Разработка программы коррекционно-развивающих мероприятий с группой высокотревожных дошкольников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Разработка программы коррекционно-развивающих мероприятий с группой высокотревожных дошкольников

2020-03-31 205
Разработка программы коррекционно-развивающих мероприятий с группой высокотревожных дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.И. Захаров считает, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

В соответствии с количественным анализом результатов диагностик нами была выделена экспериментальная и контрольная группы:

 

Таблица 6.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Испытуемый Баллы % Испытуемый Баллы %
1. Сережа 11 79% 1. Арина 6 43%
2. Ева 6 43% 2. Кристина 8 57%
3. Настя 8 57% 3. Юля 13 90%
4. Данил 6 43% 4. Влад 7 50%
5. Аня 13 90% 5. Лера 8 57%
6. Никита С. 7 50% 6. Маша 6 43%

 

Для эксперимента мы взяли детей с высоким уровнем тревожности и уровнем близким к высокому. Всего в каждой группе по 6 человек. Мы постарались разделить детей по примерно равному количеству баллов. Поскольку ровно по количеству баллов разделить не возможно - для экспериментальной группы мы взяли детей с более высоким баллом общей тревожности.

Далее в соответствии с качественным анализом результатов диагностик мы разработали программу по снижению общей тревожности детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада.

Программа включает в себя: организацию среды, работу с родителями, работу с пед. коллективом детского сада, работу с воспитателем группы, занятия с тревожными детьми. Комфортная для среда с максимальными возможностями взаимодействия друг с другом делает пребывание детей в саду наиболее желанным, вызывающим положительные эмоции. У детей должно быть место в группе не только помогающее полоролевой идентификации, но и где дети могут все вместе взаимодействовать, где происходит сплочение группы в ведущем виде деятельности - игре. Просветительская работа с родителями помогает им лучше понять своих детей. Родителям необходимо понимать, что не всегда неадекватная реакция детей, некоторые их особенности это не детей вина, а их беда. И от родителей во многом зависит будет ребенок тревожен или нет. И как помочь тревожному ребенку. Для того чтобы максимально снизить риск появления устойчивой тревожности у детей необходимо всем педагогам знать признаки тревожности, ее причины, что сделать чтобы устойчивая тревожность не закреплялась у детей и что делать если ребенок уже тревожен. Обязательно необходима работа с воспитателем группы. Необходимо скорректировать ее поведение, которое может быть одной из причин тревожности детей. Ей необходимо знать особенности тревожных детей и что делать чтобы максимально снизить их тревожность. Так же должна быть и коррекционно - развивающая работа с тревожными детьми в виде занятий помогающих снизить тревожность и повысить уверенность в себе.

Цель программы: снижение повышенного уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Задачи программы:

.   Расширить возможности понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;

.   Помочь родителям и педагогам выработать эффективные навыки взаимодействия с тревожным ребенком;

.   Оказать помощь педагогам в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка;

.   Разработать серию занятий направленных на снижение уровня тревожности у детей и реализовать их.

Как профилактическая, так и коррекционная работа, связанная с тревожностью включает четыре взаимосвязанных направления:

.   Психологическое просвещение родителей;

.   Психологическое просвещение педагогов;

.   Обучение родителей и педагогов конкретным способам снижения повышенного уровня тревожности у детей;

.   Непосредственная работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения расслабляться в трудных ситуациях, снижение страхов;

В связи с чем мы выделили критерии построения программы:

·         снижение тревожности и страхов;

·         снижение мышечного напряжения;

·         повышение уверенности в себе;

·         повышение психолого-педагогической компетенции взрослых.

 

Таблица 7. Учебный план:

Формы работы Всего часов Дети Родители Педагоги
Групповые занятия 13 ч 26 занятий по 30 м.    
Групповые консультации 1,5 ч   1 встреча - 1,5 ч.  
Семинары-практикумы 4,5 ч     3 занятия по 1,5 ч.

Итого: 19 часов

 

Работа с родителями включала в себя групповую консультацию. Она проводится в группе. Уютная обстановка. Столы стоят в кругу. Родители сидят за столами покрытыми скатертью. На каждом столе стоят ночные торшеры. Стоят вазы с печеньем и чай. Консультация проходит в виде непринужденной беседы за чашкой чая. Это помогает родителям расслабиться и снизить их напряжение после рабочего дня.

