 

Заведующая кафедрой ______________  д.и.н. Избасарова Г.Б.

                                                           

 

 

Одобрена на заседании Учебно-методического совета факультета

 

Протокол № 1, «2» сентября  2019 г.

 

 

Председатель методического совета ________________ Айдарова А.З.

        

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ КУРСА:

Преподаватель дисциплины:

ст. преподаватель Нурпеисова Б.С., [email protected]

№ Кабинета согласно расписанию

 кафедра История и религиоведение

2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Профессиональная подготовка специалиста в качестве обязательного компонента должна предполагать развитие культуры критического мышления, что обусловлено сложностью коммуникативных процессов, протекающих в современном информационном обществе. Изучение курса «Критическое мышление» предусматривает активное освоение навыков критического мышления, техник принятия решений, методик подготовки и проведения эффективных публичных выступлений.  

ВЫПИСКА ИЗ МОДУЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

Курс Семестр Лекции (количество часов) Семинар ы (количество часов) СРСП СРС Форма контроля
3 6 15 45 30 60 письменный экзамен

Всего 150 часов

4. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: Цель дисциплины «Технология критического мышления» состоит в том, чтобы, опираясь на потребности и возможности студентов, познакомить их явлением «критическое мышление», его психологической сущностью, с технологией развития критического мышления.

ОСНОВНЫЕ ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

- способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний;

-умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня;

-умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решения на основе обобщения информации;

-способностью к критическому анализу своих возможностей владением навыками самостоятельной, творческой работы;

-умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

(по уровню бакалавриата)

Уровни таксономии Блума Знание и понимание Применение Анализ Синтез Оценивание
Результаты обучения   Понимает значение понятий «критическое мышление», «рефлексия»; раскрывает преимушества критически мыслящего учащегося; определяет функции мышления. Применяет инновационные технологии при проведении уроков, ролевых игр; разрабатывает план урока с применением технологии критического мышления. Проводит критический анализ текста, информации при принятии решений; сравнивает различные системы образования, обучения. Охарактеризовывает  критическое мышления  как принцип деятельности; готовит презентации и рефераты  по проблемам применения технологии критического мышления. Уметь комментировать ситуации, где применяется критический анализ выражает свое мнение, обобщает и делает выводы, умеет оценивать аргументы.

7. ПРЕКРЕКВИЗИТЫ ДИСЦИПЛИНЫ: преподаванию курса предшествует изучение таких дисциплин как «Педагогика», «Психология», «Методика преподавания истории», «Менеджмент в образовании», «Инклюзивное образование».

8. ПОСТРЕКВИЗИТЫ ДИСЦИПЛИНЫ: дисциплина «Технология критического мышления» закладывает фундамент для изучения следующих дисциплин: «Формирование педагогического мастерства», «Методика преподавания историко-гуманитарных дисциплин»; знания, умения, полученные при изучении дисциплины необходимы для прохождения педагогической и производственной практики.

9. ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

тренинги, ролевые игры, дискуссия, диалог, работа над текстом, интерактивные методы, презентация, исследовательская беседа.

Таблица СРСП, СРС:

 

Задания СРСП/СРС (темы) Вид задания Кол-во часов Сроки выполнения
 

Задания СРСП

1 Понятие "критическое мышление" и его характеристики. конспект 3  Четверг 10-30-13-30 2 Личностно-ориентированный характер технологии развития критического мышления. презентация 3 Четверг 10-30-13-30 3 Применение таксономии Блума для развития критического мышления. Письменная работа 3 Четверг 10-30-13-30 4 Критическое мышление как принцип деятельности. конспект 3 Четверг 10-30-13-30 5 Критический анализ и принятие решений. конспект 3 Четверг 10-30-13-30 6 Применение технологии критического мышления при проведении промежуточного контроля. презентация 3 Четверг 10-30-13-30 7 Основные теоретические положения технологии развития критического мышления. конспект 3 Четверг 10-30-13-30 8 Методы формирования критического мышления. Творческая работа 3 Четверг 10-30-13-30 9 Методы использования критического мышления. Творческая работа 3 Четверг 10-30-13-30 10 Формирование новой системы образования в РК. презентация 3 Четверг 10-30-13-30

