Вторая младшая группа (четвертый год жизни) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Вторая младшая группа (четвертый год жизни)

2020-04-01 150
Вторая младшая группа (четвертый год жизни) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (четвертый год жизни)

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Человек среди людей

• Формировать, конкретизировать первоначальные представления о себе,

своей семье; полярных эмоциональных состояниях людей (веселый –

грустный).

• Способствовать проявлению интереса к сверстникам; к различным

аспектам жизни взрослых людей.

• Стимулировать проявления эмпатии во взаимоотношениях с людьми

разного возраста и пола; подражания социально одобряемым поступкам.

• Содействовать развитию первоначальных умений распознавать человека

на картинках, фотографиях, иллюстрациях; включаться в совместную

деятельность, выполнять требования к поведению в детском саду и семье.

• Обогащать словарь, необходимый для общения.

• Учить использовать при общении доступные речевые средства.

• Приобщать к использованию простых форм речевого этикета

(«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста»).

• Поощрять доброжелательное общение друг с другом, развивать навыки

взаимодействия.

• Развивать речевую активность (умение задавать вопросы, делиться

впечатлениями).

Человек в культуре

• Формировать, конкретизировать первоначальные представления о

некоторых атрибутах русской культуры; знакомить детей с их назначением; о народных игрушках (матрешка и др.), о малых формах русского (местного национального) фольклора; о русских народных праздниках.

• Способствовать становлению первоначального интереса к культуре

своего народа, проявлению эмоционального отклика в процессе восприятия

малых форм русского фольклора.

• Стимулировать проявление положительных эмоций при обыгрывании

потешек, пестушек, сказок, при вождении хороводов, исполнении плясок,

участии в народных праздниках.

• Формировать элементарные представления о занятиях детей и взрослых

(дети ходят в детский сад и в школу, взрослые – на работу).

• Поддерживать интерес к трудовой деятельности людей ближайшего

окружения (воспитатель, повар, медсестра, дворник и др.), их

профессиональным обязанностям и принадлежностям; учить бережно

относиться к результатам труда взрослых и выражать им благодарность за

заботу.

• Расширять опыт самообслуживания, продолжать формировать

культурно-гигиенические навыки, содействовать появлению интереса к

выполнению посильных трудовых поручений (с быстро достижимым

результатом).

• Использовать трудовую деятельность для сенсомоторного развития и

формирования целостной личности ребенка.

• Формировать культуру безопасного поведения:

- учить различать действия, одобряемые и не одобряемые взрослыми,

понимать, что можно делать и что нельзя (опасно);

- учить безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование)

с доступными для изучения материалами и веществами (песок, вода, тесто и

пр.), природными объектами, предметами быта, игрушками;

- учить безопасно осуществлять практические действия в процессе

самообслуживания, использования бытовых предметов, выполнения

гигиенических процедур, в ходе игровой, изобразительной, двигательной

деятельности;

- подводить к пониманию элементарных наиболее общих правил

безопасного поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на

участке дошкольной образовательной организации, на улице, в

общественных местах, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

- формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт,

начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе

безопасного поведения;

- формировать основы мотивационной готовности к соблюдению правил

безопасного поведения;

- закладывать основы физических качеств, двигательных умений,

определяющих возможность выхода из опасных ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Отличительной особенностью социального развития детей в этот

период является гендерная идентификация, проявляющаяся в

отождествлении ребенком себя с представителями своего пола по внешним

основаниям. Знания, осваиваемые детьми из области народной, семейно-

бытовой, нравственно-этической и гендерной культуры, находятся на уровне

первоначальных, недиффенцированных представлений. В качестве основных

механизмов социального развития определяются эмоциональная

идентификация и подражание. Поэтому наиболее приемлемыми формами и

методами взаимодействия педагога с детьми являются режиссерские игры,

показ спектаклей с утрированной демонстрацией игровыми персонажами

эмоциональных состояний, игры-занятия, рассматривание фотографий,

альбомов, чтение литературных произведений, слушание и пение песен,

дидактические и сюжетно-ролевые игры и др. Освоение отдельных

элементов разных видов социальной культуры обеспечивается оптимальным

сочетанием специфических видов детской деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Человек среди людей

Я – Человек. Человек – живое существо: он питается, дышит,

двигается. У каждого человека есть имя, которым он очень дорожит и любит

его. Каждому человеку приятно, когда его называют по имени ласково.

