Зачем Кришна украл одежды гопи? (2) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Зачем Кришна украл одежды гопи? (2)

2019-12-19 145
Зачем Кришна украл одежды гопи? (2) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

20.02.2006г.

 

Согласно утверждению Шри Рупы Госвами, слушание «Шримад Бхагаватам» является одной из пяти важнейших составляющих анг бхакти. Эти пять анг бхакти обладают чудодейственной силой, которая непостижима для нашего разума. Мы даже не можем себе представить, к каким замечательным результатам может привести следование этим пяти ангам бхакти.

Шри Рупа Госвами сказал, что даже если у человека ещё нет твёрдой веры, катха по «Шримад Бхагаватам» может пробудить в его сердце бхаву. Парикшит Махарадж, слушая «Шримад Бхагаватам» в течение семи дней и ночей, обрёл гопи-бхаву и отправился на Голоку Вриндавану.

Рупа Госвами написал:

шримад-бхагаватартханам асвадо расикаих саха.

«Преданный должен постигать сокровенный смысл стихов «Шримад-Бхагаватам» в обществе расика-вайшнава».

(Рупа Госвами, «Бхакти Расамрита Синдху», 1.2.91)

Каждое слово «Шримад Бхагаватам» содержит множество значений. И, когда мы слышим объяснение стихов «Шримад Бхагаватам» из уст расика-вайшнава, мы сможем ощутить вкус каждого из этих значений. В этом смысл наставления – слушать «Шримад Бхагаватам».

Если таких выдающихся результатов может достичь человек, у которого нёт твердой веры, то каких же результатов достигнет тот, кто обладает зрелой верой в слова Бхагаватам! Шукадев Госвамипад говорит: «Такой человек войдёт в игры Кришны».

* * *

Мы продолжаем обсуждать Праная гиту. Это стихи из десятой песни «Шримад Бхагаватам», двадцать девятой главы с тридцать первого по сорок первый. 39-й стих – викшайлакаврита-мукхам тава кундала-шри – был любимым стихом Шри Чайтаньи Махапрабху. Он испытывал особое наслаждение, медитируя на этот стих. Когда по мере углубления в эту катху смысл этих стихов становится нам близким и понятным, и эта катха пробуждает в нашем сердце чувства, которые мы начинаем ясно ощущать. Когда мы начинаем понимать выводы из объяснений на эти стихи, все разнообразные значения удивительным образом сплетаются воедино. Сейчас я вас приглашаю отправиться со мной в духовный Вриндаван.

Враджа-гопи в течение целого месяца совершали Катьяяни-врату. В последний день враты, празднуя её завершение, они особенно радовались и беззаботно играли в водах Ямуны. Они были очень довольны, что им удалось выполнить все обеты враты, и, значит, скоро исполнится их заветное желание. Они играли в воде, смеялись, шутили и пели. Что они пели? Говинда Дамодара Мадхавети, Говинда Дамодара Мадхавети!

И что произошло дальше? Катьяяни-деви не пришла в последний день враты и не дала гопи свой даршан, она не благословила гопи на исполнение их желания. Катьяяни-деви подумала: «Я не смогу исполнить их желание! Только их собственная анурага, их могущественная любовь способна исполнить их желание». Поэтому Катьяяни-деви сама не пошла на встречу с гопи. Вместо неё на встречу с ними пришёл сам Кришна, объект их анураги.

Он спрятался и внимательно наблюдал за каждой гопи. Вы знаете, что вместе с Кришной было четыре маленьких мальчика: Дам, Судам, Васудам и Кинкини. И когда они начали смеяться, гопи испугались и спрятались в воде по самую шею. Затем гопи и Кришна обменивались друг с другом шутливыми фразами, в том числе через мальчиков. Подобно тому, как в семейной жизни муж и жена порой обращаются друг к другу через детей. Это так сладко! И хотя Кришна в этот момент – холостяк, он испытал огромное наслаждение во время этого обмена репликами.

Чтобы понять, что испытал Кришна, нужно принять покровительство у Кришна-нама. Воспевая святое имя и медитируя на эту лилу, мы поймём чувства Кришны. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, весь нектар заключен в этих именах. Джива Госвамипад читал «Шримад Бхагаватам» и повторял харинам, и вся эта катха сама собой проявлялась в его сердце.

