Процесс профессионального становления личности. Место ненормативного кризиса в процессе профессионального развития — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Процесс профессионального становления личности. Место ненормативного кризиса в процессе профессионального развития

2020-03-31 97
Процесс профессионального становления личности. Место ненормативного кризиса в процессе профессионального развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В профессиональном становлении личности выделяются следующие стадии (переход от одной к другой сопровождается нормативными кризисами) [12]:

7. Оптация - формирование профессиональных намерений, появление первичного профессионального самоопределения. Возникает противоречие желаемым будущим и реальным настоящим, что порождает кризис учебно-профессиональной ориентации. Ядро кризиса - необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки.

8. Стадия профессионального образования. Здесь возможен кризис ревизии и коррекции профессионального выбора, который проявляется в разочаровании в получаемой профессии (недовольство отдельными предметами, сомнение в правильности профессионального выбора, падение интереса к учебе и т.д.)

9. Стадия профессиональной адаптации. Характеризуется изменением ситуации профессионального развития: появление новых социально-профессиональных ценностей, нового вида деятельности - профессионального. Основная причина кризиса - психологическая, несовпадение реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Это кризис профессиональных экспектаций.

10.Стадия первичной персонализации личность начинает испытывать потребность в дальнейшем профессиональном росте. При отсутствии его перспектив у личности возникает внутренний дискомфорт, психическая напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии. Это кризис профессионального роста.

11.Вторичная профессионализация характеризуется высококачественным и высокопроизводительным выполнением профессиональной деятельности. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности. Личность испытывает потребность в самоутверждении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры.

12.Стадия характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении, фрустрация которой может вызвать кризис социально-профессиональной самоактуализации, проявляющийся в глубокой неудовлетворенности собой.

13.Уход из профессиональной жизни. Возникает кризис утраты профессии. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля и контактов, снижение финансовых возможностей.

Помимо нормативных кризисов, инициирующихся логикой профессионального становления личности, существуют и ненормативные (непредвиденные) кризисы, которые носят непредсказуемый характер и могут протекать на фоне любой стадии профессионального становления. Следует отметить факт возрастания в настоящее время непредвиденных кризисов. Социально-экономическая ситуация в обществе ежедневно рождает такие события, которые не укладываются в нормативное течение профессиональной жизни (невыплаты заработной платы, постоянные реорганизации госучреждений, вынужденное увольнение и т.д.), что также способствует росту безработицы. Как правило, эти кризисы сопровождаются сильными отрицательными эмоциями.

Зеер Э.Ф. и Сыманюк Э.Э, выделяют два вида ненормативных кризисов:

14.вследствие внешних обстоятельств, вызванных случайными событиями.

15.Кризисы самоактуализации, инициированные сверхнормативной активностью личности.

«В становлении личности наступает момент, когда человек перерастает возможности дальнейшего развития в рамках данной профессиональной деятельности. И тогда главной движущей силой становится стремление к самореализации. Эти кризисы обусловлены внутренней логикой развития личности. Протекание их сопровождается сильнейшими эмоциональными переживаниями положительной модальности. Наличие этого кризиса предполагает изменение «Я - концепции», перестройку профессионального сознания. Присутствие этого кризиса в профессиональной биографии свидетельствует о мощном потенциале личности к самореализации и самоосуществлению». Лишь такого рода кризисы способствуют профессиональному развитию человека, и они являются предметом нашей работы. В результате подобных ненормативных кризисов и происходит профессиональное самоопределение и переопределение человека. Причем, толчком тому может служить и кризис, вызванных внешними обстоятельствами потери работы.

Василюк Ф.Е. определяет кризис как поворотный пункт жизненного пути [9]. Кризис делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности - метаморфоза личности, перерождение ее, «принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образования».


1.3 Понятие профессионального самоопределения и его значение в процессе профессионального развития

 

Профессиональное развитие человека выражается и проявляется в процессах профессионального самоопределения и профессиональной самореализации [18]. Каждый из них предполагает преодоление противоречия, претерпевание, потребность в качественном изменении себя, что ведет к росту, развитию человека в профессиональной сфере.

И так как для нас наиболее важным является лишь профессиональное самоопределение, мы подробнее остановимся на рассмотрении данного процесса. В описании понятия профессиональное самоопределение мы опираемся на таких авторов, как Климов Е.А., Пряжников Н.С., Абульханова-Славская К А [13,20,1], так как данный дипломный проект соответствует представленному подходу.

