Зачем Кришна украл одежды гопи? (3) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Зачем Кришна украл одежды гопи? (3)

2019-12-19 177
Зачем Кришна украл одежды гопи? (3) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

25.02.2006г.

 

Шри Рупа Госвами ввёл термин садхарани-карана. Он означает такое погружение в хари-катху, когда слушатель уже не различает, испытывает ли он чувства персонажа из этой катхи или это – его собственные чувства. Это называется садхарани-карана. Это – метод, благодаря которому бхава-майи-бхакти переходит в раса-майи-бхакти. Обычные преданные не могут слушать катху с глубоким погружением, это – для тех, кто достиг уровня рати.

* * *

Итак, Кришна видит, что гопи очень замёрзли, но боятся выходить из Ямуны. Гопи думают: «Кришна пообещал отдать одежду, если мы выйдем из воды. Но он нас уже обманывал! Где гарантия, что он не обманет сейчас?» Гопи не уверены, можно ли верить Кришне.

Понимая это, Кришна произнёс клятву и этим создал в умах и сердцах гопи веру в то, что он выполнит своё обещание. Эта вера позволила гопи приблизиться к Кришне. Когда у нас есть доверие и вера в Хари, гуру и вайшнавов, то мы можем трансцендентно приблизиться к ним.

Дрожащие замёрзшие гопи стали медленно выходить из воды. Мудрецы, прекрасно знающие Пураны, так прокомментировали этот момент: гопи, выходя из воды, сделали вид, что причиной их дрожи была холодная вода. Но какова была истинная причина? Понять это очень важно!

Гопи и Кришна испытывают в этот момент множество разнообразных чувств. И расика-вайшнавы с головой погружаются в эти любовные чувства Враджа. Гопи думают: «Только если Катьяяни-деви исполнит наше желание, мы сможем жить дальше. Но если наши молитвы не будут услышаны, и Кришна не примет нас своими жёнами, то мы покончим с собой!»

Гопи имели сильную решимость! Если их желание не исполнится, то у них не было причины испытывать стыд, ведь они всё равно намерены оставить тело! Им нечего терять, но они могут приобрести всё, чего желали! У них есть только один шанс, и он – в том, чтобы выйти на берег обнажёнными!

Таким образом гопи преодолели все сомнения. С большим трудом они начинают выходить из воды. Но, выходя из воды, гопи пытаются спрятать свои тела. Что-то они закрывают ладонями своих лотосных рук, что-то – своими длинными волосами. Самых младших гопи поставили впереди и, прикрываясь ими, стали выходить остальные. Маленькие гопи должны быть очень смелыми. Старшие гопи сказали им, что будут гордиться ими за это служение.

Итак, выставив перед собой маленьких гопи, остальные, прижавшись друг к другу, вслед за ними стали осторожно выходить на берег. И в этот момент Кришна смотрит с дерева на гопи, а вместе с ним на дереве сидят Дам, Судам, Васудам и Кинкини. Когда малыши увидели выходящих из воды гопи они обратились к Кришне: «Ай бхая! Эй, брат, посмотри! Эти девушки не хотят признаваться, что украли твои одежды!» Вы помните, как Кришна упрекал гопи в том, что они крали у него его питамбары? Малыши сказали: «Посмотри, они спрятали украденную у тебя одежду где-то в реке и выходят к нам обнажённые!» Мальчики говорили это очень громко, они смеялись, надрывая живот. Когда малыши увидели голых девушек, их очень рассмешило то, что гопи спрятали питамбары.

Для девушек это было очень унизительно. Больше всего разгневались маленькие гопи. Эти гопи были примерно одного возраста с малышами-друзьями Кришны. Кришна чувствовал глубокое сострадание к девушкам. Он подумал: «Все эти девушки столь обаятельны, изящны и обладают многими возвышенными качествами. Не так давно я восхищался ими, видя, что они прекрасны, как луна. Но сейчас я вижу, что даже красота луны померкла в сравнении с их безупречной красотой и безупречной любовью. Как это удивительно! Все эти девушки родились в благочестивых семьях. Им легче стерпеть любые физические страдания, чем оставить свою застенчивость, потому что это качество – главное украшение того, кто родился в благочестивой семье. Что же их заставило сейчас выйти на берег? Толька одна причина – они испугались, что если они не сделают этого, то я стану безразличен к ним».

Гопи охватил страх, что Кришна из-за их упрямства может стать равнодушен к ним. Это – свидетельство их любви. А вы, дорогие читатели, не боитесь, что Кришна станет к вам безразличен?

