Глава II. Выбор коммуникативной стратегии публичной речи — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава II. Выбор коммуникативной стратегии публичной речи

2020-04-01 74
Глава II. Выбор коммуникативной стратегии публичной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этапы подготовки публичной речи

 

Вполне очевидно, что преступая к подготовке своего будущего выступления, оратор сразу же сталкивается со многими проблемами, такими как формулировка темы речи, подбор информации, составление плана речи, расположение имеющегося материала и т.д. Следует отметить, что в классических риториках выделяют следующие этапы работы над устным выступлением: изобретение мыслей, расположение, словесное выражение, запоминание, произнесение.

Одним из первых этапов в подготовке является выбор темы выступления. Безусловно, тема речи должна быть актуальной, интересной, конкретной, вызванной жизненными потребностями. Ее следует четко сформулировать, так как она должна привлечь внимание слушателей. Рекомендуется хорошо знать события, происходящие в том регионе, где собирается выступать оратор. Для этого рекомендуется заранее ознакомиться с местной газетой и послушать местные новости, чтобы позднее использовать наиболее интересные факты в своей речи. Например:other day of the front page of our paper, the nation’s capital, are we talking about world peace or world conflict? No?,big article on the front page of “Washington Post” about an eleven-year-old child planning her funeral: “There are hymns I want sung. This is the dress I want to wear. I know. I know, I am not going to live very long”(The Penguin Book of Twentieth Century Speeches, p 496).

Другой операцией, осуществляемой на первом этапе подготовки речи, является определение цели речи. Под целью в данном случае понимается конкретное изменение в поведении аудитории, к которому стремится оратор.

Следует уточнить, что речевая коммуникация, передача речевой информации всегда служит для решения речевых задач. Люди, общаясь друг с другом, никогда не передают информацию речи ради информации. За речью информации, за каждым речевым сообщением всегда стоит иная неречевая задача, то есть речевое сообщение является средством достижения неречевой, практической цели(Тарасов 1977). Поэтому когда оратор появляется перед аудиторией, чтобы передать определенную информацию, он делает это не ради информирования. Речь оратора- это только средство достижения прагматической цели, которая в конечном итоге направлена на побуждение аудитории к деятельности(Baird Knower1965).

Исследователи, в чьих работах отражаются особенности речевого воздействия публичной речи, обращают внимание на то, что оратор может преследовать следующие цели и задачи.(Леонтьев 1972)

Во-первых, речевое воздействие может иметь своей целью только сообщение новой информации, новых знаний о некоторых явлениях действительности. Учитывая новые знания и явления и соотнеся их с системой своих потребностей и мотивов,человек определяет свое отношение к действительности и в соответствии с этим осуществляет свою деятельность(Львов 1995).

Во-вторых, речь оратора может иметь своей задачей сообщение ложной информации об известных явлениях действительности, когда знания аудитории систематизируются и таким образом достигается понимание и осмысление известных вещей.

На следующем этапе работы оратор должен провести анализ той аудитории слушателя, который будет присутствовать на его выступлении (Analysing your audience).Следует отметить, что целые разделы книг и большое количество статей как самому важному в коммуникативном действии(Monroe 1939, Laskowski)Подчеркивается,что представлени о профессии, образовании, возрасте аудитории - это лишь начальные сведения. Некоторые ораторы советуют собрать сведения, касающиеся культурного уровня,религиозных и политических особенностей аудитории. Приведем перечень вопросов, на которые необходимо обратить необходимое внимание при подготовке речи

Do I know who will be in the audience? If not, who can I ask?much does the audience know about the subject?there volunteering/paying to listen to me- or are they being forced to attend?many people will be ther?they want facts and statistics or general message?perceptionists might have been about the topic?there be a wide age rang?there be a wide range of experience/status?is the educational background?racial background,religious backround do they come from?will they want to do with the information?they used to listening to verbal presentations?is the occasion of the speech?is the speech taking place?

Are the room arrangememts adequate?

Will you have all of the equipment that you need at your disposal?

How long should the speech be?/Time constraints are a great consideration/

Speech in the morning?need more light to focus on the new week.

_speech on Friday?more direct and to the point to keep listeners’ minds from driftling to the weekend ahead.

