История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-03-31 | 165 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение
Глава 1. Проблемы организации психолого - педагогических условий развития эмоциональной сферы дошкольников в зарубежной и отечественной психологии
Исследования эмоциональной сферы
Развитие эмоциональной сферы в детском возрасте
Понятие тревожности в психологии
Развитие тревожности в детском возрасте
Глава 2. Организационно - методическая работа по снижению уровня тревожности старших дошкольников в группе детского сада
Испытуемые и методы
Анализ результатов исследования уровня тревожности дошкольников в детском саду
Разработка программы коррекционно - развивающих мероприятий с группой высокотревожных дошкольников
Анализ результатов уровня тревожности после реализации программы
Заключение
Литература
Введение
Коренные изменения, произошедшие за последнее время в общественной жизни России, создают благоприятные условия для проявления принципиально новых подходов к построению системы образования, отвечающей особенностям современного общества.
В ситуации социальной нестабильности на ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов: повышенная занятость родителей, разные материальные возможности семей, повышенные требования к ЗУНам детей и т.д., способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому специалисты отмечают рост числа детей с повышенным уровнем тревожности, повышенной возбудимостью, агрессивностью. В связи с этим наиболее актуальной для практической психологии и педагогики является задача выявления и поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия.
|
Известно, что появление различных эмоциональных нарушений и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Поэтому в последнее время вопросы диагностики и коррекции тревожностей приобрели важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди юного поколения.
Над проблемой “тревожности” у детей, работали многие психологи. А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью. Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей. Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность. Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке “ Психогимнастика” разработала упражнения на релаксацию как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей. Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка.
Тревожностью в психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.
|
Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований.
Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и в особенности ее выявление и коррекции на современном этапе является весьма актуальной.
В данной работе поставлена проблема роста числа детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности.
Объект: эмоциональная сфера.
Предмет: организация коррекционно - развивающих мероприятий.
Цель работы: разработать программу и организовать реализацию коррекционно - развивающих мероприятий снижающих общую тревожность дошкольников в группе детского сада.
Задачи:
· Исследовать уровень тревожности дошкольников в детском саду;
· Разработать программу коррекционно - развивающих занятий с группой высокотревожных дошкольников;
· Организовать методическое обеспечение реализации коррекционно - развивающих занятий.
Гипотеза: организация специальных развивающих занятий в комплексе педагогических мероприятий способствует снижению общей тревожности и тревожности в общении со сверстниками.
Теоретической основой нашей работы является Культурно историческая теория Выготского.
Методы исследования и коррекционной работы:
· Эмпирические методы: опросники, тест, наблюдение, эксперимент;
· Метод экспертной оценки.
Испытуемые и методы
Исследование проводилось в МДОУ детском саду третьей категории на подготовительной к школе группе. На группе в течении трех лет в основном работает лишь один воспитатель. Помощник воспитателя не менялась. Воспитатель спокойная и уравновешенная с темпераментом флегматика. На детей голос не повышает. Как наказание использует просьбу к ребенку сесть на стульчик и посидеть подумать над своим поведением. Все это в спокойной форме без криков. Детей не оскорбляет и не унижает. Однако она нередко сравнивает детей между собой. Ставит в пример наиболее успешных детей. На занятиях не всегда учитывает индивидуальные особенности детей. Дает одинаковые задания. Кто из детей первый справляется - тот молодец, кто не успевает за это же время справится, тот, считается, что просто вертелся, отвлекался и не хотел думать. Когда приходят педагоги - то воспитатель при детях говорит забирать сильных или слабых детей. У помощника воспитателя отстраненная позиция. Выполняет лишь свою непосредственную работу, с детьми терпима, голос не повышает.
|
В группе 17 человек. Из них 6 - мальчики и 11 - девочки. Девочки преимущественно играют с девочками, а мальчики - с мальчиками. Хотя иногда бывают и совместные игры. Однако дети стараются общаться с представителями своего пола.
В группе между детьми часто возникают конфликтные ситуации, в основном по поводу игры. Дети иногда решают их самостоятельно. Чаще исключая из игры детей не желающих подчиняться общим правилам, либо пытающихся эти правила изменить. Но потом быстро мирятся и общая игра продолжается. Если конфликты возникают между мальчиками и девочками воспитатель отсылает девочек играть в их зону, а мальчиков - в их. Наиболее конфликтные из мальчиков Сережа, а из девочек - Аня.
Есть в группе изгои - это Юля, Настя и Кристина. Юля и Настя дружат между собой. Кристина иногда играет с ними, а иногда одна. Внешних проявлений у нее по поводу одиночества в группе не наблюдается.
