Прагматические средства воздействия, используемые оратором при произнесении речи — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Прагматические средства воздействия, используемые оратором при произнесении речи

2020-04-01 81
Прагматические средства воздействия, используемые оратором при произнесении речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящее время наблюдается повышенный интерес лингвистов и психологов к исследованию психолого-педагогических основ ораторского искусства (Грудцина 2002, Бадмаев, Малышева 1999, Граудина 1997, Леонтьев 1981, Войтасик 1981). Необходимо подчеркнуть, что хотя риторика основывается на данных психологии, сами по себе психологические приемы не являются средством для преодоления всех трудностей в ораторской деятельности. Любое публичное выступление является речевым воздействием оратора на психику слушателя. Перед оратором возникают проблемы, такие как организация и поддержание внимания слушателей, установление контакта и некоторые другие.

Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией к содержанию и к форме выступления, к личности оратора и к особенностям аудитории. Другими словами, психологическая культура оратора-это единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности человека, и умения применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми.

Главной целью оратора во время произнесения речи является передача смысловой информации и прагматически эффективное воздействие на слушателей. В ходе выступления оратор стремится изменить состояние аудитории. Аудитория также пытается оказать воздействие на оратора. Принимая или не принимая его точку зрения, она своим видом, поведением, вопросами влияет на оратора и, в конечном итоге, на его выступление.

Для того, чтобы оказать положительное прагматическое воздействие на аудиторию, оратор должен четко представлять, какими средствами воздействия на слушателя он располагает. Известно, что одно из важных преимуществ публичного выступления состоит в том, что в распоряжении оратора имеется целый комплекс средств воздействия: звуковых, визуальных, вербальных и невербальных. Все перечисленные выше средства помогают оказывать влияние на слушателей. Рассмотри роль просодических средств воздействия.

а) Просодические средства

Несомненно, одним из воздействующих факторов в публичной речи является ее звуковая оболочка, а именно, ее просодические средства реализации.

Можно утверждать, что внимание к просодической организации звуковой речи в целях выявления конкретных звуковых средств речевого воздействия корнями уходит в искусство риторики. Еще в античной риторике было обращено внимание на необходимость использования особого рода фонетических средств, помогающих достичь наибольшей убедительности речи. Известно, что знаменитые ораторы древности выделяли три аспекта звучащей речи: Рит, мелодику и гармонию. Например, Аристотель уделял особое внимание ритму речи (Kennedy 1963)

Особый интерес представляет концепция К.Батте, сыгравшая большую роль в становлении риторических канонов более позднего времени. В искусстве фонетического оформления устного высказывания К.Батте отводит особую роль ритму и паузации. Конечное восприятие речевого высказывания, а следовательно, и речевого воздействия, по мнению К.Батте, зависит от собственно звуковой гармонии, паузации, гармонии звукового и паузального рядов [Batteux:255].

Нельзя не согласиться с тем, что оратор должен говорить отчетливо и осмысленно. Сила голоса, ударение, темп, тембр варьируются в соответствии с ситуацией, но особое внимание должно уделяться плавности речи. Известно много ораторов, которые благодаря своей личности и дикции имели большой успех у аудитории, хотя просодическое оформление их речи оставляло желать лучшего. Так, например, у Бисмарка голос был писклив и полон астматических шумов, но, тем не менее, его произношение было достаточно отчетливым [Леммерман:199]

Большое внимание в пособиях по ораторскому мастерству уделяется владению совершенной речевой техникой. Известно, что восприятие выступления слушателями можно облегчить посредством модулирования голоса, контрастов в применении высоты, громкости и темпа речи. Советы, рекомендации и упражнения по постановке голоса, тренировке дыхания, тренировке дыхания, артикуляционной подвижности и дикционной чистоты, интонационной гибкости отличаются большим разнообразием и подробностью (Verberder 1939). Улучшение качества голоса - вполне выполнимая задача для каждого сознательно решившего заняться этим. Кроме того, просодическое оформление публичной речи является немаловажным фактором, обеспечивающим успех или неуспех в области ораторского искусства.

Как свидетельствуют наблюдения и опыт участия в конкурсах на лучшего оратора, просодические средства оформления речи оратора играют важную роль в речевом воздействии на аудиторию.

Опрос аудитории показывает, что речи ораторов, произнесенные тихим и невыразительным голосом, не имеют большого успеха у аудитории. Даже если тема выступления отвечает потребностям слушателей, затрагивает их интересы, невыразительная, монотонная манера произнесения выступления снижает его прагматическую силу.

Голос будет хорошо воспринят слушателями, если он ясен, приятен, разнообразен и свободен от напряжения, а также если существует дыхательный контроль и адекватное использование резонирующих полостей.

Не вызывает сомнения тот факт, что речь воспринимается намного лучше, если голос оратора достаточно звучный, по сравнению с монотонным голосом, так как ничто так отрицательно не влияет на аудиторию, как монотонность речи.

