От «учения о душе» к «психологии» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

От «учения о душе» к «психологии»

2020-03-31 104
От «учения о душе» к «психологии» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Аристотель, по мнению автора, является наиболее близким ему по интересам философом. Несмотря на явную практическую направленность своих исследований, Аристотель также не оставляет без внимания и глубоко теоретические вопросы, находящиеся за гранью понимания даже современной науки (например, бог - перводвигатель). Нельзя также упустить из виду тот факт, что он является основоположником психологии. Как было сказано в работе Зубова «Простое перечисление изданий Аристотеля и литературы о нем во много раз превысило бы объем настоящей книги» [5], что уж говорить о скромном реферате.

В данной работе будет дан краткий анализ положений книги Мещерякова А.И. «Слепоглухонемые дети» [9], на которую в дальнейшем будем ссылаться как на «книгу». Многие рассуждения будут выполняться на основании знакомой автору теории нейроинформатики [8], одно из назначений которой - моделирование работы мозга. При прочтении книги, можно заметить что она в основном состоит из примеров, касающихся конкретных детей, описаний методик, и относительно небольшой доли материалов аналитического характера. Работы Ильенкова Э.В. [13,14], также использованные при написании работы, напротив, носят скорее аналитический характер.

В процессе обсуждения проблем психологии, по возможности, будут даны отсылки на ее основоположника и других философов. Некоторая ирония усматривается и в самом характере работы, отдаленно напоминающем характер работ самого Аристотеля - систематизации предлагаемого книгой знания.


Начальный этап обучения

 

В книге приведено много примеров о поведении необученных или неправильно обученных, но уже сформировавшихся, подросших, слепоглухонемых детей. Эти примеры, по большей части, аналогичны - образ жизни практически неподвижный, энергия выводится преимущественно на бессмысленные действия, вроде покачивания из стороны в сторону, биологические потребности удовлетворяются самыми примитивными методами: потребление пищи руками, крики и хаотичные движения в качестве реакции на любой раздражитель. Вот что Ильенков пишет по этому поводу: «Существо это, как правило, неподвижно и напоминает скорее растение - какой-нибудь кактус или фикус, который живет лишь до тех пор, пока сохраняет непосредственный - не требующий перемещения - контакт с пищей и водой, и погибает, не издав ни звука, если его забыли напоить-накормить и уберечь от холода». Так складывается впечатление о подобии данного человека растению, что фактически было высказано матерью одного из таких детей [9, с. 69]. Однако, исходя из данной позиции, можно было бы сказать, что слепоглухонемые дети не обучаемы. Это не так, развитие ребенка просто ограниченно некоторым психологическим барьером. Преодолеть данную трудность не так просто как на первый взгляд. Можно было бы предположить, что стоит показать ребенку действия которые нужно выполнить, управляя его же собственным телом, и он поймет как правильно совершать то или иное действие, подобно тому как здоровому ребенку показывают некоторое действие а затем предлагают повторить. Однако это лишь приведет к тому что слепоглухонемой ребенок сменит одну пассивную модель поведения на другую. Дело в том, что, при обобщении данных, мозг, как и любая другая нейронная сеть [8], прежде всего выявляет наиболее простую зависимость между ними. В этом случае слепоглухонемой ребенок лишь усвоит то, что ему нужно не сопротивляться манипуляциям, которые проводит с ним взрослый и он достигнет желаемого результата. Иначе говоря, ребенок не понимает что ему предписывают воспроизвести продемонстрированные действия. Тоже произойдет и в случае, когда ребенка просто принуждают ощупывать предметы или вынужденно совершать действия, в надежде обучить его чему-либо. Взаимодействия с предметами или действия не будут ассоциированы ребенком с каким-либо полезным результатом, что сделает эти предметы или действия бессмысленными для него.