Взрослых людей называют не так как детей, к их имени прибавляется имя

папы.

Человек живет среди людей, он чем-то похож на них и чем-то

отличается. Люди бывают разные: большие и маленькие (взрослые и дети),

молодые и старые (тети и дяди, бабушки и дедушки). Среди людей есть

мальчики и девочки, мужчины и женщины; они отличаются одеждой,

прическами. У людей бывает разное настроение: плохое и хорошее. Его

можно узнать по лицу, по голосу человека: если лицо у человека веселое,

голос звонкий и радостный – настроение у него хорошее; если лицо грустное,

голос тихий – настроение плохое. Когда у человека хорошее настроение – он

веселится, поет, смеется; когда плохое – он плачет, уходит от людей.

Человеку хорошо бывает тогда, когда его не обижают, с ним играют,

внимательно его слушают, называют по имени, ничем не огорчают.

Каждый человек хочет быть приятным для других людей. Для этого он

здоровается при встрече, прощается при расставании, благодарит за помощь,

приносит извинения за беспокойство; следит за своим внешним видом;

приводит себя в порядок, аккуратно ест, правильно пользуется столовыми

 приборами; благодарит за обед; бережно относится к игрушкам, к мебели;

умеет самостоятельно раздеваться, одеваться, аккуратно складывать свои

вещи; не обижает других людей, не капризничает.

Я – мальчик, я – девочка. Все дети разные. Среди них есть мальчики и

девочки. Они во многом похожи: и мальчики и девочки любят играть,

слушать интересные истории, петь, танцевать; любят своих родителей; ходят

в детский сад. Но мальчики и девочки отличаются друг от друга: у них разная

одежда, прически. Девочки очень нежные, поэтому им нужно во всем

помогать, уступать место, пропускать вперед. Мальчикам и девочкам

нравится, когда о них заботятся: говорят ласковые слова, не обижают,

называют по имени, не отбирают игрушки.

Мужчины и женщины. Среди взрослых людей есть мужчины и

женщины. Они отличаются одеждой, прическами. Женщины любят

укладывать волосы в прически, заплетать в косы, украшать заколками; носят

они чаще блузки, юбки, платья.

Моя семья. Человек живет в семье. Папа и дедушка – мужчины, брат –

мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка – женщины, сестра –

девочка; они носят женские имена. Женщины и девочки в семье носят

платья. Женщины и девочки дома наводят красоту и порядок. Мальчики и

мужчины делают тяжелую работу: приносят из магазина продукты, выносят

мусор. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Чтобы у

всех в семье было хорошее настроение, нужно стараться никого не огорчать:

не шуметь, когда кто-нибудь отдыхает, не использовать без разрешения

незнакомые предметы, не уходить с незнакомыми людьми. Дома все

заботятся о том, чтобы в нем было чисто и красиво.

Детский сад – мой второй дом. Взрослые люди работают. Чтобы дети

не оставались дома одни (ребенок не может один приготовить себе еду, ему

не с кем будет играть), их приводят в детский сад. В детском саду много

детей, заботливых взрослых, интересных занятий. В детском саду хорошо

тогда, когда все заботятся друг о друге: приветливо здороваются, прощаются,

благодарят за оказанную услугу; замечают плохое настроение других людей,

стараются пожалеть их (погладить, обнять, сказать добрые слова).

В детском саду есть добрый, умный, заботливый человек –

воспитатель, который знает много интересного, может научить лепить,

рисовать, читает интересные книжки, играет с детьми. В группе работает

заботливый помощник воспитателя, который наводит чистоту, кормит детей.

В детском саду есть повар, он готовит для детей вкусную еду. В группе

много детей – мальчиков и девочек. С ними интересно вместе играть,

рисовать, петь песни, Чтобы всем было хорошо, нужно заботиться друг о

друге, называть всех по имени, помогать, не ссориться, не капризничать.