По Климову, «самоопределение следует понимать не просто как «самоограничение», а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей" чего-то полезного, сообщества профессионалов»[13]. Неправильно понимать профессиональное самоопределение как однократный акт принятия решения или кратковременный процесс. «Каждый отдельный выбор на трудовом жизненном пути является обязательно процессом, т.е. некоторой цепочкой взаимосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейших действий и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений и формулировка того или иного решения.» [там же]. Таким образом, провозглашается неизбежность выборов на многолетнем трудовом жизненном пути. В связи с развитием техники, технологии, общественного устройства, организации труда все время происходят изменения мира профессий. Поэтому правильнее думать не о единственном выборе профессии, а об активности по постоянному проектированию (придумыванию, совершенствованию ранее придуманного) и реальному построению своего профессионального трудового пути.

Пряжников Н.С. выделяет несколько подходов в определении эффективности профессионального самоопределения [20].

1. По самому «факту выбора» профессии, учебного заведения и места работы (количественная оценка).

2. Качественная оценка эффективности профессионального самоопределения предполагает понимание - какие изменения произошли в плане мотивации человека в профессиональной сфере, отношении к самому процессу профессионального самоопределения, в расширении информативной и когнитивной базы выбора, а также понимание ценностно-нравственной основы самоопределения и согласования профессиональных выборов с выборами жизненными и личностными.

Профессиональное самоопределение - это важнейшая человеческая проблема, так как организуется проблемная (а значит, внутренне конфликтная) ситуация размышления о своей будущей жизни. И нередко этому способствует внешний ненормативный кризис. Таким образом, наши размышления подчиняются следующей схеме: потеря работы воспринимается человеком как неожиданный «удар», что влечет за собой внутренний кризис, противоречие, конфликт, преодоление которого возможно лишь посредством личностного определения и переопределения.

При выделении критериев и показателей успешности профессионального самоопределения следует ориентироваться не столько на конкретные результаты (выборы), сколько на формирование самой готовности эти выборы совершать.

«Отсюда можно несколько уточнить главную (идеальную) цель профессионального самоопределения, которая состоит в формировании внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного) или, иначе говоря, готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла» [там же]. Формирование у человека такой готовности будет составлять главный результат профконсультационной помощи.

Тем не менее, профессиональное самоопределение рассматривается в основном относительно юношеского возраста: создаются и применяются программы, помогающие подросткам в первичном самоопределении, в выборе своего профессионального пути. И совсем мало материалов посвящается переопределению и переориентации профессионалов. Петров В.П. видит причину такому положению вещей в следующем [19]:

.Отечественная психология десятилетиями пребывала в плену идеализированных представлений о профессиональном пути человека с юности до пенсионного возраста как равномерном и последовательном в рамках изначально выбранной деятельности с обязательно гарантированным рабочим местом. В условиях плановой экономики, бесплатного и общедоступного образования, централизованного распределения трудовых ресурсов по отраслям народного хозяйства и регионам страны, не было социального заказа на исследование психологических механизмов вынужденной смены взрослым человеком своей профессии, выработку практических рекомендаций по подбору оптимальных в этом случае вариантов трудоустройства, профилактике возможных негативных для личности последствий такого рода переходов и связанной с ними безработицы. Поэтому профессиональная карьера в целом виделась логичной и последовательной, где каждый очередной этап закономерно вытекает из предыдущего, а основные трудности и противоречия связаны только с выбором «своей» профессии в юности, а затем с переходами от общеобразовательной школы к ПТУ, техникуму, ВУЗу, а от них к производству.

Совсем иное отношение к рассмотрению этих же вопросов в зарубежной психологии. Там является очевидным, что человек, включаясь в трудовую деятельность, попадает в водоворот разнообразных событий и трансформаций. Как пишет финский психолог М.Воланен, для большинства людей переход к полноценной рабочей жизни состоит из цепочки событий, включающих безработицу, короткие периоды занятости, дальнейшее профессиональное совершенствование или доучивание, изменение области специализации или смену профессии. По его данным, успешно, т.е. логично и последовательно, процесс профессионализации в Финляндии проходят лишь 26% молодых специалистов [19].

Как следствие запросов реальной практики, в западной психологии широко представлены исследования, посвященные вопросам профессиональной переориентации и повторного профессионального обучения личности; влияние безработицы или временного вынужденного занятия другой деятельностью на сохранение профессиональной пригодности к своей основной специальности; взаимосвязи между прошлым опытом и успехами в новой деятельности; формирование личности профессионала, способной успешно действовать в условиях динамичного рынка труда. Все эти исследования - ответ на заказ «своего» общества, заинтересованного в быстром и успешном включении каждого работника в деятельность с тем, чтобы продолжительность безработицы и затраты на переподготовку были минимальны.

.Следствие тех подходов, которые доминируют в нашей психологии при рассмотрении процесса развития психики в целом - этот процесс в большинстве случаев анализируется на уровне детского, подросткового и юношеского возрастов при явно недостаточном внимании к изучению закономерностей и механизмов развития личности зрелого человека. Аналогично рассматривается в нашей литературе и профессиональное развитие личности. Принято считать, что все наиболее значимые события процесса профессионализации человека связаны лишь с поиском и выбором первой профессии, ее освоением и адаптацией к производству, т.е. приходятся на начальные этапы становления специалиста. В профессиональной деятельности после 19-21 года главным образом предполагаются «упрочение личностной позиции в рамках сделанного выбора», «дальнейшее ее развитие в избранной профессии», «совершенствование личностных структур профессионала» и т.п. Если и допускается возможность выбора профессии на более поздних возрастных этапах, то без каких-либо явных ее отличий от аналогичной ситуации в ранней юности.