Обучение следует начинать с формирования навыков самообслуживания [9, с. 76]. «Любое животное ищет и находит путь к пище, к воде, активно сообразуя траекторию своего передвижения с формами и расположением внешних тел, с геометрией окружающей среды. Слепоглухорожденный человек и этого не умеет.» [13]. Целью самообслуживания является удовлетворение биологических потребностей, а так как эти потребности являются единственными потребностями ребенка на данном этапе развития, их удовлетворение является единственным стимулом к его обучению. Т.е. данным этап обучения необходимо выполнить в первую очередь. В процессе обучения, ребенок сформирует начальные представления об окружающем его мире, об орудиях труда (столовые приборы, гигиенические принадлежности), а также разовьет необходимые моторные навыки. К концу данного этапа ребенок не обязательно будет обладать потребностью к самостоятельному обучению, однако он будет «существовать» не только во времени, подобно растению, но и в пространстве.

Как было видно из приведенных ранее примеров, обучение ребенка чему-либо в строго принудительном порядке не принесет плодов. Самостоятельно же ребенок, в наиболее общем случае, не способен обучаться из-за потенциального барьера, возникающего из-за того что его действия слишком несовершенны, и не могут привести к сколько-нибудь полезному результату. Зацепка заключается в том, что небольшая самостоятельность ребенка, проявленная им в процессе демонстрации последовательности действий взрослым, приведет к тому же желаемому результату. Данный метод очень сложен, поскольку требует от педагога исключительного терпения и осторожности: необходимо замечать каждое незначительное проявление самостоятельности и оказывать ребенку минимально необходимую для достижения цели помощь. Со временем, оказываемая помощь должна становится все незначительнее, до тех пор пора пока ребенок не научится полностью самостоятельно выполнять то или иное действие. При оказании помощи, большей чем необходимая, прогресс может быть не только замедлен но и обращен, поскольку для ребенка, путь требующий от него минимума усилий, безусловно предпочтительнее.

Копирующая модель поведения

 

В книге приведены несколько примеров, некоторой любопытной модели поведения, согласно которой дети стараются перенимать любые действия других людей, несмотря на то, что смысл этих действий им чаще всего непонятен [9, с. 127, 135, 140]. Название данной модели в книге не дано, поэтому можно условно назвать ее копирующей. Как видно из примеров, дети, обладающие копирующей моделью поведения, стараются перенять любые действия окружающих людей, будь то прием пищи, уборка или чтение газеты. Копирующее поведение присуще не столько слепоглухонемым детям, сколько детям в целом. Достаточно вспомнить о том, как часто дети стараются подражать чертам уважаемых ими личностей. К примеру, вредные привычки, такие как курение, могут быть ассоциированы у детей с успехом, взрослением, властью и.т.д. Так, копирующее поведение может прививать детям как полезные привычки так и вредные.

Данная модель позволяет значительно облегчить обучение ребенка, по крайней мере, на начальных этапах. Метод формирования модели не описан в книге, можно, однако полагать, что ребенок обучается копировать действия во время демонстрации данных действий взрослым, после того, как был научен таким же способом некоторым действиям, исполнение которых дает положительный результат. Приведенные в книге примеры, свидетельствуют о том, что обучение производилось родителями детей, на раннем этапе их развития. Опытным путем, т.е. по мере копирования новых и новых действий, и использования уже известных, ребенок осознает рациональность выполнения тех или иных действий, а также их смысл. При обучении по общему сценарию, описанному выше, у каждого ребенка будет развита некая форма копирующей модели, поскольку последняя является нормой для ребенка.