Кришна думал: «Только из-за страха, что я стану к ним безразличен, они отбросили все свои колебания и внутренние запреты». Благодаря своей уткантхе они отбросили все свои сомнения. На санскрите уткантха означает «сильное желание». Дословно это означает ут – «до», кантха – «горло». В момент смерти прана, жизненный воздух, выносит атму из сердца либо через рот, либо через макушку. Если ваша прана находится уже в горле, то это означает, что вы вскоре можете оставить это тело. Здесь слово уткантха означает, что гопи были на краю смерти. Сила их желания была настолько сильна, что подступила к самому горлу.

Кришна сказал себе: «Если я буду безразличным к гопи, у которых такая сильная любовь ко мне, то я никогда не буду счастлив. Почему же моё сердце хочет подшутить и посмеяться над ними? Потому что я хочу убедиться, что выйти из воды их заставил страх, что иначе я могу стать к ним безразличным».

И Кришна решил пошутить. Он сказал: «Эй вы, легкомысленные девушки! Что вы улыбаетесь? Вы – голые, и разве можно в чём-либо упрекнуть голых?» С точки зрения общественной морали слова Кришны кажутся нелепыми. Любой бы осудил девушек за то, что они стоят перед Кришной обнажёнными. Но Кришна говорит: «Разве можно в чём-либо упрекнуть голых?»

Эта фраза двусмысленная. Первый смысл означает: «Разве можно в чём-либо упрекнуть голеньких девочек?» Ведь нет вещественных доказательств, что они что-то своровали. На них же ничего нет! Второй смысл тех же самых слов такой: «Раз у вас ещё не было месячных, значит, у вас нет вожделения, и поэтому вас не в чем упрекнуть». В ведической культуре считалось, что до тех пор, пока к девочке не придут эротические чувства, у неё не начинались месячные, или её масика дхарма. Даже когда гопи достигали возраста вьякта йована и пурна йована, у них не было месячных. Что уж говорить про тех юных гопи, которые были сейчас перед Кришной!

Кришна специально выбрал такую фразу, чтобы её двусмысленность заставила гопи рассмеяться. Сидя на ветвях дерева, Кришна взял в руки их одежды и стал показывать их гопи. Кришна решил, что пришло время завязать узел премы. Он улыбнулся и стал говорить очень нежно: «Поскольку вы приняли положение моих даси, конечно же, я верну вам ваши одежды! Сначала мне было трудно решить, что делать. Но сейчас, видя вас перед собой, я понимаю, что вы очень благочестивы. Своим примером вы показали мне, как надо следовать этикету. Однако, войдя обнажёнными в воду, вы нанесли оскорбление богу воды, поэтому вам необходимо исправить эту ошибку, иначе вы не обретёте результат своей Катьяяни-враты».

Гопи переглянулись. Они поняли свою ошибку. «Как же её исправить?», – думали они. Гопи стояли перед Кришной на берегу, закрывая свои тела руками. Кришна сказал: «Единственный способ, как можно исправить эту ошибку, – предложить свои пранамы богу воды, подняв руки над головой со сложенными ладонями».

Все гопи чувствовали смущение из-за присутствия четырёх маленьких мальчиков. Их трясло от страха. Гопи решили: «Мы должны следовать приказам нашего господина». Гопи вытянули руки в сторону и закричали: «Смотрите! Кто это там идет?» Наивные маленькие мальчики все как один повернулись в ту сторону, пытаясь рассмотреть, кто идёт.

Гопи думали, что для благочестивой женщины единственным деватом является её муж. Гопи стали предлагать свои поклоны и шутливо выкрикивать: «Свами, прими мои пранамы!» Они делали вид, что предлагают эти пранамы богу воды, но на самом деле эти пранамы предназначались только Кришне. Когда девушки предлагали свои пранамы, Кришна внимательно разглядывал каждую из гопи. С большим любопытством. Кришна был очень рад. Он думал: «Какая же у них чистая любовь!»

Потом девушки стали подходить к Кришне и очень вежливо просить отдать им их одежды. Кришна сказал: «Я теперь точно знаю ваши размеры и отдам вам именно вашу одежду! Если бы я не рассмотрел вас, как бы я смог бы раздать вам одежду? Я мог бы всё перепутать». Говоря так, Кришна доставил гопи большое удовольствие. Этим он также показал, что он очень разумен. Обратите внимание на то, как это удивительно, что когда двоих связывают отношения настоящей дружбы, то даже слова, которые неприятно слышать от других, в устах друга становятся очень приятными. В этом заключается рахасья, тайна наших взаимоотношений с Кришной.

