Модели поведения человека в профессиональной сфере - профессиональное развитие и адаптивное поведение. Личностное и профессиональное развитие человека — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Модели поведения человека в профессиональной сфере - профессиональное развитие и адаптивное поведение. Личностное и профессиональное развитие человека

2020-03-31 88
Модели поведения человека в профессиональной сфере - профессиональное развитие и адаптивное поведение. Личностное и профессиональное развитие человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основа принципа развития заложена в русле диалектико-материалистической традиции, которая противопоставляет такие понятия, как развитие и эволюция. Эволюция понимается как адаптация, изменение организма в результате воздействия какого-либо стимула. Развитие же связано с преодолением, претерпеванием (а, следовательно, и с активностью) течения жизни, противоречием между «Я - реальное» и «Я - идеальное» - более совершенным и успешным в данной ситуации. Вследствие этого возникает потребность в изменении, в достижении данной формы, но не путем количественного накопления знаний и умений, а качественной перестройкой всей системы [11,29].

Рубинштейн связывает развитие с появлением рефлексии [22]. Он говорит о двух способах существования человека. «Первый - жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем подруги, учителя, муж, дети и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней. Такая жизнь выступает почти как природным процесс, во всяком случае, очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью» [там же]. Второй способ существования связан с появлением рефлексии. «Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к моральной неустойчивости, или другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе. Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятие позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С этого момента, соответственно, и встает проблема ответственности человека в моральном плане, ответственности за все содеянное и все упущенное. Человек не только находится в определенном отношении к миру и определяется им, но и относится к миру и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека» [22].

Данные положения послужили методологической основой для построения нами двух моделей профессионального труда: модели адаптивного поведения и модели профессионального развития.

При адаптивном поведении в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм, либо в оправдании неудач профессионального самоопределения внешними обстоятельствами. В модели профессионального развития человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно решать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов. Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора.

Решающим элементом данной ситуации профессионального развития является необходимость делать выбор: ощущать свободу, с одной стороны, и ответственность за все, что происходит и произойдет, - с другой.

Профессиональное функционирование специалиста в русле первой модели детерминируется, главным образом, противоречием между требованиями профессиональной деятельности и профессионального сообщества, с другой стороны, и возможностями и способностями личности, индивидуальны стилем деятельности и общением, опытом работы - с другой.

Профессиональное развитие человека (вторая модель) направляет, активизирует внутриличностное противоречие между «Я - действующим» и «Я - отраженным». Вектором профессионального развития выступает творческое Я личности [18].

Таким образом, профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип самоутверждения, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой реализации.

Идеи единства личностного и профессионального развития являются одними из основных в работах Абулькановой-Славской К.А [1], а также находят свое применение во многих современных исследованиях. Так, Митиной Л.М. в качестве объекта профессионального развития и формы реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде выделяются интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость [18]. «Выделенные интегральные характеристики личности профессионала являются психологической основой, необходимой во всех видах деятельности (хотя и в разной степени) в существующих социально-экономических условиях. Каждая интегральная характеристика представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, существующих в рамках той или иной конкретной профессии. Фундаментальным условием развития интегральных характеристик личности профессионала являются осознание или необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск возможностей самоутверждения в труде, т.е. повышение уровня профессионального самосознания [там же].

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.