Профессиональный самоопределение личностный — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Профессиональный самоопределение личностный

2020-03-31 74
Профессиональный самоопределение личностный 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, повлекли за собой немало трудностей в различных областях жизнедеятельности человека. Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимость освоения нового социально-экономического и профессионального опыта. Это связано с появлением и освоением новых профессий, которые еще не имеют корней в профессиональной культуре нашего общества, а также болезненным процессом ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, претерпевающих изменения в современных условиях. Все это влечет за собой рост безработицы, связанной с неспособностью вовремя переориентироваться на рынке труда. Негативные последствия безработицы носят не только материальный, но и психологический характер - потеря социального статуса, сокращение контактов, напряженность в семейных отношениях, поэтому психологическая поддержка становится одним из важных направлений. Но, несмотря на практическую актуальность, вопросы занятости, трудоустройства, безработицы мало разрабатываются в психологическом плане.

Работа в этом направлении уже предпринимается в центрах профориентации, но все программы не лишены недостатков. Во-первых, целью, как правило, является психологическая адаптация безработных (например, овладение приемами разговора по телефону, написание резюме и т.д.). Несомненно, это является важным, но при первоначальном профессиональном самоопределении человека. Следовательно, и целью работы должна выступать помощь в формировании профессионального само (пере)- определения, и не путем поверхностной адаптации, а через профессиональное развитие человека как личности. Во-вторых, степень социальной адаптации безработного связывается с отдельными, разрозненными личностными структурами (например, описывается зависимость от уровня субъективного контроля, от уровня агрессивности и т.д.). При этом не объясняется важность именно данной личностной характеристики в ситуации безработицы. На наш взгляд программы должны быть направлены на целостное изменение личности, которое приведет не к адаптации к новым условиям, а к профессиональному развитию. Таким образом, в основе данной дипломной работы лежит идея целостности, единства личностного и профессионального развития человека, где фактором развития являются внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. И мы предполагаем, что процессу профессионального самоопределения способствует определенная личностная структура, которая его направляет, актуализирует, являет для человека, помещает в сознание. Таким целостным личностным образованием является инновационная предрасположенность личности к изменениям и нововведениям за счет определенного соотношения соответствующих уровней диспозиции или их изменения, способности активно «адаптироваться» в новой жизни.

В связи с вышеизложенным у нас возникли следующие гипотезы:

1. Люди, отличающиеся сильно выраженной инновационной диспозицией (радикальные инноваторы и инноваторы), скорее всего, будут демонстрировать модель поведения профессионального развития модель поведения профессионального развития, а, следовательно, профессиональное самоопределение, считая себя ответственными в профессиональной успешности. Критическая ситуация (потеря работы) способствует активизации личности, инициирует потребность в профессиональном росте, создает готовность к опробованиям себя в новой профессиональной деятельности, готовность к риску. Люди, профессионально самоопределившиеся, характеризуются переживанием успешности в профессиональной сфере, удовлетворительностью от работы.

2. Люди, отличающиеся слабо выраженной инновационной диспозицией (умеренные инноваторы и консерваторы), будут демонстрировать адаптивное поведение, и оправдывать неудачи в профессиональном самоопределении отсутствием объективных условий. В данном случае характерна склонность к негативному выходу из критической ситуации: апатия, пессимизм, алкоголизм и т.п. Возможность нахождения работы есть, но это не является следствием их самоопределения, следовательно, такая работа, чаще всего, не приводит к удовлетворению.

Таким образом, целью данной дипломной работы является влияние инновационной диспозиции личности на динамику профессионального самоопределения.

Нами были выделены следующие задачи:

3. Проанализировать степень изученности понятий инновационная диспозиция личности и профессиональное самоопределение в современной психологии.

4. Описать область теоретических положений, подтверждающих возможность влияния внутренней диспозиционной структуры личности на процесс профессионального самоопределения.

5. Подобрать соответствующий инструмент для диагностики инновационной диспозиции личности.

6. Выявить экспериментальным путем влияние на динамику профессионального самоопределения.

Экспериментальную выборку составили люди, находящиеся в данный момент без работы, либо были безработными в недавнем прошлом некоторое продолжительное время (от 2 месяцев и более).

Объектом исследования является профессиональный путь человека.

Результаты данного исследования могут быть использованы в работе центров занятости, профориентации, кадровых агентств и адресованы, в первую очередь, психологам.

Выводы

 

Таким образом, нами установлено, что на динамику процесса профессионального самоопределения влияет определенная личностная структура, или диспозиция, характеризующаяся готовностью к изменениям и нововведениям. Это готовность к внешним изменениям - социальным, экономическим, политическим в широком смысле (в стране, в мире, в обществе), а также в собственной жизни. И данное исследование было посвящено тому - как данный фактор сказывается на профессиональной стороне жизни - одной из наиболее важных и значимых для человека.

