Всероссийский конкурс специалистов, развивающих ученическое самоуправление — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Всероссийский конкурс специалистов, развивающих ученическое самоуправление

2019-12-19 164
Всероссийский конкурс специалистов, развивающих ученическое самоуправление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всероссийский конкурс специалистов, развивающих ученическое самоуправление

номинация: программы, направленные на обучение актива ученического самоуправления

Программа внеурочной деятельности, направленная на обучение актива УС «Школа Лидера»

 

 

Автор-разработчик:

Хорохорина Елена Павловна, 

Куратор по воспитательной работе

 

г.о. Чапаевск, 2018г

Приложение № 1

 

Заявка на участие во Всероссийском конкурсе специалистов,
развивающих ученическое самоуправление

Субъект Российской Федерации Самарская область, г.о.Чапаевск
Номинация, согласно Положению Программы, направленные на обучение актива ученического самоуправления
Фамилия, имя, отчество Хорохорина Елена Павловна
Дата рождения 14.07.1978
Контактные данные (телефон, e-mail) Тел(сот) 89022955250, e - mail: alena. horohorina @ yandex. ru
Место работы, должность ГБОУ СОШ № 9, куратор по воспитательной работе
Адрес места работы (с указанием индекса) 446100, Самарская область, г.Чапаевск, ул. Орджоникидзе,10
Сведения об образовании Высшее СГАКиИ, АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций»

Согласие на обработку персональных данных

Я, Хорохорина Елена Павловна, проживающая/ий по адресу Самасркая область, г.Чапаевск, ул.Клиническая, д.14 – кв.23, в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ «О защите персональных данных» даю согласие на обработку моих персональных данных (в том числе сбор, систематизацию, накопление, хранение, использование, уточнение, обезличивание, распространение, передачу, блокирование и уничтожение) Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (далее – РСМ), Автономной некоммерческой организации «Центр реализации программ Российского Союза Молодежи» (далее – АНО ЦРП РСМ), Общероссийскому общественному движению «Ассоциация учащейся молодежи Российского Союза Молодежи «Содружество» (далее – АУМ РСМ «Содружество»), а также иным уполномоченным лицам РСМ, с которыми у РСМ заключены договоры на оказание услуг либо иные договоры, связанные с проведением программ, проектов, мероприятий для учащейся молодежи.

       Я также даю согласие на общедоступность моих данных: фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, образовании, квалификации, общественной деятельности и иных кратких биографических данных, а также на размещение на сайте РСМ и в группах в социальных сетях моих официальных фотографий.

       Я уведомлен и согласен с тем, что указанное Согласие может быть отозвано мною в письменном виде.

Я согласен получать смс и электронные оповещения о проведении мероприятий РСМ, АНО ЦРП РСМ и АУМ РСМ «Содружество».

Я ознакомлен с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных участников, а также с моими правами и обязанностями в этой сфере.

       Согласие дано на срок до момента его отзыва в письменном виде.

 

       «29»марта 2018 г.                                             Хорохорина

                                                                                           (подпись)

 

АННОТОЦИЯ

Я – лидер! Как звезда на небе,

Мне ярче хочется светить,

И, познавая мир науки,

Полезным людям хочу быть.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация – процессы становления личности.

 

Успех приходит к тому, кто обеспечивает свой рост через решение проблем других людей. Это возможно участвуя в жизни УС, так как оно является важнейшим ресурсом развития современного общества и очень ярким ростком будущего. На сегодняшний день УС активно развивается в школьном ученическом сообществе ГБОУ СОШ №9 (в дальнейшем ШУС «Лидер» - школьное ученическое самоуправление «Лидер») г.о. Чапаевска, в котором состоят обучающиеся школы в возрасте от 12 до 17 лет. В ШУС «Лидер» подростки проявляют и реализуют социальную инициативу, удовлетворяют потребности в общении и совместной социально значимой деятельности, развивают социальное творчество и личный позитивный опыт. ШУС «Лидер» – это основа, на которой мы осуществляем свою деятельность. Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, то есть детьми и педагогом как равноправными субъектами. Основная цель ШУС «Лидер» на сегодняшний день - развитие и поддержка ученического самоуправления, как на уровне школы, так и на уровне города.

Таким образом, ШУС «Лидер» является благоприятной базой для реализации программы «Школа Лидера».

«Школа Лидера» работает таким образом, что в учебное время активисты занимаются практической деятельностью, а в каникулярное постигают основы лидерства. Поэтому программа имеет содержательное и организационное продолжение в рамках деятельности ШУС «Лидер».

