Некоторые особенности совершенствования уголовно-правовой борьбы с наркоманией и наркотизмом — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Некоторые особенности совершенствования уголовно-правовой борьбы с наркоманией и наркотизмом

2020-04-01 167
Некоторые особенности совершенствования уголовно-правовой борьбы с наркоманией и наркотизмом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для решения вышеуказанных проблем можно рекомендовать следующие предложения.

.   Важнейшими принципами права являются законность и справедливость. Несоответствие характера и степени общественной опасности действий подзащитного и применяемого к нему наказания является нарушением этих принципов, что подрывает как авторитет правоохранительных органов, органов юстиции, так и уголовного права в целом. Следовательно, решение вопроса об установлении ответственности за незаконное хранение и перевозку наркотических средств должно основываться прежде всего на серьезном анализе характера и степени общественной опасности соответствующих посягательств, на оценке уровня воздействия каждого из них на процесс распространения наркотизма и наркомании.

Думается, что при принятии решения о квалификации в каждом отдельном случае необходимо устанавливать и учитывать направленность умысла виновного лица (сбыт, передача сбытчику, потребителю или для личного потребления), размер перевозимого наркотика (товарная партия или нет), его упаковку, место нахождения (в тайнике или в кармане, сумке и т.п.), наличие заболевания наркоманией у перевозчика и другие обстоятельства дела, могущие свидетельствовать о степени общественной опасности деяния. При этом основным критерием для принятия решения о квалификации деяния как перевозки или хранения должно, по-видимому, стать то обстоятельство, что факт перемещения наркотических средств или психотропных веществ является элементом их распространения (наркобизнеса), а не приготовительными действиями к личному употреблению.

Устранение типичных ошибок в правоприменительной практике, касающихся ответственности лиц, хранящих или перевозящих наркотики, внесет определенный вклад в установление основополагающих принципов законности и справедливости, декларируемых уголовным правом.

.   На наш взгляд, есть все основания для рассмотрения вопроса об установлении уголовной ответственности за наркобизнес. Это вытекает из определения наркобизнеса в нормативно-правовых и политических документах как вида преступной деятельности. Наибольшая опасность для государства и общества, национальной безопасности Российской Федерации исходит от организованных преступных групп и их лидеров, целью которых является систематическое получение крупных и особо крупных доходов от производства наркотиков, контрабанды и торговли наркотиками. Лидеры наркомафии воспринимают свою противоправную деятельность как бизнес, безразлично относясь к ее последствиям. Поэтому было бы логично выделить среди причастных к незаконному обороту наркотиков лиц тех, кто занимается наркобизнесом, и направить на них острие уголовной репрессии, установив уголовную ответственность за наркобизнес, схожую с имеющейся в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственностью за бандитизм.

3. В решении проблем доказывания и изъятия дохода от совершения наркопреступлений, на наш взгляд, необходимо совершенствование уголовного законодательства. В целях кардинального изменения ситуации в борьбе с легализацией имущества, полученного в результате совершения преступлений, и подрыва экономических основ наркобизнеса, в соответствии с рекомендациями FATF, необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации и реализовать положения п.7 ст.5 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (19 декабря 1988 г.), п.7 ст.12 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (15 ноября 2000 г.), п.8 ст.31 Конвенции ООН против коррупции (31 октября 2003 г.).

Реализация данного положения может быть осуществлена в соответствии с ч.3 ст.1 и ч.1 ст.2 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

.   Институт освобождения от уголовной ответственности лиц, активно способствующих раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, присутствует в уголовном праве, но положения, на основании которых данная норма может быть применена, практически реализовать невозможно в силу непоследовательности изложения законодательных норм, касающихся этого вопроса.

На наш взгляд, институт освобождения от уголовной ответственности лиц, активно способствующих раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, мог бы стать одной из эффективных мер борьбы с наркотизмом. Данное положение призвано поставить под вопрос стабильность преступных связей в организованных группах, разрушить круговую поруку их участников, что является залогом успеха в борьбе с преступностью. Однако несовершенство уголовного законодательства не позволяет использовать его потенциал в полном объеме. Поэтому необходимо пересмотреть законодательные нормы в отношении данного вопроса.

.   В вопросе правового регулирования пропаганды наркотических веществ, прежде всего, необходимо введение для СМИ правовых ограничений в распространении негативной информации среди детей и подростков. И в первую очередь, на наш взгляд, эти ограничения должны касаться пропаганды насилия и жестокости, информации порнографического характера, рекламирования наркотиков, проституции, алкоголя и табака.

Кроме того, в целях противодействия потоку информации, пропагандирующей наркотические вещества, следует воздействовать административными мерами на интернет-компании "хостинг-провайдеров", т.е. на те организации, которые предоставляют свои технические возможности для размещения информации в глобальной сети.