Человек в культуре

Русская традиционная культура. Человека окружает много разных

предметов. Одни из них ему щедро дарит природа, другие он делает сам. Для

того чтобы человеку было тепло, он строит место для жилья – жилище.

Первое жилище, в котором жил русский человек, называлось избой. Ели в

избе за столом, сидя на лавках.

Еда у людей была очень простая. Ее выращивали в огороде, собирали в

лесу, в поле. В огороде росла репа, морковь, капуста, картошка. В лесу

собирали разные ягоды: рябину, землянику, чернику.

Взрослые люди много работали в поле, в огороде, в доме: сами

выращивали и собирали урожай, шили одежду, готовили еду, строили избы,

ухаживали за домашними животными. В перерывах между работой они

устраивали праздники, отдыхали. Зимой праздновали Новый год; весной –

провожали зиму, сжигали Масленицу, встречали птиц. Каждый праздник нес

с собой что-то необычное. Во время праздников люди веселились: пели

песни, водили хороводы, играли на музыкальных инструментах (рожок,

свистулька, бубен, гусли, балалайка).

Взрослые очень заботились о детях: делали им игрушки из дерева и

кусочков и лоскутков ткани, придумывали для них сказки, песенки,

пестушки, потешки.

ПРИОБЩЕНИЕ К ТРУДУ

Хозяйственно-бытовой труд. Педагог постепенно приучает детей

поддерживать порядок в группе и выполнять отдельные поручения

взрослого: убирать игрушки на место, раскладывать ложки к обеду, ставить

хлебницы, салфетки, уносить свою посуду с обеденного стола. Приобщает

детей к оформлению группы перед праздником. Помогает детям понять

смысл действий самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (для

здоровья, красоты и порядка, чтобы дети и взрослые радовались).

Труд в природе. Педагог вместе с детьми наблюдает за развитием

растений в уголке природы, на огороде, предоставляет им возможность

полить растения, протереть влажной тряпочкой листья; объясняет, что

растения, как и люди, тоже хотят пить, без воды они погибнут. Для

наблюдений педагог выбирает привлекательные растения с яркими

крупными цветками, листьями, знакомые детям овощи, зелень. Дети

участвуют в посадке растений на участке (помогают нести саженцы,

рассаду, поливают растения, утрамбовывают при необходимости почву,

закапывают лопатками ямку), в изготовлении простых кормушек для птиц

зимой. Если в детском саду есть животные, воспитатель кормит их в

присутствии детей, рассказывая, какая пища нужна животным, обращает

внимание на то, что всем животным нужна забота человека. Педагог

постоянно поддерживает детей в их стремлении сделать что-то полезное.

Примечание: содержание художественного труда представлено в

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Конструирование

• Показать детям связь между реальными предметами и отображающими

их конструкциями (стол, стул, диван, кровать); создавать игровые и

дидактические ситуации для обучения целенаправленному рассматриванию

простейших построек.

Программа «Мир открытий»

107

Содержательный раздел: вторая младшая группа

• Учить создавать и обыгрывать простейшие постройки из одинаковых

(дорожка, мост) и различных (дом, ворота) деталей; различать, правильно

называть и свободно использовать по назначению базовые строительные

детали (куб, кирпич, пластина).

• Начинать обучать детей аккуратно размещать строительные детали на

равном расстоянии друг от друга в разных конструкциях: линейных

(дорожка, мост) и четырехугольных (забор, загородка, колодец);

выкладывать кирпичик на разные грани и опытным путем сравнивать его с

кубиком; содействовать пониманию детьми слов большой/маленький,

длинный/короткий, высокий/низкий, близко/далеко, красиво/некрасиво и

точному их употреблению в процессе конструирования.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА

Воспитатель расширяет представления ребенка об окружающих его

предметах, для этого он называет вещи и типичные действия, которые с ними

совершают (ложка, маленькой ложкой едят мороженое, пирожные; большой

ложкой едят кашу и суп из тарелки, а ложкой-поварешкой размешивают еду

в кастрюле и разливают по тарелкам).

Ребенок получает первые представления о разнообразии вещей –

игрушек, видов транспорта (машина, автобус, корабль), книг (большие,

маленькие, толстые, тонкие, книжки-игрушки и др.).