Как следует из приведенных выше вопросов, очень важно обстоятельно выяснить, где и когда будет происходить выступление, т.е. провести анализ ситуации речи. Оратор должен заранее выяснить, в каких условиях ему предстоит произносить речь - будет ли необходимое оборудование (доска, видео- или аудио- техника), какого размера будет помещение, в какое время он будет выступать. Последний фактор может существенно повлиять на ход всей речи. Так, например, произнося печь утром, оратор должен использовать интересные, яркие примеры или заразительные шутки, чтобы окончательно разбудить аудиторию. Если оратор выступает в конце рабочей недели, то нельзя забывать, что мысли о предстоящих выходных могут отвлекать слушателей.

Следующий этап подготовки речи начинается со сбора материала.В качестве источников информации рекомендуется аудио- и видео- записи различных бесед и интервью, анализ литературы и т.д.(Prochonov 1987, Fripp 1998)

Представляется уместным остановиться на правилах использования цитат в речи оратора. Прежде всего следует отметить, что используя ту или иную цитату, оратор оживляет свое выступление и тем самым избегает однообразия речи. Кроме того, ссылки на авторитетный источник или известных личностей делают речь оратора более убедительной. Важно избегать искажения цитат при их высказывании из источника, а также стремиться к их точному пониманию, так как неправильное разъяснение чужих высказываний подрывает авторитет оратора. Конечно, цитаты уместны не всегда и не везде. Неумеренное цитирование загромождает речь, снижает ее действенность. Очевидно, что сила цитат не в их количестве, а в умении правильно и к месту применять их в публичном выступлении, наболее целесообразно и эффективно использовать их в речи.

Рассмотрим пример использования цитаты в речи бывшего президента США Билла Клинтона в его выступлении перед Конгрессом.

…I would give anything to go back and undo what I did. But one of the painful truths I have to live with is the reality that is simply not possible.An old and dear friend of mine recently sent me the wisdom of a poet who wrote,”The moving finger writes and having written, moves on. Nor all your pity, nor wit shall lure it back to cancel half a line. Nor all your tears wash out a word of it.”So, nothing, not pity, nor tears, nor torment can alter what I have done.I must make my peace with that.

Цитата, использованная в приведенном выше примере соответствует русской пословице “Написанное пером не вырубишь топором”В данном конкретном примере эта цитата используется, чтобы показать раскаяние оратора за своей поступок и отсутствие возможности исправить то, что уже произошло.

Оратору рекомендуется записывать цитаты на отдельных листках, карточках, которые потом будет легко перекладывать,соединять,добавлять к различным частям выступления. Полученная в результате работы над материалом картотека рабочих выписок представляет собой своего рода модель аналитических знаний оратора о предмете речи. В последующих операциях производится преобразование аналитических знаний оратора в речевую, то есть линейную форму. Эта работа состоит в составлении плана-конспекта речи.

Не вызывает сомнений тот факт, что для обеспечения последовательности и непротиворечивости выступления необходимо тщательно продумать план речи, оформить ее композицию. План отражает внутреннюю структуру выступления, это заранее продуманное развитие темы. Одним из основных требований к составлению плана является его логичность.

При подготовке к выступлению можно написать полный текс речи, или ограничиться конспектом, тезисами, планом(развернутым или кратким).Это зависит от опытности и знаний оратора, а также от длительности речи,ее рода и вида.

Очевидно, что полное отсутствие письменной речи даже у опытного оратора вызывает излишнее волнение перед выступлением, которое может отрицательно сказаться на качестве речи.

Представляется уместным рассмотреть интересный и важный вопрос- соотношение плана и импровизации. Буквальное воспроизведение разработанного заранее подробного плана в ораторской практике вряд ли возможно и в любом случае нежелательно. Импровизация, отступление от запланированного хода, как отмечают многие опытные ораторы, придает речи динамизм, помогает удерживать внимание слушателей, сильнее воздействовать на их чувства[2]

В ряде лингвистических работ анализируется речевое поведение оратора в том случае, когда текст речи создается в процесс говорения (Михальская 1996, De Vito, 1990).У каждого слушателя в данном случае возникает особое ощущение, иллюзия, что оратор обращается именно к нему, создается впечатление живого общения с говорящим. Данный вид речевого поведения называется коммуникативной стратегией близости. Владение оратором этой стратегией, умение правильно ее осуществить называется чувством аудитории.

