Основные характеристики малого бизнеса — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Основные характеристики малого бизнеса

2020-04-01 94
Основные характеристики малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сегодня малый бизнес в России занял свою нишу в экономической деятельности, максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Малые предприятия наиболее уверено чувствуют себя в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии, на задворках политических приоритетов.

По данным Госкомстата России, в 2009 году в России действовало около 1032,8 тысяч малых предприятий, что в расчете на десять тысяч населения страны составляло в среднем 73 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского союза - не менее 300. Численность занятых на них в 2009 года с учетом совместителей и работающих по договорам составила более 9 млн. человек.

Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых по данным налоговой службы достигла 4 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляло 12 млн. человек. В общем количестве экономически активного населения страны это около 17%, что практически в 3 - 4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

Подавляющее большинство малых предприятий в России занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост. Удельный вес предприятий этих отраслей в общем количестве малых предприятий в 2009 г. составил 45%.

Следующая по значимости в РФ группа предприятий малого бизнеса связана с промышленностью и строительством. Удельный вес предприятий этих отраслей в общем количестве малых предприятий в 2009 г. составил, соответственно 12% и 11%. Максимальное распространение малый бизнес соответствующих профилей получил в тех субъектах Российской Федерации, где наиболее развиты легкая, лесная и пищевая промышленность. На эти отрасли в 42 регионах приходится свыше трех четвертей зарегистрированных малых предприятий промышленной сферы и занятых на них.

Вместе с тем имеются такие отрасли региональной экономики, где на малых предприятиях выпускаются весомые объемы продукции. В качестве примеров можно привести полиграфическую промышленность фактически всех регионов страны (где соответствующий показатель - 26%), производство медицинской техники (23%), метизов (20%), лесозаготовительную промышленность (19%), деревообработку (16%).

Среди сфер деятельности, в которых удельный вес малых предприятий минимален, приходится отмечать образование, где их доля - только 0,4%; связь - 0,7%; рыбоводство, рыболовство - 0,2%; добыча полезных ископаемых - 0,4%, медицина - 1%.

Специализированные мелкие и средние предприятия конкурируют с более инертным крупным бизнесом, выполняя роль стимулятора его деятельности и препятствуя образованию монополистической структуры рынка. В целом можно утверждать, что малый бизнес существует благодаря разномасштабной экономике.

Изучение опыта таких стран как США, Япония, Южная Корея, Италия свидетельствует, что малый бизнес создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует насыщению рынка товарами и услугами, сокращает безработицу, создает новые рабочие места. Так по данным ООН, 50% населения мира занято малым бизнесом, а количество малых предприятий по экспертным оценкам насчитывает от 53 до 55 млн.

Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в резолюции Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:

медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;

не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;

недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

Сами руководители малых предприятий выделяют следующие причины:

% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;

% - отсутствие управленческого опыта;

% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

% - отсутствие опыта работы в отрасли;

% - небрежность в ведении дел;

% - мошенничество или бедствие;

% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.

Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

Проблема поддержки и развития малого бизнеса в России сейчас очень актуальна. И это понятно, ведь успешное решение данного вопроса окажет благотворное влияние в целом на экономику страны. Рассмотрим некоторые причины поддержки малого бизнеса и перспективы его развития.

Одним из важных направлений является реформирование механизмов льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференции, включая и с внешнеэкономической деятельностью.

Рост большинства показателей, характеризующих уровень развития малого бизнеса в России в целом и в регионах, позволяет сделать вывод о достижении им определенной устойчивости. Вопрос о том, как долго продлится рост и будет ли он поступательным, если по-прежнему не устранены факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства. Очевидно, одно: бездействие законодателей в столь ответственный момент может существенно затормозить начавшийся рост.

Основными принципами стратегического развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются:

) развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;

) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;

) оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

) увеличение количества субъектов малого предпринимательства;

) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

) увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

) увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются:

) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;

) участие представителей субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого предпринимательства;

) обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого предпринимательства, региональными программами развития малого предпринимательства и муниципальными программами развития малого предпринимательства.

Предпринимательство - это объект регулирования многих отраслей права и законодательства. Ведь развитие научно-технического прогресса через предпринимательство (или малый бизнес как его основу) непосредственно затрагивает развитие многих отраслей права и, прежде всего тех, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся под влиянием положительных и отрицательных факторов научно-технической революции. Все эти отрасли уже сейчас претерпевают существенные изменения, связанные с необходимостью учета указанных факторов или целесообразности регулирования качественно новых общественных отношений.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.