Задания СРС

1 Применение информационных технологий для развития критического мышления. презентация 3 2 неделя  2 Разработать приемы работы с информацией. Творческая работа 3  3 неделя  3 Разработка урока истории с применением технологии критического мышления. (по выбору) Письменная работа 3 4 неделя  4 Опишите методы развития памяти и мышления (по выбору) конспект 3 5 неделя  5 Конспект книги Халперн Д. «Психология критического мышления» конспект 3 6 неделя  6 Конспект книги Т.Чатфилда «Критическое мышление». конспект 3 7-8 неделя  7 Сравнительный анализ зарубежных образовательных систем. Таблица, диаграмма Венна. 3 9 неделя  8 Разработка заданий и упражнений по таксономии Блума для контроля знаний учащихся. Творческая работа 3 10-11 неделя  9 Разработка урока с применением интерактивных методов обучения для развития критического мышления. (по выбору) Творческая работа 3 12-13 неделя  10 Проектирование занятий по истории с использованием технологии критического мышления Творческое задание 3 14-15 неделя

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Лекции.

Тезисы лекции:

 Критическое мышление -это взвешенный подход к любым утверждениям, умение не принимать ничего на веру без доказательств, быть открытым к новым идеям и методам.

Дэвид Клустер считает, что КМ держится на 5 столбах:

1. индивидуальное мышление (свое мнение, свои взгляды, выводы)

2. информация-отправная точка критического мышления. (КМ)

3. Постоянно обогащать свои знания

4. Умение аргументировать любое решение доводами. Есть много мнений, выбранное мнение должно быть логическим и рациональным.

5. КМ –явление социальное. Даже если к некой мысли человек пришел самостоятельно, мысль оттачивается, когда мы спорим, обсуждаем, может меняем или углубляем позицию.

Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как мне кажется, письменная работа – как для учителей, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения некоей проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.

Свойства критического мыслителя:

1. ищет ясности и точности

  1. осторожный и активный наблюдатель
  2. задаёт уместные вопросы
  3. КМ как пожизненный процесс самооценки
  4. принимает убеждения других
  5. получает удовольствие от процесса обучения
  6. не торопится с выводами (больше фактов)
  7. принимает недостаток знаний
  8. любопытство
  9. различать факты и мнения
  10. активно делится новыми знаниями
  11. хочет проверять убеждения, предположения, мнения
  12. скромность (интеллигентность)
  13. рефлексивность

Литература:

1. Тасимова А.А. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — Актобе, 2017.– 217 с.

2.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно- методическое пособие. М. Каро, 2017.-144с.

3. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности – М. Каро, 2015 -112с.

4. Шкутина Л.А.Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - Алматы: Эверо, 2018. - 170 с. 

Формат проведения занятий: презентация, работа над текстом, конспект.

Лекция 2. Мышление и память. (1 час)  

1. Мышление: определения. Мышления и знания. 

2. Интеллект и навыки мышления.

3. Запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Ошибки памяти.

Тезисы лекций

Мышление-процесс обработки информации головным мозгом. Мышление как биологический процесс Мышление как серия образов и внутренняя речь «Думать — это когда в голове появляется картинка, а звук в это время выключен» Преобладающие модальности мышления. Искусственный интеллект Могут ли компьютеры мыслить?

Представление о мозге как о компьютере Интеллект и навыки мышления. Сущность интеллекта. Измерение интеллекта. Развитие интеллекта. Метапознание Метапознание — это знание человека о его собственных мыслительных процессах. Часто мы имеем очень смутное представление о том, как мы мыслим. Наблюдение за собственными мыслительными процессами — один из способов улучшения мышления. Общий алгоритм мышления. Он включает в себя четыре вопроса, на которые необходимо отвечать всякий раз, когда перед вами стоит задача, требующая применения критического мышления. Этот алгоритм должен послужить в качестве руководства, направляющего процесс мышления.

Литература:

1.Бекахметов Г., Коржумбаева А. Основы критического мышления.- НОО «Общенациональное движение» «Казахстан-2050»- Астана, 2018. -208с.

2.Халперн Дайана. Психология критического мышления.- Изд: Питер, С-Пб, 2014.-337с.

3. Чатфилд Том. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. Перевод на русском языке: Альпина Паблишер, Москва, 2019- 560с.

Формат проведения занятия: презентация, беседа, упражнения.

 

Лекция 3. Логическое обоснование: теория и практика. (2 часа)  

1. Аргумент. Доводы и выводы.

2. Допущения и предположения.

3. Оценка аргументов.

Тезисы лекций.

 Слово аргумент происходит от латинского argumentum, что означает: логический довод, служащий основанием доказательства;

 Некоторые ученые определяют критическое мышление как активный, систематический процесс понимания и оценки аргументов.