Ориентировка во времени

 

Еще с давних времен режим жизни человека определялся солнцем. Не смотря на то, насколько сильно человеческую жизнь изменил прогресс, людям по прежнему, удобнее быть активными днем, а ночью - отдыхать. Однако, не имеющему возможности видеть человеку затруднительно как ориентироваться по солнцу так и по любым часто используемым людьми ориентирам - например часам. Основная проблема в восприятии времени кроется опять же не в технологических сложностях (в книге приведен пример часов, адаптированных для тактильного считывания времени [9, с. 143]), но в психологических. Единственный способ для ребенка понять что жизнь подчиняется некоторому циклическому распорядку, это его периодически возникающие биологические потребности. Но поскольку условие возникновения той или иной потребности очень сложным образом зависит от времени через всевозможные события, у ребенка нет никаких оснований полагать, что время течет однородно и согласованно в пространстве. В своем труде

Аристотель делает небольшое замечание по поводу восприятия времени: «случается, когда разум противостоит желаниям, происходит же это у тех, кто обладает чувством времени». Он поясняет, что разуму надлежит понимать значение времени, как важного фактора в приятии решений. Подчиняясь же исключительно желанию, человек рискует принять решения, плохо влияющие на его и не только его будущее. Об этом свидетельствуют примеры некоторых детей с резко отличающимся восприятием скорости течения времени [9, с. 141,142]. Следуя собственным желаниям, дети не могли учесть желаний своих товарищей, когда дело касалось мероприятий, в которых надлежало принимать участие всей группе. В еще одном приведенном примере [9, с. 160] показано, как дети иногда не аккуратно обращались с вещами: ложками, санками, велосипедами, не задумываясь о том что они могут понадобиться им в будущем.

Для того чтобы вышеописанное предположение о природе времени возникло, необходимо искусственно создать некоторую систему, в которой будет поддерживаться строго определенная периодичность событий - режим. С приобретением постоянства и согласованности время становится объективно измеримым параметром, который ребенок не только сможет использовать сам но и передавать другим.


Заключение

 

«Итак, духовное, психическое развитие отдельных людей является продуктом совершенно особого процесса - процесса присвоения, которого вовсе не существует у животных, как не существует у них противоположного процесса опредмечивания их способностей в объективных продуктах их деятельности» [9, с. 74]. В процессе своего обучения ребенок постепенно формирует представление о предметах быта, о том как следует ими пользоваться, учится общаться, изучает школьные дисциплины, постепенно обретая все большую самостоятельность и свободу действий. В мире становится все меньше неизвестного для него и опасные, как ему казалось, вещи становятся повседневностью. Барьер, создаваемый стремлением обезопасить себя, медленно исчезает, и любопытство снова выходит на первый план, пробуждая в ребенке любовь к знаниям. Ильенков [13] даже приводит примеры учеников не только окончивших школу и высшие учебные заведения, но и добившихся феноменальных успехов в своей области научных интересов. При том эти ученики в совершенстве владеют и устной речью. По характерам работ Мещерякова и Ильенкова можно попытаться сделать вывод о том, что Мещеряков выполнял скорее практическую часть работы, а Ильенков - наоборот теоретическую. В книге Мещерякова дано очень много практического материала - описания всевозможных историй болезни, случаев из жизни учеников, методик по обучению и.т.д. Ильенков даже пишет в [13] о том, что один из гениальных учеников, упомянутых выше вылепил портрет Мещерякова - своего учителя, после его смерти. Ильенков, напротив, сосредоточен скорее на теоретических предпосылках развития личности, положениях той же философии Маркса, к примеру.

С того момента как Аристотель написал свой труд «О Душе», положивший начало психологии, прошло ни одно тысячелетие. За это время психология претерпела существенные изменения. Психология обогащалась знаниями других философов, и преследуя практические цели, разделялась и разрасталась в самых различных направлениях, в том числе появилась среди них и тифлосурдопедагогика. Сравнивая разобранный материал с работой Аристотеля можно заметить, что цель данной области психологии намного более конкретна и во многом опирается на сделанные наблюдения. Тем не менее, через многочисленные утверждения и предположения все еще просвечивают заложенные в науку основы, поскольку она - лишь малая ветвь на высоком дереве, некогда посаженном Аристотелем.

