Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-04-01 | 75 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вводные конструкции содержат в себе большие возможности синонимического использования. Сопоставляя отдельные их разряды, мы
отмечаем в каждом ряду наличие общих значений и взаимозаменяемость. Благодаря разнообразию значений, выражаемых вводными словами, они используются во всех речевых стилях. При этом, наряду с межстилевыми вводными словами, в отдельных разрядах можно отметить слова с заметно выраженным характером книжности, разговорности, устарелости. Разговорно – просторечные вводные слова: “ видно ”, “ видать ”, “ знать ”, “ чай ” в лирике М.Ю. Лермонтова встречаются чаще в поэмах и в стихотворениях зрелого периода творчества. Но в целом такие конструкции редки для творчества М.Ю. Лермонтова:
Скажи нам атаман частной,
Как жил ты в стороне родной,
Чай, прежний жар в тебе и ныне
Не остывает от годов
(II, 209)
Но бледна ее грудь молодая,
И сидит она долго вздыхая,
Видно, буйную думу тая,
Все тоскует по воле, как я
(I, 50)
Большинство вводных конструкций в поэзии М.Ю. Лермонтова имеют нейтральную или разговорную окраску.
Очень часто в текстах М.Ю. Лермонтова (более 40 %) встречаются вводные единицы со значением различной степени достоверности сообщаемого. Особенно частотно сочетание слов “ может быть ” и “ быть
|
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1968. С.347.
может ”. Данное словосочетание имеет нейтральную окраску и употребляется в трагических строках, связанных с войной, со смертью, с расставанием, в размышлениях поэта над жизнью, над судьбой:
Ужель единый гроб для всех
Уничтожением грозит?
Как знать: тогда, быть может, стих
Полмертвого воспламенит
(I, 232)
Ах!.. вспомни обо мне тогда…
Тогда!.. Быть может, уж могилой
Желанной скрыта буду я
(II, 194)
Вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого “ кажется ”, “ верно ”, “ право ” имеют в лирике М.Ю. Лермонтова оттенок разговорности.
Вводное слово “ кажется ” автор использует в размышлениях, нередко в самокритике:
Я счастье, казалося, привлек,
Когда его навеки отнял рок
(II, 238)
Я счастлив был, не ведомый никем,
Казалось, я покоен был совсем
(II, 234)
Вводное слово “ верно ” Лермонтов использует в обращении к другу, любимой, к близким:
И если б мог я эту грудь
Перед тобою развернуть,
Ты, верно, не прочел бы в ней,
Что я преступник иль злодей
|
(II, 335)
Для выражения своих чувств автор использует вводное слово “ право ”:
Что ж вышло? Право, смех и жалость
Сковала душу мне усталость
(II, 7)
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их…
(I, 70)
Используются вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого, в философских стихотворениях молодого Лермонтова (“Отрывок”, “Ночь II”, “1831 июня 11 дня”):
Ужель единый гроб для всех
Уничтожением грозит?
Как знать? Тогда, быть может, смех
Полмертвого воспламенит
(I, 232)
И, может быть, она опять придет
В другой залив, но там уж не найдет
Себе покоя…
(I, 198)
Вводно – обобщительное слово “ бывало ” связано с темой воспоминания:
Бывало, для забавы я писал
Тревожимый младенческой мечтой;
Бывало, я любовию страдал,
И с бурною пылающей душой
(II, 262)
Бывало, я у башни угловой
Сижу в тени, и солнце луч осенний
Играет с мохом в трещине сырой
(II, 71)
Устаревшее слово “ мнится ” используется автором, в основном, в любовной лирике:
|
Я в одиночестве кидал свой взгляд смущенный
На стены желтые, и мнилось, тени в них
Сходили медленно до самых ног моих
(I, 253)
Нарочно, мнилося, она
Была для счастья создана
(I, 286)
Большое количество вводных единиц, используемых Лермонтовым, встречается в диалогах персонажей:
В ответ сказала тихо мне она:
“ Итак, прости навек, любезный мой,
Жестокий друг, обманщик дорогой”
(II, 225)
Вот, например, приятель мой
Владеет он изрядным слогом
(I, 52)
Невольно страх в душе ласкаешь
Но ты все понял, ты все знаешь
И сжалишься, конечно, ты
(II, 136)
Устная речь обладает более красочными, лексически разнообразными и более экспрессивными видами модальных слов… Устная речь эффективнее и активнее, чем книжный язык. Поэтому в ней больше модальных оттенков, и
они ярче.
Речь главного героя поэмы “Мцыри” насыщена разнообразными по семантике вводными конструкциями, которые придают речи трагический оттенок, что вызывает боль и сочувствие у читателя:
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
(II, 54)
Тебе, я знаю, не понять
|
Мою тоску, мою печаль
(II, 60)
Но, верь мне, помощи людской
Я не желал… я был чужой
(II, 62)
Знай, это пламень с юных дней
Таяся жил в груди моей
(II, 63)
Казалось, что слова людей
Забыл я – и в груди моей
Родился тот ужасный крик
(II, 64)
Нередко значения вводных конструкций помогают автору в создании литературно – художественного портрета героя:
1) описание внешности персонажа, его действий, жестов:
Казалось, вся она была слита,
Как гурии, из сумрака и света
(II, 314)
____________________________________________________________________
Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): - Учеб. пособие – 3-е изд., испр. – М., 1986. С.609.
Он был, казалось, лет шести
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб, и гибок, как тростник
(II, 51)
Взглянул на небо молча князь,
И наконец, отворотясь
Он протянул Селиму руку
(II, 385)
2) передача психофизиологического состояния героя:
Чем боле улыбалось счастье мне,
Тем больше я терзался в глубине,
Я счастье, казалося, привлек,
Когда его навеки отнял рок
(II, 238)
Я счастлив был; не ведомый никем,
Казалось, я покоен был совсем
(II, 234)
3) раскрытие внутреннего мира героя:
Но в диком сердце бушевало,
Казалось, тайная гроза
(II, 300)
Не стыд – но горькая досада
Героя медленно грызет:
Жизнь побежденным не награда:
Он на друзей не кинул взгляда
И, мнится, их не узнает
(II, 392)
Итак, функции вводных конструкций, благодаря широким стилистическим возможностям, разнообразны.
В текстах М.Ю. Лермонтова вводные единицы по своей экспрессивной окраске принадлежат большинство к нейтральному или разговорному стилю. Используются нередко в прямой речи и в диалогах героев. Чаще всего М.Ю. Лермонтов вводные компоненты употребляет в ранней лирике.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!