Следует подчеркнуть, что одной из важных проблем докоммуникативной фазы является композиционное оформление речи. В отличие от плана, то есть внутренней структуры речи, композиция выступления - это его речевая, внешняя структура.

В классической модели речи элементами композиции являются вступление, определение предмета, изложение, подтверждение, опровержение, заключение.

Проиллюстрируем некоторые элементы композиции речи на конкретных примерах. Рассмотрим фрагменты речи свидетеля жениха на свадьбе, обращенной к присутствующим гостям:

Ladies and gentlemen!behalf of the bridesmaids, I should like to thank Sam for his toast and I must say that I’m really enjoying myself.The opportunity of being surrounded by a gathering of pretty women doesn’t happen every day.It’s a pity we’re allowed only one bride-I’d marry them all if I could - and if they’d have me! [Eames, 1993:41]

В данном вступлении к свадебной речи оратор выражает свое удовольствие, так как будучи окруженным симпатичными подружками невесты, ему очень приятно с ними общаться. Стиль речи разговорный, т.к. ситуация произнесения речи достаточно неформальная(социально-бытовое красноречие, поэтому говорящий может позволить себе шутку о том, что он женился бы сразу на всех девушках. Он не беспокоится о том, что его неправильно поймут. Сама атмосфера располагает к шутке, поэтому говорящий безошибочно выбирает данный прием, чтобы привлечь внимание аудитории.

Приведем отрывок из выступлении Роберта Гохина, обратившегося с речью к студентам университета в Принстоне, в котором также удачно используется шутка.

Gentlemen of the Freshmen Class,this service of worship is traditional for the beginning of the academic year at Princeton. It affirms the unity of the University and the high aspiration of mind and spirit which constitute its essential life and endeavor down through the years.custom of having the President speak at these Exercises calls to mind the story of the colleage president who, in a conversation with a young alumnus said,“By the way? Did you ever hear me preach?” “Frankly,sir,”-the young man replied unflinchingly, “I never heard you do anything else”.shall continue to try to avoid this reputation, but I am especially glad to have the opportunity to talk seriously to you as you begin your university careers. [Prochnov1987:11]

Приведенный отрывок может служить примером удачного вступления к речи, так как использованные оратором пиемы обеспечивают успех всей речи. Например, использованная оратором шутка помогает ему установить контакт с аудиторией, вызвать у нее симпатию и интерес ко всему выступлению.

Представляется уместным рассмотреть еще один фрагмент публичного выступления, произнесенного Елизаветой II, королевой Великобритании, после трагической гибели принцессы Дианы.

First, I want to pay tribute to Diana myself. She was an exceptional and gifted human being. In good times and bad, she never lost her capacity to smile and laugh, nor to inspire others with warmth and kindness. I admired and respected her- for her energy and commitment to others, and especially for devotion to her two boys.week at Balmoral, we have all been trying to help William and Harry come to terms with the loss that they and the rest of us have suffered.

Анализируя данную речь, следует прежде всего отметить, что она значительно отличается от предыдущей. Здесь можно увидеть, как ситуация произнесения речи определяет стиль речи, выбор слов и выражений. Ввиду того, что причиной произнесения речи послужила гибель Дианы, принцессы Уэльской, весь текст речи выдерживается в одной тональности. Такие слова и выражения как loss, suffer, death, to cherish one’s memory придают речи оттенок трагичности. Очевидно, что в данном случае было бы неуместно рассказывать смешные истории. Речь королевы построена таким образом, что слушатели чувствуют всю глубину горя оратора. Елизавета II делится своими чувствами и переживаниями, от чего речь приобретает личностный характер.

Какими бы ни были отношения между Дианой и королевой, Елизавета II считает своим долгом сказать только хорошее в память Дианы, способность поддерживать других в трудные минуты, дарить людям тепло своего сердца. Очевидно, что своей искренностью и открытостью Елизавета II располагает к себе слушателей, вызывает у них чувства эмоционального сопереживания.

