Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения

2020-04-01 173
Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исследование направленности личности подростков с девиантным типом поведения, по ориентационной анкете Б. Басса показало, что у 64% подростков преобладает больше личностная направленность, меньше направленность на общение, у 24% - общественная направленность, меньше всего направленность на дело, а у 12% - направленность на дело, меньше личностная.

У подростков с благополучным типом поведения, у 48% преобладает общественная направленность, меньше всего личностная, у 32% преобладают личностные мотивы, меньше всего деловые, у 20% преобладает направленность на дело, меньше всего общественные мотивы.

 

Уровни трёх видов социальной направленности (личностной, деловой, общественной) у подростков с девиантным и благополучным типом поведения (по анкете Б. Басса)

 

Как видно из рисунка, у подростков с благополучным типом поведения преобладает направленность на общение, то есть стремление при любых условиях поддерживать общение с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от групп, потребность в привязанности эмоциональных отношениях с людьми. А у подростков с девиантным типом поведения, преобладает личностная направленность, то есть ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, раздражительность, тревожность, интровертированность и склонность к соперничеству.

Чтобы достоверно убедиться в различии социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения, мы использовали метод математической обработки данных - критерий (угловое преобразование Фишера):

 

 

где  - угол, соответствующий большей процентной доле;

 - угол, соответствующий меньшей процентной доле;

 - количество испытуемых в выборке.

Подставим все значения, полученные с помощью ориентационной анкеты Б. Баса, в формулу для :

.

.

.

Полученные нами значения  равно соответствующему критическому значению, уровень значимости высокий , больше соответствующего критического значения, уровень значимости , меньше соответствующего критического значения. Следовательно, гипотеза о значимых различиях в социальной направленности (личностной и общественной) подростков с девиантным и благополучным типом поведения подтвердилась, а в деловой направленности у данных групп подростков различия незначительные (Приложение 3, 4).

Выводы

1. Для доказательства экспериментальной гипотезы нами была применена процедура исследовательской работы, основанная на методике М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационной анкете Б. Баса и математических методах (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера).

2. Ценностные ориентации подростков, с девиантным и благополучным типом поведения, различаются, кроме инструментальных ценностей, что было подтверждено математической обработкой данных с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

Ценностные представления подростков, с девиантным и благополучным типом поведения, значительно отличаются по терминальным ценностям ( достоверно)

Если подростки, с девиантным типом поведения высоко ценят свободу, любовь, то подростки, с благополучным типом поведения ставят в числе первых наличие хороших и верных друзей, общественное признание. Подростки, с благополучным типом поведения, низко оценивают свободу, счастье других и продуктивную жизнь. А их сверстники, с девиантным типом поведения, низкую оценку дают развлечениям, общественному признанию, наличию хороших и верных друзей. В обеих группах низко оценивается творчество.

Инструментальные ценности подростков, с девиантным и благополучным типом поведения отличаются незначительно ( недостоверно). Подростки, с девиантным типом поведения, также как и их сверстники с благополучным типом поведения, считают, что человек должен быть независимым, аккуратным и иметь высокие запросы. Однако подростки, с девиантным типом поведения, считают, что наименее выраженными в человеке должны быть такие качества, как смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов, широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Подростки с благополучным типом поведения, отмечают, что человеку не обязательно быть честным и иметь эффективность в делах. В обеих группах считают, что человек не должен быть чутким, сдержанным и терпеливым.

.   Социальная направленность подростков с девиантным и благополучным типом поведения, существенно отличается лишь по личностной и общественной направленности ( достоверно), кроме деловой ( недостоверно), что было подтверждено математической обработкой данных с помощью углового преобразования Фишера. Если у подростков с девиантным типом поведения преобладает личностная направленность, то их сверстников с благополучным типом поведения, характеризует общественная направленность, они высоко ценят общение с людьми и ставят интересы группы выше своих собственных, а также ощущают потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

 


Заключение

 

Проведенная нами экспериментально-исследовательская работа подтвердила достоверность поставленной гипотезы: существуют различия ценностных ориентаций и направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения.

1. В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы определили, что ценностные ориентации - компонент направленности личности. Это материальные и духовные ценности, которые служат опорными установками в регуляции поведения и принятия решения. Ценностные ориентации складываются к подростковому возрасту. Обусловливая направленность личности подростка и определяет его позицию по отношению к окружающему миру, структура ценностных ориентаций складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого. В процессе анализа литературных источников мы пришили к выводу, что структура ценностных ориентаций и характер направленности личности находятся в прямой зависимости от условий окружающей среды, продуктом которой является человек.

2. Для доказательства экспериментальной гипотезы в ходе анализа практических методов исследования ценностных ориентаций и социальной направленности личности нами была применена процедура исследовательской работы, основанная на методике М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационной анкете Б. Баса и математических методах (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера). Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы.

