Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе

2020-04-01 172
Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой.

По мнению В.В. Воронова, проблемное поведение часто называется отклоняющимся, девиантным, делинкветным, асоциальным. Девиантное, или отклоняющееся поведение - система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам [13, с.31].

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные или культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [7, с.25].

Отклоняющееся (девиантное) поведение, по мнению И.А. Невского, называется социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам [34].

И.С. Кон уточняет определение девиантное поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали [26].

Как отмечает Р.В. Овчарова в соответствии с компетенцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).

Проявления отклонения в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными, в зависимости от индивидуальных особенностей личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Эти обстоятельства Р.В. Овчарова сводит в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами и условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения поведении, приводящие к той или иной реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменения деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя, расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, наркотиками, алкоголем, токсическими и лекарственными веществами. В этом проявляется компенсаторное поведение, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма [34].

Имеются две крайние точки зрения на обусловленность девиантного поведения: натурально-биологическая и социологически-редукционисткая. Первая пытается объяснить причины девиантного поведения исключительно свойственными личности природно-биологическими факторами. Вторая прибегает к социолого-экономическим объяснениям, исключая роль любых внутренних факторов (личностных диспозиций) [32].

Как отмечает венгерский психолог Ф. Патаки, девиантное поведение - это системное или полидерминированное явление, в формировании которого принимают участие исторические, макросоциологические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы [35].

На формирование девиантного поведения влияют как внешние (в том числе социально-экономические), так и внутренние (в частности, психологические) факторы. О первых много говорить не приходиться - это и безработица, и низкий уровень жизни, и голод, и определенная субкультура тех или иных слоев общества [35].

Как отмечает В.Н. Кудрявцев, в русле же рассматриваемой проблемы можно назвать две основные психологические (внутренние) причины отклоняющегося поведения: неудовлетворенные просоциальные потребности, создающие внутренний конфликт личности и ведущие к формированию деформированных и аномальных потребностей и наличия асоциальных личностных диспозиций (мотиваторов), приводящих к выбору асоциальных средств и путей удовлетворения потребностей или избавления от них (например, путем самоубийства) [27].

Несовершеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточно жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития [41].

И.Ю. Кулагина цитируя С. Холла, отмечает, что он назвал подростковый возраст периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами. Главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты и стремления борются друг с другом, определяя противоречивость характера поведения подростка [28].

К.С. Лебединская отмечает, что психическое созревание подростка включает две следующие друг за другом фазы психических изменений: негативную и позитивную. Негативная фаза характеризуется внешне отрицательными характерологическими сдвигами, большой дисгармонией, особенно в сфере эмоций. Наблюдается сочетание повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний и интересов с определенной черствостью к другим, застенчивости и тормозимости с развязностью и самоуверенностью. Критицизм, оппозиционная готовность во взаимоотношениях с окружающими, в первую очередь с родителями, невыносимость опеки, гипертрофированное стремление к самостоятельности иногда приобретает характер реакции.

Повышенный интерес к своей внешности обусловливает сензитивную реакцию на ее оценку другими. Возникают переживания, нередко более или менее конфликтные, связанные с пробуждением сексуального влечения. Типичны эмоциональная неустойчивость, лабильность аффекта.

По мнению автора, в этой фазе подросток отличается повышенной внушаемостью к стилю поведения внешне эффективных, нередко случайных авторитетов и резко противостоит авторитету родителей, учителя и других взрослых. Свойственная негативной фазе импульсивность поступков, нетерпеливость в достижении цели при неблагоприятных средовых условиях приводят к легкому возникновению реакций оппозиции и отказа.

При конфликтных ситуациях в семье и школе главным диктатором поведения подростка нередко становится асоциальная группа. Желание самоутверждения в данной группе - частая причина вовлечения подростка в асоциальные действия. Поэтому вершина кривой, выражающей детскую трудновоспитуемость и склонность к криминальным поступкам, совпадает с негативной фазой пубертата [29].

С.А. Беличева утверждает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность подростка. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы [7].

При неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации, по мнению В.Н. Кудрявцева, могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа [39].

Среди асоциальных проявлений выделяется так называемый докриминальный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правопроступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и других формах асоциального поведения, выражающиеся в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда несовершеннолетний становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами, представляют более серьезную общественную опасность и относятся к криминогенным преступным проявлениям [7].

