Типология, структура и особенности деловых игр — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типология, структура и особенности деловых игр

2020-03-31 211
Типология, структура и особенности деловых игр 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для выявления сущности понятия необходимо рассмотреть теоретические основы деловых игр, их назначения, основные характеристики, структуру.

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.

Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология. Например, согласно классификация Л.В. Ежовой, деловые игры можно рассматривать:

. По времени проведения: без ограничения времени; с ограничением времени; игры, проходящие в реальное время; игры, где время сжато.

. По оценке деятельности: балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; оценка того кто как работал, отсутствует.

. По конечному результату: жесткие игры, когда заранее известен ответ, существуют жесткие правила; свободные, открытые игры, при проведении которых известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

. По конечной цели: обучающие направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; констатирующие - конкурсы профессионально мастерства; поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

. По методологии проведения: луночные игры - любая салонная игра; ролевые игры, где каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием; групповые дискуссии, которые связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы; имитационные, цель которых создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях; организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем; инновационные игры (В.С. Дудченко) формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации; ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.

В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:

степень формализации процедуры;

наличие или отсутствие конфликта в сценарии;

уровень проблемности (первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации; второй уровень характеризуется вовлечением студентов в совместное размышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов);

степень участия слушателей в подготовке деловых игр;

длительность процедуры игры;

характер моделируемых ситуаций;

характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия;

способ передачи и обработки информации;

динамика моделируемых процессов;

тематическая направленность и характер решаемых проблем.

В литературе нет единого мнения по вопросам о сущности деловой игры и методике ее конструирования, как нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах.

При конструировании имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов, таких как:

цели;

предмет игры;

графическая модель взаимодействия участников;

система оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:

цели;

комплекс ролей и функций игроков;

сценарий;

правила игры.

При разработке и построении структуры деловой игры, пожалуй, одним из сложных этапов является выбор и описание объекта имитации. Выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности, выполнение которого требует применения, разнообразных умений и навыков, "заготовленных" у слушателей в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, для игрового моделирования подходит не любая ситуация из сферы профессиональной деятельности, а только такая, которая содержит в себе проблемность и не может быть решена индивидуально.

Сценарий - это базовый элемент деловой игры, который является и основным документом её проведения. Структура сценария включает следующие элементы: реальное противоречие, наличие в ситуации различных параметров деятельности, столкновения явлений, противоречивости критериев принятия решений и т.п. Возможен в сценарии и игровой конфликт. Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий и идей, когда процесс игры следует какому-то обобщенному порядку действий, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Деловая игра - имитационная игроваяформа активного обучения. Важно также отметить, что, кроме того, это еще и коллективнаяформа обучения. В деловых играх решения вырабатываются командой, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.

Специфика обучающих возможностей деловой игры как формы активного обучения в сравнении с другимиформами состоит в следующем:

процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных ситуаций и отношений;

форма деловых игр - это специально организованная деятельность по переводу теоретических знаний в практическую обстановку, когда происходит не механическое накопление информации, а реальное воплощение какой-то сферы человеческой деятельности.

Деловая игра позволяет:

сократить время накопления профессионального опыта;

экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;

усваиваивать знания не про запас для будущего применения, а в реальном для участника процессе, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании образа профессиональной ситуации;

формировать у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности;

приобрести социальный опыт в сфере коммуникации, принятия решений и т.п.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.


Глава 2. Методика разработки деловой игры для слушателей Учебного центра федеральной противопожарной службы по Приморскому краю

2.1 Дисциплина "Расследование и экспертиза пожара"организация обучения в Учебном центре федеральной противопожарной службы по Приморскому краю

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебный центр федеральной противопожарной службы по Приморскому краю" является единственным учебным заведением профессиональной подготовки пожарных, повышению их квалификации на территории Приморского края. Специфика данного учебного заведения (далее - Учебный центр) подразумевает и свои особенности при организации и проведении образовательного процесса.

Учебный центр имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 15 декабря 2011 № 894. Учебный центр имеет право ведения образовательной деятельности по следующим образовательным программам и программам профессиональной подготовки: пожарных; водителей пожарного автомобиля; газодымозащитника; пожарных добровольных пожарных дружин; спасателей МЧС России; переподготовки лиц среднего начальствующего состава, принятых в федеральную противопожарную службу из иных организаций после окончания образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования с углубленным изучением Государственного пожарного надзора и др.

Дисциплина "Расследование и экспертиза пожара" включает изучение теоретических основ и практического опыта расследования пожаров. Согласно тематическому плану на изучение дисциплины отводится 82 учебных часа (аудиторных): лекции - 32 часа, практические занятия - 40 часов, деловая игра - 4 часа и экзамен - 6 часов.

Деловая игра проводится по теме 3.3.1 "Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста".

Вышеуказанная тема в деловой игре призвана обобщить знания, полученные в результате изучения дисциплины, а именно:

цели, задачи и основной круг вопросов, решаемых при расследовании пожаров, дознании по пожарам, пожарно-технической экспертизе;

основы методологии выявления очаговых признаков и установления места возникновения (очага) пожара;

методические основы решения вопроса о причине пожара;

современные инструментальные методы и средства исследования вещественных доказательств, изъятых с места пожара;

возможности специальной техники в решении задач пожарной криминалистики;

основные процессуальные и технические требования к материалам по пожару, которые готовит дознаватель, пожарно-технический эксперт.

