Кризис младенческого возраста — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кризис младенческого возраста

2020-04-01 133
Кризис младенческого возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В момент рождения происходит физическое отде­ление ребенка от матери или, говоря словами Э.Фром­ма, начало процесса последовательного осознания ин­дивидом своей отдельности, своего «Я». Поэтому нельзя не согласиться с мнением известного английского психоло­га Т.Бауэра о том, что младенчество является одним из са­мых критических периодов в развитии человека. Именно в это время складываются моторные навыки, завершается развитие восприятия, а главное, закладываются основы по­знавательных способностей и формируются начала «Я» лич­ности человека. Им особо подчеркивается решающее зна­чение этого периода жизни для познавательного развития, поскольку «в это время ребенок может многое приобрес­ти, но и многое потерять. Более того, - продолжает ав­тор, - потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго». Это предуп­реждение заставляет всех нас, - родителей, врачей, воспи­тателей, быть особенно внимательными к различным ас­пектам психического развития младенца, проявлению ос­новных закономерностей этого развития.

Значимость этого периода состоит в не допущении каких-либо патологических отклонений в начальный этап психического развития ребенка. Прав был К.Юнг, когда говорил, что патология начинается тогда, когда личность наталкивается на обстоятельства, с которыми она не мо­жет справиться средствами своего сознания. В связи с этим необходимо иметь уверенные представления о конкретных фактах психического развития младенца, а также знать об­стоятельства, которые ребенку трудно преодолеть, когда он нуждается в помощи со стороны взрослых.

Поворотный пункт в психическом развитии младен­ца приходится на середину между вторым и третьим ме­сяцами. Следует отметить, что развитие ребенка идет столь быстрыми темпами, что внутри первого года принято вы­делять несколько микропериодов, качественно отличаю­щихся друг от друга. Первый из них был только что опи­сан - это период новорожденности. Следующий за ним длится начиная с первого месяца до 3-х месяцев.

Ведущим симптомом начала этого микропериода по мнению Н.Л.Фигурина и М.П.Денисовой является появ­ление улыбки в ответ на человеческий голос, т.е. впервые появляется специфически человеческая реакция ребенка. Другие авторы также отличают этот период появлением первых социальных реакций ребенка, что свидетельствует об общем изменении характера его психической жизни. Что же для него характерно?

Заканчивается формирование слухового и зритель­ного анализаторов. Вполне готовы зрительное и слухо­вое сосредоточение. Вырабатываются условные рефлек­сы на звуковые и зрительные стимулы, исчезает ригид­ность мышц.

Наряду с этим появляется принципиально новая пси­хическая способность младенца, так называемый комплекс оживления. Он рассматривается в качестве основного пси­хологического новообразования периода новорожденно­сти и его появление знаменует окончание этого периода и начало младенчества. Поэтому он представляет со­бой психологический критерий окончания новорожден­ности. Физиологическим критерием окончания новорож­денности считается появление зрительного и слухового сосредоточения, а медицинским - приобретение ребен­ком первоначального веса, с которым он родился. Био­логический смысл комплекса оживления состоит в том, что он включает все те элементы, из которых в дальней­шем будут формироваться дифференциальные двигатель­ные механизмы - хватание, другие движения, наконец, речь. Но все это будет уже в следующих микропериодах.

Поскольку комплекс оживления считается централь­ным приобретением психической жизни младенца в этот микропериод, остановимся более подробно на его харак­теристике. Психологический смысл комплекса состоит в том, что это не просто совокупность реакций ребенка, а попытка воздействия на взрослого. Как уже отмечалось, начинается он с появления улыбки при виде говорящего взрослого. Социальная улыбка - главный признак начала второго микропериода в жизни младенца. Как правило, она появляется на первой неделе второго месяца. Иногда это происходит на 3-4 неделе, еще реже это бывает на 6-7 неделе. Отметим, что в первые два месяца жизни дети, вы­деляя взрослых, не могут при этом дифференцировать их между собой. Эта способность появляется только на 3-м месяце. В комплекс оживления входит и смех ребенка, появляющийся между 8-12 неделями (в виде периодичес­ких взвизгиваний). Вместе со смехом можно наблюдать оживленную мимику, глубокие вздохи, гуление (в конце 2-го месяца), что имеет исключительное значение для ста­новления речи, вскидывание рук, перебирание ногами. Все это-выражение положительных эмоциональных реакций.

