Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-04-01 | 133 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В момент рождения происходит физическое отделение ребенка от матери или, говоря словами Э.Фромма, начало процесса последовательного осознания индивидом своей отдельности, своего «Я». Поэтому нельзя не согласиться с мнением известного английского психолога Т.Бауэра о том, что младенчество является одним из самых критических периодов в развитии человека. Именно в это время складываются моторные навыки, завершается развитие восприятия, а главное, закладываются основы познавательных способностей и формируются начала «Я» личности человека. Им особо подчеркивается решающее значение этого периода жизни для познавательного развития, поскольку «в это время ребенок может многое приобрести, но и многое потерять. Более того, - продолжает автор, - потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго». Это предупреждение заставляет всех нас, - родителей, врачей, воспитателей, быть особенно внимательными к различным аспектам психического развития младенца, проявлению основных закономерностей этого развития.
Значимость этого периода состоит в не допущении каких-либо патологических отклонений в начальный этап психического развития ребенка. Прав был К.Юнг, когда говорил, что патология начинается тогда, когда личность наталкивается на обстоятельства, с которыми она не может справиться средствами своего сознания. В связи с этим необходимо иметь уверенные представления о конкретных фактах психического развития младенца, а также знать обстоятельства, которые ребенку трудно преодолеть, когда он нуждается в помощи со стороны взрослых.
Поворотный пункт в психическом развитии младенца приходится на середину между вторым и третьим месяцами. Следует отметить, что развитие ребенка идет столь быстрыми темпами, что внутри первого года принято выделять несколько микропериодов, качественно отличающихся друг от друга. Первый из них был только что описан - это период новорожденности. Следующий за ним длится начиная с первого месяца до 3-х месяцев.
|
Ведущим симптомом начала этого микропериода по мнению Н.Л.Фигурина и М.П.Денисовой является появление улыбки в ответ на человеческий голос, т.е. впервые появляется специфически человеческая реакция ребенка. Другие авторы также отличают этот период появлением первых социальных реакций ребенка, что свидетельствует об общем изменении характера его психической жизни. Что же для него характерно?
Заканчивается формирование слухового и зрительного анализаторов. Вполне готовы зрительное и слуховое сосредоточение. Вырабатываются условные рефлексы на звуковые и зрительные стимулы, исчезает ригидность мышц.
Наряду с этим появляется принципиально новая психическая способность младенца, так называемый комплекс оживления. Он рассматривается в качестве основного психологического новообразования периода новорожденности и его появление знаменует окончание этого периода и начало младенчества. Поэтому он представляет собой психологический критерий окончания новорожденности. Физиологическим критерием окончания новорожденности считается появление зрительного и слухового сосредоточения, а медицинским - приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился. Биологический смысл комплекса оживления состоит в том, что он включает все те элементы, из которых в дальнейшем будут формироваться дифференциальные двигательные механизмы - хватание, другие движения, наконец, речь. Но все это будет уже в следующих микропериодах.
Поскольку комплекс оживления считается центральным приобретением психической жизни младенца в этот микропериод, остановимся более подробно на его характеристике. Психологический смысл комплекса состоит в том, что это не просто совокупность реакций ребенка, а попытка воздействия на взрослого. Как уже отмечалось, начинается он с появления улыбки при виде говорящего взрослого. Социальная улыбка - главный признак начала второго микропериода в жизни младенца. Как правило, она появляется на первой неделе второго месяца. Иногда это происходит на 3-4 неделе, еще реже это бывает на 6-7 неделе. Отметим, что в первые два месяца жизни дети, выделяя взрослых, не могут при этом дифференцировать их между собой. Эта способность появляется только на 3-м месяце. В комплекс оживления входит и смех ребенка, появляющийся между 8-12 неделями (в виде периодических взвизгиваний). Вместе со смехом можно наблюдать оживленную мимику, глубокие вздохи, гуление (в конце 2-го месяца), что имеет исключительное значение для становления речи, вскидывание рук, перебирание ногами. Все это-выражение положительных эмоциональных реакций.
|
Таким образом, мы видим, что комплекс оживления - это действительно качественно иное психическое образование данного периода. Его своевременное появление и хорошая выраженность - свидетельство нормального психического развития младенца. Отсутствие комплекса оживления, или его парадоксальность, например, появление страха, крика и других отрицательных эмоций, равно как и недоразвитие его отдельных компонентов - все это может свидетельствовать об отклонениях в психическом развитии младенца в этом периоде.