Шрила Бхактивинод Тхакур написал:

томара севая, духкха хойа джато,

се-о то’ парама сукха

сева-сукха-дукха, парама сампада,

нашайе авидья-духкха

«Какие бы страдания и трудности не приходили ко мне в моём служении тебе, это – моё наивысшее счастье».

(Бхактивинод Тхакур, Шаранагати, песнь 8, Атма-ниведана)

В Гамбхире Чайтанья Махапрабху проявил настроение Радхики, произнеся слова Радхики:

на гани апана-духкха, сабе ванчхи танра сукха,

танра сукха – амара татпарья

море йади дия духкха, танра хаила маха-сукха

сеи духкха – мора сукха-варья

«Меня не беспокоят приходящие ко мне страдания. Я хочу только счастья Кришне, ибо его счастье – цель моей жизни. И даже если ему доставит счастье причинять мне боль, то такая боль для меня – высшее счастье».

(Чайтанья Чаритамрита, Антья 20.52)

В этом рахасья шуддха-бхакти, тайна чистого бхакти. Такое отношение к Кришне превращает все наши неприятности в счастье. Когда Кришна украл одежды у гопи вместо того, чтобы разгневаться на него, они очень обрадовались. Кришна спустился с дерева. Гопи хотели скрыть своё смущение и начали быстро одеваться. И тут произошло чудо. Каждая гопи, одеваясь, испытывала любовь всё сильнее и сильнее!

Когда вы будете повторять харинам и медитировать на состояние гопи, то вы почувствуете, какое счастье они испытывали, когда наконец-то, выйдя из воды обнажёнными, они могли одеться. По мере того, как они одевались, закрывая своё тело тканью, это счастье увеличивалось в два, в три, в четыре раза! Когда девушки полностью оделись, они стали ещё прекраснее. И хотя лица их расцвели, ни одна из гопи даже не посмотрела в сторону Кришны. Как удивительно! После всего, что они пережили, хотя они уже были одеты и стояли прямо перед Кришной, но ни одна из них не смотрела на Кришну! Мадхуканта, объясняя эту лилу, сказал: «Насколько же извилисты пути камы!» Эта извилистость камы проявлена в кама-гаятри. Очень трудно понять смысл этой мантры, не зная природу камы гопи.

Когда Кришна быстро шёл на берег Ямуны, мальчики, бежавшие за ним, спрашивали: «Куда это мы так торопимся?» Кришна торопился дать благословление гопи. Но сейчас Кришна абсолютно забыл, зачем он сюда пришёл. Почему? Как только носа Кришны достиг подобный мёду аромат дыхания гопи, он оцепенел и забыл обо всем. Он не помнил, как он сюда попал и зачем. Кришна испытывал такое блаженство, что забыл обо всём на свете.

Пчёлы ищут лучшие цветы, наполненные расой. Пчёлы предпочитают всем остальным цветам лотосы. Так и гопи выбрали Кришну, своего возлюбленного. Гопи, подобно пчелам, окружили Кришну как самый ароматный цветок Враджа! У Кришны столько анураги к гопи. Кришна стоял среди гопи, полностью забыв обо всём! Но четверо малышей, увидев, как гопи окружили Кришну, испугались. Они подумали, что Кришне грозит опасность. Мальчики подбежали к Кришне, двое мальчиков схватили его за руки, один ухватился за пояс, а ещё один – за дхоти. Малыши стали тянуть его из круга, спасая от «опасных крокодилов». Малыши закричали: «О, брат Кришна! Скорее идём! О боже, что же нам теперь делать?»

Кришна забыл обо всём и утонул в счастье, но малыши стали трясти его за одежды и кричать, и Кришна пришёл в себя. Он вспомнил, зачем он сюда пришёл. Кришна вспомнил, что он пришёл сюда дать гопи благословение. Кришна знал, что гопи совершали врату, мечтая, чтобы он прикоснулся к ним своими лотосными ладонями. Кришна пришёл, чтобы исполнить их желания.

Кришна произнёс очень нежно: «О гопи! Когда вы поклоняетесь кому-либо для достижения своих собственных целей, то это – поклонение не ему, а себе самому. Но те, кто любят меня, не стремясь ничего получить для себя лично, даже если они скрывают своё бхакти и порой внешне изображают даже неуважение ко мне, то это – истинная арадхана, поклонение, мне. Вы не такие эгоистичные, как я, а я не настолько бескорыстен, как вы. Я знаю, что вы совершали врату, не преследуя никаких личных целей. Когда рис готовят в гхи, он становится очень вкусным, но этот рис уже не сможет прорасти, если его использовать на семена, потому что его уже сварили. Таким же образом, бхаджан тех, кто стремится исполнять исключительно мои желания, наполнен вкусом и ароматом. Сердце такого человека будет свободно от сорняков материальных желаний. Если это справедливо для обычных преданных, то, что же говорить о таких преданных, как вы!»