Педагог формирует представления ребенка о мире так, чтобы он видел

сходные и различные свойства предметов.

Ребенок получает представления о порядке, о правильном, аккуратном

поведении за столом, в помещении, учится замечать неполадки в одежде,

обуви, окружающих предметах.

Воспитатель показывает ребенку существующие в окружающем мире

закономерности и зависимости, учит наблюдать и обобщать происходящее,

например: если идет дождь – нужно надеть непромокаемую одежду или взять

зонт, если темно – нужно зажечь свет, если одежда порвалась – ее нужно

зашить и т.д.

Ребенок учится замечать целесообразность и целенаправленность

действий, видеть простейшие причины и следствия собственных поступков:

чтобы не промокнуть под дождем, нужно надеть плащ и сапоги или взять

зонтик; чтобы цветы не завяли, букет нужно поставить в воду, цветы обычно

ставят в вазу; если насорили, за собой нужно убрать.

Воспитатель знакомит детей с особенностями растений (растения

растут; если посадить семечко, из семечка появляется растение; затем у него

вырастают листья, цветки, появляются плоды и т.п.), животных (разные

птицы едят разный корм; рыбки умеют плавать и т.п.). Воспитатель сажает

лук, рассаду, комнатные растения, за развитием которых дети могут

наблюдать, отмечая, что растениям нужны солнце (свет и тепло), вода, земля

(почва).

В процессе непосредственной образовательной деятельности дети

знакомятся с разными растениями, в том числе и комнатными, домашними и

дикими животными, временами года. В этом возрасте беседы о природе

сводятся к минимуму, при этом большое значение имеет использование

наглядного материала, его привлекательность для ребенка. (Например,

рассказывая о том, что белка ест семена из шишек, педагог дает детям

сосновые или еловые шишки, предлагает их рассмотреть, потрогать,

представить, как белочка держит шишку в лапках.) Дети играют в

подвижные и дидактические игры, отражающие представление о природе

(изображают животных, падающие листья, распускающиеся цветы, учатся

разделять животных на домашних и диких, узнают о детенышах – игры

«Найди пару»).

Во время прогулок воспитатель обращает внимание детей на самые

яркие признаки каждого времени года (как высоко находится в небе

солнышко, ярко ли оно светит, дает ли тепло, на деревьях появились

листочки, прилетела первая бабочка, впервые замерзла лужа, на участке

потекли ручейки). Для того чтобы дети наглядно увидели сезонные

изменения в природе, воспитатель выбирает один или несколько объектов на

участке детского сада или на экологической тропинке, за которыми дети

постоянно наблюдают (дерево, клумбу, лужу); вместе с детьми создает

альбомы наблюдений, ведет простой календарь природы. Дети слушают

музыкальные произведения о природе, записи звуков природы и звуки

природы на участке (как шумят листья, как падают капли дождя, как поют

птицы).

Воспитатель читает детям сказки, рассказы о природе, составляет с

детьми самые простые рукотворные книги и фотоальбомы по результатам

наблюдений, рассказам («Цветы нашей клумбы», «Наше дерево», «Птицы

нашего участка»). Дети исследуют природный материал с помощью разных

органов чувств.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель побуждает детей рассматривать различные предметы и

материалы, производить с ними простые преобразования, чтобы получить

представление об их свойствах. Например, взрослый организует

исследование детьми глины, пластилина, бумаги, ваты, мыла и других

объектов. В процессе исследований дети обнаруживают их свойства, узнают

о том, что происходит с ними при намокании и высыхании, при нагревании и

охлаждении. Взрослый комментирует свойства предметов и материалов:

ровное, неровное, скользкое, липкое, шероховатое, колючее, пушистое,

твердое, мягкое, холодное, прохладное, теплое, горячее, жарко и т. п.

Детям даются простые задания типа: «пролезет ли эта шишка через

кольцо?», «можно ли положить этот огурец в стакан и будет ли он выступать

из стакана?»; «что тяжелее – мокрый песок или сухой?» (взвешиваются два

одинаковых стакана с песком); «снег тает быстрее на столе или на батарее?»