Таким образом, мы видим, что комплекс оживле­ния - это действительно качественно иное психическое образование данного периода. Его своевременное появ­ление и хорошая выраженность - свидетельство нормаль­ного психического развития младенца. Отсутствие комп­лекса оживления, или его парадоксальность, например, появление страха, крика и других отрицательных эмо­ций, равно как и недоразвитие его отдельных компонен­тов - все это может свидетельствовать об отклонениях в психическом развитии младенца в этом периоде.

Следующий микропериод в жизни младенца, выяв­ляемый Н.Л.Фигуриным и М.П.Денисовой, приходится на возраст от 3 мес. до 6 мес.

Дифференцирующим симптомом этого микропери­ода они считают появление у младенца реакции ощупывания своих рук, реакции постоянной и очень четкой (10-14 недель). Новым при этом является удерживание ребенком отдельных мышечных групп в известной степени сокра­щения. Поэтому становится возможным хватание, отве­дение плеч, делание моста, поднимание головы лежа на спине, поворачивание на бок, ощупывание груди матери во время сосания, произнесение слогов.

Короче говоря, появляются дифференцированные ре­акции, а следовательно, устанавливаются более точные и совершенные отношения с окружающей средой. С психо­логической точки зрения наиболее важным моментом яв­ляется появление и развитие акта хватания, - главного приобретения этого микропериода. Это важно потому, что хватание - предтеча предметно-манипулятивной деятель­ности ребенка. Коль скоро значение этой реакции так ве­лико в последующем психическом развитии ребенка, по­кажем динамику ее формирования:

— 10 — 14 неделя - ощупывание своих рук;

—13— 16 неделя-ощупывание других предметов;

— 11 — 17 неделя-реакция рассматривания своих рук;

— 15—18 неделя-реакция удержания схваченного предмета;

— 17 — 20 неделя - собственно хватание;

17 — 23 неделя -хватание ног;

— 18 — 21 неделя - хватание предметов при их прибли­жении;

20 — 24 неделя - размахивание погремушкой из сто­роны в сторон.

Из других моторных реакций отметим, что в этот пе­риод появляются реакции, подготавливающие сидение ребен­ка (на 22-30 неделе ребенок сидит без поддержки) и стояния (на 19-25 неделе ребенок стоит, держась за руки взрослого).

Примерно в три месяца ребенок может различать цве­та, а в 6 месяцев ~ узнавать отдельные свойства предметов. Например, если ребенок наблюдает за движущейся фигу­рой зайца, то после того как она скрывается за ширмой и появляется уже в виде уменьшенной модели того же самого зайца, это вызывает у младенца реакцию удивления.

Вследствие развитой тонкой дифференцировки так­тильного анализатора на 18-23 неделе ребенок отказыва­ется от чужой груди, а на 16-20 неделе - от рожка.

На 12-17 неделе появляется крик младенца при ухо­де взрослого. При этом изменяется характер самого крика (появляется хныканье), что происходит, как правило, пе­ред сном или кормлением. В связи с тем, что первое выде­ление «Я» младенца по мнению З.Фрейда происходит при­мерно в шесть месяцев это несколько изменяет его жиз­ненную ситуацию. До этого времени эмоциональные реакции младенца в основном выполняли побудительные функции, с помощью которых ребенок взывал к помощи взрослых. Поэтому невозможно избаловать ребенка до этого возраста, оперативно реагируя на его зов. Со вто­рой половины года, в связи с выделением «Я» младен­ца, взрослым нужно дифференцирование реагировать на плач ребенка, поскольку здесь мы можем сталкиваться с попытками манипулирования со стороны младенца.

