Определение темы и целей деловой игры — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Определение темы и целей деловой игры

2020-03-31 146
Определение темы и целей деловой игры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются определение темы и целей. Так, например, в теме деловой игры могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику (в данном случае - преподавателю) важно ответить на несколько вопросов:

) Для чего проводится данная деловая игра?

) Для какой категории?

) Чему именно следует их обучать?

) Какие результаты должны быть достигнуты.

Основой разработки деловой игры для слушателей Учебного центра является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Необходимо помнить, что залогом успеха игры является правильный выбор темы, определение проблемы и ее причинности, формирование служб, команд, выбор оппонентов с учетом индивидуальных способностей учащихся и микроклимата в группе, четкая разработка задания для самостоятельных заданий. Создание атмосферы соревнования обеспечивает творческий подход учащихся к решению поставленных задач.

Преподаватель в подготовительный период направляет работу слушателей, помогает ознакомиться с передовым опытом отрасли, рекомендует литературу, руководит изготовлением стендов, плакатов, слайдов, моделей, необходимых для организационно-технического обеспечения деловой игры.

Успех игры зависит от ряда факторов: организационных, методических, психологических, технических и других. Из обширного круга вопросов, влияющих на качество и результат игры, следует выделить следующие:

Правильный выбор темы с учетом ее актуальности, дискуссионных возможностей в рамках той цели, которую ставит преподаватель;

Подбор участников, распределение их на подгруппы, отделы, должности с учетом знаний участников, микроклимата в учебной группе;

Построение структурно-логической схемы игры, четкая разработка заданий каждой службе, отделу, подгруппе;

Глубокое изучение слушателями материалов разрабатываемой темы, отработка различных вариантов решений службами, отделами, подгруппами, оформление технической и технологической документации;

Подготовка сценария игры с учетом "запасных", усложненных ситуаций. Занятие по отработке игры (руководитель не открывает на нем до конца свои задания - экспромты);

Отработка каждой службой (назначенной группой) выступлений, внесения корректив в структурно-логическую схему игры, режиссура игры;

Проведение деловой игры с предварительным решением организационных и методических моментов;

Разбор результатов игры, ее оценка.

Необходимо отметить, что проведению деловой игры должна предшествовать серьезная работа по углублению знаний слушателей по исследовательским и правовым вопросам.

2.3 Технология подготовки и проведения деловой игрыпо теме

"Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста"

 

Изучение данной темы, как показывает практика, наиболее целесообразно проводить в форме деловой игры.

Опираясь на типологию деловых игр, предложенную в методических рекомендациях Вербицкого А.А. и Борисова Н.В., где оценка деятельности участников и всей группы происходит в баллах, мы можем определить, их:

) По конечному результату - жесткая игра, когда заранее известен ответ, существуют жесткие правила, регламентированные действующим законодательством.

) По конечной цели - обучающие направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников и, в то же время, поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

) Это ролевая игра, где каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием.

В любой деловой игре можно выделить этапы, то есть последовательность шагов по ее проведению.

На первом этапе (введение в игру) участников следует познакомить со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляют консультирование и инструктаж. Однако в случае необходимости игре может предшествовать лекция или беседа по актуальным проблемам, затрагиваемым в игре.

Далее следует разделить слушателей на группы. Оптимальный размер группы 5-7 человек; в каждой группе выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игровые роли. Роли желательно распределить в начале игры. Деятельность по формированию игровой группы предполагает оценку индивидуальных качеств обучаемых, степени их подготовленности к деловой игре, их игровой мотивации (формальное участие или искренняя заинтересованность, стремление отличиться или же научиться новому). Все участники должны хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Цель игры должна соответствовать потребностям ее участников. Учитывая специфику данной отрасли обучения, рекомендуется однородный по уровню знаний, опыта и компетентности состав участников. Не менее важно, чтобы между ними установились отношения доверия и открытости. Только в этом случае оценки, советы, замечания и критика будут правильно восприниматься и окажут обучаемым реальную помощь. Перечисленные требования относятся не только к непосредственным участникам-игрокам, но и к зрителям, которые тоже входят в круг обучаемых, выполняют в процессе игры роли наблюдателей, аналитиков, оценщиков и др.

Следующим этапом можно назвать погружение в игру, когда слушатели получают задание. Существуют специальные упражнения, осуществляющие функцию "погружения" в игровое взаимодействие. Их выбор зависит, прежде всего, от намерений и ожиданий организатора игры, а также от особенностей аудитории и времени, отводимого на такую форму занятий.