(два одинаковых снежка); «какая поверхность более гладкая или более

шероховатая – у кирпича или этой плитки?»; «у какой куклы волосы

длиннее?»; «можно ли на большую куклу надеть маленькое платье?», «в

кузов маленькой машины положить большой груз?» и т.п. Воспитателю

необходимо включать как можно больше таких эпизодов в повседневную

жизнь детей.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Педагог содействует пробуждению у детей интереса и развитию

позитивных эмоций к играм и занятиям со строительным материалом. В начале учебного года напоминает способ линейного размещения соприкасающихся деталей (кубиков и кирпичиков) – сначала в горизонтальной (дорожка, поезд, мостик), затем в вертикальной (башня, высокий домик) плоскости. Обращает внимание малышей на связь конструкций с реальными предметами и сооружениями.

Затем педагог создает образовательные ситуации для освоения детьми

нового способа конструирования – размещения деталей на равном расстоянии друг от друга в линейной (забор) и четырехугольной (стол, колодец, загородка для зооигрушек) конструкциях. Дети экспериментируют со строительным материалом, исследуя его физические и конструктивные свойства. Педагог показывает разные варианты положения деталей на примере кирпичика, который можно ставить как на узкую длинную грань, так и на узкую короткую плоскость.

Во второй половине учебного года педагог помогает детям освоить два

способа изменения одной и той же постройки: 1) путем замены одних деталей другими; 2) путем надстройки в высоту и в длину. При этом педагог каждый раз помогает детям осмыслить принцип изменения постройки: предлагает сравнить новую конструкцию с предыдущей (ворота, мост, дом). Постановка такого рода задач активизирует умственную деятельность детей, позволяет уточнить представления, связанные с ориентировкой в пространстве и общей характеристикой объектов (большой/маленький, узкий/широкий, низкий/высокий, далеко/близко).

В конце каждого занятия педагог показывает детям, как играть с данной

постройкой (не менее 2-3 минут), при этом подбирает игрушки,

соответствующие размерам постройки (кровать для медведя, стол и стул для

куклы, гараж для машины). Конструктивная деятельность становится более

интересной, если в работе с детьми педагог использует стихотворения,

потешки, сюжеты знакомых сказок. В игровой деятельности обеспечивается

свободный перенос детьми освоенных способов в самостоятельно создаваемые конструкции.

В процессе детского конструирования педагог наблюдает за тем, чтобы

дети осмысленно воспринимали постройку (поняли способ, подобрали нужный строительный материал, реализовали свой замысел или выполнили

поставленную задачу). Для текущего мониторинга педагог анализирует

результат, процесс и отношение детей к деятельности конструирования. После игр и занятий со строительным материалом показывает, как разбирают

постройки и укладывают материал на место.

Примечание: содержание художественного конструирования

представлено в разделе «Художественно-эстетическое развитие».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Воспитание звуковой культуры речи

• Учить произносить гласные и простые согласные звуки (м, б, п, т, д, н, к,

г, х, ф, в, с, з, ц).

• Развивать речевой слух, речевое дыхание.

• Тренировать артикуляционный аппарат.

• Вырабатывать правильный ритм и темп речи.

• Развивать интонационную выразительность.

Словарная работа

• Расширять и активизировать словарный запас (названия и назначение

предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта,

мебели), их качеств, действий с ними.

• Формировать некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда,

посуда, животные, птицы).

Формирование грамматического строя речи

• Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с

существительным в роде, числе, падеже, употреблять простые

пространственные предлоги (в, на, за, под).

• Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного

и множественного числа, называть животных и их детенышей в форме

единственного и множественного числа, форму множественного числа

существительных в родительном падеже.

• Побуждать использовать в речи простые распространенные предложения

с использованием определений, дополнений, обстоятельств.

• Помогать пользоваться предложениями с однородными членами.

Развитие связной речи

• Развивать диалогическую форму речи (умение вступать и поддерживать

разговор с воспитателем и детьми, отвечать на вопросы и задавать их в

процессе совместной деятельности, по поводу прочитанных книг,

просмотренных мультфильмов, при рассматривании предметов, картин, в

ходе наблюдений);

• Формировать простейшие формы монологической речи (с помощью

воспитателя описать игрушку, предметную картинку, рассказать о своих

впечатлениях).