К концу этого микропериода ребенок начинает уз­навать мать, что свидетельствует о хорошем психическом развитии. Правда эта реакция очень непостоянна и поэто­му ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностичес­кого значения. Для оценки развития можно использовать реакции ребенка на игрушку. По данным Е.М.Мастюковой в этом возрасте он начинает активно манипулировать с нею: подолгу фиксирует ее взглядом, следит за ее пере­мещением, протягивает к ней руки, схватывает и тянет ее в рот. Все это сопровождается выразительными эмоцио­нальными реакциями.

Младенца удается научить ходить на горшок, как правило, не ранее чем в 5 месяцев, хотя есть данные что иногда удается научить и в 4 месяца. Начинать эту работу нужно с 3-х месяцев. На 16-25 неделе младенец начинает узнавать мать.

Четвертый микропериод - 6 мес. - 12 мес.

Отличительным признаком этого периода является похлопывание ручкой по предмету. Для этого периода ха­рактерны три вида принципиально новых реакций ребен­ка - повторные, цепные реакции и реакция подражания.

Повторные реакции-это похлопывание рукой, пред­метом, постукивание предметом о предмет, раскачивание сидя, трясение перильцев кроватки, похлопывание ногой, произнесение повторных слогов.

Цепные реакции - это ползание, сажание, вставание, ходьба.

Подражание - это движение рук ребенка, как под­ражание действиям взрослых («ладушки», «до свидания», «полетели на головушку»), движения головы (покачи­вание), движения ног (топанье), речь и модуляция голоса. Напомним психологический смысл реакции подражания. Речь идет о ее значении при опреде­лении зоны ближайшего развития, т. е. о способности ре­бенка подражать деятельности взрослого, а, следователь­но, о его способности к обучению.

Если повторные и цепные реакции появляются од­новременно, то реакция подражания несколько позже. Новым в этих реакциях является то, что одно дифферен­цированное движение следует за другим в известном по­рядке. Одно движение связывается с другим. Все это со­ставляет основу для развития более сложных движений — ползания, сидения и, главное, для развития предметно-манипулятивной деятельности.

В возрасте 6-9 месяцев при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, нередко переходящая в познавательный интерес. Особенностями психического развития в этом возрасте являются готовность ребенка к совместному со взрослым манипулированию игрушкой, а также появление началь­ных элементов общения со взрослым с помощью жестов.

Важное диагностическое значение имеет оценка ре­чевого развития младенца, в частности понимание ребен­ком речи взрослого. Начиная с 9-ти месяцев дети адек­ватно реагирует на обращенную к ним речь взрослого, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действия­ми на некоторые словосочетания: «открой рот», «дай руч­ку» и т.п. Характерный для этого периода лепет ребенка состоит из 5-6 слогов. При этом дети хорошо копируют интонацию, с удовольствием произносят различные зву­косочетания с губными звуками, восклицания и междоме­тия. Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звуко­сочетаний. При отставании психического развития ребе­нок не понимает обращенной к нему речи и не начинает говорить сам.

 

Кризис 3-х лет

Поскольку нам уже известно, что новообразования формируются в периоды кризисного развития, дадим пси­хологическую картину кризиса трех лет.

1. Наиболее очевидным симптомом наступления кри­зиса является возникновение негативизма в поведении ре­бенка. Его не следует путать с обычным непослушанием.

Для негативизма характерно, что все поведение ре­бенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложе­ние со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Не­гативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Негативизм всегда социально окрашен, т.к. он обращен к взрослому. Кроме того, ребенок всегда посту­пает наперекор своему собственному желанию.