Для того чтобы СМИ не занимались скрытой, зачастую не осознаваемой самими журналистами пропагандой наркотической субкультуры, следует вести просветительскую деятельность в самой журналистской среде. Столь многосложная тема, как наркомания, требует от пишущего о ней журналиста не только соблюдения правовых и этических норм, но и достаточно обширных специальных знаний и понимания ситуации в целом. При этом существующие правовые нормы должны применяться, а не оставаться декларативными, а случаи применения должны получать широкое освещение в СМИ.

В понятие уголовно-правовой борьбы с наркотизмом и наркоманией входит и профилактическая деятельность, поскольку уголовная политика в данной сфере должна выходить за пределы кары и позаботиться о лучших мерах борьбы с преступностью. На наш взгляд, основная задача сегодня состоит в том, чтобы вернуться к профилактике как основе предупреждения наркозависимости и наркопреступности в целом как социального явления. Для этого, разумеется, необходимо в срочном порядке решать накопившиеся стратегические вопросы наркологической службы. Прежде всего необходимо остановить сокращение сети диспансеров и кабинетов.

Следует создать достойные условия для работников наркологической службы, чтобы сохранять и наращивать кадровый потенциал. Таким образом, требуется кардинальное обновление и нормативно-правовой и законодательной базы, изменение отношения общества, государства к наркологической службе. Необходимо добиться того, чтобы наркологические центры и кабинеты стали в регионах действительными центрами организации всей работы по первичной, вторичной и третичной профилактике наркомании.

Таким образом, среди основных мероприятий, способствующих борьбе с наркоманией и наркотизмом, а также повышению эффективности профилактики наркомании среди населения, можно выделить три основных направления.

. Совершенствование информационного обеспечения путем организации системы мониторинга наркоситуации в РФ и ее отдельных субъектах. Вопросы проведения мониторинга должны быть упорядочены нормативными актами и проводиться по поручению и под контролем исполнительных органов власти наиболее компетентными специалистами, а результаты мониторинга рассматриваться как основание для организации, планирования и корректировки антинаркотических профилактических планов и мероприятий; создания единой системы антинаркотической пропаганды.

. Совершенствование правового обеспечения:

¾ через изменения норм уголовного и административного законодательства в направлении ужесточения санкций за распространение наркотиков, устранения пробелов и коллизий;

¾ принятие федерального закона о профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами;

¾ совершенствование системы организации общей и ранней профилактики: разработка комплексного плана по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в РФ на основе федеральной и региональных программ;

¾ обеспечение развития квалифицированной экстренной психологической помощи по телефону.

3. Совершенствование научного обеспечения:

¾ необходимо поддержать научные разработки, направленные на предупреждение потребления наркотиков, а также на создание эффективных технологий по преодолению наркозависимости;

¾ ускорить внедрение в практику результатов научных исследований;

¾ привлечь учебные и научные учреждения РФ к разработке программ по профилактике наркомании среди населения.

Также следует обратить внимание на необходимость восстановления института принудительных мер медицинского характера для наркоманов. В этом вопросе существует ряд проблем, делающих практически невозможным применение данных медицинских мер. Одной из мер принудительного медицинского характера является принудительная госпитализация. Здесь особенно трудно соблюсти баланс между правом больного быть свободным и обязанностью государства по охране жизни и здоровья граждан, но в данном случае следует учесть, что наркоманы сами по себе представляют угрозу жизни и здоровью граждан, так как в силу своего нервно-психического состояния, особенно в период наркотического голодания, являются потенциальными преступниками, способными пойти на любое преступление для получения денежных средств на приобретение наркотиков.


Заключение

 

Даже кратко изложенная характеристика наркоситуации в мире дает представление о том, что в современных условиях по всем направлениям прослеживаются дальнейшая глобализация и рост наркопреступности; налаживание устойчивых контрабандных поставок крупных партий наркотиков; установление международных связей, обеспечивающих безопасность наркобизнеса; увеличение числа лиц, заболевших хронической болезнью наркоманией и сопутствующих ей ВИЧ/СПИДом; многократный рост прибыли наркомафии; успешная легализация "грязных" наркоденег, включение их в экономику и влияние на политику ряда государств; появление многих других негативных процессов, порожденных распространением наркотиков или сопутствующих ему.

Чтобы в настоящее время обуздать рост числа заболеваний наркоманией и криминального наркотизма, поставить надежные и эффективные преграды дальнейшему незаконному шествию наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ по планете, требуется не только осознание масштабности реальной опасности сложившейся наркоситуации в мире, но и объединение усилий по противодействию и борьбе с наркопреступностью, взаимодействие и согласованность в этом деле всего мирового социума.