Итак, гопи попытались испугать мальчиков: «Эй, мы вас сейчас стащим с дерева и заставим сидеть в этой холодной воде! Нам ничего не стоит справиться с такими малышами, как вы! Если вы не хотите оказаться в воде, то мы вам советуем быстро собрать наши одежды и принести их нам!» Мальчики, похоже, испугались и начали спускаться с дерева. Враджа-гопи очень обрадовались, увидев это. Но в следующий момент они сильно огорчились, увидев, что мальчики перебежали к дереву, на котором сидел Кришна, и быстро взобрались на него. Они хотели быть рядом с Кришной. Это называется гуру-ништха! Мальчики подумали: «Под покровительством Кришны мы будем в полной безопасности. Он убережёт нас от этих крокодилов в реке».

Увидев всё это, Кришна засмеялся. Он сказал: «Как удивительно! Внешне все вы выглядите благочестивыми и благородными девушками, но, оказывается, у вас такое большое ложное эго! Разве вы уже получили милость полубогов, о которой просили?» После некоторой паузы Кришна сказал: «Увидев, как вы совершаете аскезы, я тоже очень вдохновился!»

Вы знаете, что некоторые йоги, такие как Саубхари Риши, принимают обет медитировать, стоя в воде. «Благодаря общению с такими святыми личностями, как вы, у меня тоже появилось желание совершить какую-нибудь аскезу. Поэтому я принимаю строгий обет жить под открытым небом, сидя на этом дереве, всё то время, пока вы будете сидеть в холодной воде, соблюдая свой обет».

Таким образом, сложилась патовая ситуация: гопи не могут выйти из воды, а Кришна не хочет спускаться с дерева! В шахматах это называется пат. Гопи решили, что единственный способ разрешить эту ситуацию – открыть Кришне свои сердца. Они начали делать это очень скрытно, только намёками. Гопи знали, что Кришна - расика и прекрасно поймёт их.

Гопи использовали в своей речи слэш аланкар. Аланкар означает «украшение». Слэш означает то, что используемые здесь слова имеют иное значение. Слэш аланкар описан как: шабдайх свабхавадекартаих слэшо’некартхавачанам. (Сахитья Дарпана, гл.10, стих 24)

Есть три вида слэш аланкара: шабда-слэш, артха-слэш, дхвани-слэш. Шабда-слэш означает, что каждое слово имеет больше, чем одно значение. Артха-слэш означает, что хотя используемое слово имеет обычно одно знание, но в данном контексте оно приобретает новое значение. Дхвани-слэш означает, что истинное значение не содержится ни в самом слове, ни в предложениях. Смысл можно понять только из общей ситуации.

Итак, гопи говорят:

на надеябхаям тасья

тарау ясья бхавет стхитих

патрасаткритагатранам

приччхья надеята пунах

«О, Кришна! Тот, кто сидит в лодке, не боится воды. Но какой смысл спрашивать у человека, выпавшего из лодки и оказавшегося в середине бурной реки, боится ли он воды».

(Джива Госвами, Гопал Чампу, 21.49)

Это общий смысл стиха. В первом предложении слово тарау имеет два значения. На санскрите слово тарау означает «в лодке». По правилам санскритской грамматики слово тари,лодка, здесь стоит в форме тарау. В косвенном падеже другое слово – тару, дерево, имеет ту же форму – тарау. Тогда слова гопи «тот, кто сидит в лодке может не бояться воды» могут означать: «тот, кто сидит на дереве, может не бояться поступать вопреки морали».

Далее гопи сказали: «те, кто упали в реку и находятся в середине реки». Здесь слова патра означает «середина реки». Но слово патра также означает «квалифицированный, достойный человек», йогья-вьякти. Таким образом, фраза «те, кто находятся в реке», может означать также «те, кто полностью отдали себя служению достойной личности».

Слово надея означает «река». Но в этом стихе это слово используется в ином смысле. Сказав «те, кто уже упали в воду, на середину реки», гопи имели в виду: «те, кто полностью посвятили себя служению достойной личности». Но в устах гопи эта фраза означает, что они «посвятили свои тела ему как самой достойной личности».

В слове надеята – слог де означает «давать». В этом предложении слово «река» использовано в форме надея. Смысл такой: «Тот, кто сидит на дереве, может не бояться, что поступает неправильно. Но неразумно с его стороны просить ещё что-то у того, кто в воде, или кто уже полностью предался ему».

