Понятие деловой игры и ее педагогические преимущества — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие деловой игры и ее педагогические преимущества

2020-03-31 154
Понятие деловой игры и ее педагогические преимущества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Активные формы обучения - это формы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает главным образом не изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных форм обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Они позволяют использовать самую древнюю форму обучения и воспитания молодого поколения в виде игры. Деловая игра позволяет соединить знания из предпосылки действий в сами действия.

Многие педагоги в наше время ищут разнообразные формы проведения занятий, которые отличаются от стандартных. Ежедневно преподаватель сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность обязательно предполагает творчество. Среди различных активных форм обучения, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, которая активизирует мыслительную деятельность учащихся и способствует развитию их творческих способностей.

Деловые игры становятся наиболее эффективными формами подготовки специалистов. Они вводят слушателей в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность к критической оценке действующего производства, к умению находить решение по его совершенствованию и являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы учащихся по приобретению профессиональных знаний и навыков.

Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач. Однако все это многообразие недостаточно представлено в существующих определениях деловой игры. Рассмотрим некоторые из них.

Так, например, смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях: "Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики".

Деловая игра - форма обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается практико-ориентированная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов.

Деловые игры являются педагогическим средством и активной формой обучения, которые интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дают возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например, деловых игр слушатели входят в любую роль организуемого процесса, что приближает обучение к реальной действительности, требуя от будущих специалистов взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать высокий интерес у обучающихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

Деловые игры - это еще и форма нового образования. Вот уже несколько десятилетий они активно используется во всем мире для обучения профессиональному мастерству взрослых людей, поскольку имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими формами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, тренировать как отдельных людей, так и целую команду. Учить быть командой.

Деловые игры занимают одно из ведущих мест в процессе обучения. Несомненным достоинством в данном случае является доступность, наглядность, результативность, что в свою очередь приводит к повышенному интересу обучаемых, а изучаемый материал усваивается не только на рационально-логическом, но и на эмоциональном уровне. Деловая игра нацелена, главным образом, на повышение степени самостоятельности слушателя в процессе обучения. Самостоятельность предполагает необходимость работы со стороны слушателей над изучаемым материалом, развитие их способностей свободно ориентироваться в изучаемых вопросах и умение самостоятельно находить на них ответы. В то же время, деловая игра позволяет создать условия, при которых получение знаний становится личной установкой учащегося. Такую установку можно сформировать только на базе личного интереса. И этот интерес должен вписываться в профессиональный контекст, опираясь на уже полученные профессиональные знания.

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку "деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста".

Деловая игра - это и средство развития профессионального творческого мышления, в ходе которого человек учится анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.

Такого рода игра является наилучшейформой проведения занятий. Деловые игры в отличие от традиционных форм обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем и оценивать каждый из них, принимать решение и определять механизм его реализации.

Деловая игра представляет собой форму деятельности в условной обстановке, направленной на воссоздание содержания будущей профессиональной деятельности. В деловой игре с помощью знаковых средств (язык, речь, график, таблица, документ и др.) воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, имитируется поведение участников игры по заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной производственной обстановки.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей педагога считается не просто обучение - получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. Деловая игра является сложно устроенной формой обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс различных методов активного обучения.

К числу сильных сторон деловых игр можно отнести то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему при значительном сокращении времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

Создание деловой игры связано с разработкой методического обеспечения игры и представляет собой сложную научно-техническую задачу.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.