 


 

Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001.

. Аристотель. «О душе» / Аристотель. Соч. в 4-x тт., М., 1978-1984.

. Асмус В.Ф. Античная философия. М.:Высшая школа, 1999.

. Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /Перевод Гаспарова М.Л. - М.: «Мысль», 1986.

. Зубов В.П. Аристотель. М. Эдиториал УРСС, 2000, 368 с.

6. Mason, O; Brady, F (2009). "The psychotomimetic effects of short-term sensory deprivation". Journal of Nervous and Mental Disease 197 (10): 783-785. doi <http://en.wikipedia.org/wiki/Digital_object_identifier>:10.1097/NMD.0b013e3181b9760 <http://dx.doi.org/10.1097%2FNMD.0b013e3181b9760b>

. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М., 1931. С. 235-247.

. Осовский С. Нейронные сети для обработки информации / пер. с польского И.Д.Рудинского. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 344 с.: ил.

. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. - М.: "Педагогика", 1974.

. Деньги России: От истоков до современности. Советские деньги 1961-1992 годов. URL: http://www.russian-money.ru/PaperMoney.aspx?id=7#label <http://www.russian-money.ru/PaperMoney.aspx?id=7> (дата обращения: 08.02.2014)

. Деньги России: От истоков до современности. Монеты 1961-1992 годов. URL: http://www.russian-money.ru/Coins.aspx?id=67#label <http://www.russian-money.ru/Coins.aspx?id=67> (дата обращения: 08.02.2014)

. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // «С чего начинается личность». Москва, 1984. С. 319-358

. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. Москва, 1977.

. Аристотель. «Метафизика» / Аристотель. Соч. в 4-x тт., М., 1978-1984.

. Дж. Беркли. «Опыт новой теории зрения» / Беркли. Сочинения. - М., «Мысль». 1978. С. 70.

Введение

 

Аристотель, по мнению автора, является наиболее близким ему по интересам философом. Несмотря на явную практическую направленность своих исследований, Аристотель также не оставляет без внимания и глубоко теоретические вопросы, находящиеся за гранью понимания даже современной науки (например, бог - перводвигатель). Нельзя также упустить из виду тот факт, что он является основоположником психологии. Как было сказано в работе Зубова «Простое перечисление изданий Аристотеля и литературы о нем во много раз превысило бы объем настоящей книги» [5], что уж говорить о скромном реферате.

В данной работе будет дан краткий анализ положений книги Мещерякова А.И. «Слепоглухонемые дети» [9], на которую в дальнейшем будем ссылаться как на «книгу». Многие рассуждения будут выполняться на основании знакомой автору теории нейроинформатики [8], одно из назначений которой - моделирование работы мозга. При прочтении книги, можно заметить что она в основном состоит из примеров, касающихся конкретных детей, описаний методик, и относительно небольшой доли материалов аналитического характера. Работы Ильенкова Э.В. [13,14], также использованные при написании работы, напротив, носят скорее аналитический характер.

В процессе обсуждения проблем психологии, по возможности, будут даны отсылки на ее основоположника и других философов. Некоторая ирония усматривается и в самом характере работы, отдаленно напоминающем характер работ самого Аристотеля - систематизации предлагаемого книгой знания.


От «учения о душе» к «психологии»

 

Еще со времен Пифагора, а возможно и ранее, древние греки задавались вопросом, об отличии между живым и неживым. Для первых философов ответом на этот вопрос стала «Душа». Сознание, и вообще, жизнедеятельность человека - весьма сложные процессы, поэтому первые учения о душе включали самые разнообразные теории.

Душа у Пифагора - некая вечная субстанция, переселяющаяся с небес в тело, и находящаяся в заключении, до тех пор, пока тело не умрет. Поскольку Пифагор считал что все сущее может быть выражено цифрами, он разработал нумерологические методики, такие как «магические квадраты», с помощью которых можно было рассчитать и некоторые параметры души, например число жизней, которые человек прожил на земле. Каждому человеку Пифагор отводил до 15 жизней.

