Речевое воздействие, его виды — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Речевое воздействие, его виды

2020-04-01 97
Речевое воздействие, его виды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Антропологический подход к анализу языковых явлений, предполагающий учет отношения языковых знаков к людям, пользующимся языком, предопределяет изучение значения говорящего (speakermeaning) и такой взгляд на человеческую коммуникацию, который фокусируется на «намерении или преднамеренности». [4]

Человек (субъект, говорящий) является центром речевого пространства со всеми его психологическими характеристиками, речевой компетенцией, фоновыми знаниями. Обращение к субъекту речи, автору высказывания ознаменовало собой переход от анализа «стабильного» значения слова к рассмотрению изменчивого содержания высказывания.

Говорящий выполняет свое речевое задание в надежде на определенный эффект, который приведет к пониманию и к соответствующим действиям со стороны собеседника.

Современные ученые исходят из теоретического положения о том, что человеческая речь по самой своей природе обладает действенной силой, которая подвергалась всестороннему анализу многими науками.[3;6]

На современном этапе развития науки отмечается повышенный интерес к изучению феномена речевого воздействия(далее РВ)-как в массовой коммуникации, что связано с появление СМИ и необходимостью формирования общественного мнения, так и в повседневном общении, так как даже любая непринужденная беседа предполагает “осуществление власти, т.е. воздействие на восприятие и структурирование мира другим человеком”[5, с.91]. Начиная со второй половины XX в., в современном научном пространстве сформировалась новая интегральная наука- теория речевого воздействия.

В рамках рассмотрения современными исследователями проблемы речевого воздействия, наряду с термином «убеждение», активно используется понятие «внушение», которое отражает сферу коммуникативной деятельности, связанную в большей степени с областью психоэмоционального воздействия на личность, и противопоставляется первому. Убеждение рассматривается как воздействие одного человека на другого и предполагает сознательное внушение. Оно возможно через словесное воздействие, но как логически не аргументированное. Внушение воспринимается адресатом без критического осмысления или критической оценки, информация принимается «на веру» [Авдеенко 2001; Часов 1959; Черепанова 1992]. Можно согласиться с мнением авторов, определяющих в качестве основного различия между убеждением и внушением «наличие или отсутствие контроля сознания (его рациональных компонентов) при обработке информации» [Шелестюк 2008].

Следует также отметить, что, несмотря на различия, внушение и убеждение часто используются комплексно. Особенно продуктивно применение приемов внушения на начальном этапе аргументации, поскольку это позволяет привести адресата в определенное психологическое состояние, необходимое для дальнейшего восприятия речи выступающего и достижения перлокутивного эффекта.

Речевое воздействие может быть обусловлено субъектно-ролевыми характеристиками участников и целью коммуникативного воздействия (трансляция общечеловеческих ценностей и изменение поведения людей в соответствии с этими ценностями), характеристикой ситуации.

В публичной речи внушение выступает в основном как специально организованный вид коммуникации, предполагающий использование оратором специальных “словесных формул”. Содержание преднамеренного внушения включено в сообщаемую информацию зачастую в замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, непроизвольностью его усвоения.

Речевое воздействие в публичной речи достигается как вербальными средствами (слова, интонация), так и невербальными (мимика, жесты, действия другого человека, окружающая обстановка). С целью определения оснований для классификации вербальных средств речевого воздействия в просветиельском дискурсе обратимся к работам отечественных и зарубежных исследователей. Б.Ф.Поршнев выделяет такие уровни, как фонологический, номинативный, семантический, синтетаксическо-логический, контекстуально-смыслоой, формально-символический [Поршнев 1979:437]. Е.В.Шелестюк отмечает, что речевое воздействие может проявляться в категории персональности, в плотности информации, в структурно-композиционной организации текста и в его стилевых особенностях, а также на уровнях фонетики, просодики, графики, орфографии, синтаксиса, лексики, словообразования, морфологии (Шелестюк,2008)

Теория речевого воздействия - это наука об эффективном общении. Как любая теория, она, разумеется, имеет свою историю. Еще в Древней Греции и Риме процветала риторика, которая учила эффективному публичному выступлению, умению вести спор и поддерживать в споре победу. Древняя риторика была основана преимущественно на логике, правилах логического рассуждения и убеждения. В средние века риторика практически умерла как наука и возродилась в двадцатом веке уже на новой, психологической основе - современному человеку стали важны не только и не столько логика, сколько психологические, эмоциональные приемы убеждения. Почему в XX в. возникла необходимость интегрального подхода к речевому воздействию? Можно выделить следующие причины [2, с.3-4]:

причины социально-политического характера: развитие демократии, идеи свободы личности и равенства людей обусловило потребность в науке, которая показала бы, как убеждать людей с одинаковым или разным социальным статусом;

причины психологического характера: с конца XIX века в обществе меняется понятие о человеке. Если ранее считалось, что человек примитивен, ленив, ему нужны кнут и пряник, и этим можно обеспечить его адекватное «функционирование» в обществе, то теперь развитие культуры, литературы и искусства, возникновение научной психологии приводит к изменению представления о человеке. Человек оказался сложной, разносторонней в психологическом плане личностью, требующей дифференцированного подхода;

коммуникативные причины: эти причины связаны с развитием самого человеческого общения. Для нашего времени характерно резкое расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга. Расширяется само значение устной речи, она начинает выполнять все более разнообразные функции, играет все более существенную роль в обществе, что приводит к необходимости искать особые приемы в общении, уделять больше внимания разговорной речи;

экономические причины: конкуренция, кризисы производства породили необходимость в науке о рекламе, «навязывании» товара, «завоевании» покупателей. Именно коммивояжеры были первыми, кто на себе осознал необходимость науки убеждать.