Следующий микропериод в жизни младенца, выявляемый Н.Л.Фигуриным и М.П.Денисовой, приходится на возраст от 3 мес. до 6 мес.
Дифференцирующим симптомом этого микропериода они считают появление у младенца реакции ощупывания своих рук, реакции постоянной и очень четкой (10-14 недель). Новым при этом является удерживание ребенком отдельных мышечных групп в известной степени сокращения. Поэтому становится возможным хватание, отведение плеч, делание моста, поднимание головы лежа на спине, поворачивание на бок, ощупывание груди матери во время сосания, произнесение слогов.
Короче говоря, появляются дифференцированные реакции, а следовательно, устанавливаются более точные и совершенные отношения с окружающей средой. С психологической точки зрения наиболее важным моментом является появление и развитие акта хватания, - главного приобретения этого микропериода. Это важно потому, что хватание - предтеча предметно-манипулятивной деятельности ребенка. Коль скоро значение этой реакции так велико в последующем психическом развитии ребенка, покажем динамику ее формирования:
|
— 10 — 14 неделя - ощупывание своих рук;
—13— 16 неделя-ощупывание других предметов;
— 11 — 17 неделя-реакция рассматривания своих рук;
— 15—18 неделя-реакция удержания схваченного предмета;
— 17 — 20 неделя - собственно хватание;
— 17 — 23 неделя -хватание ног;
— 18 — 21 неделя - хватание предметов при их приближении;
— 20 — 24 неделя - размахивание погремушкой из стороны в сторон.
Из других моторных реакций отметим, что в этот период появляются реакции, подготавливающие сидение ребенка (на 22-30 неделе ребенок сидит без поддержки) и стояния (на 19-25 неделе ребенок стоит, держась за руки взрослого).
Примерно в три месяца ребенок может различать цвета, а в 6 месяцев ~ узнавать отдельные свойства предметов. Например, если ребенок наблюдает за движущейся фигурой зайца, то после того как она скрывается за ширмой и появляется уже в виде уменьшенной модели того же самого зайца, это вызывает у младенца реакцию удивления.
Вследствие развитой тонкой дифференцировки тактильного анализатора на 18-23 неделе ребенок отказывается от чужой груди, а на 16-20 неделе - от рожка.
На 12-17 неделе появляется крик младенца при уходе взрослого. При этом изменяется характер самого крика (появляется хныканье), что происходит, как правило, перед сном или кормлением. В связи с тем, что первое выделение «Я» младенца по мнению З.Фрейда происходит примерно в шесть месяцев это несколько изменяет его жизненную ситуацию. До этого времени эмоциональные реакции младенца в основном выполняли побудительные функции, с помощью которых ребенок взывал к помощи взрослых. Поэтому невозможно избаловать ребенка до этого возраста, оперативно реагируя на его зов. Со второй половины года, в связи с выделением «Я» младенца, взрослым нужно дифференцирование реагировать на плач ребенка, поскольку здесь мы можем сталкиваться с попытками манипулирования со стороны младенца.
|
К концу этого микропериода ребенок начинает узнавать мать, что свидетельствует о хорошем психическом развитии. Правда эта реакция очень непостоянна и поэтому ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностического значения. Для оценки развития можно использовать реакции ребенка на игрушку. По данным Е.М.Мастюковой в этом возрасте он начинает активно манипулировать с нею: подолгу фиксирует ее взглядом, следит за ее перемещением, протягивает к ней руки, схватывает и тянет ее в рот. Все это сопровождается выразительными эмоциональными реакциями.
Младенца удается научить ходить на горшок, как правило, не ранее чем в 5 месяцев, хотя есть данные что иногда удается научить и в 4 месяца. Начинать эту работу нужно с 3-х месяцев. На 16-25 неделе младенец начинает узнавать мать.
Четвертый микропериод - 6 мес. - 12 мес.
Отличительным признаком этого периода является похлопывание ручкой по предмету. Для этого периода характерны три вида принципиально новых реакций ребенка - повторные, цепные реакции и реакция подражания.
Повторные реакции-это похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет, раскачивание сидя, трясение перильцев кроватки, похлопывание ногой, произнесение повторных слогов.
Цепные реакции - это ползание, сажание, вставание, ходьба.
Подражание - это движение рук ребенка, как подражание действиям взрослых («ладушки», «до свидания», «полетели на головушку»), движения головы (покачивание), движения ног (топанье), речь и модуляция голоса. Напомним психологический смысл реакции подражания. Речь идет о ее значении при определении зоны ближайшего развития, т. е. о способности ребенка подражать деятельности взрослого, а, следовательно, о его способности к обучению.