По общественному признанию самыми инициативными активистами являются обучающиеся в возрасте от 12 до 17 лет. В «Школе Лидер» занимается именно такой контингент – 50 учащихся (12 – 17 лет). Обучение в «Школе Лидера» предполагает прохождение двухгодичного курса. Кроме того, новое качество образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых как опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем. Большие перспективы в решении проблем развития социальной компетентности молодежи имеют так называемые общественно-активные школы, использующие в качестве одного из основных способов гражданского воспитания участие подростков и молодежи в жизни местного сообщества. Участвуя в работе УС на благо своей школы, двора, города, района позволяет молодежи почувствовать свою значимость, увидеть результаты своего труда, а также познакомится с трудностями, с которыми ежедневно сталкиваются взрослые.

Так как данная программа предполагает социальную практику и позволяет частично решить проблему занятости подростков и молодежи, способствует развитию ученического самоуправления, как на уровне школы, так и на уровне города.

Основные идеи программы:

достижение лидерского первенства в товарищеском состязании нравственными методами и способами, стимулирование желания быть первым, полезным в нужной социально-значимой деятельности;

идея актуальной и потенциальной успешности личности школьника в процессе самореализации;

идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха;

идея стимулирования стремления личности ученика к успеху.

 

В условиях дополнительного образования актуальность образовательной программы «Лидер» продиктована реализацией компетентностного подхода в обучении с учетом его приоритетных направлений:

свободный выбор воспитанниками видов и сфер деятельности;

ориентацию на личностные интересы, потребности, способности воспитанника;

возможность самоопределения и самореализации воспитанника;

единство обучения, воспитания и развития;

практико-деятельностная основа образовательного процесса.

 Данная образовательная программа позволяет воспитанникам приобрести опыт социально-значимой деятельности, активной коммуникации.

Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов. Срок реализации – 1 год. Годовая нагрузка – 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Согласно санитарно-гигиеническим нормам продолжительность занятий 45+45 минут с перерывом 15 минут, один раз в неделю.

 

Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи:

выявлять и развивать лидерские и организаторские навыки учащихся;

способствовать реализации творческого потенциала воспитанников;

повышать творческую и деловую активность воспитанников;

воспитывать «чувство локтя», ответственности за себя и других;

создавать ситуации стимулирующие проявление лидерского потенциала.

 

Формы работы

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:

Деловые и ролевые игры.

Упражнения на взаимодействия в группе.

Тренинги.

Творческие задания.

Конкурсы (участие в школьных, районных, областных и всероссийских).

Проигрывание ситуаций.

Дискуссии

Встречи со специалистами и интересными людьми.

Экспресс тесты и опросы.

КТД.

Беседы.

Рис. 2 Уровень воспитанности в начале реализации программы

- в конце первого года обучения уровень воспитанности по некоторым показателям: отношение к труду, культуре и отечеству – повысился (рис. 3), но все еще оставался на уровне среднего;

Рис. 3 Уровень воспитанности после первого года обучения в «Школе Лидера»

- и наконец, результаты второго года обучения показали (рис. 4), что по всем показателям результаты стали выше, таким образом, мы достигли высокого уровня воспитанности, а именно у учащихся «Школы Лидера» появилась устойчивая и положительная самостоятельность в учебной деятельности и поведении, активная общественная и гражданская позиция.

Рис. 4 Уровень воспитанности в конце второго года обучения

- при высоком уровне воспитанности социализация подростка происходит быстрее и успешнее, в конце реализации программы подтвердилась, действительно подростки, занимающиеся в «Школе Лидера», прошли стадию социализации безболезненно, достаточно эффективно по отношению со своими сверстниками, в классах, где обучаются воспитанники «Школы Лидераа» был также проведен мониторинг уровня воспитанности и получились следующие результаты (рис. 5):

Рис. 5 Уровень воспитанности учащихся ГБОУ СОШ №9

 

Таким образом, видно, что уровень воспитанностиучащихся ГБОУ СОШ №9 по всем показателям гораздо ниже, чем уровень воспитанности учащихся «Школы Лидера», следовательно, социализация остальных школьников проходит малоэффективно и медленно, по сравнению с «активистами». Что позволяет сделать выводы о том, что «Школа Лидера» помогает подросткам быстрее социализироваться, так как под социализацией подразумевается процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации, поэтому, поскольку уровень воспитанности выше у участников Школы Лидера, то и процесс социализации происходит успешнее.

