Типология адресатов в поэтической речи М.Ю. Лермонтова. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типология адресатов в поэтической речи М.Ю. Лермонтова.

2020-04-01 77
Типология адресатов в поэтической речи М.Ю. Лермонтова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

“В лирике, - по словам И. Ковтуновой, - возможны обращения к любым вещам, существующим в мире без каких бы то ни было ограничений. Тем не менее, - поясняет она далее, - есть смысл дифференцировать основные предметные (тематические) разновидности обращений в поэзии, поскольку они имеют свои коммуникативные нюансы и свои семантические особенности в структуре поэтического текста”.

И. Ковтунова выделяет обращения к лицам и не к лицам.

Среди обращений к лицам в поэзии Лермонтова различаются:

1) обращения к другу, возлюбленной и другим, близким к лирическому герою адресатам (48 обращений):

                                 Не медли в дальней стороне,

                                 Молю, мой друг, спеши ко мне

                                                                                (I, 127)

                                 Но, милая, зачем как год прошел разлуки,

                                 Как я почти забыл и радости и муки,

                                 Желаешь ты опять привлечь меня к себе!

                                                                                (I, 109)

                                 О грезах юности томим воспоминаньем,

                                 С отрадой тайною и тайным содроганьем,

                                 Прекрасное дитя, я на тебя смотрю

                                                                                (I, 10)

____________________________________________________________________

Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. – М.; 1986. С. 152.

                                 Не плачь, не плачь, мое дитя,

                                 Не стоит он безумной муки – ласковое обращение к девушке, покинутой возлюбленным

                                                                                (I, 87)

                                 И ты, мой ангел, ты

                                 Со мною не умрешь: моя любовь

                                 Тебя отдаст бессмертной жизни вновь – поэт обращается к Наталье Федоровне Ивановой, которой посвящены многие стихотворения 1830 – 31гг.

2) обращения к лицам, отдаленным в пространстве и во времени, у М.Ю. Лермонтова не нашли широкого применения:

                                 Ты понимал, о мрачный гений,

                                 Тот грустный безотчетный сон – поэт обращается к своему любимому художнику

                                                                                (I, 248)

3) обращения к образам, созданным воображением и фантазией поэта. Это образы богов, мифологические образы (25 конструкций):

                                 Когда с тобой, о дева рая,

                                 Я провожу небесный час,

                                 Не беспокоясь, не страдая,

                                 Не отворачивая глаз

                                                                                (I, 139)

                            Расступись, о старец море,

                                 Дай приют моей волне

                                                                                (I, 39)

                                 Я, матерь божия, ныне с молитвою

                                 Перед твоим образом, ярким сиянием

                                                                                (I, 24)

                                 Не обвиняй меня, всесильный,

                                 Не карай меня, молю

                                                                                (I, 39)

Среди обращений не к лицам И. Ковтунова выделяет:

1) обращения к отдаленным географическим объектам или атрибутам местности. Такие обращения в поэзии М.Ю. Лермонтова многочисленны (30 конструкций):

                                 Горе тебе, город Казань,

                                 Едет толпа удальцов

                                                                                (I, 205)

                                 О, если так! своей метелью,

                                 Казбек, засыпь меня скорей

                                                                                (I, 29)

                                 Синие горы Кавказа, приветствую вас!

                                 Вы влелеяли детство мое; вы носили

                                 Меня на своих одичалых хребтах

                                                                                (I, 287)

                                 Прекрасен ты, суровый край свободы

                                                                                (I, 335)

2) обращения к родной земле, к родине:

                                 Прекрасны вы, поля земли родной,

                                 Еще прекрасны ваши непогоды

                                                                                (I, 216)

                                 Прости, Отчизна золотая! –

                                 Сказал, - быть может, в этот раз

                                 С тобой навеки мне проститься

                                                                                (II, 198)

                                 Горе тебе, русская земля,

                                 Атаман между ними сидит

                                                                                (I, 205)

                                 Прощай, немытая Россия,

                                 Страна рабов, страна господ

                                                                                (I, 62)

3) обращения к земле и небу, к явлениям природы, к стихиям (18 конструкций):

                                 О нет! – летай, огонь воздушный,

                                 Свистите, ветры, над главою

                                                                                (I, 127)

                                 Светись, светись, далекая звезда,

                                 Чтоб я в ночи встречал тебя всегда

                                                                                (I, 147)

                                 Шуми, шуми же, ветер ночи,

                                 Играй свободно в небесах

                                                                                (I, 261)

                                 Тучки небесные, вечные странники!

                                 Степью лазурную, цепью жемчужную

                                 Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

                                                                                (I, 62)

                                 Дробись, дробись, волна ночная,

                                 И пеной орошай брега в туманной мгле

                                                                                (I, 160)

4) обращения к растениям немногочисленны у Лермонтова:

                                 Скажи мне, ветка Палестины!

                                 Где ты росла где ты цвела?

                                 Стоишь ты, ветвь Ерусалима,

                                 Святыни верный часовой

                                                                                (I, 20)

5) обращения к абстрактным понятиям (15 конструкций):

                                 Исчезло все теперь; но ты осталось мне,

                                 Утеха страждущих, спасенье в тишине,

                                 О милое, души святое вспоминанье!

                                                                                (I, 100)

6) обращения к деятельности человеческого духа, к явлениям внутреннего мира:

                                 Прочь, прочь, слеза позорная,

                                 Кипи, душа моя

                                                                                (I, 90)

7) обращения к “вещным” предметам, находящимся в “малом круге” восприятия:

                                 Иль бог ко сводам пригвоздил

                                 Тебя, полночная лампада

                                                                                (I, 75)

                                 Да, я не изменюсь и буду тверд душой,

                                 Как ты, как ты, мой друг железный

                                                                                (I, 29)

Проведенный анализ типов обращений в поэтической речи М.Ю. Лермонтова показал, что преобладающим типом обращений являются обращения к друзьям, товарищам, возлюбленной, близким к поэту людям. Особенно часто такие обращения встречаются в ранний период творчества Лермонтова (1828 – 1834гг.). Также в этот период поэт нередко обращается к странам, отдаленным местам, к атрибутам местности.

В зрелом периоде творчества (1835 – 41гг.) Лермонтов обращается нередко к Богу, а также к образам, созданным его фантазией и воображением.

На протяжении всего творчества немаловажную роль поэт отводит окружающей природе, о чем свидетельствуют его обращения к звездам, к небу, к морю и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.