Инновационная диспозиция личности — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Инновационная диспозиция личности

2020-03-31 74
Инновационная диспозиция личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие инновационной диспозиции личности в отечественной психологической литературе рассматривает О.С. Советова [24]. Автор указывает, что своеобразие отношения к изменениям и нововведениям определяет различие путей и схем самореализации личности.

«Атмосфера тотальных социальных изменений, а возможно и хаоса, а также переходного периода в развитии общества вызывает у людей «инновационный шок», или «шок перемен», сопровождающийся неприятными чувствами (удивления, отвержения, дискомфорта), связанными с изменением статуса, потерей друзей, ломкой и дисбалансом ценностных ориентаций и личностной идентичности, нарушением хода самореализации».

Ситуация изменения может иметь 3 стадии в переживании человека:

1. Энтузиазм, приподнятое настроение, активность, желание перемен, радужные перспективы самореализации, особенно у людей, не являющихся «типичными» для изменяющегося общества.

2. Замешательство, депрессия, фрустрация от того, что перемены не дают быстрых и желаемых результатов, а приводят к непредсказуемым или неожиданным для многих негативным последствиям переходного периода.

.   В случае решительного поступательного движения социальных перемен «инновационный шок» может смениться чувством облегчения, удовлетворения, уверенности и самореализации.

Те, кто смог на первой стадии - стадии энтузиазма - изменить свое положение в адекватную переменам сторону, последующие стадии будут переживать на другом фоне, по сравнению с теми, кто не вписался в линию перемен. Прежде всего это касается протекания стадии фрустрированности, которая для первых может сопровождаться стабилизацией и даже улучшением социально-экономического положения.

Возможность самореализации личности в нестабильной ситуации зависит от ее готовности к изменениям, т.е. от инновационной диспозиции.

Инновационная диспозиция - это предрасположенность личности к изменениям и нововведениям. Это составляющая всей диспозиционной структуры личности. Надо полагать, что инновационная диспозиция имеет сложную иерархическую структуру, соответствующую принципам организации общей диспозиционной структуры личности.

Анализируя диспозиционную диспозицию, мы должны в согласии с общей диспозиционной концепцией выделять обобщенную диспозицию в позитивно-негативном отношении к изменению условий и деятельности личности в достаточно широком диапазоне. Вместе с тем, надо фиксировать диспозиции именно к нововведениям в более строгом понимании этого термина, т.е. к планируемым изменениям в относительно четко очерченных рамках по сферам деятельности, направленности самих нововведений и т.д.

Таким образом, структуру инновационной диспозиции можно выделить следующим образом.

На высшем диспозиционном уровне находятся ценностные ориентации человека, выражающие предрасположенность личности к изменениям в самом широком смысле. Как и другие уровни диспозиций, они образуются и функционируют при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. При этом, ситуация на данном уровне диспозиции описывается целостностью социально-классовой и экономической системы, которая в настоящее время характеризуется непостоянностью и изменчивостью, возникновением кризисов и фрустрирующих ситуаций. Итак, данный уровень включает ценности человека, присущие ему в изменчивой внешней ситуации; описывает положение «Я в мире», «Я и мир». Ценности могут не изменяться в течение жизни.

Базовые социальные установки на изменения и нововведения можно сравнить с чертами личности, так как характеризуются устойчивостью в различных сферах жизни (производственной, семейной, досуга и т.д.) человека. Мы описываем данный уровень через такие личностные характеристики, как консерватизм - радикализм. При этом, базовые социальные установки изменяются всего лишь несколько раз в жизни.

Инновационные установки в конкретных сферах деятельности. Для нас важным является сфера труда, или производственных отношений. Мы исследуем отношение к таким изменениям, как смена работы, профессии и прежде всего к ситуации потери работы. Инновационная диспозиция на данном уровне проявляется, как и любая социальная установка, посредством эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

Как было указано выше, социальные установки определяют поведение человека в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях, т.е. они ориентированы на определенный способ поведения. А ценностные ориентации личности выражают общую направленность жизнедеятельности человека и в ситуации нравственного выбора служат опорным критерием принятия жизненно важных решений. Таким образом, диагностика диспозиционных образований (инновационной диспозиции) в нашей работе заключается в выявлении социальных установок (и базовых социальных установок) и ценностных ориентаций личности как готовность к изменению своей профессиональной жизни.

Можно предположить, что установки в большей степени зависят от требований среды и глубинных параметров личности, они более изменчивы под воздействием частных условий деятельности. Видимо, готовность к изменениям в конкретной деятельности будет выше, если этому способствует ценностно-ориентационная структура, т.е. если инновационная диспозиция внутренне согласована.