Наиболее яркие лидеры - Эльвира, Маша.
Группа разделена на спальную зону, игровую для девочек, игровую для мальчиков и учебную зону, где располагаются и игровые дидактические материалы. Получается что в группе нет игрового пространства где бы могли играть мальчики и девочки вместе. На занятиях дети выполняют индивидуальные занятия. С дидактическими материалами дети предпочитают играть парами, мальчики с мальчиками, девочки с девочками.
Для выявления уровня тревожности у всех детей группы использовались следующие методики:
Для детей:
· “Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
Ребёнку по очереди предлагалось 14 рисунков. Каждый рисунок представлял собой некоторую типичную для жизни дошкольника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. Лицо ребёнка на картинках не прорисовано, дан лишь контур. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными контурами - улыбающееся лицо ребёнка и печальное лицо. Беседа проводилась индивидуально. Исследователь предъявляет ребёнку рисунок и спрашивал какое лицо будет у ребенка в данной ситуации веселое или печальное.
|
Затем вычислялся индекс тревожности каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ позволил выделить сферу, в которой ребёнок испытывает наибольшую тревогу. В отношениях ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый или в ситуации одиночества.
· Наблюдение по опроснику для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
Авторы предлагают 20 утверждений. По количеству утвердительных выборов можно судить о уровне тревожности: высокий, средний, низкий. А так же выявить индивидуальные особенности ребенка, в чем проявляется его тревожность.
Родителям предлагались:
· Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
Авторы советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка некоторые признаки. Всего они предлагают 5 признаков. Авторы считают можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из перечисленных критериев постоянно проявляется в его поведении.
· Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
Воспитателям предлагался:
· Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
Заключение
Психическое здоровье - фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении показывает, что около 47% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности и 29% - уровень близкий к высокому, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми.
|
Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации.
Нами в целях коррекции высокого уровня тревожности был проведен комплекс мероприятий коррекционноно-развивающего характера для детей и просветительско - обучающего для педагогов и родителей.
Анализ полученных результатов показал что организация специальных развивающих занятий в комплексе педагогических мероприятий способствует снижению общей тревожности и тревожности в общении со сверстниками. Однако снижение тревожности не является статистически значимым в связи с недостаточной продолжительностью программы. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследований об успешной коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством игр, подтвердилась лишь частично. Тревожность у детей снизилась, но не достаточно для того чтобы говорить о достоверности данных.
Рекомендации воспитателю по взаимодействию с тревожными детьми:
· Не сравнивать детей друг с другом.
· Чаще детей хвалить говоря за что.
· Сделать в группе зону для совместных игр мальчиков и девочек.
· Организовывать сюжетно - ролевые игры общие мальчиков и девочек.
· Учитывать индивидуальные особенности и возможности детей при выполнении заданий.
· Если ребенок не справляется - помочь ему, но так чтобы к результату он пришел сам.
· Не использовать выражения говорящие о неуспешности ребенка: «Вот провертелся и не успел…», «Меньше надо было отвлекаться…», «Ты просто не хотел подумать…» и т.п.
· Не говорить при детях о том, что кого то из них воспитатель относит к слабым, а кого то к сильным.
· Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
· Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.
· Не предъявлять к ребенку завышенных требований.
· Быть последовательными в воспитании ребенка.
· Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.
· Использовать наказание лишь в крайних случаях.
Рекомендации родителям по взаимодействию с тревожными детьми:
· Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
· Не сравнивайте ребенка с окружающими.
· Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
· Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
· Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
· Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
· Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
· Будьте последовательны в воспитании ребенка.
· Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
· Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Рекомендации для организатора:
· Взять в детский сад психолога для слежения за психическим состоянием детей и своевременной коррекции отклонений.
· Проследить за тем, чтобы воспитатель группы продолжал придерживаться всех рекомендаций.
· Помочь создать в группе зону для совместных игр мальчиков и девочек.
· Организовать просветительскую работу, направленную на коррекцию и профилактику тревожности детей, среди родителей.
· Организовать кабинет, где у детей будет возможность расслабиться и снять напряжение под присмотром специалиста.
Литература
1. Анохин П.К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия. 2-е изд. 1964. т. 35.
. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. М. 1993.
. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. - Томск. 1995.
. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессовю - М.: Смысл, 1998.
. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. Изд-во МГУ. 1976г.
. Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. Собрание сочинений, т. 6. Москва. Педагогика. 1984.
. Запорожец А.В. Неверович Я.З. К вопросу о генезе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Вопросы психологии, N6, 1974.
. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка (тезисы доклада). Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси. 1971г.
. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. Питер. 2001 г.
10. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. Издательство: Речь <http://www.bookle.ru/publisher/569/>. 2006 год.
. Кочубей Б. И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника М. Знание, 1998г.
. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. 1971.
. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Т.I М. Педагогика. 1983.
. Лобаскова М.М., Мухордова О.Е., Шрейбер Т.В. Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста / Методическое пособие. Ижевск. 2005г.
15. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. 2000г.
. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. Психодиагностика. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС. 1998г.
17. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М. Российское педагогическое агентство. 1996г.
. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. “Психологическая наука и образование” 1998г. №2.
. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. М. ВЛАДОС. 1996г.
. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. Издательство «Питер», 2000 г.
. Савина Е. Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. “Дошкольное воспитание”, 1996 г. №4
. Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций // Вопросы психологии. N 6. 1982г.
. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога - родителям. Москва. Педагогика - Пресс, 1995 г.
. Хухлаева О. В. Коррекция <http://artem09.ru/a/234/artem09_234_02785_1.htm> нарушения <http://artem09.ru/a/237/artem09_237_00478_1.htm> психологического <http://artem09.ru/a/239/artem09_239_05968_1.htm> здоровья <http://artem09.ru/a/231/artem09_231_01019_1.htm> дошкольников <http://artem09.ru/a/228/artem09_228_02055_1.htm>. Учебное <http://artem09.ru/a/243/artem09_243_01138_1.htm> пособие <http://artem09.ru/a/239/artem09_239_03356_1.htm>. Издательство: Академия. 2003г.
. Чистякова М.А. Психогимнастика. Просвещение: ВЛАДОС. 1995г.
. Широкова Г. А. Жадыко Е. Г. Практикум для детского психолога. Издание 4. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006г.
. Якобсон П.М. Психология чувств. М. АПН РСФСР, 1958г.
Содержание
Введение
Глава 1. Проблемы организации психолого - педагогических условий развития эмоциональной сферы дошкольников в зарубежной и отечественной психологии
Исследования эмоциональной сферы
Развитие эмоциональной сферы в детском возрасте
Понятие тревожности в психологии
Развитие тревожности в детском возрасте
Глава 2. Организационно - методическая работа по снижению уровня тревожности старших дошкольников в группе детского сада
Испытуемые и методы
Анализ результатов исследования уровня тревожности дошкольников в детском саду
Разработка программы коррекционно - развивающих мероприятий с группой высокотревожных дошкольников
Анализ результатов уровня тревожности после реализации программы
Заключение
Литература
Введение
Коренные изменения, произошедшие за последнее время в общественной жизни России, создают благоприятные условия для проявления принципиально новых подходов к построению системы образования, отвечающей особенностям современного общества.
В ситуации социальной нестабильности на ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов: повышенная занятость родителей, разные материальные возможности семей, повышенные требования к ЗУНам детей и т.д., способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому специалисты отмечают рост числа детей с повышенным уровнем тревожности, повышенной возбудимостью, агрессивностью. В связи с этим наиболее актуальной для практической психологии и педагогики является задача выявления и поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия.
Известно, что появление различных эмоциональных нарушений и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Поэтому в последнее время вопросы диагностики и коррекции тревожностей приобрели важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди юного поколения.
Над проблемой “тревожности” у детей, работали многие психологи. А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью. Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей. Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность. Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке “ Психогимнастика” разработала упражнения на релаксацию как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей. Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка.
Тревожностью в психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.
Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований.
Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и в особенности ее выявление и коррекции на современном этапе является весьма актуальной.
В данной работе поставлена проблема роста числа детей дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности.
Объект: эмоциональная сфера.
Предмет: организация коррекционно - развивающих мероприятий.
Цель работы: разработать программу и организовать реализацию коррекционно - развивающих мероприятий снижающих общую тревожность дошкольников в группе детского сада.
Задачи:
· Исследовать уровень тревожности дошкольников в детском саду;
· Разработать программу коррекционно - развивающих занятий с группой высокотревожных дошкольников;
· Организовать методическое обеспечение реализации коррекционно - развивающих занятий.
Гипотеза: организация специальных развивающих занятий в комплексе педагогических мероприятий способствует снижению общей тревожности и тревожности в общении со сверстниками.
Теоретической основой нашей работы является Культурно историческая теория Выготского.
Методы исследования и коррекционной работы:
· Эмпирические методы: опросники, тест, наблюдение, эксперимент;
· Метод экспертной оценки.
Глава 1. Проблемы организации психолого - педагогических условий развития эмоциональной сферы дошкольников в зарубежной и отечественной психологии
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!