Изучение и системный анализ ситуации или проблемы осуществляется в каждой группе. Участники игры анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику и ранжирование проблем, договариваются о терминологии, формулируют проблемы и т.д. Кроме того, они получают не только информацию, материалы для анализа, но и установки по поведению и правилам игры, следовательно, происходит процесс ознакомления с правилами и вхождение в ролевое поведение.

Когда закончились подготовительные этапы, начинается непосредственно игровой процесс. На этом этапе, в соответствии с принятой в каждой группе стратегией, осуществляется поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий рассматриваемых решений и конкретных действий. В ходе дискуссии вырабатывается коллективное решение, затем разрабатывается и обосновывается проект, который визуализируется на плакатах или слайд-шоу, делаются расчеты и заполняются документы, необходимые для решения и его презентации. На этом этапе допустимо использовать сеть Интернет для коммуникации и сбора информации, различные поисковые системы. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, справочно-правовые системы ("Гарант", "Консультант Плюс"), тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Важно отметить, что использование информационных технологий в самостоятельной работе слушателей позволяет не только интенсифицировать их обучение, но и закладывает прочную основу их дальнейшего непрерывного самообразования. Для выполнения расчетов, подготовки презентаций рекомендуется использовать стандартные пакеты прикладных программ.

Подходим к следующему этапу деловой игры - общей дискуссии. Каждая группа делегирует представителя своей команды для презентации и обоснования своих решений или проектов (обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы). Для проведения межгруппового общения изменяется пространственная среда игры, и распределяются специальные роли, как правило, исполняющие игровые функции. На пленуме активно работают экспертные группы, которые оценивают не только результаты проективной деятельности команд, но и культуру коммуникации и презентации. По итогам дискуссии может выступить и преподаватель, но лишь с комментариями по содержанию дискуссии, по проектам, а не вообще по всей игре. Кроме того, преподавателю на этом этапе приходится вести дискуссию, а, следовательно, ставить вопросы и корректно управлять процессом обмена мнениями.

Подведение итогов игры - наиболее ожидаемый заключительный этап игровой ситуации. Необходимость этого этапа особенно важна, так как здесь оцениваются решения и проекты, происходит знакомство с разными стратегиями, определяется их эффективность и конкурентоспособность. Кроме того, на этом этапе подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выявляются лучшие команды, игроки, проекты. Именно на этом этапе игра получает логическое завершение, особенно если ее итоги подводит не только преподаватель - организатор игры, но и представители практики, специалисты по исследуемой проблеме. Система оценивания в конечном итоге должна соотносить планируемые цели и полученный результат игры. Кроме того, она должна предполагать оценку в определенных шкалах качества вырабатываемых решений и проектов; позволять оценивать деятельность каждого отдельного участника и работу команды; оценивать личные характеристики участников игры. Грамотное подведение итогов помогает участникам адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, утвердиться в собственном мнении, сделать соответствующие выводы. При подведении итогов игры желательно ранжировать ее участников в зависимости от достижений, анализировать и объяснять причины успеха лидеров и отставания аутсайдеров.

Рефлексия (лат. rеfleхio - отражение, следствие чего-либо, размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния) - не менее важный фрагмент игры, устанавливающий обратную связь, позволяющий провести мониторинг мнений и выяснить степень удовлетворенности, потери и приобретения. Именно рефлексия позволяет преподавателю не просто выявить степень удовлетворенности обучаемых проведенной игрой и принятыми решениями, а услышать информацию о трудностях, которые испытали участники, об их удачах и личных достижениях.

Существует много техник, способствующих так называемому, "выгружению" участников из игрового процесса. Их выбор зависит от целей игры и компетентности преподавателя. Завершающая часть игры может быть посвящена размышлениям участников об их будущем, о перспективах использования в учебном процессе такого рода технологий обучения, домашним заданиям и т.д. В зависимости от целей игры можно также поменять местами два последних фрагмента, так как рефлексия, кроме того, может потребовать достаточно большого времени и после нее иногда бывает сложно переключиться на игровое взаимодействие.

Большие возможности для повышения эффективности игрового обучения и выходящего за пределы игровой процедуры дальнейшего самопознания ее участников дает видеозапись самой игры. С ее помощью становится возможным для участников игры:

·   посмотреть и проанализировать свое поведение как бы со стороны, а для руководителя и всех участников:

·   отобрать, отдельно рассмотреть и детально обсудить наиболее важные эпизоды игры, подобрать оптимальные варианты поведения;

·   проверить правильность самооценок игроков, а также оценок наблюдателей и руководителя;

·   установить степень успеха слушателей посредством сопоставления фрагментов первого и повторных проигрываний ими одних и тех же ролей или ситуаций.