Проведенные исследования [24] показывают, что инновационная диспозиция формирует движение личности по пути самореализации и создания условий для перспектив саморазвития личности и активного влияния на общественную жизнь, в то время как умеренная и консервативная диспозиция предполагают адаптивный путь существования личности, обеспечивающий в большей степени стабильность и заданный уровень самораскрытия личности. Следовательно, есть серьезные основания утверждать, что обобщенные инновационные диспозиции воздействуют на установки к инновациям в профессиональной деятельности. Возможно, отличающиеся сильно выраженной конкретной инновационной установкой скорее всего будут демонстрировать успешную профессиональную самореализацию, а отличающиеся слабо выраженной конкретной инновационной установкой будут оправдывать неудачи в профессиональной самореализации отсутствием объективных условий.

Можно выделить общие типы последствий сочетания нового и старого [там же]:

· Оттеснение, вытеснение и уничтожение устаревшего или препятствие инновациям;

· Смешение, взаимопроникновение, взаимодополнение норм и ценностей нового и старого;

· Автономное, локальное, раздельное сосуществование нового или обновляемого и устаревающего или прочно устоявшегося;

· Объединение, т.е. создание таких структур, которые позволяют интегрировать подлинно ценное устоявшееся с измененным на новом значимом основании.

Успешная, активная «адаптация» к новому предполагает не ломку стереотипов и личностного уклада, а саморазвитие и самореализацию личности без ущерба для ее целостности в новых, требующих личностного роста условиях.

А.В. Филиппов выделяет несколько реакций человека на нововведения [28]:

1. Принятие нововведения и активное участие в его реализации;

2. Пассивное принятие нововведения, в основном под давлением обстоятельств или социально-психологических массовых явлений, выражающихся в подражании и внушении;

3. Пассивное непринятие нововведения, занятие выжидательной позиции, позиции внимательного изучения отрицательных сторон феноменов, связанных с нововведением;

4. Активное непринятие нововведения, выступления против, апелляция к опыту и теории;

5. Активное непринятие, связанное с оказанием противодействия нововведению, т.е. непринятие действиями и поступками.

Следует особо выделить еще одну позицию, в которой могут быть представлены в той или иной мере пять отмеченных позиций: частичное принятие нововведения и тут же ситуативное неприятие его. Таким образом, по меньшей мере пять позиций типичны для поведения и отношения человека к нововведению.

Рассмотрим психические состояния и психические механизмы, лежащие в основе первой позиции. Она характеризуется позитивно-активным отношением к нововведению. При этой позиции включаются следующие психологические механизмы.

· Мотивация, основанная на установке. Возникает обычно тогда, когда нововведение вызвано всеми предшествующими обстоятельствами и условиями, когда существует устойчивое общественное, коллективное мнение о необходимости осуществления нововведения, когда нововведение - единственный выход из какой-либо острой ситуации. Другими словами, когда необходимость нововведения выражена изначально объективно.

Обычно эта установка на нововведение проявляется в ожидании его, в повышении активности при общении, в увеличении различного рода предложений и прогнозов, в проявлении инициативы в изменении существующих технологических и функциональных связей, в консолидации вокруг значимых целей и задач.

· Мотивация, основанная на возможности осуществления личной цели. Возникает обычно тогда, когда нововведения открывают возможности для реализации планов на будущее, самоутверждения и самораскрытия. Такая мотивация свойственна людям, планирующим свой жизненный путь, имеющим цели деятельности, ориентированные на достижение успеха или собственного развития. Другими словами, людям, для которых типичен высокий уровень рефлексии и основанное на нем осознание своих возможностей в различных жизненных и производственных ситуациях.

· Мотивация, основанная на чувстве долга. Возникает обычно в тех случаях, когда человек сознательно ориентирован на общественно значимые ценности, когда осуществление нововведения предполагает достижение высокого экономического или социального эффекта. Эта мотивация свойственна людям цельным, общественно и профессионально активным, политически и экономически развитым.

· Мотивация, основанная на индивидуально-психологических свойствах личности. Она как бы усиливает все предыдущие мотивы. Но тем не менее в некоторых обстоятельствах в структуре мотивов может занять значимое место. Речь идет прежде всего о свойствах, которые связываются с темпераментом, характером, способностями. В случаях когда развитие личности характеризуется узостью, а, следовательно, и обедненностью, мотивация индивидуально-психологического свойства служит основой для формирования готовности к нововведениям. В этом смысле можно говорить об определенной предрасположенности к нововведениям людей, отличающихся готовностью к смене деятельности, системы отношений, лабильностью в настроениях и т.п.