Система многостороннего контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ охватывает целый ряд согласованных действий. Правовыми рамками этой системы являются три международные конвенции в области наркотиков, к которым присоединилось большинство государств, в том числе и Российская Федерация. Это Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., определившие правовую основу международного контроля над наркотиками и противодействия их незаконному обороту.

В Российской Федерации действует достаточно скоординированный круг нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков. В настоящее время из основных нормативных правовых актов в рассматриваемой области можно выделить порядка 20 законодательных и 30 подзаконных актов.

Уголовное законодательство традиционно является главным "орудием" общества и государства в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. УК РФ содержит специальный раздел, объединяющий составы преступлений против жизни и здоровья граждан, основу которых составляют "антинаркотические" статьи. Однако, несмотря на постоянное совершенствование законодательства, на сегодняшний момент оно требует той или иной корректировки, многие вопросы по-прежнему нуждаются в нормативно-правовом урегулировании, адекватном реалиям сегодняшнего дня.

Анализ сведений, характеризующих распространение наркотиков в мире, показывает, что непрерывный рост их объемов на мировом наркорынке создает угрозу безопасности для каждого из государств мирового сообщества. За наркоторговлей скрывается огромный нелегальный финансовый оборот, значительная часть которого используется в интересах международного терроризма и иной противоправной деятельности.

Наркотизм имеет тесную связь с преступностью и практически всеми иными видами отклоняющегося поведения. Масштабы и негативная динамика развития наркоситуации диктуют необходимость консолидировать деятельность всех субъектов борьбы с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, включая общественные организации и отдельных граждан.

Для этого была сформирована новая государственная антинаркотическая политика, которая нашла свое отражение в разрабатываемой Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", рассчитанной до 2014 года.

Основные угрозы наркотической безопасности в целом нашли отражение в новой Стратегии национальной безопасности, а также Концепции долгосрочного социального экономического развития страны на период до 2020 года. По направленности наркотические угрозы делятся на угрозы личности, обществу и государству. Необходимо особо отметить, что главной является угроза личности (человеку), его жизненно важным интересам. Негативные последствия действий данных угроз заключаются прежде всего в пагубном влиянии на жизнь (повышенный риск преждевременной смерти от заболевания наркоманией либо сопутствующих ей факторов) и здоровье человека как отдельно взятого индивида и члена социума (общества). Эффективность практической реализации антинаркотической функции требует от государства решения задачи ее адекватного законодательного обеспечения.

По действующему законодательству борьба с наркоманией осуществляется мерами уголовного и административного характера.

В дипломной работе были рассмотрены актуальные проблемы уголовно-правовой борьбы с наркоманией и наркотизмом.

Это потребовало затронуть следующие вопросы:

)   общая характеристика наркоситуации в мире;

2) понятие и содержание уголовно-правовой политики противодействия наркотизму;

)   анализ отдельных проблем уголовно-правовой борьбы с наркоманией и наркотизмом на основе действующего законодательства Российской Федерации;

)   особенности совершенствования борьбы с наркоманией и наркотизмом.

Данное исследование было направлено на то, чтобы выявить проблемные вопросы законодательства, касающегося борьбы с наркоманией и наркотизмом, так как эффективность проведения государственной политики по профилактике наркомании и предупреждению наркопреступлений напрямую зависит от нормативно-правового регулирования всех направлений ее деятельности.

Изменение наркоситуации в стране требует обратить внимание на необходимость совершенствования законодательства в области профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности.

Вообще же для успешного решения проблемы наркомании нужны системные и длительные усилия всего государства, общества, в том числе меры уголовно-правового характера к распространителям наркотиков. Общественные и административные усилия должны быть направлены на создание определенной социально-культурной среды, на формирование приоритетов, исключающих наркоманию.


Библиографический список

 

Нормативные правовые акты

1.  Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк 30.03.61г.) (с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961г.) // Бюллетень международных договоров. - Август 2000. - №8.

2. Конвенция о психотропных веществах 1971г. // http://www.incb.org/pdf/e/conv/convention_1971_ru. pdf

.   Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.

.   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. - М.: Юрайт, 2008. - 234 с.

.   Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ - М.: Юрайт, 2008. - 160 с.

.   Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с постатейными материалами). - М.: Юрид. лит., 2008. - 127 с.

7.  Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в ред. от 26.12.2008 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

8.  Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ в ред.17.07.2009 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

9.  Федеральный закон от 05.01.2006 N 11-ФЗ "О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.12.2005) // Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - N 2, ст.176.

10. Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, N 2, ст.170, - утратил силу.