Речевая сила воздействия широко описывается в современной лингвистической литературе, а также изучается в ряде наук, таких как прагмалингвистика, психология, психолингвистика, социолингвистика, теории массовой коммуникации, риторика.

С точки зрения таких перспективных направлений современных лингвистических исследований, как прагмалингвистика и психолингвистика, язык служит не только передаче информации, но и воздействует на собеседников, регулируя тем самым их социальные, межличностные отношения, ментальные состояния и поведение. Речевое воздействие, изучаемое этими дисциплинами, определяется как воздействие на индивидуальное и / или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами - с помощью высказываний на естественном языке. Иногда под понятие речевого воздействия подводят также использование сообщений, построенных средствами невербальных семиотических систем, к которым относятся паралингвистические средства (темп, тембр, громкость голоса, логическое ударение), кинесические средства (жесты, мимика, позы) и др.

Речевое воздействие - это воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящими цели - изменения поведения адресата, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе речевого взаимодействия с ним. Воздействие на сознание адресата, а затем и на его поведение подразумевает наличие субъекта и объекта воздействия, влияние на мотивационную сферу адресата, последствия воздействия. Эти и другие факторы создают базу для основных классификаций типов речевого воздействия, выделяемых в лингвистической литературе и в работах по психологии. В зависимости от того, какая сфера психической деятельности человека вовлечена в процесс коммуникации в большей степени, речевое воздействие подразделяется на рациональное и эмоциональное. Пытаясь воздействовать на поведение собеседника, говорящий может оказывать влияние на его рациональную сферу. С этой целью он привлекает убедительные факты и аргументы, воздействующие на сознание людей [8, с.94]. Цель эмоционального воздействия заключается выражении говорящим эмоций и достижении ответной эмоциональной реакции у слушающего, приводящей к изменению его поведения [8, с.95] Эмоциональное воздействие делится на два типа: опосредованное, которое осуществляется путем первоначальной апелляции к рациональному «Я» адресата (оценка, информирование), и непосредственное, реализуемое за счет создания образности, различных сбоев логики мышления [9, с.21].

По характеру взаимодействия субъекта с объектом различается прямое воздействие, когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования, и косвенное воздействие, непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду [4, с.13]. Прямой способ речевого воздействия включает такие формы, за которыми в системе языка закреплено определенное значение, прямо выражающее соответствующую иллокуцию, то есть коммуникативную цель говорящего. Так,например, формы повелительного наклонения традиционно ассоциируются со значением побуждения, повествовательные и вопросительные высказывания условно связаны с иллокутивными силами сообщения и запроса информации. Косвенный способ выражения коммуникативного намерения представляет собой употребление языковых форм для выражения иллокутивной силы, не связанной с их прямым языковым значением. Косвенные формы не выражают открыто намерений говорящего.

По критерию осознанности речевых действий разграничивается намеренное (интенционалъное) и побочное (неинтенционалъное) воздействие [10, с.26]. При намеренном речевом воздействии задача субъекта-добиться определенного результата от объекта речевого воздействия. При побочном речевом воздействии субъект не ставит задачу добиться определенного результата от объекта.

По установке на речевые действия, по типу речевых действий, взятому в аспекте иллокуции в рамках классификаций речевых актов и речевых жанров [Телешева,2004:236] различаются следующие виды речевого воздействия:

социальное (социальные неинформационные речевые акты, предполагающие виртуального адресата, клишированные высказывания: приветствия, клятвы, молитвы);

волеизъявительное (речевые акты выполнения воли адресанта: приказы, просьбы, отказы, советы и т.д.);

информационно-разъяснительное (речевые акты, несущие информацию и ее толкование: объяснение, доклад, сообщение, признание);

эмоционально-оценочное (речевые акты, устанавливающие общественные морально-правовые, межличностные субъективно-эмоциональные отношения: порицание, похвала, обвинение, оскорбление, угроза).

Перлокутивный критерий (реакция адресата) положен в основу выделения следующих видов речевого воздействия. [16]

оценочного (изменение отношения субъекта к объекту, коннотативного значения объекта для субъекта);

эмоционального (формирование общего эмоционального настроя);

рационального (перестройка категориальной структуры индивидуального сознания,введение в нее новых категорий).

По ориентации на собеседника можно разграничить личностно и социально ориентированное речевое воздействие. [14]

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что изучение проблематики речевого воздействия, а точнее, прагматического аспекта речи, является необходимым условием успешного воздействия оратора на чувства и разум аудитории при произнесении публичной речи. Оратор, как никто другой, имеет возможность эффективно воздействовать на слушателей своей речью, управлять их действиями и переживаниями.

Как уже было отмечено ранее, только то публичное выступление будет иметь силу, которое включает в себя прагматический компонент речи и соответствует всем необходимым параметрам. Готовясь к выступлению и выбирая ту или иную коммуникативную стратегию, оратору необходимо обратить внимание на особенности этапов подготовки публичной речи. В связи с этим представляет определенный интерес рассмотреть качественные характеристики прагматически эффективной речи.

оратор целевой риторика качественный



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.