Однако анализ показывает, что переход от одной деятельности к другой в зрелом возрасте имеет ряд существенных отличий от ситуации первичного профессионального самоопределения подростка. Одной из важнейших особенностей профессиональной переориентации является наличие у ее субъекта уже сформированных и закрепленных в предшествующей деятельности знаний, навыков, опыта и главное - профессионально важных личностных качеств.

По-видимому, выбор профессии в ходе переопределения зрелым человеком является более ответственным, требует большей обоснованности и точности, чем аналогичный выбор в ранней юности, когда нет еще профессиональной подготовки, опыта и привычек.

В ходе переопределения неизбежно приходится считаться с тем фактом, что перечень имеющихся вакансий для трудоустройства, их далеко не маловажные для взрослого человека социально-экономические характеристики не позволяют сделать выбор новой профессии полностью мотивированным, т.е. в максимальной степени учитывающим интересы и способности личности. Чаще всего человек будет выбирать не самую желанную для себя профессию, а лучшую из числа имеющихся и нередко лучшую из числа непривлекательных. С учетом этого необходимо формировать и установку человека на выбор профессии, общую схему его действий в процессе переориентации.

Динамика и результативность профессионального переопределения в немалой степени зависит от личностных особенностей субъекта. К настоящему времени можно лишь в самом предварительном плане выделить ряд характеристик личности и ее опыта, непосредственно влияющих на процесс самоопределения. Единодушно признается роль такой особенности человека как диапазон профессиональных и внепрофессиональных интересов, широта сфер деятельностей, в которых он уже опробовал свои силы, накопил определенные знания и умения. Ценность в данном случае представляют не только знания сами по себе, но и сформировавшаяся готовность человека к смене деятельности. Поэтому более успешными при переориентации будут люди мобильные, склонные к постоянному самосовершенствованию, переходу от одной деятельности к другой, обладающие психологической устойчивостью к критическим ситуациям, связанными с такого рода переходами [19]. Указывается также зависимость успешности протекания процесса профессионального самоопределения от такой личностной особенности субъекта, как интернальность [2]. На характер поведения и эффективности действий личности в ситуации выбора новой профессии оказывает влияние ее активность, позволяющая субъекту не впадать в полную зависимость от социальных требований, сохранять свои позиции, планировать действия адекватно содержанию новых задач и их соответствия собственным мотивам и целям. К числу значимых в ходе переориентации качеств надо отнести также ответственность и самостоятельность личности, проявляющаяся, в частности, в умении и готовности сделать обоснованный выбор в любой сфере жизнедеятельности, в том числе и профессиональной [19].

К сожалению, в данном отношении наши люди сегодня - больше исполнители, готовые верить и следовать любому совету. Их психология складывалась в условиях организованного распределения и направления на работу, полной и гарантированной занятости. Поэтому у них нет опыта действий при потере работы, часто неадекватным оказывается эмоциональное отношение к этой ситуации. Многие просто не знают, как поступить, куда обратиться. Существует некая стыдливость и даже подозрительность в отношении бирж труда и центров занятости. Нередко предстоящее увольнение воспринимается не как объективный факт, а как личное свое поражение, следствие каких-то интеллектуальных и физических недостатков. Отсюда резкие переходы от оптимума к шоковому состоянию, пессимизму, неверию в себя, в свои силы и возможности. Все это, в конечном счете, ведет к вызреванию одного из распространенных и очень значимых на сегодня противоречий процесса профессионального переопределения, когда привычная система отношений и поведения в сфере труда начинает не соответствовать нормам новой экономической ситуации, ее требованиям к активности и самостоятельности человека при организации своей профессиональной карьеры.

В этой связи актуальной оказывается проблема формирования существующей мотивации и постоянной психологической готовности человека к смене профессии, переориентация на новую деятельность. В условиях рыночной экономики и высокой динамичности современного производства возможность потери рабочего места составляет своего рода дремлющую опасность всего профессионального пути личности. Поэтому, даже имея работу, нужно «готовиться» к ее потере, «держать в уме» несколько вариантов возможного трудоустройства, постоянно обновлять свой личный «банк данных» о рабочих местах, расширять диапазон своих профессиональных возможностей. По-видимому, уже в самом ближайшем будущем ориентация на одну профессию оказывается совершенно недостаточной, а профессиональное переопределение станет обязательной составляющей всего профессионального пути, постоянной самостоятельной деятельностью личности.

 

 



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.