Формирование культуры безопасности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Формирование культуры безопасности

2020-04-01 118
Формирование культуры безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Базовыми методами формирования навыков безопасного поведения

являются показ взрослым (педагогом или родителем) безопасных приемов

выполнения определенных действий и их совместное с детьми выполнение.

Постепенно осуществляется переход к ознакомлению младших

дошкольников с моделями культурного и безопасного осуществления

различных видов деятельности, с правилами безопасного поведения.

Большое значение имеет не только демонстрация взрослыми образцов

действий (поведения), но и оценка действий ребенка.

Основная работа проводится в ходе выполнения детьми гигиенических

процедур, во время приема пищи, сбора на прогулку. На утренней и вечерней

прогулках педагог знакомит детей с элементарными правилами безопасности

в природе, на игровой площадке. Организуя самостоятельную деятельность

дошкольников, педагог следит за тем, чтобы она осуществлялась безопасно,

дает оценку действий детей, выражает одобрение или неодобрение, поясняет,

как действовать правильно.

Таким образом, во второй младшей группе, в условиях,

обеспечивающих безопасное пребывание детей в дошкольной

образовательной организации, начинается систематизированная работа по

формированию у воспитанников основ культуры безопасности. Поскольку

обстановка, окружающая ребенка дома и в местах его прогулок с родителями

может не отвечать требованиям безопасности, важнейшими направлениями

работы педагога в данный период являются обучение (помощь в организации

самообразования) членов семей воспитанников и организация обучения,

воспитания и развития детей через семью.

В рамках повышения родительской компетентности необходимо

проводить работу по формированию представлений о требованиях к

 безопасности домашней обстановки, современных подходах ее обеспечения;

о требованиях к играм и игрушкам; о подходах к обеспечению

психологической безопасности ребенка; об избегании опасных ситуаций на

прогулке, во время пребывания в лесу, у реки, на морском побережье.

Внимание членов семей воспитанников обращается на правильность

выполнения вместе с детьми элементарных бытовых действий,

гигиенических процедур, на необходимость использования в ходе обучения

методов и приемов, соответствующих возрастным возможностям младших

дошкольников.

Повышение уровня культуры безопасности у родителей должно

находить проявление в возникновении у них самоконтроля, ответственности

при выборе отдельных действий, моделей поведения. Взрослые члены семьи

должны неукоснительно соблюдать базовые правила безопасности и

последовательно требовать этого от ребенка. Это и есть начальный этап

формирования необходимых навыков безопасного поведения.

Обучение через семью позволяет значительно расширить содержание и

объем работы за счет формирования ряда необходимых практических умений

в семье. Эффективность педагогического процесса значительно повышается,

что связано с задействованием заведомо более сильного, чем у дошкольной

организации воспитательного потенциала семьи, с консолидированностью

действий педагогов и родителей. Известно, что именно в семье формируется

мотивация безопасного поведения, данному институту социализации

принадлежит ведущая роль в становлении осознанного позитивного

отношения ребенка к собственному здоровью и безопасности.

Природа и безопасность. Педагогами и родителями используется

практика запрета действий, которые могут стать причиной попадания

ребенка в опасные ситуации. Это связано с тем, что существуют области

человеческой деятельности, в частности, взаимодействия с природой,

объективно недоступные детям в силу уровня их физического развития и

(или) неспособности понимать и выполнять необходимые правила

безопасности.

Педагог учит детей безопасно для себя и окружающей природы

осуществлять рассматривание природных объектов, наблюдение за ними,

поясняет, какие природные материалы и как можно использовать для

изучения, продуктивной деятельности. Основной задачей воспитателя

является показ правильных с точки зрения решаемых образовательных,

игровых, творческих, практических задач и с позиций безопасности приемов

выполнения действий. Наблюдая за деятельностью воспитанников, педагог

дает им оценку, корректирует их.

Педагог знакомит дошкольников с элементарными наиболее общими

правилами поведения в природе, при этом акцент делается не на

ознакомление с последствиями нарушения правил, а на необходимость их

неукоснительного соблюдения.

Безопасность на улице. Основным источником накопления

первичного опыта поведения на улице, становления установок и моделей

безопасного поведения для младших дошкольников являются члены их

семей. Именно их действия в транспорте, при движении по улице, при

переходе дорог оказывают наиболее существенное влияние на формирование

у детей культуры безопасности. При этом также используется тактика

безусловных запретов, озвучиваемых родителями в форме позитивных и

продуктивных инструкций («всегда держи меня за руку, находясь у дороги»,

«на улице всегда будь рядом со мной» и др.).

Первичное накопление представлений об устройстве улиц, о

транспорте, о необходимости соблюдать элементарные правила, также

организуется педагогом в ходе бесед, конструирования, рисования, чтения

художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач.

Безопасность в общении. В ходе общения со сверстниками, старшими

детьми, младшие дошкольники приобретают коммуникативный опыт. Задача

педагога и родителей демонстрировать позитивные образцы, решительно

пресекать недружелюбное, небезопасное поведение по отношению к другим

людям, выявлять и по возможности устранять причины подобных

проявлений. Также взрослым необходимо правильно реагировать на

поведение других людей по отношению к ребенку, обеспечивать ему защиту

и психологический комфорт.

Педагог знакомит детей с наиболее общими и понятными им

правилами культурного и безопасного взаимодействия со сверстниками,

старшими детьми, учит проявлять эмпатию.

Безопасность в помещении. Ко второй младшей группе многие дети,

уже посещавшие дошкольную образовательную организацию и (или)

грамотно воспитывавшиеся в семье, на приемлемом для данного возраста

уровне осуществляют самообслуживание, гигиенические процедуры,

действия с бытовыми предметами. Рост степени самостоятельности младших

дошкольников в данном направлении требует особого внимания педагогов и

родителей к формированию соответствующих действий, к своевременному

ознакомлению ребенка с правилами безопасности и пониманию детьми

необходимости их выполнять. В соответствии с индивидуальными

особенностями детей постепенно расширяется зона их самостоятельности.

Этот процесс должен подкрепляться формированием навыков безопасного

использования предметов быта, выполнения элементарных трудовых

действий.

Педагог знакомит воспитанников с правилами безопасности, которые

необходимо соблюдать в помещении. С учетом возрастных особенностей,

акцент делается не на ознакомление с последствиями нарушения правил, а на

формирование тактики избегания опасных ситуаций. В семье организуется

знакомство с правилами поведения в общественных местах. Основное

внимание обращается на необходимость сохранения контакта с взрослыми.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.