Существенная предпосылка позитивного отношения к нововведениям - специально планируемая система мер по подготовке к их осуществлению. В их числе следует назвать меры собственно психологические и меры административные, экономические, правовые, но учитывающие психологические особенности исполнителей нововведений. В этих целях можно использовать все психологические методы, но наибольшее значение, несомненно, имеют диагностические, развивающие и тонизирующие.

Диагностические методы, т.е. методы, посредством которых изучаются личность и коллектив, позволяют фиксировать психические состояния, состояние знаний, умений и навыков исполнителей нововведений. Данные, получаемые с помощью этих методов, служат своего рода индикаторами, указывающими на отношение исполнителей к нововведениям.

Диагностические методы можно подразделить на две группы: методы, позволяющие оперативно получать информацию об отношении к нововведениям; методы комплексного исследования ситуации, сопровождающей нововведение.

К оперативным методам относится беседа, дающая наиболее значимые результаты при построении ее в форме интервью. К этим же методам можно отнести короткую анкету, включающую до десяти вопросов; выборочное наблюдение со строго дозированными целями на ограниченном числе объектов; материалы, содержащие отношения к нововведениям: выступления на собраниях, совещаниях, в СМИ.

Информация из этих источников наиболее интересна для анализа отношений к нововведениям.

К методам комплексного исследования ситуации нововведения следует отнести многофакторные опросы, сложные наблюдения, формирующий эксперимент. Они должны вскрыть причинно-следственные связи уже самого процесса осуществления нововведения.

Наибольшей способностью повышать эффективность осуществления нововведений обладают развивающие методы, направленные на формирование новых качеств и свойств у личности, адекватных ситуации нововведения.

Тонизирующие методы - это методы поддержки, одобрения, участия. Конечно, на них нельзя возлагать большие надежды. Они могут дать эффект в течение непродолжительного времени, однако в стрессовых ситуациях, которые так часто сопровождают нововведения, способны сдерживать развитие негативной мотивации в тех или иных обстоятельствах, возникающих вследствие нововведения.

Основная цель психологических методов - формирование психологической готовности к нововведению. Под психологической готовностью подразумевается устойчивое психическое состояние личности, выражающееся в позитивно-активном отношении к нововведению. Но готовность не основывается исключительно на установке. Напротив, она базируется на осознании содержания нововведения, его личностной значимости.

Выделяются следующие составляющие психологической готовности: осознание производственной и экономической необходимости осуществления нововведения, осознание личностной значимости нововведения, осознание способов личного включения в осуществление нововведения, формирование образа «Я» как субъекта деятельности и испытание нововведения.

Психологическая готовность может быть и частичной, т.е. основываться только на некоторых названных выше составляющих, но в этом случае сформировать устойчивое позитивно активное отношение к нововведению по существу невозможно.

 

 


3. Исследование влияния инновационной диспозиции личности на процесс профессионального самоопределения

Итак, целью нашей дипломной работы является влияние инновационной диспозиции личности на динамику профессионального самоопределения.

Мы не рассматриваем процесс самоопределения как выбор профессии среди множества вариантов, как определение для себя наиболее подходящей и интересующей трудовой деятельности (что наиболее актуально для подросткового самоопределения), для нас важным является переопределение человека - насколько быстро и успешно он это делает. Почему одни люди легко и безболезненно переориентируются на рынке труда в связи с изменением социально-экономической, а значит и профессиональной, ситуации, успешно строят свою профессиональную карьеру и обеспечивают себе материальный достаток, а другие не могут преодолеть кризис безработицы, а поэтому отчаиваются и не пытаются изменить сложившуюся ситуацию.

На данном этапе для нас также не важны механизмы влияния, мы исследуем лишь факт - за успешностью переопределения в профессиональной сфере лежит определенная личностная структура или диспозиция, обеспечивающая предрасположенность к внешним изменениям и в связи с этим, готовность к собственному профессиональному развитию.

Таким образом, объектом исследования является профессиональный путь личности.

Предмет исследования: фактор влияния инновационной диспозиции личности на динамику профессионального самоопределения.

Из вышесказанного можно выделить следующие гипотезы:

1. Люди, отличающиеся сильно выраженной инновационной диспозицией (радикальные инноваторы и инноваторы), скорее всего будут демонстрировать модель поведения профессионального развития, а следовательно, профессиональное самоопределение, считая себя ответственными в профессиональной успешности.

2. Люди, отличающиеся слабо выраженной инновационной диспозицией (умеренные инноваторы и консерваторы), будут демонстрировать адаптивное поведение, и оправдывать неудачи в профессиональном самоопределении отсутствием объективных условий.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.