Риторика как искусство слова — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Риторика как искусство слова

2020-04-01 102
Риторика как искусство слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство».

Риторика - это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить, как эффективно воздействовать на аудиторию при помощи своей речи и как достичь успеха, выступая публично. Владение риторическими навыками позволяет научиться выступать публично, воздействуя при этом на чувства слушателей.

Согласно М.В.Ломоносову, риторика является наукой о всякой предложенной материи красно говорить и писать. (М. В. Ломоносов).

Представляется уместным отметить, что термин ораторское искусство имеет античное происхождение. Его синонимами являются термины риторика и красноречие. В Словаре русского языка риторика определяется следующим образом: теория красноречия, наука об ораторском искусстве; излишняя приподнятость изложения, напыщенность.[2, c. 99]

Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством. Согласно М.М.Сперанскому, под красноречием понимается дар потрясать души и сообщать им образ своих понятий, а под риторикой понимается как обучать, как пользоваться этим божественным даром; каким образом драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать от их коры, умножать отделкой их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск.

Специалистов разного профиля интересуют различные аспекты красноречия. Лингвисты разрабатывают теорию культуры речи, дают рекомендации, как говорить правильно. (К. Гаузенблас, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. О. Якобсон) (Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева - М., 1999) Так, Л.К.Грудина и Е.Н.Ширяева в книге Культура русской речи отмечали, что культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения.(Б.Т.Гарднер и Р.А.Гарднер Ф.Г.Паттерсон, Ж.Пиаже Д.Уотсон, Н.Хомский)Так, согласно теории Н.Хомского, у большинства языков базовая структура сходна. Так, в каждом предложении имеются подлежащее, сказуемое и дополнения. Из этого следует, что каждый язык - это лишь один, свойственный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей. Другой психолог, Ж.Пиаже отмечал, что развитие языка не отличается от развития восприятия или памяти, ни даже от развития мыслительных процессов. Согласно его же теории наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отражения, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Язык при этом не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.

В традициях отечественной психологии, основывающейся на трудах Л.С. Выготского, язык по своей сути - это социальный продукт, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным “организатором” его поведения и таких когнитивных процессов, как восприятие, память, решение задач или принятие решения.

С психолингвистических позиций развитие речи, а также красноречия рассматривается как становление все более совершенной структуры. Из этого следует, что развитие речи представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми (см. прил. 1).

На протяжении всей истории психологических исследований было выявлено, что речь и мышление непрерывно связаны между собой. Предполагались попытки разделения этих двух понятий и рассмотрения их как совершенно независимых элементов или же соединение этих двух элементов, вплоть до их абсолютного отождествления.

В настоящее время, благодаря исследованиям П.К.Анохина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии и других ученых, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные “центры”, а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Напомним, что речь - это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения.[5] Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляций речевых органов.

Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление.

Cознанию свойственно искать во всем систему, порядок - логику. Логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Логика как наука изучает законы мышления, пути и способы получения знаний о мире путем рассуждений.

Конечно, рассуждают все люди, даже не изучавшие логику. Но одни при этом более логичны, чем другие. Знание логики так же помогает правильно мыслить, как знание грамматики - правильно говорить и писать. Оно необходимо и ученому, и оратору.

В своей книге Ораторское искусство и деловое общение О.А.Баева отмечает, что логика - наука, на которую опираются логика мышления и логика изложения, имеет две ветви. Диалектическая логика учит определенному подходу к явлениям и событиям: пониманию их объективного, закономерного характера, причинной обусловленности всех явлений, их связи с другими явлениями или событиями, поиску противоречий как источника развития процессов.

Представления о мире сознание отражает в конкретных формах, которые изучает формальная логика. Диалектическую логику часто называют диалектикой, а формальную логику - просто логикой. Логика выделяет три формы мышления.

Понятие - форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления. Они представляют собой содержание понятия. Понятие характеризуется и объемом - совокупностью предметов или явлений, относящихся к данному понятию. Например, содержание понятия «автомобиль» - транспортная самодвижущаяся безрельсовая машина, а объем этого понятия чрезвычайно велик: всевозможные марки легковых, грузовых, спортивных и прочих автомобилей.

Умозаключение - цепочка суждений, последнее из которых - заключение - является новым знанием, выводимым из уже известных суждений, называемых посылками.

В процессе своего выступления оратор раскрывает содержание того понятия, которому посвящена тема, и использует множество других; он высказывает определенные суждения и приходит к заключениям, порой неожиданным для аудитории. Если при этом оратор говорит ясно, последовательно, обоснованно, аудитория будет пленена «железной» логикой, которая порой оказывает гипнотизирующее действие.

Цель выступления перед слушателями - подвести их к определенным выводам. При этом оратор не копирует ход своих мыслей, не воспроизводит логику рассуждений, а стремится к тому, чтобы управлять мыслительным процессом слушателей.

Логика изложения - это «логика для аудитории».

Представляет определенный интерес проследить, в чем проявляется связь риторики и науки. Известно, что риторика пользуется открытиями и достижениями всех наук, широко их пропагандирует и популяризирует. Не вызывает сомнений тот факт, что многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме в публичных речах. Риторика опирается на систему следующих наук: философия, логика, психология, педагогика, этика, эстетика, литературоведение, лингвистика.

Риторика как учебный предмет определяется следующим образом: это филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи.

Виды публичной речи

 

Существует большое количество классификаций публичных выступлений по различным параметрам. (Левонтина, 2000,Ганеев, 2004.) Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее важным является подразделение публичных выступлений на виды по их функции, то есть согласно цели, которую ставит оратор в своем выступлении.

Согласно Левонтиной, можно выделить четыре основные функции (цели) выступлений:

Соблюсти некоторый протокол или ритуал, то есть в этом случае речь идет о протокольно-ритуальном выступлении, например, приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации и др.

Развлечь собравшихся. Имеются в виду развлекательные выступления, например: тосты, речи на банкетах и др.

Сообщить некоторую информацию, то есть такая речь носит название информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о случае или при описании некоторого явления. Сообщение инструкций, объявление о предстоящем событии тоже относится к данному жанру - информационному выступлению.

Убедить. Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений - выступления в научных и политических дискуссиях, выступления за круглым столом.

Побудить к действию. Побуждающая речь призывает слушателей к новому действию, продолжению или прекращению старого действия. Такие речи проходят на митинге, на предвыборном собрании, на любом мероприятии, где решается вопрос о том, что необходимо предпринять.

Убеждающие и побуждающие выступления иногда объединяют в один тип и называют агитационными. Разница между ними заключается в том, что убеждающая речь направлена на мнение, а побуждающая - на поступок.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться и тогда выступления приобретают комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.

 



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.