Анализ результатов исследования уровня тревожности дошкольников в детском саду — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Анализ результатов исследования уровня тревожности дошкольников в детском саду

2020-03-31 1369
Анализ результатов исследования уровня тревожности дошкольников в детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети

Для того, чтобы выявить детей с повышенным уровнем тревожности мы использовали Тест тревожности»(Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

Так же данный тест позволяет выявить область в которой ребенок испытывает наибольшую тревогу: в отношениях со сверстниками, в отношениях с родителями, в ситуации одиночества.

Результаты исследования уровня тревожности по методике «Тест тревожности»(Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) представлены в таблице 1.

 


Таблица 1: Уровень общей тревожности старших дошкольников

Испытуемый № п/п

Показатели тревожности

Общая тревожность

 

Ребенок-ребенок

Ребенок-Взрослый

Ситуация одиночества

 

  бал % бал % бал % бал %
1. Сережа 5 100% 4 80% 2 50% 11 79%
2. Арина 3 60% 2 40% 1 25% 6 43%
3. Кристина 3 60% 3 60% 2 50% 8 57%
4. Ева 2 40% 3 60% 1 25% 6 43%
5. Настя 2 40% 3 60% 3 75% 8 57%
6. Азалия 3 60% - - 1 25% 4 29%
7. Данил - - 3 60% 3 75% 6 43%
8. Аня 4 80% 5 100% 4 100% 13 90%
9. Соня 2 40% 3 60% 1 25% 6 43%
10. Никита С. 4 80% 2 40% 1 25% 7 50%
11. Эльвира 1 20% 1 20% 3 75% 5 36%
12. Юля 5 100% 5 100% 3 75% 13 90%
13. Влад 1 20% 3 60% 3 75% 7 50%
14. Максим 1 20% 1 20% - - 2 14%
15. Лера 3 60% 3 60% 2 50% 8 57%
16. Никита Щ. 2 40% - - - - 2 14%
17. Маша - - 3 60% 3 75% 6 43%
Среднее значение: 2,4 48% 2,6 52% 1,9 49% 6,9 49%

 

Тест тревожности нам показал, что в отношениях ребенок-ребенок уровень тревожности в баллах колеблется от отсутствия тревожности и до максимального значения - 5 баллов. Средний балл составляет 2,4 - это 48%. Что говорит о среднем уровне тревожности. Однако он приближается к высокому. В отношениях ребенок- взрослый уровень тревожности так же колеблется от отсутствия тревожности и до максимального значения - 5 баллов. Однако детей с повышенным уровнем больше, чем в отношениях ребенок-ребенок. Средний балл составляет 2,6 - это 52%. Что говорит о высоком уровне тревожности в отношениях со взрослыми. В ситуации одиночества тревожности так же колеблется от отсутствия тревожности и до максимального значения - 4 балла. Ее присутствие в среднем по группе составило 49% - это 1,9 балла. Минимальное значение общей тревожности 2 и максимальное 13 баллов. Среднее значение общей тревожности составило 6,9 балла, что соответствует 49%.

Данной методикой обследовалось 17 детей и выявлено, что 7 детей имеет средний уровень, 8 высокий и 2 низкий уровень тревожности. У пяти из семи детей уровень тревожности приближается к высокому. Эти дети набрали по 6 баллов, что составляет 43%.

 

Рисунок 1.

 

У троих детей очень высокий уровень тревожности. Это Сережа, Аня, Юля. Сережа лишь в прошлом году пришел в данную группу детского сада. У него частые агрессивные проявления. Поэтому дети стараются с ним не играть. От этого Сережа начинает нервничать еще больше и соответственно увеличиваются и усиливаются его агрессивные проявления. Тем самым еще больше отталкивая от себя детей. Попытка воспитателя обратить внимание его родителей на данную особенность сына и на соответственно рожденные его поведением проблемы не увенчались успехом. Родители похоже не хотят видеть проблему. Они не стремятся заниматься ребенком. А считают что их задача обеспечить сына вещами, что достаточно того что ни ему все покупают. А всем остальным: обучение, внимание - все это должен предоставить детский сад. Они его любят, но любовь измеряют в вещественном эквиваленте: «Конечно любим, у него же все есть…». Анин повышенный уровень тревожности возможно связан с тем что в конце прошлого учебного года в их семье произошло пополнение и у Ани появилась сестренка. Родители стали Ане меньше уделять внимания. Девочка конечно переживает. И не зная где и как выплеснуть свои переживания, она их проявляет в агрессивном поведении в группе. Что отталкивает от нее детей. Но с другой стороны конфликты в группе возможно связаны с тем, что Аня по своей натуре лидер. Но она бескомпромиссный лидер. Она требует от детей, чтобы они поступали так, как хочется ей. А у детей, конечно, есть и свое мнение. Юля очень своеобразная девочка. Она сообразительная, но ведет себя как ребенок младшей группы. У нее сильные речевые недостатки. По медицинской карте никаких отклонений нет. Нет и патологий утробного и внеутробного развития. Неоднократные беседы воспитателя и методиста с родителями результата не принесли. Родители лишь отмахиваются… сами разберемся.

Для того чтобы уточнить результаты уровня тревожности детей, углубить исследование и выявить в чем проявляется тревожность у детей мы использовали опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, по утверждениям которого мы провели наблюдение, а так же предложили его выполнить родителям и воспитателю детей.

Результаты исследования уровня тревожности используя опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко представлены в таблице 2.