Что касается четвертого критерия эффективности реализации программы: создание широкого информационного пространства,то проанализировав количество публикаций в школьных печатных изданиях, количество репортажей на телевидении за 2016 год – 2017г. можно сделать выводы о том, что и те и другие структуры стали гораздо чаще освещать деятельность УС. Кроме того, появилось много информации о УС в интернете, в социальной сети «В контакте» была создана группа учащихся «РДШ ШУС ГБОУ СОШ №9», и появился большой объем информации о деятельности ШУС «Лидер» и «Школы Лидера», на сайте ГБОУ СОШ № 9, что видно на рис. 6.

Рис.6 Создание широкого информационного пространства

 

Результаты программы

Таким образом, анализ проделанной работы за два года показал, что с оздание «Школы Лидера» способствует активизации потенциала деятельности УС как ресурса развития местного сообщества и успешной социализации подростков и молодежи, путем формирования и распространения практик социальной деятельности. Вовлечение участников «Школы Лидера» в социально значимую деятельность показало, что ряды активистов расширились, их труд стал более качественным. Это также удалось за счет создания широкого информационного пространства для освещения деятельности УС и за счет создания позитивного имиджа ребёнка. Повысился имидж ШУС «Лидер» как детской общественной организации, информированность как молодежи, так и взрослых о деятельности УС. Кроме того, «Школа Лидера» способствует повышению уровня воспитанности подростков, а следовательно их успешной социализации в обществе. Также данное направление деятельности повышает интерес учащихся к жизни школы, города и района, позволяет развивать творческие способности, расширять кругозор, способствует формированию активной гражданской позиции, повышению дисциплины и качества учебной деятельности. К тому же, в процессе реализации программы дети, молодежь и взрослые тесно сотрудничают между собой и приобретают положительный жизненный опыт. Отмечено, что данная программа позволяет решить некоторые задачи воспитания человека, способного воспринимать и приветствовать духовно-нравственные гуманистические ценности, поступать в соответствии.

То есть значительно повысился уровень общественной активности подростков первую очередь в школе, а значит и частично в городе, повысилась их вовлеченность в решение социальных задач. Что в масштабном понимании продвигает молодых людей к укреплению гражданского общества.

Описание программы

В основе программы «Школа Лидера», позволяющей достичь национального воспитательного идеала, лежит принцип СОциализации, благодаря которому формируются базовые национальные ценности:

· патриотизм, гражданственность

· социальная солидарность

· человечество, семья

· нравственность

· здоровье

· творчество, труд

· экология

·  наука, образование

· интеллект искусство

· традиционные религии России.

условия, способствующие  социализации
«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души» А.П. Чехов
Стимулирование социальных инициатив участников воспитательного процесса (опора на мотив деятельности, осознание необходимости).  
Использование роли коллектива в формировании социальной и гражданской позиции
Использование роли учителя в формировании идейно-нравственной и социальной ориентации
«Личность достигает в коллективе высшей степени сознания и совершенствования» А. Барбюс
«Личность воспитателя значит все в деле воспитания»  К.Д. Ушинский
В процессе воспитания создаются определенные условия для достижения цели:

 

 

«Школа Лидера» основывается на системно-деятельностном подходе посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления. Система воспитания в школе – это совокупность активных совместных дел, в результате которых осуществляется взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, а ученик из объекта обучения и воспитания превращается в субъект.

Формированию базовых национальных ценностей способствуют различные формы социализации:

 

формы СОЦИАЛИЗАЦИИ
Я И КОЛЛЕКТИВ
Я И ОБЩЕСТВО
Я И ШКОЛА
Ролевые игры
Социальные пробы, КТД
Самоуправление
Трудовая  деятельность
СоциалныЕ, экологические ПРОЕКТЫ проекты

 

 


Содержание программы

« Лидерское начало »: 30часов.

Блок включает в себя знакомство с детскими движениями, с районной программой «Юное поколение», тестирование на выявление лидерских качеств, тренинги, беседы по этике и этикету.

Организация досуговой деятельности: 42 часа.

Разучивание массовых игр, тимбилдинг, деловые игры, «Школа ведущих», составление конкурсных программ и организация КТД для младших школьников.

В процессе работы программа предусматривает изменения в связи с календарными праздниками и планом работы школы и школьного совета старшеклассников «Лидер».

Тематическое планирование

Дата

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности/

форма занятия

Количество часов

 

 

Аудит.