2. Следующим характерным симптомом кризиса яв­ляется упрямство в поведении. Если негативизм следует от­личать от непослушания, то упрямство следует различать с настойчивостью. Упрямство это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрям­ства является то, что ребенок связал себя первоначальным решением - «он так сказал». По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.

3. Третий симптом кризиса - строптивость. Иног­да этот возраст так и называют - возраст строптивости. Строптивость направлена против норм воспитания, ус­тановленных для ребенка, против его, сложившегося ра­нее, образа жизни. Ответ - «да, ну...», которым ребенок обычно отвечает на все, что ему предлагают - его типич­ный поведенческий ход. Здесь сказывается строптивое от­ношение ко всему образу жизни, который сложился до этого.

4. Четвертый симптом - своеволие, своенравие в пове­дении ребенка. Оно заключается в тенденции к самостоя­тельности. Этот момент всегда следует иметь в виду, ког­да мы слышим знаменитое - «Я сам!» Он действительно хочет все сделать сам и подавить эту тенденцию, значит, обречь его на вечную зависимость - сначала от папы с мамой, затем от сверстников и всех других. Подавить эту тенденцию, значит породить у ребенка сомнение в соб­ственных силах и возможностях.

5. Пятый симптом кризиса - протест - бунт. Все в поведении малыша в ряде случаев начинает носить протестующий характер, чего раньше не было. Его по­ведение приобретает черты протеста, словно он воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями становятся обычным делом. С этим связан и следующий симптом.

6. Шестой симптом - обесценивание. Например, ре­бенок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться. Матери он может сказать, что она «дура». Ребенок стара­ется обесценить буквально все: от игрушек, с которыми он играл до родителей, которые его воспитывают.

7. Седьмой симптом кризиса-стремление к деспотиз­му. У ребенка появляется желание проявлять деспотичес­кую власть по отношению к окружающим. «Мама не долж­на уходить из дому, она должна сидеть дома» - одно из воз­можных высказываний подобного рода. Ребенку должны достать все, что он требует; есть он будет то, что он хочет. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими, он все время стремится вернуться к тому состоянию, когда каждое его желание исполнялось. В семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещен ревностью по отношению к младшим или старшим.

Если резюмировать эти симптомы, приводимые Л.С.Выготским для характеристики кризиса 3-х лет, то можно утверждать, что они выступают как бунт, как про­тест ребенка, требующего самостоятельности, переросше­го те формы опеки, которые сложились в раннем возрас­те. Из маленького «бэби», которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, ревную­щее и деспотическое существо.

Все симптомы кризиса вращаются вокруг централь­ной оси «Я» у «окружающие люди». Ребенок более не же­лает ходить за руку с взрослыми, он хочет ходить само­стоятельно. Каковы же последствия воздействия этих симптомов на ребенка?

Они затрагивают все то, что для него дорого и цен­но, а значит приводят к сильным и глубоким переживани­ям. Ребенок вступает во внутренние и внешние конфлик­ты. Нередко можно видеть и некоторые невротические реакции, например, энурез. Ночные страхи, беспокойный сон, иногда затруднения в речи (заикание), так называе­мые гипобулические припадки (ребенок трясется, броса­ется на пол, стучит ногами и руками) - все это представля­ет собой заостренные черты негативизма, упрямства, обес­ценивания и протеста. Конечно, такие случаи не так часты, но они могут иметь место и врачу нужно знать об этом.

Что же приводит ребенка к такому кризису? В самой общей форме ответ был дан выше, а сейчас о некоторых конкретных причинах.

Одной из них является депривация (угнетение) потребности ребенка действовать самому. Не случайно по­этому, что наиболее остро переживают кризис слишком опекаемые дети или те, кто живет в условиях авторитар­ного воспитания, сопровождаемого строгими мерами на­казания.

Итак, мы видим, что развитие детей этого возраста завершается формированием такого центрального психо­логического новообразования личности, система «Я», в которую входят не только обобщенное знание о себе, но и отношение к себе в виде самооценки.