В результате изучения дисциплины слушатель должен уметь:

проводить осмотр места пожара, квалифицированно описывать термические поражения материалов и конструкций, составлять протокол осмотра места пожара и правильно его оформлять;

анализировать и систематизировать данные по пожару и извлекать из них информацию необходимую для решения вопросов, поставленных на разрешение специалиста (эксперта);

выявлять по результатам осмотра места пожара и с учетом прочих данных по пожару место его возникновения (очаг пожара);

анализировать основные версии о возможных причинах пожара;

устанавливать и доказывать причину пожара;

отвечать на другие вопросы, находящиеся в компетенции специалиста по исследованию пожаров или пожарно-технического эксперта;

составлять заключения технического специалиста и пожарно-технического эксперта.

Для решения задач по проведению проверки по факту пожара и проведению дознания по преступлению связанному с пожаром решается сотрудниками органа дознания. К органам дознания относятся органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (далее - ГПН ФПС, п.4 ч.1 ст.40 УПК РФ). Их состав определен ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 820 "О государственном пожарном надзоре".

Полномочия органа дознания:

. дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно - в порядке, установленном главой 32 УПК РФ (по делам о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст.168, ч.1 ст.219, ч.1 ст.261 УК РФ.);

. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно - в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ (ст.167 ч.2, 219 ч.2, 261 ч.2 УК РФ).

Органы ГПН ФПС в соответствии с УПК РФ обязаны:

. принять одно из следующих решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении:

возбудить уголовное дело в порядке, установленном ст.146 УПК РФ;

отказать в возбуждении уголовного дела (ст.148 УПК РФ);

передать сообщение по подследственности в соответствии со ст.151 УПК РФ.

Возбуждение уголовного дела - первоначальный этап уголовного судопроизводства, на котором уполномоченные государственные органы и должностные лица, располагающие сведениями о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают достаточные данные, указывающие на наличие или отсутствие признаков преступления, и принимают решение возбуждать или не возбуждать уголовное дело.

При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела, дознаватель выносит постановление о возбуждении уголовного дела и приступает к производству дознания.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

. дата, время и место его вынесения;

. кем оно вынесено;

. повод и основание для возбуждения уголовного дела;

. пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Копия постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору для осуществления надзора. Если прокурор признает постановление дознавателя незаконным или необоснованным, то он вправе в течение 24 часов с момента его получения отменить его постановление путем вынесения собственного постановления, в котором в обязательном порядке излагаются мотивы, по которым было принято данное решение.

О принятом решении дознаватель обязан незамедлительно уведомить заявителя. А в случае возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица - также и подозреваемого.

Дознание органом ГПН ФПС России, осуществляется по преступлениям, предусмотренным ст.168, ч.1 ст.219 и ч.1 ст.261 Уголовного кодекса Российской Федерации (ст.146 УПК РФ).

Дознаватель, приняв дело к своему производству, использует всю полноту своих полномочий по расследованию преступлений и несет ответственность за его исход.

После возбуждения уголовного дела дознаватель приступает к доказыванию обстоятельств преступления, в числе которых обязательными являются следующие обстоятельства (предмет доказывания, ст.73 УПК РФ):

) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

) обстоятельства, характеризующие личность виновного;

) характер и размер вреда, причиненного преступлением;

) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Для решения задач по проведению пожарно-технической экспертизы привлекаются сотрудники экспертного учреждения.

Экспертиза, в широком смысле слова, это любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, профессиональных, опытных) знаний.

В нашем случае это экспертизы, связанные с причиной возникновения пожара, которые рассматриваются в качестве основания для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований уголовной ответственности и квалификации преступления.

Пожар возникает, как правило, в силу проявления одновременно нескольких факторов и обстоятельств, которые могут иметь как случайный характер, так и являться результатом определенных действий или бездействия людей. И далеко не всегда из такой совокупности возможно с уверенностью указать то главное обстоятельство, которое и вызвало пожар. К тому же далеко не всегда важно выяснить эту причину, бывает, что основное внимание сосредотачивается на выяснении обстоятельств, которыми обусловлено развитие и распространение пожара, формирование опасных факторов пожара и причинение вреда людям и материальным ценностям в крупных размерах.

Таким образом, экспертиза - процессуальное действие, состоящее в производстве по поручению следователя, органа дознания или суда исследований различных объектов специалистами в области науки, техники, искусства или ремесла и представлении на основании этих исследований заключения по поставленным вопросам.

Сегодня экспертиза пожаров - это комплекс специальных познаний, необходимых для исследования места пожара, отдельных конструкций, материалов, изделий и их обгоревших остатков с целью получения информации, необходимой для установления очага пожара, его причины, путей распространения горения, установления природы обгоревших остатков, а также решения некоторых других задач, возникающих в ходе исследования и расследования пожара.

Экспертиза является опосредственным средством доказывания, проводится специальным субъектом с целью получения фактов, которые могут быть установлены только с помощью экспертного исследования. Ее результаты оформляются специальным документом - заключением эксперта (ст.80 УПК РФ).

Права и обязанности судебного эксперта регламентируются ст.57 УПК РФ.

Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

В процессе раскрытия и расследования преступлений и при судебном разбирательстве постоянно возникает необходимость специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Специальными являются знания, выходящие за рамки общеобразовательной подготовки и просто житейского опыта приобретаемые в процессе профессиональной деятельности, основанные на теоретических, базовых положениях соответствующих областей знаний и подкрепленные полученными в ходе специального обучения или первичной деятельности навыками.

Тема 3.3.1 "Формирование выводов о причине пожара. Подготовка заключения технического специалиста" является ключевой при изучении дисциплины"Расследование и экспертиза пожара" имеет обобщающий характер. Поэтому преподавателю важно проверить уже сформированный уровень подготовки у слушателей, структурировать их знание по ранее изученным темам. Деловая игра призвана смоделировать реальную ситуацию на пожаре и проверить уровень профессиональной подготовки бедующих экспертов и дознавателей.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.