Аргумент в критическом мышлении подразумевает совокупность заключений и приводимых в их подтверждение утверждений, фактов, причин, доводов и примеров.

Утверждение, предлагаемое в качестве доказательства вывода, называется доводом. Доводами зачастую служат общеизвестные факты, общие принципы, аксиомы, результаты экспериментов и опросов, статистические данные, и многие другие факты. Их объединяет то, что они преподносятся в виде авторитетных данных, которым можно доверять.

Доводы в аргументах помогают отвечать на такие вопросы, как почему?, отчего?, из-за чего?, по какой причине?. Наиболее распространенные индикаторы доводов: так как, потому что, в связи с тем что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, оттого что, поскольку.

Выводом называют процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок, доводов) к новым суждениям - заключениям. Наиболее распространенные индикаторы заключений: поэтому, следовательно, в связи с этим, оттого.

Некоторые утверждения, в зависимости от контекста, могут выполнять одновременно функции и доводов, и выводов. Такие утверждения называются промежуточными выводами.

Слово «предположение», в понимании критического мышления, считается само собой разумеющимся, но что не является явным в аргументе. Слово «предположение» используется для обозначения того, что не было упомянуто, а лишь подразумевалось.

Оценка аргументов. Виды аргументов.

Литература

1.Бекахметов Г., Коржумбаева А. Основы критического мышления.- НОО «Общенациональное движение» «Казахстан-2050»- Астана, 2018. -208с.

2.Халперн Дайана. Психология критического мышления.- Изд: Питер, С-Пб, 2014.-337с.

3. Чатфилд Том. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. Перевод на русском языке: Альпина Паблишер, Москва, 2019- 560с.

Формат проведения занятия: конспект, беседа, упражнения.

Тезисы лекций.

Что такое наука? Наука - это поиск истины. Наука - это метод исследования, который стремится описать, объяснить и предсказать физические или природные явления посредством наблюдений и экспериментов. Наука стремится понять общие правила и принципы, управляющие Вселенной, а не создавать технологии. Методы науки. Основные этапы научного метода можно обобщить следующим образом:

1. Выявление и определение проблемы.

2. Сбор соответствующих данных.

3. Формулировка гипотезы.

4. Проверка гипотезы    путем наблюдения или эксперимента.

Псевдонаука - это не настоящая наука, опирающаяся на научные методы, а прикрывающаяся завесой истины наука. Само слово псевдо происходит от греческого слова, означающего - ложный. Так как псевдонаука часто выглядит и воспринимается как настоящая наука, то большинству из вас, не являющимся учеными, сложно отличить их друг от друга. К счастью, есть определенные признаки псевдонауки, которые помогут Вам - критическому мыслителю, отличить ее от истинной науки. Отличия науки от псевдонауки. 6 признаков.

1. Отсутствие проверяемости науки. 2. Несоответствие установленным научным теориям и фактам

3. Игнорирование фальсификации доказательств 4.Использование нечеткого языка

5. Отсутствие прогрессивности 6. Отсутствие серьезных усилий для проведения исследований

Литература:

1.Бекахметов Г., Коржумбаева А. Основы критического мышления.- НОО «Общенациональное движение» «Казахстан-2050»- Астана, 2018. -208с.

2.Халперн Дайана. Психология критического мышления.- Изд: Питер, С-Пб, 2014.-337с.

3. Чатфилд Том. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. Перевод на русском языке: Альпина Паблишер, Москва, 2019- 560с.

Формат проведения занятий: беседа, работа над текстом.

Тезисы лекций.

СМИ: определение, признаки, функции. При отборе событий для вещания в новостях, редакторы и журналисты чаще всего выбирают развлекательные, захватывающие, шокирующие, страшные, необычные, трогательные события. Слово реклама происходит от латинского reclamare, что означает «кричать» и имеет два основных значения: 1. объявление, плакат, извещение и другие мероприятия, нацеленные на создание широкой известности чему-либо, привлечение потребителей, покупателей; 2. распространение сведений о ком-либо, о чем-либо с целью создания популярности.

Есть ряд рекламных уловок, используемых рекламодателями для того, чтобы убедить нас в том или ином, а также отключить наше критическое мышление. К ним относятся:

1. Тревога 2. Эмоциональный язык 3. Слова-хамелеоны 4.Крупный жирный шрифт 5. Вызов приятных ощущений 6. Привлечение звезд 7. Юмор 8.Броские лозунги.