Так Кришна прославил величие и чистоту любви гопи. А так же он дал урок всему миру в том, что чистое и бескорыстное служение является очень и очень вкусным. Такое служение является лучшей защитой от сорняков материальных желаний. Благодаря расе эта катха такая сладкая, но вместе с тем она очень поучительная.

* * *

Когда Кришна прославлял гопи, они слушали его с одним единственным желанием: «Пусть же немедленно пройдёт наша гандхарва виваха!» Это – вид свадьбы, которую проводят влюблённые, не спрашивая разрешение у своих родителей. У такой свадьбы нет никаких правил и предписаний. Единственное условие – это взаимная любовь. Это желание росло в сердцах гопи, пока Кришна произносил свои слова. Гопи из краешков глаз внимательно следили за Кришной в ожидании, когда же Кришна даст понять, что он полностью принимает их. Согласие обеих сторон является главным условием для свадьбы. Все другие типы свадеб подчинены этому главному принципу – принятию друг друга сердцем. Cуществует много видов свадеб: брахма-виваха, даива-виваха, арша-виваха, праджапатья-виваха, асура-виваха, гандхарва-виваха, ракшаса-виваха, пайшача-виваха. Но во всех типах свадеб главным условием является то, что жених и невеста принимают друг друга.

Кришна сказал: «Сегодня вы приняли меня, а я принял вас. Поэтому, согласно принципам гандхарва-виваха, все вы сегодня стали моими жёнами. А сейчас вам всем надо вернуться во Врадж. Придёт ночь, когда мы с вами встретимся и проведём её вместе. Я уверяю вас, это произойдёт очень скоро».

Когда Кришна давал им это обещание, гопи-авеш, погружённость гопи в мысли о Кришне, стала очень сильной. Поэтому в «Шримад Бхагаватам» Шукадев Госвами сказал: «О Парикшит Махарадж! Получив это обещание Кришны, гопи поняли, что их желание исполнилось. Враджа-гопи, медитируя на сладость Кришны, с большим трудом развернулись и пошли в свои деревни».

Теперь гопи ощущали свою связь с Кришной, и они стали очень вежливы и смиренны. Они могли видеть взгляд и улыбку Кришны в своём сердце. В этот момент они впервые по-настоящему ощутили, что такое боль разлуки. Но, переживая боль разлуки, они могли видеть Кришну в своём сердце каждое мгновение. Они стали видеть губы Кришны, красные как плод бимба, они видели его мощные руки, его талию и бёдра, его лотосные стопы, сияние его тела… Теперь каждое мгновение Кришна проявлялся в их сердце. Почему? Что случилось? Потому что Кришна украл их одежды, что называется вастра-харана, и он также украл и их читту, сердце.

Каждое утро мы поём в бхаджане «Вибхавари-шеша»: читта-хари вамши-дхари.

 

раванантакара, макхана-таскара, гопи-джана-вастра-хари,

враджера ракхала, гопа-вринда-пала, читта-хари вамши-дхари

Гопи-джана-вастра-хари, он украл одежды гопи, гопа-вринда-пала, он – друг тех маленьких мальчиков-гопов. Но что он сделал? Читта-хари вамши-дхари, он украл читту у гопи. Когда гопи вышли из воды, Кришна вернул им одежды, но он не отдал им их читту. Это осталось в тайне. Снаружи никто ничего не заметил. Кришна внешне разыграл кражу одежды, но он вернул им всю одежду назад. Это означает, что его истинное намерение был в том, чтобы украсть их читту. Когда вы слушаете эту лилу, рассказываете её или медитируете на неё, то Кришна украдёт также и вашу читту.

 

* * *

Теперь мы переходим к стихам «Праная Гиты». Гопи сказали: «Пуруша-бхушана дехи дасьям! Дай нам возможность служить тебе!» Кришна ответил: «Как вы можете называть себя моими служанками? Я же не плачу вам никакого жалования!» В ответ гопи произносят этот стих:

викшьялакаврита-мукхам тава кундала-шри

ганда-стхаладхара-судхам хаситавалокам

даттабхаям ча бхуджа-данда-югам вилокья

вакшах шрияика-раманам ча бхавама дасьях

(Шримад Бхагаватам, 10.29.39)

Так много нектара в этих стихах «Шримад Бхагаватам»! Гопи отвечают Кришне: «Эй, Кришна! О чём это ты говоришь? Ты заплатил нам сполна все зарплаты вперёд! Как?Ты подарил нам необыкновенную драгоценность. Увидев твоё лицо, обрамлённое локонами волос, твои щёки, украшенные серьгами, твои полные нектара губы, твои улыбки и взгляды, твои сильные руки, прогоняющие прочь страх, и твою грудь – единственную отраду Лакшми-деви, мы стали твоими служанками».