Представляет также определенный интерес рассмотреть вопрос о скорости речи в речевом воздействии на аудиторию. Основной темп речи определяется ее содержанием и поставленной целью выступления, то есть варьирование скорости речи зависит от стиля и композиции речи.

Известно, что оптимальное условие воспринимаемой речи - это средний темп произнесения (примерно 100-120 слов в минуту).При этом наиболее важные в смысловом отношении мысли высказываются в замедленном темпе, второстепенная информация может даваться в убыстренном темпе. Иногда важную мысль целесообразно повторить. Плохо воспринимается слишком медленный темп речи, так как слушатели не могут вычленить в медленно текущем потоке речи главное и второстепенное и поэтому теряют нить рассуждения.

Очень важна для оратора сила голоса. Если оратор говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели, до остальных суть его речи не доходит. В то же время чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается значительно сниженным.

Во время выступления перед большой аудиторией слова должны произноситься четко и ясно, т.е. выступающий должен обладать хорошей дикцией. Приобрести такую дикцию можно упорным трудом.

Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки. С их помощью можно научиться легко преодолевать дикционные трудности. Благодаря им можно добиться чистоты и точности произношения в любых трудных сочетаниях согласных и в любом темпе.

Хорошая дикция предполагает умение выдерживать паузы. Паузы облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. Однако, паузы в речи оратора не всегда несут смысловую нагрузку. Так, например, паузы хезитации возникают из-за того, что выступающий затрудняется в поиске слова, которые наилучшим образом выражает его мысль. Эти паузы свидетельствуют о прерывистости устной речи. Если случаев прерывистости в выступлении оратора немного и они выражают поиски необходимого средства выражения мысли, их наличие не только не мешает аудитории, но порой и активизирует ее. Известны случаи, когда слушатели подсказывали оратору нужное слово. Если же прерывистость речи очень сильна, то это свидетельствует либо о незнании выступающим предмета речи, либо о чрезмерном волнении, либо о плохом владении словом.

Оратор, свободно владеющий своим голосом, то есть умеющий легко изменять его темп, громкость, высоту, обладающий хорошей дикцией, может выразить голосом различные чувства и переживания. Этому способствует большое количество интонационных образцов, которые используются для выражения различных эмоций и состояний: угрозы, злобы, страха, сомнения.

Если настроение выступающего не соответствует материалу, то это может появиться в голосе. Известно, что слушатели воспринимают до 30-40 % интересующих их информации, если интонация оратора соответствует содержанию речи. Следовательно, выступающий должен уметь сдержать себя, владеть своими чувствами, думать о произнесении речи. Если оратор погружается в содержание речи, то голос его будет звучать соответственно тем чувствам, которые автор хотел бы передать своей аудитории.(Рождественский 1993).По характеру речевого звучания, по физическому стилю речи аудитория судит о темпераменте говорящего,о его характере, мироощущении, о его настроении и, наконец, о его искренности. Бодрость и вялость, энергия и решительность, заинтересованность или безразличие- все психические моменты, сопровождающие публичную речь оратора. В разговорной речи это отражение является непосредственным и преднамеренным средством воздействия. Актер, декламатор, лектор-всякий, кто хочет воздействовать на слушателей звучащей речью, должен путем систематических наблюдений осознать выразительное значение отдельных факторов речевого звучания и целостных фонетических стилей, должен научиться преднамеренно вызывать звучанием своей речи определенную эмоциональную т волевую реакцию.

Таким образом, просодические средства реализации ораторской речи являются немаловажным фактором, определяющим степень прагматического воздействия на аудиторию, и такие как интонационное оформление, ударение, темп, громкость, паузы помогают оратору успешно достигнуть поставленной целью.

б) Жестово-мимическое средство

Представляется целесообразным рассмотреть жестово-мимичесие средства воздействия, используемые оратором во время произнесения публичной речи. Оратор пользуется не только языком слов, но и жестами, то е движения дает оратору выразить свою мысль, Следя за жестами, мимикой, позой, движениями оратора, слушатели легче вникают в смысл его высказываний. Техника а также является эффективным средством поддержания внимания аудитории (Радченко 1901)

Следует подчеркнуть, что регуляция поведения аудитории, взаимодействие оратора со слушателями начинается с момоента его появления на сцене. Оратору рекомендуется выходить на сцену достаточно энергично, но не создавая излишнего шума. Определенную роль играет хорошая осанка оратора, его зрительный контакт с аудиторией. Не рекомендуется начинать выступление сразу же после выхода на сцену, так как аудитория еще не готова к восприятию. При этом важную роль играет так называемая начальная пауза, психологическое назначение которой состоит в том, что она позволяет слушателям привыкнуть к оратору, оценить его внешний вид. Поза оратора для человека стоять, опираясь на обе ноги. Не рекомендуется часто переступать с ноги на ногу, переминаться и раскачиваться из стороны в сторону, ибо это создает впечатление о человеке, неуверенном в себе. [29]

Среди внешних средств выразительности особое место занимают руки. В жестикуляции ярко проявляется сущность человеческого характера. Сложный и разнообразный арсенал жестовых средств помогает раскрыть речь, выяснить ее смысл, или наоборот, может существенно помешать восприятию речи слушателями (Николо)

Общеизвестно, что жесты разделяются на две группы: условные и неусловные.