.   Ценностные ориентации подростков с девиантным и благополучным типом поведения отличаются кроме инструментальных ценностей, что было подтверждено математической обработкой данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Ценностные представления подростков с девиантным и благополучным типом поведения, значительно отличаются по терминальным ценностям ( достоверно). Если подростки с девиантным типом поведения высоко ценят такие ценности как любовь, свободу, а низкую оценку дают развлечениям, общественному признанию, наличию хороших и верных друзей, творчеству. Подростки с благополучным типом поведения в числе первых ставят наличие хороших и верных друзей, общественное признание, а низкую оценку дают свободе, счастью других и продуктивной жизни и также, как и их сверстники, творчеству.

Инструментальные ценности подростков с девиантным и благополучным типом поведения отличаются незначительно ( недостоверно). Подростки с девиантным типом поведения, также как и их сверстники с благополучным типом поведения, считают, что человек должен быть независимым, аккуратным и иметь высокие запросы. Однако подростки с девиантным типом поведения, считают, что наименее выраженными в человеке должны быть такие качества, как смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов, широта взглядов. Подростки с благополучным типом поведения, отмечают, что человеку не обязательно быть честным и иметь эффективность в делах.

Социальная направленность подростков с девиантным и благополучным типом поведения существенно отличается лишь по личностной и общественной направленности ( достоверно), кроме деловой направленности ( недостоверно), что было подтверждено математической обработкой данных с помощью углового преобразования Фишера. Если у подростков с девиантным типом поведения преобладает личностная направленность, то есть ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность, то их сверстников с благополучным типом поведения характеризует общественная направленность, они высоко ценят общение с людьми и ставят интересы групп выше своих собственных, а также ощущают потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Проведенное нами исследование имеет теоретическую и практическую значимость, оно дает материал для качественно нового рассмотрения вопросов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Учет влияния различных ситуаций развития, которые обусловлены характером жизнедеятельности, поведением людей и функциями выполняемыми населением, значительно расширяет сферу выбора человеком своих жизненных идеалов, ценностей. Ведь в зависимости от того, на какие ценности ориентируется подросток, к чему стремиться в жизни, что хочет получить или создать, в чем видит личностную ценность общения и взаимодействия с другими людьми, мы можем говорить о его личностной зрелости.

 


Список используемой литературы

 

1.  Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика/ Г.А. Аванесов. - М.: Академия МВД СССР, 1980. - 526с.

2. Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: учеб.пособ./Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко. - Свердловск: Свердл.инж.инст-т, 1987. - 180с.

.   Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/Б.Н. Алмазов. - Свердловск: Урал. ун-т, 1989. - 150с.

.   Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности/ Л.М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974. - 221с.

.   Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности/ Л.М. Архангельский. - М.: Наука, 1978. - 213с.

.   Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования/ А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1984. - 104с.

.   Беличева С.А. Основы превентивной психологии/ С.А. Беличева. - М.: «Социальное здоровье России», 1994. - 221с.

.   Беличева С.А. Этот «опасный» возраст/ С.А. Беличева. - М.: Знание, 1982. - 96с.

.   Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович// воспросы психологии. - 1979. - №4. - С.23-34.

.   Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система/ С.С. Бубнова// Вопросы психологии. - 1999. - №5. - С.38-44.

.   Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. - 528с.

.   Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности/ Е.К. Владимирова// Психологический журнал. - 2001. - №4. - С.15-21.

.   Воронов В.В. Технология воспитания/ В.В. Воронов. - М.: Школьная пресса, 2002. - 528с.

.   Высшие и средние специальные учебные заведения в Новосибирской области/ Новосибирское областное управление статистики. - Новосибирск, 2001. - 116с.

.   Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения/ М.В. Демин// Вестник Моск. ун-та. Сер.философии. - М., 1974. - 63с.

.   Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме/ Ю.М. Жуков// Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Просвещение, 1976. - 277с.

.   Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1996. - 128с.

.   Зинченко С.Н. Трудные дети/ С.Н. Зинченко. - Киев: Рязанская школа, 1989. - 225с.

.   Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков/ Г.В. Камова// Вопросы психологии. - 1983. - №3. -С.21-28.

.   Клейбери Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения/ Ю.А. Клейбери// Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.141-145.

.   Кле М. Психология подростка/ М.Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 176с.

.   Кондратенко В.Ф. Изменение социальных связей и поведение безнадзорных детей/ В.Ф. Кондратенко. - М.: Просвещение, 1984. - 289с.

.   Кон И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 225с.

.   Константиновский Д.Л. Молодежь и образование/ Д.Л. Константиновский, В.Н. Шубкин. - М.: Наука, 1977. - 421с.

.   Кочетов А.И. Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. - М.: Просвещение, 1986. - 160с.

.   Крутецкий В.А. Психология подростка/ А.В. Крутецкий, Н.С. Лукин. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.

.   Кудрявцев И.А. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами совершивших насильственные правонарушения/ И.А. Кудрявцев, О.Ф. Семенова// Психологический журнал. - 2002. - №3. - С.54-62.

.   Кулагина И.Ю. Возратсная психология/ И.Ю. Кулагина. М.: РОУ, 1996. - 180с.