В форме беседы родители узнали что такое тревожность и каковы ее негативные последствия, какие особенности в поведении детей имеющим личностную тревожность, причины возникновения тревожности. Получили рекомендации по взаимодействию с тревожным ребенком. Для профилактики тревожности в других группах работа с воспитателями была коллективная. Все мероприятия проходили не только для воспитателя экспериментальной группы, но и для всех воспитателей детского сада. Для воспитателей было проведено 3 семинара - практикума.

Семинары - практикумы для воспитателей проводятся в актовом зале. Столы стоят в ругу, они покрыты скатертью. В конце каждого семинара чаепитие где подводятся итоги, и ставятся новые задачи, поднимаются вопросы. Тема первого семинара: «Тревожный ребенок». Его цель: расширить знания воспитателей об особенностях детской тревожности, ее влиянии на личность ребенка. На семинаре были раскрыты такие вопросы, как что такое тревожность и каковы ее негативные последствия, особенности поведения детей имеющим личностную тревожность, причины возникновения тревожности. Было обсуждение программы коррекции личностной тревожности у детей с привлечением родителей и воспитателей.

Тема второго семинара: «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка». Цель: расширение знаний педагогов об особенностях детских игр, об их разнообразии, влиянии игры на сохранение психологического здоровья ребенка. На семинаре были раскрыты психологические аспекты игровой деятельности, терапевтическая функция игры, Воспитатели были ознакомлены с основными направлениями работы с тревожными детьми и получили рекомендации в организации: комфортной психологической среды в группе, игровой деятельности с тревожными детьми.

Тема третьего семинара: «Техника работы с тревожными детьми».Цель: научить конкретным техникам работы с тревожными детьми. Воспитатели ознакомились с методикам повышающим самооценку детей, умению снимать мышечное напряжение и методиками релаксации. Так же воспитатель данной группы получила индивидуальные рекомендации по взаимодействию с детьми для снижения и профилактики тревожности, которые она старалась выполнять:

·   Не сравнивать детей друг с другом.

·   Чаще детей хвалить говоря за что.

·   Сделать в группе зону для совместных игр мальчиков и девочек.

·   Организовывать сюжетно - ролевые игры общие мальчиков и девочек.

·   Учитывать индивидуальные особенности и возможности детей при выполнении заданий.

·   Если ребенок не справляется - помочь ему, но так чтобы к результату он пришел сам.

·   Не использовать выражения говорящие о неуспешности ребенка: «Вот провертелся и не успел…», «Меньше надо было отвлекаться…», «Ты просто не хотел подумать…» и т.п.

·   Не говорить при детях о том, что кого то из них воспитатель относит к слабым, а кого то к сильным.

Занятия с детьми проводились в спортивном зале. Там есть место для двигательной активности детей. А так же он находится отдельно от всех групп и является самым тихим местом в саду.

Условия проведения занятий:

) принятие ребёнка таким, какой он есть;

) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

) игра не комментируется взрослым;

) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации;

) ребенок всегда может отказаться от участия в игре.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это,прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

Структура игрового занятия.

Ритуал приветствия - 2 минуты Упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку).

Коррекционно-развивающий этап - 25 минут

Ритуал прощания - 2 минуты Упражнение «Горячие ладошки»

Дети сидя на полу в кругу растирают ладони до горячего состояния. Затем поднимают ладони почти соприкасаясь с ладонями соседей справа и лева. Держат несколько секунд, делясь теплом. Затем кладут ладони на колени. Закрывают глаза и делают 3 глубоких вдоха - выдоха. Глаза открывают. На этом занятие закончено.

Прощаются друг с другом улыбнувшись окинув всех взглядом каждый говорит «Досвидание».)

Занятия проводятся 2 раза в неделю в течении трех месяцев. По завершению занятий проводится контрольная диагностика детей экспериментальной и контрольной групп с целью выявления влияния коррекционно - развивающей программы на уровень тревожности дошкольников.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.