Гопи скрытым образом говорят Кришне: «Мы посвятили свои жизни и, конечно же, свои тела служению тебе, о чём ты ещё можешь нас просить?» Гопи говорят с Кришной очень нежно и ласково. Их тела дрожат. Но они дрожат по двум причинам. Во-первых, вода была очень холодная, а во-вторых, видя луноподобное лицо Кришны, они испытывали экстаз любви к нему.

Увидев их в таком состоянии, Кришне стало их очень жалко. Кришна обратился к гопи с напускным весельем: «Да, девушки, какие же вы слабые! У вас даже нет сил выйти из воды!»

Услышав эти слова, гопи сердито сдвинули свои брови. Гопи действительно чувствовали слабость, но она к ним пришла из-за неописуемой привлекательности Кришны. Они спросили его с возмущением: «Почему ты настаиваешь, чтобы мы вышли к тебе?»

Кришна ответил: «Я сделал вам хорошее предложение. Ваши одежды украл ван-девата, бог леса. Увидев это, я сразу подбежал к нему и отобрал у него ваши одежды. Я сражался с ним из-за вас и прогнал его. Вы должны быть благодарны мне за то, что я спас ваши одежды. Как вы можете называть меня вором? Вот ваши одежды, выходите по очереди и берите их у меня».

Гопи сказали ему: «А чем же мы сможем с тобой расплатиться?» Гопи намекали: «Учти, что у нас больше ничего нет! Вдруг, когда мы выйдем из воды, ты поменяешь условия и начнёшь требовать от нас ещё что-нибудь?»

Сказав это, гопи стали сжимать себя руками и глубоко вздыхать. Тогда Кришна поманил их пальцем и сказал: «Эй, лотосоокие девушки! Идите ко мне». Гопи недовольно передразнили его: «Идите ко мне, идите ко мне! Это всё, что ты можешь нам сказать?»

Тогда Кришна сказал: «Выходите из воды! Когда у вас ещё будет шанс подойти ко мне так близко? И ваша одежда, которая до этого была самой обыкновенной одеждой, станет для каждой из вас моим особым подарком».

Гопи, сидя в ледяной воде, переспрашивают у Кришны: «Зачем нам получать её от тебя? Оставь всё на земле, мы и сами её заберём».

Кришна ответил: «Я помогу вам избежать две серьёзные проблемы. Во-первых, приняв одежды от меня в подарок, вы не совершите оскорбление, отказавшись от подарка, который делают с чистым сердцем. Во-вторых, я выдам каждой именно её одежду, чтобы не было путаницы. Ведь если вы начнёте разбирать одежды самостоятельно, в спешке вы можете схватить чужие вещи».

Услышав эти слова, гопи посмотрели друг на друга с большим удивлением. И сказали: «Вы слышали?! Что он такое говорит! Он хочет сказать, что мы родились в этом мире для того, чтобы воровать и обманывать?»

В этот момент Кришна снял с ветки несколько сари и показал их гопи. Он даже закусил свою губу, чтобы не расхохотаться, и сказал: «Я всегда говорю правду и ничего кроме правды!»

Гопи по-прежнему очень волновались. Некоторые из них решили, что Кришна действительно говорит правду. На что более опытные гопи сказали: «Кому вы доверяете? Это же Кришна, это его обычный трюк! Вы что, не видите, что, говоря эти слова, он еле сдерживается, чтобы не рассмеяться? Посмотрите, хотя он старается сделать серьёзное лицо, но его выдают уголки его губ!»

После этих слов гопи Кришна, которого очень радовала вся эта ситуация, постарался обратиться к гопи со всей нежностью. «Разве я вас хоть раз обманывал? Я никогда не смеялся над вами ни в прошлом, не делаю этого сейчас и не позволю себе этого в будущем! Вы разве не знаете, что вы – мои самые любимые! Я чувствую сострадание к вам, видя, как вы исхудали, совершая Катьяяни-врату в течение этого месяца. Хватит уже совершать аскезы!»

Услышав, что Кришна назвал их своими самыми любимыми, гопи ответили Кришне: «Вот это да! Человек, которого природа побуждает воровать чужие одежды, внезапно начал испытывать сострадание к своим жертвам, мёрзнущим в холодной воде! Может ли быть что-то более удивительное в этом мире?… Хорошо! Пусть так, но всё же скажите нам искренне, с каких это пор Ваше Королевское Величество начало говорить правду?»