Гераклит считал началом сущего огонь, поэтому в его учении душа связана с огнем, либо воздухом. Он полагает что человеческая душа - это некий невидимый огонь. Огонь - первоначало всего, душа мира и вещей. Душа Гераклита рождается из влаги, испаряясь, однако наилучшая - сухая душа символизирующая мудрость, а влажная - наоборот, следствие человеческих пороков.

Учение Платона о душе формировалось в противоположность софистическому пониманию души, как только средоточия ощущений. Очевидно, сходное представление было и у Демокрита, написавшего свое сочинение «О душе» и отождествлявшего ум с душой, а душу, состоящую из гладких и круглых атомов, - с ощущениями. Платон подчеркивает, что воспитание направлено не столько на тело, сколько на душу. Также с душой связано учение Платона о знании как припоминании того, что душа видела в мире идей до вселения в земное тело.

Аристотель, как известно, был учеником Платона. Однако во многих вопросах он расходился со своим учителем. У их современников сложилось устойчивое мнение, что Аристотель, «получив у Платона важнейшие основы знаний», «сбросил с себя узду» и «стал завзятым противником своего учителя». Говорят, Платон сказал на это: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать» [4]. Аристотель признавал бестелесность души, однако, в отличие от Платона и его предшественников, Аристотель считал душу не разделимой с телом. Как зрения не существует в отсутствие глаза, так и души - в отсутствие тела. Аристотель называет душу энтелехией тела, что означает силу, развивающую тело, а также содержащую в себе цель развития и окончательный результат. Как видно из ранее сказанного, строго говоря, Аристотель не является основоположником психологии, но считается таковым, поскольку первым систематически изложил многие ее положения. Например, согласно его учению об иерархии душ (растительная, животная, разумная), человек обладает всеми тремя видами душ, что затруднительно наблюдать у большинства людей, однако, когда развитие человека замедленно или нарушено, четко прослеживаются и первые две стадии развития.

Идея души, как энтелехии была затем подхвачена Готфридом Лейбницем и другими философами. Лейбниц назвал свои «энтелехии» монадами. Однако, в отличие от Аристотеля, Лейбниц считал что не существует совершенно неодушевленной природы. Любая монада способна к перцепции или бессознательному восприятию окружающей действительности. Человеческая же душа, как развитая монада, способна осознанно воспринимать действительность. Это Лейбниц называет апперцепцией.

Со временем понятие души стало использоваться философами все реже. Джордж Беркли, являясь современником Лейбница, очень редко применял в своих работах этот термин. «Учение о душе», впрочем, просто было преобразовано в новый термин «Психология» (психе - душа, логос - мысль).

Философия Беркли сосредоточена на чувственном аспекте. Основная идея выражается им в виде фразы: «Быть - значит быть воспринимаемым». Таким образом, все объекты о существовании которых мы знаем, были так или иначе восприняты нами с помощью чувств, а значит они есть ничто иное как совокупность ощущений или «чувственных качеств». По сути, автором знаменитой философской загадки «Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?» также является Беркли.

Наконец, Карл Маркс, философию которого применяли в своей работе Ильенков и Мещеряков, не разрабатывал психологию в своих работах целенаправленно. Все психологические идеи и замечания Маркса были высказаны им как бы попутно, при обсуждении других вопросов. Основная идея Маркса, используемая в работах Ильенкова и Мещерякова, заключается в том, что человек, вместе с другими людьми переделывая мир, формирует свою психику. Отсюда следует, что человек становится человеком, когда познает значение предметов, являющиеся частью человеческой деятельности, а также нормы человеческой культуры.

Начать же обсуждение основного вопроса, а именно вопроса воспитания, слепоглухонемых детей следует с того места, с которого и начинаются проблемы - с чувств.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.