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Воспитание звуковой культуры речи. Работа по воспитанию звуковой

культуры речи детей четвертого года жизни включает развитие

артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового

восприятия, речевого слуха, а также различных средств интонационной

выразительности. Обучение правильному произношению звуков всегда

выделялось как основная задача развития речи детей 3-4 лет.

Работу над правильным произношением гласных звуков, их

дифференциацией необходимо проводить для формирования четкой

артикуляции звуков родного языка, а также для того, чтобы приучить детей

вслушиваться в речь взрослых, различать на слух отдельные звуки и

звукосочетания. Произношение согласных звуков (их последовательность

подробно обоснована в работах логопедов: м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, с, з, ц)

готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих

звуков. Игры и упражнения направлены на развитие умения

дифференцировать родственные по месту образования звуки (п и б, т и д, ф

и в) в небольших речевых единицах – слогах: па-па, ба-ба, то-то, до-до и

т.п. Затем отрабатывается дифференциация твердых и мягких согласных.

Таким образом, дети подводятся к правильному произношению шипящих.

Для развития артикуляционного аппарата широко используются

звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются

музыкальные инструменты – дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду»,

колокольчик звенит «динь-динь». Тем самым закрепляется произношение

твердых и мягких звуков.

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков)

отрабатывается с помощью специального речевого материала: шутки-

чистоговорки («Бы-бы-бы – идет дым из трубы»), потешки, поговорки,

фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»),

упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию

(мышка – мишка).

Не отрицая влияния работы по воспитанию правильного произношения

звуков у детей младшего дошкольного возраста на их речевое и умственное

развитие, нужно подчеркнуть, что необходимо более пристальное внимание

уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы

голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия

дальнейшего развития всех сторон речи. От звукового оформления

высказывания зависит его эмоциональность и выразительность, поэтому

нужно научить детей отчетливо произносить простые фразы, используя

интонацию целого предложения, а также регулировать темп речи в связном

высказывании.

Формирование произносительной стороны речи (уточнение и

закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое

артикулирование их в звукосочетаниях и словах, работа над всеми

элементами звуковой культуры речи) осуществляется на каждом занятии в

сочетании с другими речевыми задачами.

Словарная работа. Большое внимание в словарной работе уделяется

накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и

представлений ребенка об окружающей жизни. Становление лексической

системы родного языка происходит постепенно, так как не все дети

одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.

Детям необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия

имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по

существенным признакам, правильно называть их (отвечая на вопросы: «Что

это? Кто это?»), видеть особенности предметов, выделять характерные

признаки и качества (Какой?), а также действия, связанные с движением

игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («Что

делает? Что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что

это?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».

От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины)

нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета,

его характеристике (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке?

Какое оно?»). При назывании действий объекта (предмета) или действий с

ним дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого

проводится игра с картинками «Что сначала, что потом». Рассматривая

картинки, дети учатся называть слова с противоположным значением: эта

кукла большая, а та... маленькая, карандаш длинный и короткий, лента узкая

и широкая, дерево высокое и низкое, волосы у куклы светлые и темные.

У детей формируются понимание и употребление обобщающих

понятий (платье, рубашка – это одежда, кукла, мяч – это игрушки, чашка,

тарелка – это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки,

картинки), соотносить целое и его части (поезд – окна, вагоны, колеса).

Дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей

речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба... плывет;

дом строят – суп... варят; мяч сделан из резины, карандаш... из дерева. Для

этого они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки,

вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).

Рассматривая картинки, дети знакомятся также с многозначными

словами: ножка стула – ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки – ручка у

зонтика – ручка у чашки; иголка швейная – иголка у ежа на спине – иголка у

елки. В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребенка к

пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е.

на качественное развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи. В работе с детьми

младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает развитие

понимания и использования в речи грамматических средств и активный

поиск ребенком правильной формы слова. Обучение изменению слов по

падежам, согласованию существительных в роде и числе проводится в

специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост,

длинные уши). В играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?»)

дети усваивают формы родительного падежа единственного и

множественного числа (не стало утят, игрушек, нет платья, рубашки).