Выявлено, что люди, отличающиеся более выраженной готовностью и склонностью к переменам не просто менее трагично переносят кризисную ситуацию, такую как потеря работы, но и успешнее самоопределяются в дальнейшем, т.е данная ситуация является для них ситуацией развития, качественного изменения, перехода на новый, более высокий уровень профессиональной жизни.

Важно отметить, что в процессе работы удалось зафиксировать методы изучения инновационной диспозиции - обширного и качественного исследования личностной структуры.

Представляется перспективным исследование динамики формирования инновационной диспозиции - для более полного изучения данного феномена, а а также в целях практического применения.

 

 


Заключение

 

Итак, в данной дипломной работе были получены интересные и даже неожиданные результаты. Оказалось, что гипотезы, которые мы сформулировали, не исчерпывают такого феномена, как профессиональное самоопределение, и для его более подробного изучения предстоит выстраивать и формировать новые исследования и разработки. Но в рамках данной работы сделан значительный шаг в понимании данной проблемы. Хоть и нельзя с уверенностью сказать о подтверждении выдвинутых гипотез, тем не менее достоверным является тот факт, что инновационная диспозиция личности является одним из факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения.

Результаты данного исследования имеют огромную практическую значимость. Их можно использовать в центрах профориентации, кадровых агентствах, компаниях по подбору персонала в разрешении многих вопросов, касающихся разработки программ для безработных, более качественному отбору специалистов на ту или иную вакантную должность, программ, способствующих профессиональному развитию человека.

Данные результаты свидетельствуют о том, что в нашей современной социально-экономической ситуации очень актуальным и нужным является готовность к изменениям, способность адекватно воспринимать нововведения - и в первую очередь в профессиональной сфере. Если данный фактор влияет на профессиональное самоопределение - с уверенностью можно говорить и о влиянии на процесс профессионального развития в целом, так как самоопределение является важной частью профессионального развития. А эта проблема - профессиональных достижений, роста, совершенствования - важна и актуальна для каждого современного человека, следовательно, результаты данного исследования можно использовать и при индивидуальном консультировании.

Таким образом, результаты, полученные в нашей дипломной работе, могут, с одной стороны, послужить материалом для разворачивания дальнейших, более углубленных исследований в этом направлении (и в первую очередь для динамики формирования инновационной диспозиции и механизмов ее влияния на процесс профессионального самоопределения), с другой - имеют практическое применение.

 


Приложение

 

Просим Вас в качестве экспертов помочь нам в проведении психологического исследования, предоставив свою оценку в понимании ценностного уровня инновационной диспозиции личности.

Для справки: Инновационная диспозиция - это предрасположенность личности к изменениям и нововведениям. Выделяется 4 типа отношения к изменениям:

· радикальные инноваторы;

· инноваторы;

· умеренные;

· консерваторы.

Они различаются и по возможностям самореализации личностного потенциала. Наличие инновационной диспозиции (радикальные инноваторы и инноваторы) формирует движение личности по пути самореализации и создания условий для перспектив саморазвития личности и активного влияния на общественную жизнь, в то время как умеренная и консервативная диспозиция предполагают адаптивный путь существования личности, обеспечивающий в большей степени стабильность и заданный уровень самораскрытия личности. На высшем диспозиционном уровне можно выделять обобщенные диспозиции, выражающие предрасположенность личности к изменениям в самом широком смысле слова - это ценности человека. Видимо, готовность к изменениям в конкретной деятельности будет выше, если этому способствует ценностно-ориентационная структура, т.е. если инновационная диспозиция внутренне согласована.

Инструкция: Отметьте, пожалуйста, первые, наиболее подходящие, 10 ценностей из терминальных и инструментальных списков ценностных ориентаций Рокича, соответствующие, по-вашему, радикальным инноваторам и консерваторам.