Если повторные и цепные реакции появляются одновременно, то реакция подражания несколько позже. Новым в этих реакциях является то, что одно дифференцированное движение следует за другим в известном порядке. Одно движение связывается с другим. Все это составляет основу для развития более сложных движений — ползания, сидения и, главное, для развития предметно-манипулятивной деятельности.
В возрасте 6-9 месяцев при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, нередко переходящая в познавательный интерес. Особенностями психического развития в этом возрасте являются готовность ребенка к совместному со взрослым манипулированию игрушкой, а также появление начальных элементов общения со взрослым с помощью жестов.
|
Важное диагностическое значение имеет оценка речевого развития младенца, в частности понимание ребенком речи взрослого. Начиная с 9-ти месяцев дети адекватно реагирует на обращенную к ним речь взрослого, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действиями на некоторые словосочетания: «открой рот», «дай ручку» и т.п. Характерный для этого периода лепет ребенка состоит из 5-6 слогов. При этом дети хорошо копируют интонацию, с удовольствием произносят различные звукосочетания с губными звуками, восклицания и междометия. Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний. При отставании психического развития ребенок не понимает обращенной к нему речи и не начинает говорить сам.
Кризис 3-х лет
Поскольку нам уже известно, что новообразования формируются в периоды кризисного развития, дадим психологическую картину кризиса трех лет.
1. Наиболее очевидным симптомом наступления кризиса является возникновение негативизма в поведении ребенка. Его не следует путать с обычным непослушанием.
Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Негативизм всегда социально окрашен, т.к. он обращен к взрослому. Кроме того, ребенок всегда поступает наперекор своему собственному желанию.
2. Следующим характерным симптомом кризиса является упрямство в поведении. Если негативизм следует отличать от непослушания, то упрямство следует различать с настойчивостью. Упрямство это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связал себя первоначальным решением - «он так сказал». По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.
3. Третий симптом кризиса - строптивость. Иногда этот возраст так и называют - возраст строптивости. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни. Ответ - «да, ну...», которым ребенок обычно отвечает на все, что ему предлагают - его типичный поведенческий ход. Здесь сказывается строптивое отношение ко всему образу жизни, который сложился до этого.
4. Четвертый симптом - своеволие, своенравие в поведении ребенка. Оно заключается в тенденции к самостоятельности. Этот момент всегда следует иметь в виду, когда мы слышим знаменитое - «Я сам!» Он действительно хочет все сделать сам и подавить эту тенденцию, значит, обречь его на вечную зависимость - сначала от папы с мамой, затем от сверстников и всех других. Подавить эту тенденцию, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.
5. Пятый симптом кризиса - протест - бунт. Все в поведении малыша в ряде случаев начинает носить протестующий характер, чего раньше не было. Его поведение приобретает черты протеста, словно он воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями становятся обычным делом. С этим связан и следующий симптом.
6. Шестой симптом - обесценивание. Например, ребенок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться. Матери он может сказать, что она «дура». Ребенок старается обесценить буквально все: от игрушек, с которыми он играл до родителей, которые его воспитывают.
7. Седьмой симптом кризиса-стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. «Мама не должна уходить из дому, она должна сидеть дома» - одно из возможных высказываний подобного рода. Ребенку должны достать все, что он требует; есть он будет то, что он хочет. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими, он все время стремится вернуться к тому состоянию, когда каждое его желание исполнялось. В семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещен ревностью по отношению к младшим или старшим.
Если резюмировать эти симптомы, приводимые Л.С.Выготским для характеристики кризиса 3-х лет, то можно утверждать, что они выступают как бунт, как протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Из маленького «бэби», которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, ревнующее и деспотическое существо.
Все симптомы кризиса вращаются вокруг центральной оси «Я» у «окружающие люди». Ребенок более не желает ходить за руку с взрослыми, он хочет ходить самостоятельно. Каковы же последствия воздействия этих симптомов на ребенка?
Они затрагивают все то, что для него дорого и ценно, а значит приводят к сильным и глубоким переживаниям. Ребенок вступает во внутренние и внешние конфликты. Нередко можно видеть и некоторые невротические реакции, например, энурез. Ночные страхи, беспокойный сон, иногда затруднения в речи (заикание), так называемые гипобулические припадки (ребенок трясется, бросается на пол, стучит ногами и руками) - все это представляет собой заостренные черты негативизма, упрямства, обесценивания и протеста. Конечно, такие случаи не так часты, но они могут иметь место и врачу нужно знать об этом.