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис асоциального поведения А.М. Яковлев выделяет такие, как: индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок социального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предполагаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения, социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества [47].

Существует также и психобиологические предпосылки девиантного поведения - различные патологии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие как наследственный характер, так и возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности индивида.

Так, в частности, Г.А. Аванесов среди таких предпосылок рассматривает следующие:

1. Патология биологических потребностей, что, в частности, нередко служит причиной половых преступлений, сексуальных извращений.

2. Состояние нервно-психического здоровья, нервно-психические заболевания, неврастении, пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы, обусловливающие неадекватную реакцию и затрудняющие социальный контроль за действиями.

.   Влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом, которой страдает до 40% умственно отсталых детей.

.   Влияние психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, изменений химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят как к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, так и служат дополнительным криминальным фактором [1, с.226].

Г.М. Миньковский выделяет четыре типа несовершеннолетних правонарушений в зависимости от степени выраженности преступной направленности.

. Несовершеннолетние с преступной направленностью (10-15%). Для них характерны примитивные, низменные потребности, агрессивность, жесткость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают организаторами.

. Отрицательная направленность личности (30-40%). Эта категория подростков характеризуется привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а как бы «плывя по течению».

. Неустойчивая личностная направленность (25-30%). Конкуренция положительных и отрицательных свойств. Преступления совершаются, прежде всего, по преступным мотивам или в результате подражания. Эти подростки выражают раскаяние в совершенном преступлении.

. Положительная направленность. Преступления такими подростками совершаются случайно, в результате так называемой «детской мотивации» - легкомысленности или неправильной оценки действия или его последствий (25-30%) [31].

Наиболее часто встречаемые среди подростков формы девиантного поведения - употребление алкоголя и наркотиков, агрессивное и противоправное поведение.

Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности, избавление от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы подростковой субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. Наконец, действует и пример родителей [23].

Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Вместе с тем, это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. Помимо вреда здоровью, наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную среду, а затем он и сам начинает совершать все более серьезные правонарушения.

А.И. Захаров отмечает, что подростковая агрессия - чаще всего результат общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы гиперопеки, никогда не имевшие возможности отвечать за себя и свои поступки [17].

По утверждению С.Н. Зинченко, большинство девиантных подростков живет в неблагополучных семьях, что часто связано и с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями детей. По наблюдениям психологов, среди таких подростков многие имеют отклонения от психической нормы. Однако связь между подростковой преступностью и умственным развитием, психопатологией и особенностями семейного воспитания далеко неоднозначны и зависит от многих других факторов [18].

Пьянство, наркотизм, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения в другой [20].

Несмотря на большое разнообразие форм отклоняющегося поведения, девиантного или так называемого «трудного» подростка, по мнению С.А. Беличивой, определить легко. Его характерные черты - хроническая неуспеваемость, обособление от остального коллектива, плохие отношения с родителями и учителями, хотя эти черты могут проявляться и не все сразу: например, примерный ученик в школе может быть совершенно неуправляемый дома [8].

Что же касается индивидуально-личностных качеств, то постоянно присутствующими являются низкие локус контроля и уровень самоуважения. По мнению Г. Кэплона, пониженное самоуважение наблюдается у большинства подростков с девиантным поведением, так как, участвуя в антисоциальных действиях, подросток пытается найти свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и в школе. Негативное самовосприятие складывается из следующего:

Во-первых, он считает, что не имеет личностно-ценных качеств или он не может совершить положительные действия и, напротив, обладает отрицательными чертами.

Во-вторых, подростки считают, что значимые другие относятся к ним равнодушно и отрицательно.

В-третьих, они не умеют использовать механизмы психологической защиты, последствия первых двух элементов субъективного опыта [37].

Г.Г. Архипов отмечает, что потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантными формам поведения. Например, чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить или пить, но поскольку такое поведение принято лишь в соответствующей среде, то в случае ее смены оно теряет смысл.

Девиантное поведение «трудного» подростка вначале всегда немотивированно. Как правило он хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные, социальные, материальные, психологические и др.) он не может этого сделать [43].

Девиантное поведение большей частью гипертрофирует черты, свойственные подросткам. Это в особенности касается акцентуаций характера.