внеурочные

теория практика
1-2.     Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Беседа о детском объединении «Лидер». Игры на знакомство «Знакомьтесь – это мы». Занятие -беседа 1 1  
3-4.     Детское движение в Самарской области. Тест «Какой я лидер». Игра-тренинг «Как вести за собой». Занятие-тестирование 1 1  
5-6.     Диагностика-тест «Лидер ли я?». Игра «Чемодан лидера». Диагностическое занятие   2  
7-8.     Выпуск стенгазеты «Это мы!» Практическое занятие   2  
9-10.     Беседа «Сколько ребят – столько судеб». Игра «Кораблекрушение» (выявление лидера). Занятие-беседа 1 1  
11- 12.     Игровая программа «Играем отдыхая». Занятие - игровая программа   2  
13-14.     Участие в межрайоном форуме «Школа лидера». Занятие-экскурсия     2
15-16.     «Школа ведущих». Основные навыки выступления. Занятие-практикум 1 1  
17-18.     Участие в празднике «Осенины». Занятие-практикум     2
19- 20.     «Школа ведущих». Работа над дикцией, разучивание скороговорок. Занятие-практикум   2  
21- 22.     «Школа ведущих». Тренинг «Как вести себя на сцене». Занятие-тренинг   2  
23-24.     «Школа этикета». Деловая игра «Мы встречаем гостей». Деловая игра 1 1  
25-26.     «Школа этикета». Тренинг «Что нужно знать организатору праздника» Занятие-тренинг   2  
27-28.     Деловая игра «В мире этикета». Деловая игра   2  
29-30.      Инструктаж по ТБ. Промежуточная диагностика. Массовые игры на новогоднем празднике. Комбинированное занятие 0,5 1,5  
31- 32.     Проведение новогоднего праздника в начальных классах. Занятие-практикум     2
33-34.     Как подобрать вопросы для интеллектуальной игры? Интеллектуальная игра «Я самый умный». Занятие-практикум 1 1  
35-36.     «Упражнение Джеффа». Разучивание «песен у костра». Занятие-практикум   2  
37-38.     Как составить конкурсную программу? Занятие-практикум 1 1  
39-40.     Составление конкурсной программы для учащихся 1 класса. Занятие-практикум   2  
41- 42.     Проведение конкурсной программы в 1 классе. Занятие-концерт     2
43-44.     Составление конкурсной программы для учащихся 2-3 классов. Занятие-практикум   2  
45-46.     Проведение конкурсной программы в 2-3 классах. Занятие-концерт     2
47-48.     Участие в праздничном поздравлении в ДК к празднику 8 Марта. Занятие-концерт     2
49-50.     Что такое «Тимбилдинг»? Разучивание игр «Ковёр», «Обстрел». Информационное занятие 1 1  
51- 52.     Игровой практикум. «Узнай кто», «Часы», «Шляпа». Игровой практикум   2  
53-54.     Игровой практикум. «Ручка громкости», «Перевёртыши», «Театр». Игровой практикум   2  
55-56.     Беседа «Подари другому радость». Игровой практикум. «Фоторобот», «Иностранцы». Занятие-беседа. Игровой практикум. 1 2  
57-58.     Методика конструирования КТД. Занятие-лекция. 2    
59-60.     Участие в межрайонном форуме «Школа лидера». Занятие-экскурсия.     2
61- 62.     Разработка КТД для младших школьников. Занятие-практикум   2  
63-64.     Составление сценария проведения КТД «В гостях у сказки». Занятие-практикум   2  
65-66.     Проведение КТД «В гостях у сказки» в младших классах. Занятие-практикум     2
67-68.     Участие в публичном отчёте в ГБОУ СОШ №9 Занятие-экскурсия     2
69-70.     Итоговая диагностика успешности. Досуговая программа «Хотите верьте, хотите нет». Диагностика 1 1  
71-72.     Игровая программа «Мы – лидеры!» Игровая программа     2
          12,5 39,5 20

 

 

Система оценки планируемых результатов

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт лидерства воспитанников. Важным показателем успешности достижения результатов является участие воспитанников в различных формах культурно-досуговой деятельности объединения, класса, школы.

1. Педагогическое наблюдение.

2. Ролевые игры.

3. Участие в массовых мероприятиях.

4. Беседы с родителями.

5. Анкетирование и тестирование.

6. Открытые занятия.

7. Тренинги.

8. Диагностика.

 

Работа с родителями

1. Посещение семей воспитанников на дому.

2. Общие и групповые родительские собрания.

3. Консультации.

4. Занятия с участием родителями.