Тогда Кришна заявил: «С самого рождения я никогда не нарушал ни одного обещания». Гопи спросили: «Кто это сказал?!» Кришна ответил: «Ах, вы мне не верите? Посмотрите, если вы считаете, что слова мои не искренни, то я предлагаю обратиться к этим в высшей степени религиозным мальчикам, сидящим рядом со мной!» И мальчики, как по команде, тут же закричали: «Сатьям, сатьям! Это истина, истина!» При этом их голоса и лица выражали сострадание к гопи, которые всё ещё мёрзли в воде.

 Кришна сказал: «Как мне жаль! О, девушки! Ваши талии такие тонкие, что я мог бы обхватывать их одной ладонью! Если вы не верите в правдивость моих слов, тогда вы можете выйти из воды либо все сразу, либо выбрать одну из вас, которая сделает это первой, и вы сможете своими глазами увидеть, говорю я правду или нет».

Слушая эти шутливые слова Кришны, гопи погрузились в прему. Те из вас, которые по-настоящему погружены сейчас в эту катху, должны будут испытать дрожь в теле. Кто-то из вас вот-вот начнёт чихать и у него появятся другие симптомы простуды.

Враджа-гопи некоторое время были в нерешительности. Они стали смотреть друг на друга, улыбаясь. Они думали: «Хорошо, если бы одна из нас вышла и проверила, правду говорит Кришна или нет». Но добровольцев не находилось! Застенчивость не давала гопи выйти из воды. Но холодная вода гнала их на берег. Тело дрожало от холодной воды, а ум – от неспособности принять решение. Они продолжали размышлять.

Одна из гопи подумала: «Если мы сейчас не подчинимся Кришне, мы окоченеем до смерти. Надо попробовать быть с Кришной поласковей». И она обратилась к Кришне: «О, Кришна! Ты – главное украшение Враджа-раджа, Нанда Бабы. Ты украшен любовью всех враджаваси. Все враджаваси поклоняются тебе. Мы уже так долго сидим в этой холодной воде! И мы обращаемся к тебе со смиренной просьбой – пожалуйста, отдай нам наши одежды! Пожалуйста, не будь к нам так несправедлив».

Кришна ответил: «Разве я хоть раз был к кому-то несправедлив? Вы все родились в знатных семьях! Ван-девата украл ваши одежды, и в этой ситуации кто-то должен был заступиться за вас! Я счёл своим долгом сделать это. Мне бы и в голову никогда не пришло даже прикоснуться к вашей одежде! Вы своим подозрением обидели меня. И вам придётся за это ответить! Я сражался с Ван-деватом, защищая вас, а вы теперь обзываете меня!»

Гопи погрузились в размышление. Они думали: «Мы хотели открыть ему желания наших сердец. И вот впервые у нас появилась возможность сказать ему о наших желаниях. Но мы же не можем сделать это открыто!» В течение всей враты гопи молились Катьяяни-деви о том, чтобы Кришна стал их мужем!

Сейчас у гопи появился шанс открыться Кришне. Гопи подумали: «Если мы решимся выйти обнажёнными, то Кришна сможет понять наши желания. Ведь женщина может позволить увидеть себя обнажённой только своему супругу! И это хорошо, что со стороны можно подумать, что наши тела дрожат из-за холодной воды – это хороший повод, чтобы исполнить наше желание».

Гопи сказали: «Увы! Мы совсем продрогли в этой холодной воде! Мы уже на грани смерти! Только перестань смеяться! Это разбивает наши сердца! Выброси на берег наши одежды! Если ты отдашь нам наши одежды, то мы исполним любую твою просьбу, если она не будет выходить за рамки приличия».

Кришна, улыбаясь, сказал: «Как чудесно! Я обещаю, что те, кто выйдут сейчас из воды, станут моими служанками». Гопи подумали: «Кришна читает наши мысли, его слова волнуют наши сердца. Будь что будет, мы принимаем его предложение». И все гопи хором сказали: «Эй, Шьямасундар! Мы все – твои даси

Кришна на это ответил: «Если вы признаёте себя моими служанками, тогда вы должны исполнять то, что я вам говорю». Гопи прищурили глаза и стали переглядываться. «Ну ладно!» – решили они. «Давайте посмотрим, что из этого получиться!» Они громко сказали: «Мы согласны!»