11. Указ Президента РФ от 24 сентября 2002 г. № 1068 "О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ" // Свод законов РФ. - 30.09.2002г. - № 39, ст.3709.

.    Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Свод законов РФ. - 22.10.2007г. - № 43, ст.5167.

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" // Российская газета. - 28.06.2006. - N 137.

.   Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" от 30 июня 1998 г. № 681 в ред. от 31.12 2009 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

.   Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. № 454 "О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества" // Российская газета. - 7 сентября 2004г. - № 194.

.   Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. №76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" // Российская газета. - 11 февраля 2006 г. - №29.

17. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 648 "Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" // Российская газета. - 16.04.2006г. - №257.

18. Постановление Правительства РФ от 18 августа 2007 г. N 527 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" // Собрание законодательства РФ. - 19.09.2005г. - № 38, ст.3820.

Научная и методическая литература

19. Баулин Ю.В. Криминализация незаконного оборота наркотических средств как одно из направлений уголовной политики государства // Уголовная политика Российской Федерации в сфере противодействия наркотизации общества. - Белгород, 2006. С.16 - 17.

.    Борьба с наркотической преступностью [Текст]: международный и сравнительно-правовой аспекты / Э.Г. Гасанов. - 2-е изд. - М.: Учеб. - конс. центр "ЮрИнфоР", 2000. - 208 с.

.    Глобальная угроза безопасности России: незаконное распространение наркотиков (основные тенденции и прогноз развития наркоситуации на постсоветском пространстве): Учебное пособие. - СПб., 2000.

.    Городская и вузовская антинаркотическая политика / Под ред. Г.В. Зазулина. - СПб: Санкт-Петербургский университет, 2001. - 68 с.

.    Горяинов К.К., Исиченко А.П., Кондратюк Л.В. Транснациональная преступность: проблемы и пути их решения: Монография. - М., 1997.

24. Гришко А.Я. О незаконном обороте наркотиков // Российский криминологический взгляд. 2005. N 3. С.89.

.   Декларация Международной научно-практической конференции по проблемам международного сотрудничества в борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, состоявшейся в Санкт-Петербурге 17 - 18 ноября 2005 г. // Наркоконтроль. - 2006. - N 1. - С.39-41.

26. Деятельность прокуратуры по предупреждению наркотизма [Текст]: научно-методическое пособие / Т.А. Боголюбова, О.А. Евланова, Е.А. Шекк. - М.: Изд-во НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ, 2007. - 76 с.

.    Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2007 год. ООН, Нью-Йорк, 2008 // URL: www.unodc.org.

.    Егоров Ю. Как героин пребывает в Россию // Новое время. - 2002. - N 42. - С.32.

29. Зеличенко А. Глобализация наркопреступности // Наследие отечества. - 27 мая. - 2005 // URL: http://ugnk.ru/star27_09_2005. shtml.

30. Кобец П.Н. Анализ отдельных проблем в области противодействия наркобизнесу // Наркоконтроль. - 2006. - N 3.

31. Людкевич Ю.Н. Российское законодательство в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков: состояние, проблемы правоприменения и совершенствования // Общество и право. - 2009. - N 2.

32. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления [Текст]: пособие для педагогов и родителей / под общ. ред.А.Н. Гаранского. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 352 с.

33. Наркомания и наркотизм. - СПб.: Изд-во "Юрид. центр Пресс", 2003. - 481 с.

.   Наркотизм и наркобизнес: состояние и проблемы противодействия на федеральном и региональном уровнях [Текст]: специализированный учебный курс / Н.Ю. Клименко; под ред. Е.В. Кобзевой. - Саратов: Изд-во Саратовcкого Центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции, 2005. - 98 с.

.   Наркотики: преступность и преступления [Текст] / А.А. Майоров, В.Б. Малинин. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 290 с.

36. Наумов А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков (вопросы правотворчества и правоприменения) // Российская юстиция. - 2000. - N 7.

37. Панова Е. Актуальные вопросы наркоситуации в России // Российский следователь. - 2004. - N 8. - С.39 - 40.

.   Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред.А.Н. Сергеева. - М., 2000.

.   Ролик А.И., Романова Л.И. Наркомания и наркотизм - острейшие проблемы мирового социума // Наркоконтроль. - 2009. - N 2.

.   Сергеева А.А. Пробелы правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Российский следователь. - 2006. - N 10.

.   Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - N 2. - Ст.170.

.   Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - N 50. - Ст.4848.

.   Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - N 2. - Ст.176.

.   Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - N 7. - Ст.787.

45. Тимофеев Л.М. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998.

.    Трофимец А.М. Общая характеристика наркоситуации в мире // Наркоконтроль. 2006. N 1. С.33.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.