Литература:

1.Бекахметов Г., Коржумбаева А. Основы критического мышления.- НОО «Общенациональное движение» «Казахстан-2050»- Астана, 2018. -208с.

2.Халперн Дайана. Психология критического мышления.- Изд: Питер, С-Пб, 2014.-337с.

3. Чатфилд Том. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. Перевод на русском языке: Альпина Паблишер, Москва, 2019- 560с.

Формат проведения занятий: беседа, презентация.

Тезисы лекций.

Слово суеверие происходит от древнеславянского суе -«напрасный», «ложный». «Суеверие - это ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно». Суеверия многомерны, и у них есть разные направления: бытовые, числовые, связанные с будущим, везением и невезением, характером человека, природными и сверхъестественными явлениями, и др.

Суеверные люди часто не задумываются об истинном происхождении суеверия. Во-вторых, многие люди укрепляют свою веру в силу примет, если они предсказали правильно, даже если всего один раз из многих случаев. В-третьих, есть такие оптимистичные суеверные люди, которые стараются «подогнать» все приметы на свой лад. В-четвертых, существуют такие суеверные «креативные лица», которые сами придумывают новые приметы.

Среди казахов широко распространено гадание на кумалак, (фасоли), хотя практиковались и разные другие гадания, такие как гадания на четках, тазовой кости животного, и гадания по ночному небу.

Гадалки часто используют абстрактный и неконкретный язык, который может иметь тысячу значений. Многие гадалки очень наблюдательны. Они еще и хорошие психологи!

Астер - «звезда», номос - «обычай, закон», логос- «учение». Однако если астрономия

- это наука изучающая небесные тела и образованные ими системы, астрология - это не просто учение о небесных телах, а больше псевдонаука, изучающая воздействие небесных тел на судьбу человека. Если астрономы - ученые, то многие астрологи больше относятся к категории гадальщиков, предсказывающих разное, включая будущее.

Древние астрологи назвали эклиптикой большой круг небесной сферы, по которому Солнце движется в течение года. Иными словами, эклиптика - это плоскость вращения Земли вокруг Солнца. Эклиптика делится на 12 частей - созвездий. Астрологи убеждают, что восходящая точка эклиптики в момент рождения человека (т.е. созвездие) влияет на его жизнь. Эта точка называется гороскопом. Астрологи «составляют гороскоп» чтобы предсказать судьбу и будущее людей.

Во многих случаях, за страшными обликами призраков стояли обычные природные явления. Можно обнаружить причины видения «призраков», если тщательно анализировать ситуацию и место происхождения. Часто иллюзии призраков видятся тем, которые находятся в одиноком состоянии, или при длительном уединении. В таких случаях человек может оказаться чрезмерно впечатлительным к любым звукам, теням, легкому движению штор из-за ветра, и т.д.

Литература:

1.Бекахметов Г., Коржумбаева А. Основы критического мышления.- НОО «Общенациональное движение» «Казахстан-2050»- Астана, 2018. -208с.

2.Халперн Дайана. Психология критического мышления.- Изд: Питер, С-Пб, 2014.-337с.

3. Чатфилд Том. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. Перевод на русском языке: Альпина Паблишер, Москва, 2019- 560с.

Формат проведения занятий: беседа, презентация.

Лекция 7. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (2 часа)

1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

2. Этапы реализации технологии.

Тезисы лекции.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:

-Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

-Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

-Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

-Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.

 В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции.

Первый этап – вызов – задачи (функции)которого:

1. актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

2. пробудить к ней интерес;

3. активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

4. структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – осмысление – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

1. получение новой информации;

2. ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

3. соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

4. поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап – размышление:

1. выражение новых идей и информации собственными словами;

2. целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

3. анализ всего процесса изучения материала;

4. выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Литература

1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2014 г.

2. Тасимова А.А. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — Актобе, 2017.– 217 с.

3.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно- методическое пособие. М. Каро, 2017.-144с.

4. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности – М. Каро, 2015 -112с.

5. Шкутина Л.А.Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - Алматы: Эверо, 2018. - 170 с. 

Формат проведения лекции: беседа, конспект.

 

Лекция 8. Педагогические приемы и стратегии для развития критического мышления через чтение и письмо. (2 часа)

1. Составление кластеров, INSERT, синквейн,   ИДЕАЛ и др.

2. Проектирование урока истории с применением интерактивных методов обучения.

Тезисы лекций.

Рассмотрим несколько приемов графической организации текста. Заметим, что графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации. Наиболее популярным из современных методов является – кластер.