Следующим этапом в подготовке речи является работа над ее произнесением. Во время репетиции речи необходимо обратить внимание на технику произношения, дикцию, темп речи, громкость голоса. Репетируя свое выступление, оратор должен следить за своим голосом, чтобы он звучал ясно, в меру громко, не был бы монотонным. Очень важно для оратора уметь выразить голосом различные чувства и переживания. За этим надо следить во время репетиции речи. Общеизвестно, что мимика, жесты, поза помогают выразить оратору свои чувства, отношение к тому, о чем идет речь. Нередко ораторы репетируют свое выступление перед зеркалом. Это помогает избежать резких жестов и неуместной мимики.

В процессе подготовки к речи оратор сталкивается с еще одной проблемой, связанной с произнесением речи, то есть как ее произносить- читать или заучивать наизусть.

Существует три способа выступления: чтение текста речи, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов и свободная импровизация.

Способ произнесения речи зависит от ее рода и вида. Обычно читаются такие речи, от текста которые нельзя отступать: это речи дипломатические, торжественные, юбилейные или приветственные, а также дипломатические.

Рассмотрим отрывок из речи Елизаветы II, произнесенной в канун 2011 года.

It was this importance of history which was much on my mind when I opened the new Scottish Parliament in July this year. Devolution in Scotland and Wales, and more recently the very welcome progress in Northern Ireland, are responses to today's changed circumstances, but they need to be seen in their historical contexts.and a common past have also played an important part in bringing together so many different nations into the modern Commonwealth.was a frequent theme last month at the Commonwealth conference in South Africa.that meeting many of us highlighted the way in which the varied strands of our shared history have been woven together so that we can more effectively address the challenges and opportunities ahead.Commonwealth, as with the process of devolution in the United Kingdom, reminds us of the importance of bringing the lessons of the past to bear on the aspirations for a better future.

(HM The Queen’s 2000 Christmas Speech)

Очевидным является тот факт, что подобная речь обычно читается, не отступая от текста. Речь идет о различных политических проблемах, затрагивающих интересы страны, поэтому любые ошибки или оговорки могут быть неверно интерпретированы слушателями, что нежелательно при произнесении торжественной речи.

Что касается других видов речей (социально-бытовые и церковно-богословские речи), то, как правило, их произносят, потому что, читая речь, оратор рискует потерять контакт с аудиторией и прагматическое воздействие речи значительно снизится.

Искусство свободной речи приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок. Для того, чтобы овладеть таким искусством, надо говорить без опоры на текст. Можно держать перед собой план, тезисы или конспект речи, можно иметь ее полный текст, но только не читать, забыв про слушателей, и тем самым превратив выступление в скучное и монотонное чтение.

Как свидетельствуют наблюдения во время конкурсов на лучшего оратора, чтение социально-бытовых речей отрицательно складывается на общем впечатлении от речи. Более того, читая речь, оратору не удается установить коммуникативный контакт с аудиторией и вызвать ее интерес. Монотонное невыразительное чтение практически не оказывает прагматического воздействия на аудиторию. Слушатели не воспринимают формально прочитанную речь, они остаются к ней равнодушными.

Следовательно, чтобы эффективно воздействовать своим публичным выступлением на аудиторию, ораторам необходимо стремиться к приобретению навыков свободного приобретения речей.

Некоторые лингвисты советуют использовать специальные карточки с планами или тезисами как для тренировки, так и для выступления (Wallace 1961).

После произнесения речи рекомендуется провести ее анализ. Это необходимо для того, чтобы учесть в дальнейших выступлениях допущенные недостатки, так как речевое самосовершенствование является одной из главных задач оратора. Таким образом, подготовка ораторской речи строится как подготовка целесообразного действия, направленного на достижение практического результата, то есть прагматически эффективного воздействия.

Основываясь на вышеизложенном, представляется необходимым сделать следующие выводы:

Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить цель выступления с учетом состава слушателей и ситуацией произнесения речи, затем составить предварительный план, подобрать теоретический и практический материал.

При работе с книжными источниками нужно правильно организовать материал, выписать цитаты, составить конспект.

После подбора материала необходимо написать либо полный текст выступления, либо конспект, тезисы или план.

Особое внимание нужно уделить произнесению речи, мимике, жестам.

Необходимо творчески проанализировать свое выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.

Существуют три способа выступления. Обычно полностью зачитываются речи официального содержания. Остальные речи либо создаются в момент произнесения, либо воспроизводятся по памяти, в большей или меньшей степени отступая от текста.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.