5. Дни открытых дверей.

6. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.

7. Работа с родительским комитетом.

8. Беседы с детьми и родителями.

9. Тренинги.

Методическое и материально-техническое обеспечение

 

К реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

- учебный кабинет;

-пакет диагностик;

- сборники игр и сценариев;

- дидактический материал;

-наглядный и раздаточный материал для игр;

- MP 3 проигрыватель;

- компьютер;

- мультимедийный проектор; - аудио и видеозаписи.

Реализация программы

Большие возможности для реализации программы создают интересы воспитанников, родителей, школьных учителей, представители социума. Эти интересы следует целенаправленно изучать. Также особое значение при осуществлении программы имеет социальный и профессиональный статус педагога-организатора. Реализация программы поможет в выявлении лидеров среди учащихся школы, что в свою очередь будет способствовать в плодотворной работе школьного самоуправления. Следует подчеркнуть необходимость целенаправленной рекламы работы детского объединения, создания собственного бренда.

Приложение 1

 

Акция «Помним. Скорбим.»

                                                   

                                                      

Копилка школьных достижений

Международном детском и юношеском конкурсе-фестивале «Волга в сердце впадает мое» (2015год), конкурсах чтецов, олимпиадах, конференциях, форумах, краеведческих акциях «Мой край, губерния моя!» (2016г), диплом 1 степени областного молодёжного исторического квеста «Дальневосточная Победа», диплом 1 степени областной деловой игре «Молодёжь в кабинетах власти», диплом 3 степени областного конкурса социальных проектов «Будущее в наших руках», диплом 2 степени областного конкурса моделей и лидеров самоуправления, и мн.др.благодарственные письма и грамоты.

Копилка личных достижений

- Дипломант 7 Областного конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» - 2009г

- 1 место окружной конкурс «Классный руководитель» – 2009г

- Лауреат Премии Общественного Признания «Триумф года» - 2009г

- Победитель Второго регионального конкурса «Фестиваль методических идей молодых педагогов Самарской области» 2011г в номинации «Воспитание школьника»

- 2 место областной конкурс «Классный руководитель» - номинация 5-9 классы – 2011г

- 2 место окружной конкурса педагогов – организаторов «Есть такая профессия!» 2013г

- 1 место областной акции «Женщина года» 2014г

- 1 место городской конкурс педагогов «Учительское мастерство» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания»

- 2 место областной конкурс педагогов «Воспитать человека» -2015

- 1 место окружной конкурс «Классный руководитель» - номинация 5-9 классы – 2015г

- 1 место областной конкурс педагогов, координирующих работу органов ученического самоуправления «Формула успеха» - 2015

- 3 место окружной конкурс профессионального мастерства «Лидер в образовании» - 2016

- 1 место окружной конкурс видео – уроков «Золотая коллекция видео-уроков» в номинации «Лучший урок эстетического цикла» -2017

 

Литература

1. Ананьев В.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – М., 2005

2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 2006

3. По ступенькам лидерства, ГДДюТ, 2007

4. Закон об образовании, 2009

5. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. – М, 1984

6. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 2006

7. Конвенция о правах ребенка.

8. Кукушкин В.С. Психология делового общения. – М., Ростов н/Д., 2003

9. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 2006

10. Немов Р.С. Психология. – М., 1995

11. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999

12. Саврасов В.П. Особенности развития самосознания: Автореферат канд.дис. – Л., 2005

13.  Шильштейн Е.С. Особенности презентации // Вопросы психологии. – М., 2008

14. По ступенькам лидерства, Омск 2008.

15. Программа СПО ФДО «Я сам», «Возрождение», «Игра – дело серьезное», «Лидер».

16. Энциклопедия игр и развлечений под ред.О.Турбина.

17. Сборник сценариев для детей «Приходите к нам на праздник». Ярославль, «Академия развития», 2001.

18. В. Рекут «Самые лучшие игры для умников и умниц». М. «РИПОЛ – КЛАССК», 2007.

 

Интернет ресурсы

1. http://www.e-reading-lib.com/chapter.php/148050/198/Shamina_-_Luchshie_igry_dlya_deteii_na_svezhem_vozduhe.html

2. http://socpedagogika.narod.ru/igr.html

3. http://www.tvoyrebenok.ru/kommunikativnie_igri.shtml

4. http://www.summercamp.ru/index.php5/

 

 

Всероссийский конкурс специалистов, развивающих ученическое самоуправление

номинация: программы, направленные на обучение актива ученического самоуправления


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.