Использование пространственных предлогов (в, на, за, под, около)

подводит ребенка к употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле, за

диваном, под столом, около кровати). Игра «В прятки» помогает освоить эти

грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах; дети, находя эти

места, правильно называют слова с предлогами).

Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо

научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения

глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте,

покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит,

бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а

другой только встает; умылся – умывается, оделся – одевается). Для этого

проводятся разнообразные игры («Летает – не летает», «Кто что делает»).

Дети обучаются способам словообразования с помощью разных

суффиксов (заяц – зайчонок – зайчата; сахар – сахарница, хлеб – хлебница).

Широко используются глаголы для обучения детей разным способам

словообразования с помощью приставок (вошел – вышел, пришел – ушел).

Так, в играх «Молчанка», «Сова» дети овладевают умением образовывать

слова суффиксально-префиксальным способом (выйди – войди – отойди;

залезь – вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться,

перепрыгнуть, присесть).

Детей знакомят также со способами образования глаголов на материале

подражаний (воробей чик-чирик – чирикает, утка кря-кря – крякает, лягушка

ква-ква – квакает). Детям показывается способ образования глаголов с

помощью суффиксов. «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки

барабан? Дудочку? Трубу?» – такие вопросы подводят детей к пониманию,

что игра на музыкальных инструментах – это действие, имеющее свое

название.

Различные способы образования глаголов закрепляются в играх

«Добавь слово», «Кто что делает», «Кто больше назовет действий?», «Что

делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии вы знаете? Что

делает учитель? Строитель?». В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в

трех вариантах: «Что вы делаете в группе, зале, дома?», «Где вы играете,

спите, умываетесь?», «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?»

Такие игры можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о

знакомом ребенку окружении.

В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение

строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование

игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение, начатое

взрослым. Например, игра «Что умеет делать Гена?». Взрослый начинает:

«Гена умеет... пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)».

Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей,

видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены, составляя

предложения по картине. Дети строят простые распространенные и сложные

конструкции, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.

Работу над грамматической формой слова и предложения надо

рассматривать в тесной связи со словарной работой и развитием связной

речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно

согласовывать слова в роде, числе и падеже и связывать между собой не

только слова, но и отдельные предложения. В работе над синтаксисом на

первый план выступает обучение построению разных типов предложений и

элементарному умению соединять их в связное высказывание.

Развитие связной речи. Взаимосвязь всех сторон речи (воспитания

звуковой культуры, формирования грамматического строя, словарной

работы) является предпосылкой развития связной речи. Развитие связной

речи проводится на занятиях по пересказу литературных произведений,

рассказыванию по картине и об игрушке, где в комплексе решаются все

речевые задачи, однако основной является обучение рассказыванию. Дети

учатся пересказывать литературное произведение, обучаясь умению

воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по

вопросам взрослого, затем вместе с ним (взрослый называет одно слово или

фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.

При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на

вопросы по содержанию картины, внимание обращается на персонажей

картины и их действия, а затем дети составляют короткий рассказ сначала

вместе с взрослым, а затем самостоятельно.

Необходимо формировать у детей представление об элементарной

структуре высказывания (описательного и повествовательного типа).

Сначала при рассматривании предмета (игрушки) взрослый привлекает

внимание детей к особенностям и характерным признакам предмета. Для

этого проводятся игры «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Какая это

игрушка». Дети находят описываемые объекты сначала по двум-трем

видимым признакам, а затем и по признакам, которые не видны, но относятся

к рассматриваемой игрушке.

Детей надо научить точно и правильно называть предмет (игрушку).

Умение называть объект и его признаки развивается в играх «Что за овощ?»,

«Что за предмет?», «Что у кого?», а также в играх-соревнованиях типа «Кто

больше скажет про куклу,...зайца,...медвежонка?». Поощрением за

правильные ответы является приз (ленточки, флажки, кружочки), что

стимулирует активность детей.

Умению быть внимательными при перечислении признаков, находить

ошибки при описании предмета дети обучаются в играх «Что напутал

Буратино?», «Правильно ли сказал Незнайка?».

При рассмат<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.387 с.