Когда Кришна услышал это, его сердце затрепетало, он застыл в ожидании. Гопи продвинулись к берегу на пару дюймов и остановились. Они крикнули: «Эй, дхарма-гья, знаток религии! Отдавай нам немедленно нашу одежду!» Гопи застыли, и Кришна застыл в ожидании.

Непростая ситуация! Гопи – очень религиозные девушки, им непросто преодолеть свою застенчивость. Понимая это, Кришна наслаждался этой ситуацией, но не подавал виду. Гопи первые прервали молчание. Это описано в следующем стихе:

шьямасундара те дасьях

каравама таводитам

дехи васамси дхарма-джна

но чед раджне брувама хе

(«Шримад-Бхагаватам», 10.22.15.)

Здесь гопи говорят, что если Кришна не отдаст им их одежды, то они обратятся к радже, царю. Эта фраза имеет как минимум три разных значения.

Первое значение. Гопи говорят: «Теперь мы понимаем, что тебе не страшно нарушить дхарму, и ты не беспокоишься о том, кем ты родишься в следующей жизни, но мы не думаем, что тебе безразлично отношение царя к тебе сейчас, в этой жизни!» Некоторые люди боятся совершить грех из страха получить кармические реакции в следующей жизни. Но те, кто находятся на более низких уровнях сознания, не думают о страданиях в будущей жизни, они боятся только наказаний в этой жизни. Гопи хотели проверить, как Кришна отреагирует на их слова. Поэтому гопи сказали: «Мы пожалуемся на тебя царю – Камсе Махараджу! И он накажет тебя как следует!»

В другом значении слово раджа относится к Нанде Махараджу. Гопи как бы говорят: «Мы знаем, что ты – сын очень религиозного человека. Твой отец – Нанда Махарадж. Несмотря на то, что твой отец – такой религиозный человек, тебе, вероятно, не хватило терпения научиться у него следованию религиозным принципам. Мы надеемся, что когда расскажем обо всём Нанде Махараджу, он преподаст тебе очень хороший урок». Гопи говорят это, рассчитывая напугать Кришну, но на самом деле они никогда не стали бы жаловаться его отцу.

Третье значение. «Если ты не вернёшь нам одежды, мы поговорим с раджой!» При этом они имеют в виду самого Кришну. Называя Кришну раджой, они подчёркивают, что сейчас они полностью зависят от него.

Кришна ответил: «О кумари! О, юные девушки! Когда же вы станете моими даси и начнёте исполнять мои приказы? Вы же сами сказали мне только что, что вы – мои служанки! Так что же вам мешает выйти на берег? Выходите ко мне навстречу с улыбками! Этого желаете и вы, и я! Не мешкайте ни секунду! Если вы не сделаете это, вы нарушите данное вами слово!»

Но гопи не сдвинулись с места. Тогда Кришна начал говорить с ними грубо: «На самом деле мне не нужны никакие отношения с девицами из такой низкой касты, как вы. Моё отношение к вам – это ни что иное, как моё природное сострадание. Если вы не понимаете даже это, какой смысл мне отдавать ваши платья? Можете идти к царю прямо сейчас и жаловаться на меня! Но даже если вы пожалуетесь царю, то что он мне может сделать? Он же пожилой человек!»

Гопи подумали: «Похоже, Кришна говорит на этот раз правду». Кришна не просто так говорил эти слова, он при этом клялся отдать им одежды. Вера в сердцах гопи усиливалась. Гопи, тела которых дрожали, начали медленно идти к берегу. Когда гопи начали выходить из воды … что произошло?

Это особый момент. Этого момента ждал Кришна, этого момента ждали и гопи. В этот момент гопи пережили столько сокровенных чувств! Об этих чувствах мы поговорим на следующей лекции.

 

* * *

Я надеюсь, что, совершая бхаджан Кришне, вы испытываете счастье. Если это так, то любые трудности, вставшие на вашем пути, будут лишь абхас, подобием трудностей. Если вы будете слушать чистую Кришна-катху, медитировать на неё и воспевать харинам, все трудности исчезнут сами собой. Останется только одна проблема – вы будете искать: «Где же Кришна-катха? Где Кришна-катха? Дайте нам её!» И это замечательно! Если у кого-то в сердце появляется сильное желание слушать катху о Кришне, то Кришну влечёт к такому слушателю.

 

ПРАНАЯ ГИТА

Часть 16


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.