Кризис 7 лет

 

Нам уже хорошо известно, что психологические об­разования являются продуктом переломных периодов в психическом развитии ребенка, так называемых кризисов развития. Кризис семи лет происходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста.

К основным симптомам этого кризиса относят:

- потерю непосредственности: ребенок начинает по­нимать, что может стоить лично для него то или иное же­лаемое им действие. Если ранее поведение строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать ребенок думает, чего оно может стоить ему;

- манерничание: его душа становится закрытой и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая;

- симптом «горькой конфеты»: когда ребенку пло­хо, то в этом возрасте он старается это скрыть от окружа­ющих.

Наряду с этим можно легко заметить, что в этот про­межуток времени ребенок резко меняется, становится бо­лее трудным для воспитания, чем прежде. Нередко можно встретиться и с агрессивностью (словесной и физической), а у некоторых детей она приобретает крайние формы в виде разрушительного отношения к вещам. Ребенок становит­ся вспыльчивым, грубит в ответ на какое-нибудь недоволь­ство им со стороны взрослого, он плохо контактен, непос­лушен. Некоторые дети могут при этом отказываться даже от еды и питья.

Нередко можно встретиться с прямо противополож­ным явлением - абсолютно пассивным поведением. Такие дети беспокоят своих родителей и воспитателей чрезмер­ной пассивностью и рассеянностью. Ясно, что причиной в обоих случаях являются детские переживания. Происхо­дит их перестройка. От «Я сам» и «Я хочу» к «Так надо» путь неблизкий, а дошкольник его проходит всего за ка­ких-нибудь 3-4 года. Становится понятной высокая цена такого быстрого движения от ситуативного поведения к поведению произвольному. Поэтому понятен и драматизм этого перехода.

В заключение несколько слов о психологических новообразованиях дошкольного возраста. Суммируем все известные нам данные.

1. Система мотивов. Мы видели, что ребенок в про­цессе игры, обыгрывая известные ему образцы поведения взрослых, вырабатывает все более полное и адекватное отношение к окружающим его людям и самому себе. По­требности обусловливают содержание мотивов, а после­дние постепенно трансформируются в более или менее иерархизованную систему. Именно она, эта система мотивов, и составляет основу произвольности психических процессов (памяти, внимания, мышления) и, в конечном счете, произвольного поведения.

2. Воображение и образное мышление, произвольна память. Мы видели, как в процессе игры формировались и развивались новые для ребенка познавательные процес­сы - воображение и образное мышление, которые также легли в основу произвольности психических процессов.

Таким образом, к концу дошкольного детства формиру­ются такие психологические образования как воображе­ние, образное мышление, произвольные память и внима­ние.

3. Возникновение первичных этических инстанций понятий добра и зла.

4. Возникновение начал произвольного поведения. Наличие произвольной познавательной деятельности и системы соподчиненных мотивов являются основой для произвольного поведения дошкольника.

5. Возникновение самосознания личности дошкольни­ка. У ребенка формируется самооценка, он осознает воз­можности своих действий и их ограничения. Таким обра­зом, к нему приходит понимание своего места в той систе­ме отношений, в которой он находится.

Таким образом, к концу дошкольного возраста мож­но выделить три основных психологических приобретения:

- начала произвольного поведения, за счет:

- произвольности познавательных процессов и

- децентрации (отдельности) личности. Все это в своей совокупности позволит ему вскоре выполнять новую для себя роль ~ роль школьника. И именно сформированность и уровень развития указанных психологических новообразований обусловливает уровень готовности ребенка к школе и первые его шаги по адапта­ции к ней.

К сожалению, врачи нередко слышат от родителей жалобы, что их дети-первоклассники с первых дней пре­бывания в школе быстро утомляются, теряют интерес к учению, отказываются ходить в школу. Все это следствие не достигнутого к концу дошкольного возраста уровня готовности к школе.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.