Кластер – (от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

«Инсерт». (INSERT– InteractiveNotingSystemforEffective ReadingandThinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что им уже известно;

-- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производится в аудитории, при этом тьютор (лектор) может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу. 4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Синквейн. В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка — это слово — резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Литература:

1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2014 г.

2. Тасимова А.А. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — Актобе, 2017.– 217 с.

3.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно- методическое пособие. М. Каро, 2017.-144с.

4. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности – М. Каро, 2015 -112с.

5. Шкутина Л.А.Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - Алматы: Эверо, 2018. - 170 с. 

Формат проведения занятий: конспект, работа над текстом.

Лекция 9. Методы критического мышления. Таксономия Блума. (2 часа)

1. Таксономия Блума: области, принципы, уровни.

2. Категории когнитивной деятельности.

Тезисы лекций.

Таксономия Блума — классификация учебных целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом.

Уровни учебных целей - конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня.

В своей классификации Б. Блум разделил цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

Таксономия Блума построена на следующих четырех принципах:

- практической направленности: таксономия должна отражать теорию целеполагания, а также быть эффективным инструментом для учителя- практика;

- психологическом: таксономия должна базироваться на современных достижения психологической науки;

- логическом: таксономия должна быть логически завершенной и обладать внутренней стройностью;

- объективности: иерархия целей не означает иерархии их ценностей.

Когнитивная (познавательная) деятельность включает в себя следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание.

Знание

Знание можно определить как способность воспроизвести или запомнить факты, не обязательно понимая их. Некоторые активные глаголы, используемые для оценки знания: систематизировать, собирать, определить, описать, вопроизвести…

Понимание

Понимание может быть определено как способность понимать и интерпретировать освоенную информацию. Некоторые активные глаголы, используемые для оценки понимания: связать, изменить, уточнить, классифицировать, построить…

Применение

Применение может быть определено как способность использовать изученный материал в новых ситуациях, например, применять идеи и концепции к решению проблем. Некоторые активные глаголы, используемые для оценки применения: применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать…

Анализ

Анализ может быть определен как способность разбивать информацию на составляющие, например, искать взаимосвязи и идеи (понимание организационной структуры). Примеры глаголов: анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать…

Синтез

Синтез можно определить как способность соединять части в целое.

Примерами результатов обучения, демонстрирующими синтез, являются: аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать…

Оценка

Оценка может быть определена как способность судить о ценности материала для данной конкретной цели. Глаголы: произвести оценку, установить, аргументировать, оценить, придать значение…

Литература:

1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2014 г.

2. Мурзагалиева А.Е., Утегенова Б.М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума.– Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. – 54 с.

3. Тасимова А.А. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — Актобе, 2017.– 217 с.

4.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно- методическое пособие. М. Каро, 2017.-144с.

5. Шкутина Л.А.Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - Алматы: Эверо, 2018. - 170 с. 

Формат проведения занятий: презентация, конспект.

 Лекция 10. Роль критического мышления в зарубежных образовательных системах. (1 час)

1. Методологические основы развития теории о критическом мышлении.

2. Роль критического мышления в зарубежных образовательных системах.

  Тезисы лекций.

Проблема воспитания и развития личности занимает центральное место в западной педагогике ХХ–ХХI вв. В США активное развитие навыка критического мышления в школах и вузах началось с 1970 г., когда комиссия по гуманитарным наукам объявила, что Департамент образования США должен включить развитие навыков критического мышления в образовательный план, так как данный навык является основой всех навыков. Курс на модернизацию образования был вызван результатами международных сравнительных исследований: PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования) и PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста). Участие в подобных масштабных исследовательских проектах позволяет странам провести межстрановое сравнение полученных результатов, выявить изменения, происходящие в системах образования, а также оценить эффективность образовательной политики. На протяжении нескольких лет мониторинга результатов международных исследований было установлено, что школьники одних стран (Россия, США, Литва, Казахстан) по сравнению со сверстниками других стран (Сингапур, Япония, Финляндия, Эстония) показывают более низкие результаты по тесту PISA, оценивающего практические знания и умения, и сравнительно неплохие результаты по TIMSS – исследование, измеряющее фактические знания учащихся в соответствии со школьной программой.

На данный момент перед другими странами мира стоит задача создания процветающей инновационной экономики, в которой основная роль отводится реформированию системы образования. В 2015 г. появился новый лидер «PISAнской гонки» − Шан


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.