Условные жесты иногда заменяют речь. Так, вместо того, чтобы сказать да, русский кивает головой, а вместо нет- качает головой из стороны в сторону. Такие жесты могут использоваться оратором при произнесении речи в неофициальной обстановке. Можно предположить, что условные жесты понятны всем без объяснения. По своей природе они весьма двойственны, выражают эмоциональное состояние и волю человека, всегда имеют конкретную цель.

Неусловные жесты разделяются на четыре группы: указывающие, изображающие, подчеркивающие, ритмические.

К указывающим и изображающим жестам обычно прибегают люди достаточно воспитанные, у которых нет соответствующего образования. Такие жесты чаще всего используются в социально-бытовом красноречии.

Подчеркивающие жесты выделяют главное в речи, помогают лучше уяснить мысль. При подчеркивании возможности какой-то одной мысли следует подчеркнуть ее не только жестом, но и выделить интонацию.

Что касается ритмических жестов, то они подчеркивают не отдельные части речи, а весь ритм ее произнесения. К ним также относятся жесты колебания, неуверенности, такие как поднятие плеча, характерный наклон головы к плечу. Такие жесты возникают, когда говорящий не знает, как выразить свою мысль, не может найти подходящее слово.

Жесты тесно связаны с национальной культурой, имеют социальные ограничения в использовании. Жестикуляция и мимика должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему и надлежащим образом подчеркивать некоторые ее элементы.

К особой разновидности можно отнести индивидуальные жесты, которые не укладываются не в какие схемы. Их интенсивность зависит от темперамента, национальности, воспитания, общей культуры оратора. К ним относятся такие жесты, как манера класть руки в карманы и вынимать их, встряхивать головой, потирать руки, притрагиваться ко рту, носу, уху, раскачиваться на одном месте. Вполне очевидно, что при произнесении речи не рекомендуется использовать такие жесты.[24]

При произнесении публичной речи оратору следует также учитывать пространственные факторы общения. Если аудитория немногочисленная, то для создания эффекта доверия, открытости можно не заходить на трибуну. При этом не рекомендуется как стоять неподвижно, так и бесцельно ходить по сцене, так как это отвлекает внимание слушателей от восприятия речи. Злоупотребляя свободой передвижения, некоторые ораторы забывают, что зрительное восприятие сильнее слухового; забывают, что сила воздействия заключается не в суетливости или числе жестов. Прагматический эффект публичной речи во многом определяется экономичностью неречевых средств общения, их волевым и выразительным воздействием, помогающем проникнуть в смысл, подтекст.

Как уже было отмечено выше, определенную роль в воздействии на аудиторию играет дистанция между оратором и слушателями. Известно, что расстояние между говорящим и слушающими определяется родом и жанром речи. Так, например, в ситуации официальной речи оратору рекомендуется находиться на расстоянии 3-4 метров от аудитории.

С одной стороны, превышение обычной дистанции затрудняет контакт и свидетельствует о неуверенности оратора, об отсутствии его духовной общности с аудиторией.С другой стороны, уменьшение оратором дистанции в ходе выступления может трактоваться как стремление подавить их волю. Таким образом, можно предположить, что дистанция между оратором и аудиторией должна регулироваться оратором в зависимости от ситуации произнесения речи. Следует также отметить роль мимики при публичном выступлении. Уместно напомнить, что мимика-это действенное средство эмоционального неречевого воздействия на слушателей. Через визуальное восприятие аудитория получает первое впечатление об ораторе, его искренности, доброжелательности. Зрительный контакт очень важен для оказания положительного прагматического эффекта на аудиторию. Оратор должен заставить аудиторию почувствовать, что он обращается к каждому лично, чтобы у слушателей возникло ощущение живого общения с оратором.[23] Зрительный контакт с аудиторией помогает оратору реализовать в процессе своего выступления принцип коммуникативного сотрудничества, являющийся одни из важнейших средств прагматически эффективной речи. Вполне очевидно, что невозможно одновременно смотреть в глаза каждому из сидящих в аудитории. Некоторые специалисты считают, что оратору следует выбрать одного слушающего и рассказывать персонально ему, некоторое время глядя ему в глаза, а потом перевести взгляд на другого. При произнесении речи не рекомендуется смотреть в окно или потолок. Не следует также смотреть на аудиторию бессмысленным взглядом. Итак, представляется возможным утверждать, сто жесты и мимика являются прагматически эффективным средством воздействия на аудиторию, при умелом использовании которых речь будет иметь положительный прагматический эффект на слушателей.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.