Кризисы личности младшего дошкольника — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кризисы личности младшего дошкольника

2020-04-01 153
Кризисы личности младшего дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На развитие личности младшего школьника имеет смысл посмотреть в свете формирования у него внутрен­ней позиции, результатом действия которой является его произвольное поведение - стратегическая цель всего пси­хического развития в этом возрасте.

Под влиянием нового образа жизни, формирующе­го новую социальную ситуацию развития младшего школьника, произвольность в поведении и деятельности ребенка проделывает значительный путь в своем развитии. Ранее уже не раз отмечалось, что игра носит преимуще­ственно непроизвольный характер.

В младшем школьном возрасте ведущим фактором становления произвольного поведения является учебная деятельность, отчасти труд в семье. Последний связан с наличием у ребенка определенных обязанностей в семье, когда сама деятельность начинает носить выраженный произвольный характер.

1. Для развития произвольного поведения важно умение ребенка не только руководствоваться целями, ко­торые ставит перед ним взрослый, но и умение самостоя­тельно ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно организовывать и контролировать свое поведение и умственную деятельность.

В первом-втором классах для детей все еще характе­рен невысокий уровень произвольности в поведении, они весьма импульсивны и несдержанны. Дети еще не могут самостоятельно преодолевать даже незначительные труд­ности, с которыми сталкиваются в обучении. Поэтому в

данном возрасте воспитание произвольности заключает­ся в том, чтобы систематически учить детей ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достиже­ния, т.е. учить их самостоятельности.

Одним из возможных средств развития самостоятель­ности могут стать самостоятельно выполняемые детьми слабо структурированные задания. Таковыми являются задания типа «Нарисуй то, не знаю что» или «напиши пись­мо на несуществующем языке». Суть подобных заданий состоит в создании условий для максимального проявле­ния ребенком своих индивидуальных творческих возмож­ностей. Если задание репродуктивного типа представляет собой лишь воспроизводство алгоритма, то самостоятель­ные письменные работы в отличие от репродуктивных все­гда богаче по словарному составу и глубине построения фраз.

При этом следует помнить о мощном побудитель­ном значении цели для преодоления трудностей. Цель тог­да выполняет свою конструктивную функцию, когда она формируется перед началом деятельности и если она свя­зана с не очень большим объемом предстоящей работы. В противном случае ребенок отказывается от деятельности.

2. Следующий момент в развитии произвольного поведения связан с ростом значения отношений между школьниками. Именно в этот период возникают коллектив­ные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и другие феномены обществен­ной жизни. На этой основе начинает формироваться и оп­ределяться направленность, появляются новые нравствен­ные чувства, усваиваются нравственные требования.

Все сказанное имеет значение в жизни третьекласс­ников и четвероклассников, но слабо проявляется в жиз­ни учеников первого-второго классов. Пока они все еще остаются безразличными к тому, получили ли они замеча­ние наедине с учителем или в присутствии всего класса; в то же время замечание, сделанное в присутствии товари­щей ученику третьего-четвертого класса, переживается гораздо острее.

Выраженное стремление к общению с товарищами наблюдается на пороге 4-5 классов. Причем эта потреб­ность резко возрастает у тех детей, у которых ранее она была едва заметна. Ведь каждый ребенок хочет найти свое место, быть принятым и признанным своими товарища­ми. В этом возрасте отмечается сильная текучесть взаимо­отношений между детьми, в основе чего лежит стремление ребенка найти для себя наиболее близкого товарища и друга.

3. Произвольность поведения обусловливает станов­ление и развитие у учеников четвертых-пятых классов чувства взрослости. Различают:

- социально-моральную взрослость, которая проявля­ется в отношениях с взрослыми, в участии ребенка в заботах о семье, ее благополучии, систематической помощи взрослым. Обычно это наблюдается в семь­ях, переживающих трудности, где ребенок берет на себя выполнение взрослых обязанностей;

- интеллектуальную взрослость, выражающаяся в стремлении ребенка что-то знать и уметь по-настоя­щему, что стимулирует его познавательную деятель­ность;

- равнение ребенка на качества «настоящего мужчины» как результат прямого подражания и выработка себя таких взрослых качеств как сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.