При просмотре видеозаписи следует обращать особое внимание на корректность ее использования. Так, например, многократные показ и публичное обсуждение ошибочных форм поведения отдельных игроков может задевать их чувство собственного достоинства.

Один из важнейших факторов успеха деловой игры - руководство игрой, контроль за ее процессом. Руководитель выполняет в организации игры следующие функции:

·   оценивает целесообразность проведения игры и формирует (лучше на основе добровольности) состав ее участников;

·   знакомит с условиями и правилами игры, консультирует участников;

·   готовит или адаптирует применительно к конкретным условиям базу данных для начального периода игры; устанавливает ее регламент;

·   осуществляет текущий контроль за соблюдением правил игры;

·   следит за соблюдением в процессе игры этических норм, защищает от группового давления и предотвращает возможные личные обиды и конфликты;

·   помогает выявлять и анализировать неэффективные способы действий и овладевать эффективными моделями поведения;

·   следит за ориентацией игрового процесса на достижение поставленных целей, предотвращает возможные отклонения;

·   собирает по завершению игры ее рабочие документы и проверяет правильность их заполнения;

·   оценивает результаты выполнения заданий, поведение участников, делает общие выводы, дает частные рекомендации конкретным участникам игры.

Для выполнения этих и некоторых других функций руководитель должен обладать соответствующими качествами:

·   чувствовать состояние участников и обладать коммуникационными способностями;

·   уметь точно выражать в словах чувства и поведение участников и делать обобщения;

·   быть объективным, не стоять на стороне какого-либо участника или команды;

·   уметь корректно сопоставлять правильные и неправильные позиции участников, не задевая чувство собственного достоинства их носителей;

·   быть внимательным к каждому участнику, учитывать интересы отдельных игроков и всей группы;

·   уметь понятно представить ситуацию, обрисовать и показать правильные образцы поведения;

·   быть готовым находиться в тени, на заднем плане игры, удерживаться от чрезмерного вмешательства в ее процесс, предоставляя тем самым широкую свободу действий ее участникам.

В полной мере удовлетворять этим и некоторым другим требованиям может лишь квалифицированный и опытный руководитель.

Очень важно определить время и место деловой игры в учебном процессе. В неподготовленной для игры в психологическом плане аудитории слушателей новизна формы занятий может чрезвычайно отвлечь внимание обучаемых от сюжета игры и даже вызвать непонимание. Поэтому, на начальном этапе обучения слушателей деловую игру следует проводить в конце изучаемой темы, предваряя поведение самой игры подготовительными мероприятиями: работой в парах, микрогруппах с постановкой конкретных небольших заданий, с использованием различных рода опор: схем, таблиц, фото - и видеодокументов.

Таким образом, в деловой игре присутствует особый игровой контекст, разворачивающийся в соответствии с сюжетом, определенными игровыми правилами и предусматривающий ролевое взаимодействие участников. В игре присутствуют цели - игровые и учебные. В деловой игре происходит моделирование значимых для участников игры проблемных ситуаций профессионального общения, способствующих формированию устойчивых навыков и умений делового общения.

Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.

 


Глава 3. Разработка деловой игры по дисциплине "Расследование и экспертиза пожаров"

 

Цели и задачиделовой игры

 

Происшествие, связанное с пожаром, может повлечь уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность в зависимости от характера деяния и тяжести его последствий. Для юридической квалификации такого происшествия необходимо установить: причину возникновения пожара и последующего его развития, взаимосвязь действий (бездействия) конкретных лиц с наступившими последствиями пожара.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Осуществление предварительного расследования в форме дознания преступления связанного с пожаром.

. Проведение пожарно-технической экспертизы.

Тема 3.3.1 "Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста".

Вид занятия - деловая игра.

Отводимое время - 4 часа.

Цели деловой игры по дисциплине "Расследование и экспертиза пожара" для слушателей Учебного центра: обобщение и закрепление полученных теоретических знаний в сфере производства дознания по делам о пожарах, развитие профессиональных навыков и умений в сфере производства пожарно-технической экспертизы и формирования материалов уголовного дела. Привитие дальнейшего интереса к изучению дисциплины.

Место проведения: ФГБУ ДПО Учебный центр федеральной противопожарной службы по Приморскому краю, классы согласно расписанию.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.