 


Таблица 2. Наблюдение по опроснику для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Испытуемые

Показатели тревожности

  В баллах В процентах
Данил 3 15%
Влад 13 65%
Максим 1 5%
Никита Щ. 5 25%
Никита С. 14 70%
Сережа 13 65%
Ева 2 10%
Лера 8 40%
Маша 2 10%
Настя 12 60%
Кристина 12 60%
Эля 1 5%
Соня 6 30%
Юля 9 45%
Арина 1 5%
Азалия 2 10%
Аня 9 45%
Средний показатель: 6,6 33%

 

Показатели тревожности проявляются у детей от 1 до 14 баллов - это от 5 до 70%. Что говорит о распределении детей от низкого до высокого уровня тревожности. Средний показатель по группе соответствует 6,6 баллов и 33% - это средний уровень тревожности.

Если сравнить с предыдущей диагностикой, то дети с высоким уровнем тревожности в данной диагностике имеют либо высокий, либо средний (близкий к высокому уровню) уровень тревожности. Что подтверждает результаты диагностик.

Данная диагностика позволила провести не только количественный, но и качественный анализ. Всем детям свойственно напряжение и беспокойство во время выполнения заданий на занятиях. Чувствуется что дети не уверенны в себе и своих силах. Большинство детей не может сосредоточится на выполнении чего то одного. У многих неудача в выполнении заканчивается слезами. Дети не хотят браться за новое дело из за неуверенности в том, что смогут успешно выполнить его. Быстро устают и начинают отвлекаться. После тихого часа дети не редко рассказывают какие им приснились страшные сны. Почти все дети плохо переносят ожидание. Начинают либо отвлекаться, либо расстраиваются, появляются слезы.

Воспитатель Далее данный опросник мы предложили воспитателю.

Результаты исследования уровня тревожности используя опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко выполнены воспитателем и представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко выполнен воспитателем.

Испытуемые

Показатели тревожности

  В баллах В процентах
Данил 4 20%
Влад 10 50%
Максим 2 10%
Никита Щ. 6 30%
Никита С. 11 55%
Сережа 7 35%
Ева 1 5%
Лера 3 15%
Маша 2 10%
Настя 5 25%
Кристина 2 10%
Эля 1 5%
Соня 4 20%
Юля 4 20%
Арина 1 5%
Азалия 1 5%
Аня 3 15%
Средний показатель: 4 20%

Показатели тревожности колеблются от низкого до среднего уровня. Наиболее высокие показатели у Влада, Никиты С. и Сережи. Это средний показатель тревожности. У остальных детей он низкий.

Хотя результаты и отличаются от наших, что связано с субъективной оценкой эксперта, но они так же выделили из 6 трех детей имеющих уровень тревожности выше чем у остальных.

У всех детей воспитатель отмечает сложности в работе на занятиях. Это: быстро устают и начинают отвлекаться, любые задания вызывают излишние беспокойства и напряжение, не уверены в своих силах и не любят браться за новое дело.

Родители:

По данным опросника для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко выполненного родителями мы видим данные представленные в таблице 4.

 

Таблица 4. опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Испытуемые

Показатели тревожности

  В баллах В процентах
Данил 5 25%
Влад 9 45%
Максим - -
Никита Щ. 4 20%
Никита С. 11 55%
Сережа 7 35%
Ева 3 15%
Лера 5 25%
Маша 4 20%
Настя 5 25%
Кристина 1 5%
Эля 1 5%
Соня 3 15%
Юля 3 15%
Арина 1 5%
Азалия 2 10%
Аня 3 15%
Средний показатель: 3,9 20%

 

В данной диагностике у одного ребенка - у Максима тревожность отсутствует. Наиболее высокие показатели у Влада, Никиты С., Сережи. Остальные показали низкий и средний уровень тревожности. Преобладает низкий уровень тревожности в группе.

Возможно показатели столь отличаются от показателей диагностики детей потому, что оценка родителей субъективна. Они многое даже если видят - не хотят замечать. Возможно некоторые проявления детей родители просто не могут увидеть в связи с отсутствием подобных ситуаций дома.

Родители многих детей отмечают проблемы со сном, неуверенность в своих силах, что дети быстро расстраиваются при малейшей неудачи.

Результаты исследования уровня тревожности по опроснику “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд выполненный родителями представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Опросник для родителей “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд

Испытуемые

Показатели тревожности

  В баллах В процентах
Данил - -
Влад 2 40%
Максим 1 20%
Никита Щ. 1 20%
Никита С. 4 80%
Сережа 4 80%
Ева - -
Лера - -
Маша 1 20%
Настя 2 40%
Кристина - -
Эля 1 20%
Соня 2 40%
Юля 2 40%
Арина - -
Азалия 1 20%
Аня 1 20%
Средний показатель: 1,3 26%

 

По данным диагностики мы видим, что у пяти детей тревожность отсутствует. Это у 29%. И у 12 тревожность есть. Это 71%. У Никиты С. и у Сережи наблюдается наиболее высокий уровень тревожности. Средний показатель по группе - наличие тревожности. Однако тревожность на среднем уровне.

В данной диагностике использовалась экспертная оценка родителей. Она субъективна, поэтому и наблюдаются расхождения в результатах. Однако и данная диагностика выявила как наиболее тревожных - это Сережу и Никиту С.

Ответы родителей в данной диагностике позволяют нам дополнить критерии по которым мы будем составлять программу:

·   Снижение мышечного напряжения

·   Снижение страхов

·   Повышение уверенности в себе и собственных силах

Таким образом можно сделать вывод, что во первых общая тревожность в группе имеет средний, близкий к высокому уровень. Во вторых по результатом диагностик мы выявили, что 8 детей имеют высокий уровень тревожности, 2 низкий. 7 детей имеют средний уровень, но у 5 из них уровень тревожности приближается к высокому. В третьих по результатам диагностик мы выделили некоторые критерии, по которым будем составлять программу. В четвертых, используя полученные данные диагностик вы сможем выделить экспериментальную и контрольную группы.

 



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.