Что же приводит ребенка к такому кризису? В самой общей форме ответ был дан выше, а сейчас о некоторых конкретных причинах.
Одной из них является депривация (угнетение) потребности ребенка действовать самому. Не случайно поэтому, что наиболее остро переживают кризис слишком опекаемые дети или те, кто живет в условиях авторитарного воспитания, сопровождаемого строгими мерами наказания.
Итак, мы видим, что развитие детей этого возраста завершается формированием такого центрального психологического новообразования личности, система «Я», в которую входят не только обобщенное знание о себе, но и отношение к себе в виде самооценки.
Кризис 7 лет
Нам уже хорошо известно, что психологические образования являются продуктом переломных периодов в психическом развитии ребенка, так называемых кризисов развития. Кризис семи лет происходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста.
К основным симптомам этого кризиса относят:
- потерю непосредственности: ребенок начинает понимать, что может стоить лично для него то или иное желаемое им действие. Если ранее поведение строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать ребенок думает, чего оно может стоить ему;
- манерничание: его душа становится закрытой и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая;
- симптом «горькой конфеты»: когда ребенку плохо, то в этом возрасте он старается это скрыть от окружающих.
Наряду с этим можно легко заметить, что в этот промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания, чем прежде. Нередко можно встретиться и с агрессивностью (словесной и физической), а у некоторых детей она приобретает крайние формы в виде разрушительного отношения к вещам. Ребенок становится вспыльчивым, грубит в ответ на какое-нибудь недовольство им со стороны взрослого, он плохо контактен, непослушен. Некоторые дети могут при этом отказываться даже от еды и питья.
Нередко можно встретиться с прямо противоположным явлением - абсолютно пассивным поведением. Такие дети беспокоят своих родителей и воспитателей чрезмерной пассивностью и рассеянностью. Ясно, что причиной в обоих случаях являются детские переживания. Происходит их перестройка. От «Я сам» и «Я хочу» к «Так надо» путь неблизкий, а дошкольник его проходит всего за каких-нибудь 3-4 года. Становится понятной высокая цена такого быстрого движения от ситуативного поведения к поведению произвольному. Поэтому понятен и драматизм этого перехода.
В заключение несколько слов о психологических новообразованиях дошкольного возраста. Суммируем все известные нам данные.
1. Система мотивов. Мы видели, что ребенок в процессе игры, обыгрывая известные ему образцы поведения взрослых, вырабатывает все более полное и адекватное отношение к окружающим его людям и самому себе. Потребности обусловливают содержание мотивов, а последние постепенно трансформируются в более или менее иерархизованную систему. Именно она, эта система мотивов, и составляет основу произвольности психических процессов (памяти, внимания, мышления) и, в конечном счете, произвольного поведения.
2. Воображение и образное мышление, произвольна память. Мы видели, как в процессе игры формировались и развивались новые для ребенка познавательные процессы - воображение и образное мышление, которые также легли в основу произвольности психических процессов.
Таким образом, к концу дошкольного детства формируются такие психологические образования как воображение, образное мышление, произвольные память и внимание.
3. Возникновение первичных этических инстанций понятий добра и зла.
4. Возникновение начал произвольного поведения. Наличие произвольной познавательной деятельности и системы соподчиненных мотивов являются основой для произвольного поведения дошкольника.
5. Возникновение самосознания личности дошкольника. У ребенка формируется самооценка, он осознает возможности своих действий и их ограничения. Таким образом, к нему приходит понимание своего места в той системе отношений, в которой он находится.
Таким образом, к концу дошкольного возраста можно выделить три основных психологических приобретения:
- начала произвольного поведения, за счет:
- произвольности познавательных процессов и
- децентрации (отдельности) личности. Все это в своей совокупности позволит ему вскоре выполнять новую для себя роль ~ роль школьника. И именно сформированность и уровень развития указанных психологических новообразований обусловливает уровень готовности ребенка к школе и первые его шаги по адаптации к ней.
К сожалению, врачи нередко слышат от родителей жалобы, что их дети-первоклассники с первых дней пребывания в школе быстро утомляются, теряют интерес к учению, отказываются ходить в школу. Все это следствие не достигнутого к концу дошкольного возраста уровня готовности к школе.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!