Показателем возникновения чувства взрослости можно считать:

- возникновение желаний и требований «взрослого» к себе отношения со стороны окружающих,

- стремление к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых.

- наличие собственной линии поведения, собственных взглядов и стремление их отстоять.

Наряду с чувством взрослости мы можем встречать­ся с проявлением так называемой тенденции к взрослости, т.е. стремлением казаться и считаться взрослым. Она мо­жет возникать в ответ на непризнание взрослыми или свер­стниками претензий ребенка на взрослость. Нередко это выражается в проявлении ребенком дурных привычек (ку­рение, игра в карты, потребление вина, жаргон, способы развлечений), мелкого хулиганства, т.е. совершения по­ступков, которые, по его мнению, ставят его на одну плос­кость со взрослыми. Поэтому так важно адекватно реаги­ровать на появляющиеся у ребенка проявления чувства взрослости.

Психологи считают, что появление чувства взросло­сти является важным психологическим новообразовани­ем этого периода и по его появлению можно судить о на­чале нового этапа личностного развития ребенка.

Завершая разговор о развитии личности в младшем школьном возрасте, остановимся еще на одном важном моменте. Ранее уже подчеркивалось, что результатом лич­ностного развития в дошкольном возрасте является фор­мирование внутренней позиции ребенка - источник разви­тия произвольного поведения и чувства взрослости. В ней отражается определенное место, которое ребенок занима­ет в социуме. Конечно, она еще находится в зачаточном состоянии, содержательно не наполнена, но активно тре­бует этого, хотя бы для того, чтобы придать большую уве­ренность ребенку в самом себе. Идет активный поиск этой позиции, и от того, какое содержание будет в нее включе­но и принято ребенком, будет зависеть последующая его жизнь.

Э.Берн, анализируя позиции, которые может занять и принять человек в качестве исходных, говорит о четы­рех, выражающих отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе.

По мнению Э.Берна, любая позиция выражает от­ношение моего «Я» к твоему «Ты». Эти отношения осно­вываются на убеждениях, формирующихся в очень раннем детстве. Каковы же эти позиции?

Первая позиция. «Я» - «хороший» «Ты» - «хороший». Расшифровывается это так: «Я» - хороший и у меня все хорошо». «Ты» - хороший и у тебя тоже все хорошо». Это позиция здоровой личности, позиция, символизирующая достойную жизнь. Это базовая позиция, отражающая ус­пех личности. Эта позиция либо формируется в раннем детстве, либо вырабатывается позже тяжким трудом. Э.Берн утверждает, что просто желания стать хорошим человеком здесь недостаточно. Именно поэтому важно в самом начале личностного становления ребенка сказать родителям об их ответственности и роли в формировании будущей жизненной позиции их сына или дочери.

Вторая позиция. «Я» - «хороший» «Ты» - «плохой». Это позиция, когда нужно избавиться от кого-либо. Это позиция, отражающая превосходство личности над дру­гими, в лучшем случае-это позиция непрошеного совет­чика, который лезет помочь в том, о чем его никто не просит. В большинстве случаев - это позиция посред­ственности.

Третья позиция. «Я» - «плохой», а «Ты» - «хороший». В психологическом плане это депрессивная позиция, харак­теризующая самоуничижающую личность. Такая позиция заставляет человека унижаться перед другими, используя при этом их слабости. В основном, это меланхолики, му­чающие себя люди, прозябающие в жизни.      

Четвертая позиция. «Я» - «плохой» и «Ты» - «пло­хой». Это позиция безнадежности отчаяния, позиция че­ловека, чувствующего тщетность своих жизненных усилий. Из всех других - это самая неприемлемая, самая нежела­тельная в жизни позиция.

Человек всегда занимает ту или иную позицию, он ищет и находит ее, искреннюю или неискреннюю, негиб­кую и даже небезопасную, на которой строится его жизнь.

Отказаться от нее значит отказаться от себя, от того фундамента, на котором стоит здание личности. Об этом важно сказать родителям, от поведения которых будет за­висеть выбор ребенком той или иной жизненной позиции.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.