Повышенная активность гипертимного подростка сменяется неуправляемостью; некоммуникабельность шизоидного - мрачной замкнутостью; утомляемость астено-невротического - ипохондрией; впечатлительность - сензитивно-слезливой депрессией; конфликтность эпилептоидного - аффективными вспышками; кокетство истероидного - крайним эгоцентризмом; несамостоятельность комфортного - крайней зависимостью от групп и т.д. Знание этих опасных симптомов позволит педагогам и родителям отреагировать на них адекватно ситуации [44].

С.А. Беличева отмечает, что чаще всего среди девиантных подростков встречаются акцентуации по неустойчивому и гипертимному типу. Этих подростков отличает чрезмерная шумливость, подвижность, отсутствие «тормозов». Все это говорит о снижении функции самоконтроля.

Одной из характерных черт «трудных» подростков является неразвитость познавательных интересов. У них редко бывают любимые предметы, занятия - хобби, за исключением спортивных, поэтому малосодержательный досуг приводит их в группу таких же ищущих разнообразия и ярких, острых ощущений подростков, где наконец-то удовлетворяется потребность в общении [7].

Важнейшим фактором девиантного поведения, по мнению Б.Н. Алмазова, является общение с девиантными сверстниками. Наличие девиантной группы: а) отмечает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые смогли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой же стиль поведения, подросток привлекает к себе внимание, интерес. Вместе с тем, девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение со стороны «нормальных», вплоть до исключения девиантного подростка из своей среды. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой и уменьшает возможность социального контроля [3].

Как отмечает А.И. Кочетов, чаще всего группа «трудных» подростков объединяется по принципу общего места жительства. Другими, также важными признаками, объединявшими ребят, являются неудачи в учебе, конфликты в школе, в ПТУ, с родителями и пр. Места сбора таких групп обычно постоянны - подвалы, чердаки, новостройки и т.п. [25].

Наиболее предпочтительные занятия - игра в карты, песни под гиару «блатных» песен, бесцельное хождение по улицам, выпивки, неприличные разговоры о женщинах, анекдоты. Совместно обсуждаются конфликты с учителями, планы мщения «врагам» с других дворов и районов, собственный сексуальный опыт [3].

С.Ф. Устименко утверждает, что обычно в группе избегают говорить о родителях, о семейных и личных осложнениях, жизненных планах, часто вспыхивают беспричинные конфликты, основной способ разрешения которых - драка. Не соблюдается элементарный речевой этикет, средство общения - вульгарный сленг.

В группах культивируются клички и прозвища, которые могут отражать или психофизиологические особенности, или педархию в групповых отношениях. Сам по себе факт широкой распространенности кличек свидетельствует о поверхностном общении подростков, склонности к стереотипии, невниманию к внутреннему миру. Клички служат также закреплению групповой обособленности [42].

Изолированность от внешнего мира и внутригрупповой интеграции способствуют групповые моральные нормы и нравственные ценности, которые распространяются только на членов группы. Верность группе понимается как кризовая порука, смелость - как готовность к хулиганским выходкам, бессмысленному риску. Нарушение этого «кодекса чести» сурово карается.

Групповая интеграция поддерживается противопоставлением себя окружающим, как взрослым, так и другим подобным компаниям. Таким образом, общение «трудных» подростков в асоциальной группе - еще один шаг к криминалу [7].

Девиация, характеризующаяся социальными отношениями и социальной дезадаптацией, по мнению А.И. Кочетова, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации, прежде всего семьи и школы, поэтому важнейшей задачей психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно-значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усвоить позитивный социальный опыт.

Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников [25].

Есть мудрая древнекитайская пословица: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения» [22, с.158].

В воспитании нет «безвыходных положений», нет и неподдающихся влиянию, «неисправимых», «окончательно испорченных». Имеется еще не найденные средства и меры воздействия, не подобранные «ключи» к чувствам и разуму трудновоспитуемого. Даже самый педагогически запущенный несовершеннолетний, даже самый грубый и циничный нарушитель права и морали может встать на путь исправления. Нужно только очень хотеть и уметь это сделать [37, c.220].

Д.И. Фельдштейн говорит о том, что как бы ни был труден и продолжителен процесс перевоспитания, как бы ни был глубоко поражен пороками и недостатками духовный мир несовершеннолетнего - никогда нельзя терять веру в возможность его перестройки [44].

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.