.   Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика трудных подростков/ К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. - М. Педагогика, 1988. - 168с.

.   Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб.пособ./ В.Т. Лисовский. - СПб: СПБГУП, 2000. - 519с.

.   Миньковский Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы/ Г.М. Миньковский// Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Педагогика, 1987. - 64с.

.   Мурзенко В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых «трудных» детей в условиях массовой школы (в связи с задачами психокоррекционной работы): автореф. канд. дисс./ В.А. Мурзенко. - Л.: Лениздат, 1979. - 24с.

.   Непомнящая Н.И. Ценностность как личностная основа. Типы. Диагностика. Фомирование/ Н.И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 2000. - 211с.

.   Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения/ Ф. Патаки// Психологический журнал. - 1987. - №4. - С.27-35.

.   Психология современного подростка/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 236с.

.   Психологические тесты/ под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Т.1. - 312с.

.   Селецкий А.И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением/ А.И. Селецкий, Б.С. Тарарухин. - Киев: Вишица Школа, 1981. - 236с.

.   Сидоренко Е.В. Методы математической обработки/ Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004.

.   Социальные отклонения/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юрид.лит., 1989. - 196с.

.   Степаненко А.В. Социально-экономическая развитие городов/ А.В. Степаненко. - Киев: Наука, 1988. - 206с.

.   Стурова М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема/ М.П. Стурова, В.И. Силенков// Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-42.

.   Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных школьников/ С.Ф. Устименко// Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С.27-33.

.   Учителю и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г. Архипова. - М.: Просвещение, 1990. - 103с.

.   Фельдштейн Д.И. Трудный подросток/ Д.И. Фельдштейн. -.: Знание, 1978. - 258с.

.   Харченко И.И. Ориентация и предпочтения учащейся молодежи в профессионально-трудовой сфере/ И.И. Харченко// Экономика. - 2000. - №2. - С.13-21.

.   Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь/ В.Н. Шубкин// Вопросы философии. - 1999. - №5. - С.15-19.

.   Яковлев А.М. преступность и социальная психология (Социально-психологические закономерности противоправного поведения)/ А.М. Яковлев. - М.: Юрид.лит., 1971. - 208с.

 


Приложение 1

 

Таблица вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена для показателей терминальных ценностей подростков с девиантным и благополучным типом поведения

Переменная А Ранг Переменная В Ранг d (А-В) d2
Терминальные ценности по степени значимости, подростков с девиантным типом поведения   Терминальные ценности по степени значимости подростков с благополучным типом поведения      
Активная деятельная жизнь 1 Активная деятельная жизнь 1 0 0
Жизненная мудрость 2 Жизненная мудрость 2 0 0
Здоровье 3 Наличие хороших и верных друзей 3 -1 1
Свобода 4 Здоровье 4 -3 9
Любовь 5 Общественное призвание 5 2 4
Интересная работа 6 Познание 6 -7 49
Материально обеспеченная жизнь 7 Материально обеспеченная жизнь 7 0 0
Развитие 8 Счастливая семейная жизнь 8 14 196
Продуктивная жизнь 9 Интересная работа 9 10 100
Познание 10 Красота природы и искусства 10 4 16
Счастливая семейная жизнь 11 Развитие 11 -4 16
Красота природы и искусства 12 Любовь 12 -3 9
Счастье других 13 Развлечения 13 3 9
Уверенность в себе 14 Творчество 14 -14 196
Общественное призвание 15 Продуктивная жизнь 15 3 9
Развлечения 16 Счастье других 16 -3 9
Наличие хороших и верных друзей 17 Уверенность в себе 17 4 16
Творчество 18 Свобода 18 -3 9

 

 


Приложение 2

 

Таблица вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена для показателей инструментальных ценностей подростков с девиантным и благополучным типом поведения

Переменная А Ранг Переменная В Ранг d (А-В) D2
Инструментальные ценности по степени значимости, подростков с девиантным типом поведения   Инструментальные ценности по степени значимости подростков с благополучным типом поведения      
Воспитанность 1 Аккуратность 1 4 16
Независимость 2 Высокие запросы 2 -5 25
Исполнительность 3 Образованность 3 2 4
Высокие запросы 4 Независимость 4 1 1
Аккуратность 5 Жизнерадостность 5 -5 25
Жизнерадостность 6 Воспитанность 6 -2 4
Образованность 7 Ответственность 7 0 0
Честность 8 Исполнительность 8 4 16
Непримиримость к недостаткам в себе и других 9 Непримиримость к недостаткам в себе и других 9 4 16
Рационализм 10 Твердая воля 10 -1 1
Ответственность 11 Рационализм 11 2 4
Твердая воля 12 Широта взглядов 12 1 1
Эффективность в делах 13 Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 13 2 4
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 14 Самоконтроль 14 0 0
Чуткость 15 Чуткость 15 6 36
Самоконтроль 16 Честность 16 -8 64
Терпимость 17 Терпимость 17 -5 25
Широта взглядов 18 Эффективность в делах 18 0 0

 

 


Приложение 3


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.