Здесь гопи вспоминают тот момент, когда Кришна собрал их в лесу, играя на флейте. Гопи устремились в лес, одна лишь Радхарани не пришла, потому что потеряла сознание. Когда Кришна заметил, что среди пришедших гопи нет Радхарани, он изменил свой план и отправил их по домам. Поэтому некоторые гопи поют этот стих, вспоминая тот момент: «Кришна! Разве ты разве не помнишь тот день, когда мы пришли к тебе на встречу? Мы увидели твою грудь, руки и улыбающееся лицо. С того самого момента мы решили, что должны стать твоими служанками».

Большинство Враджа-гопи поют этот стих в таком настроении. Но Радхарани и её подружки не были на той первой встрече. Поэтому, произнося этот стих, Радхика и её сакхи вкладывают в этот стих другой смысл. Радхика и её группа думают: «О Кришна! В тот день, когда ты украл наши одежды, а потом, спустившись с дерева, отдал их нам, в тот день ты заплатил нам сполна, показав красоту своего лица, рук, груди».

Шрила Джива Госвамипад объяснил, что как раз в тот самый момент Кришна украл читту у всех этих гопи. И с того самого момента глаза Кришны, его губы, руки, грудь, вся рупа Кришны начала проявляться в сердцах гопи. Враджа-гопи думают: «Мы уже получили от тебя оплату! И сейчас ты должен принять наше служение!» Но это только общий смысл этого стиха.

Те гопи, у которых было сильно проявлено настроение вамья бхава, желание перечить, произносят те же самые слова, вкладывая в них противоположный смысл.

тват-сундара-смита-нирикшана-тивра-кама

таптатманам пуруша-бхушана дехи дасйам

В их устах это означает: «О, Кришна, ты думаешь, что твои улыбки и взгляды зажгли в наших сердцах огонь сильного желания? Нет! Мы думаем, что это твоё сердце горит огнем сильного желания, который зажгли наши улыбки и взгляды. Пуруша-бхушана дехи дасйам, это ты себя считаешь пуруша-бхушана, лучшим из мужчин?! Не мы пришли искать служения тебе, а ты ищешь возможность служить нам! Когда мы говорим дехи дасйам, это значит, что ты просишь позволить служить нам, и мы позволяем тебе послужить нам. И если ты скажешь, что мы не платили тебе, то мы ответим: мы уже достаточно заплатили тебе! Викшьялакаврита-мукхам тава кундала-шри. Кришна! Ты помнишь тот день, когда ты спрятался на ветвях дерева, а мы обнажённые играли в реке? Кто знает, сколько времени ты сидел там и подглядывал за нами? Мы знаем, что ты наслаждался нашими прекрасными лицами, обрамлёнными чудесными волосами. Ты видел наши серьги, губы, улыбки. Ты видел наши сильные руки, ты разглядывал нашу грудь! И позволив тебе рассмотреть нас, мы заплатили тебе сполна!» Это настроение Радхики и её подруг. Они произносят этот стих в вамья бхаве. Это настроение особенно присуще Лалите.

 

* * *

Кришна и гопи стояли под деревом у Вамши-вата, при полной луне, перед танцем раса. И между ними происходит разговор, описанный в стихах «Праная Гиты», в которой каждый стих наполнен воспоминаниями событий, происшедших во Врадже до этой ночи. Стихи «Праная Гиты» не изолированы от истории отношений гопи и Кришны. В них выражен весь опыт общения гопи с Кришной. Тот, кто не знает, что пережили гопи и Кришна до этого дня, не сможет понять стихи «Праная Гиты». Наши ачарьи, объяснив контекст, дают шанс всем преданным погрузиться в безбрежный океан любви гопи к Кришне, медитируя на эти стихи.

В «Чайтанья-чаритамрите» дважды упоминается как сам Шри Чайтанья Махапрабху наслаждался этим стихом из «Праная Гиты». Приняв покровительство его лотосных стоп, мы можем обрести любовь к Кришне. Мы поклоняемся Чайтанье Махапрабху вместе со всеми его спутниками, всей Панча-таттвой и Госвами-варгой. По их милости мы будем перенесены в общество Радхи, Кришны и их спутников во Вриндаване.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.