Таблица

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах  
Воспитанность (хорошие манеры)  
Высокие запросы (высокие требования к жизни)  
Жизнерадостность (чувство юмора)  
Исполнительность (дисциплинированность)  
Независимость (способность действовать самостоятельно)  
Непримиримость к недостаткам в себе и других  
Образованность (широта знаний, высокая общая культура)  
Ответственность (чувство долга, умение держать слово)  
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)  
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)  
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов  
Твердая воля (умение настоять на своем)  
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)  
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения)  
Честность (правдивость, искренность)  
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)  
Чуткость (заботливость)  

Таблица

Активная деятельная жизнь  
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)  
Здоровье (физическое и психическое)  
Интересная работа  
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)  
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)  
Материально обеспеченная жизнь  
Наличие хороших и верных друзей  
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)  
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора)  
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)  
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)  
Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)  
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)  
Счастливая семейная жизнь  
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)  
Творчество (возможность творческой деятельности)  
Уверенность в себе (внутренняя гармония)  

 

Введение

 

Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, повлекли за собой немало трудностей в различных областях жизнедеятельности человека. Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимость освоения нового социально-экономического и профессионального опыта. Это связано с появлением и освоением новых профессий, которые еще не имеют корней в профессиональной культуре нашего общества, а также болезненным процессом ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, претерпевающих изменения в современных условиях. Все это влечет за собой рост безработицы, связанной с неспособностью вовремя переориентироваться на рынке труда. Негативные последствия безработицы носят не только материальный, но и психологический характер - потеря социального статуса, сокращение контактов, напряженность в семейных отношениях, поэтому психологическая поддержка становится одним из важных направлений. Но, несмотря на практическую актуальность, вопросы занятости, трудоустройства, безработицы мало разрабатываются в психологическом плане.

Работа в этом направлении уже предпринимается в центрах профориентации, но все программы не лишены недостатков. Во-первых, целью, как правило, является психологическая адаптация безработных (например, овладение приемами разговора по телефону, написание резюме и т.д.). Несомненно, это является важным, но при первоначальном профессиональном самоопределении человека. Следовательно, и целью работы должна выступать помощь в формировании профессионального само (пере)- определения, и не путем поверхностной адаптации, а через профессиональное развитие человека как личности. Во-вторых, степень социальной адаптации безработного связывается с отдельными, разрозненными личностными структурами (например, описывается зависимость от уровня субъективного контроля, от уровня агрессивности и т.д.). При этом не объясняется важность именно данной личностной характеристики в ситуации безработицы. На наш взгляд программы должны быть направлены на целостное изменение личности, которое приведет не к адаптации к новым условиям, а к профессиональному развитию. Таким образом, в основе данной дипломной работы лежит идея целостности, единства личностного и профессионального развития человека, где фактором развития являются внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. И мы предполагаем, что процессу профессионального самоопределения способствует определенная личностная структура, которая его направляет, актуализирует, являет для человека, помещает в сознание. Таким целостным личностным образованием является инновационная предрасположенность личности к изменениям и нововведениям за счет определенного соотношения соответствующих уровней диспозиции или их изменения, способности активно «адаптироваться» в новой жизни.

В связи с вышеизложенным у нас возникли следующие гипотезы:

1. Люди, отличающиеся сильно выраженной инновационной диспозицией (радикальные инноваторы и инноваторы), скорее всего, будут демонстрировать модель поведения профессионального развития модель поведения профессионального развития, а, следовательно, профессиональное самоопределение, считая себя ответственными в профессиональной успешности. Критическая ситуация (потеря работы) способствует активизации личности, инициирует потребность в профессиональном росте, создает готовность к опробованиям себя в новой профессиональной деятельности, готовность к риску. Люди, профессионально самоопределившиеся, характеризуются переживанием успешности в профессиональной сфере, удовлетворительностью от работы.

2. Люди, отличающиеся слабо выраженной инновационной диспозицией (умеренные инноваторы и консерваторы), будут демонстрировать адаптивное поведение, и оправдывать неудачи в профессиональном самоопределении отсутствием объективных условий. В данном случае характерна склонность к негативному выходу из критической ситуации: апатия, пессимизм, алкоголизм и т.п. Возможность нахождения работы есть, но это не является следствием их самоопределения, следовательно, такая работа, чаще всего, не приводит к удовлетворению.

Таким образом, целью данной дипломной работы является влияние инновационной диспозиции личности на динамику профессионального самоопределения.

Нами были выделены следующие задачи:

3. Проанализировать степень изученности понятий инновационная диспозиция личности и профессиональное самоопределение в современной психологии.

4. Описать область теоретических положений, подтверждающих возможность влияния внутренней диспозиционной структуры личности на процесс профессионального самоопределения.

5. Подобрать соответствующий инструмент для диагностики инновационной диспозиции личности.

6. Выявить экспериментальным путем влияние на динамику профессионального самоопределения.

Экспериментальную выборку составили люди, находящиеся в данный момент без работы, либо были безработными в недавнем прошлом некоторое продолжительное время (от 2 месяцев и более).

Объектом исследования является профессиональный путь человека.

Результаты данного исследования могут быть использованы в работе центров занятости, профориентации, кадровых агентств и адресованы, в первую очередь, психологам.

профессиональный самоопределение личностный



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.