Тема 5. Актуальные проблемы соотнесения когнитивной и эмоционально-личностной сфер психики человека — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 5. Актуальные проблемы соотнесения когнитивной и эмоционально-личностной сфер психики человека

2019-12-19 477
Тема 5. Актуальные проблемы соотнесения когнитивной и эмоционально-личностной сфер психики человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные термины и понятия: когнитивная сфера психики, эмоционально-личностная сфера психики, вербально-дискурсивная система, интуиция, имплицитные теории.

 

По данной теме предусмотрено проведение лекционного и семинарского занятий, в ходе которых изучается понятие и основные характеристики когнитивной и эмоциональной сфер психики, проблема соотнесения которых выражается в регуляции интеллектуальной деятельности и процессах принятия решений личности.

 

Вопросы для изучения:

1. Современная постановка проблемы соотношения когнитивной и эмоциональной сфер психики человека, ее отражение в проблематике межличностных отношений.

2. Составляющие когнитивной сферы: вербально-дискурсивная система и интуитивная.

3. Проблема интуитивной регуляции интеллектуальных решений.

4. Проблема эвристик: ловушки ума, эвристическое мышление или экологичные способы регуляции решений и действий человека (дискуссия между авторами «проспективной» теории – А.Тверски и Д. Канеманом – и теории экологического интеллекта – Г. Гигеренцером). Отражение указанных проблем в системе социально-психологического знания.

5. Роль имплицитных теорий как житейских представлений об интеллекте и личности в психологии.

Основные сведения по теме:

Признавая существенное различие познавательных и эмоциональных психических явлений, было бы неверным утверждать их полную автономность, независимость друг от друга. Известно положение Л.С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», а также мнение о том, что «без человеческих эмоций не может быть и человеческого познания». Однако это единство не означает тождество. Эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны.

Выделение переживания как формы проявления эмоций в противовес образу в когнитивной сфере подчеркивает разницу познавательных и эмоциональных процессов, определение их как форм психического отражения подчеркивает их связь, единство. Эмоциональные процессы влияют на познавательную деятельность человека, регулируя ее направленность, дозируя информацию. Пережитые эмоции и чувства оставляют свой отпечаток и на наших интеллектуальных способностях.

Когнитивная и эмоциональная системы совместно обеспечивают ориентировку в окружающем. По сравнению с когнитивной эмоциональная информация менее структурирована. Эмоции являются своеобразным стимулятором ассоциаций из разных, порой не связанных друг с другом областей опыта, что способствует быстрому обогащению исходной информации. Это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностной сферы изменения внешней среды.

Взаимосвязь когнитивной и эмоциональной сферы личности проявляется в феноменологии ее умственной деятельности, в частности в описании работы мышления. Так, в психологии принято разделять мышление на дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное мышление предполагает поочередное обдумывание разных вариантов решения той или иной проблемы либо задачи. Мысленное рассуждение основывается на последовательных логических выводах, каждый из которых вытекает из предыдущего. Результатом такой умственной деятельности становится умозаключение. Дискурсивное мышление напрямую связано с речью. В процессе мыслительной деятельности человек ведет внутренний диалог, перебирая разные варианты решения поставленной задачи. Его рассуждения и выводы основываются на имеющемся в прошлом опыте.

Сущность интуитивного мышление – это его неуловимость, невозможность отследить всю цепочку от получения условий задачи до конечного вывода. Это тип мышления, в котором не выделяются этапы, вся задача воспринимается комплексно, и человек приходит к выводу, который может быть и верным, и ошибочным, не успев пронаблюдать процесс формирования мыслей об этом. При этом интуитивное и аналитическое мышление прекрасно дополняют друг друга. После получения интуитивной информации, человек всегда может проверить ее аналитическим путем и прийти к максимально верному решению.

Рекомендуемая литература:

1. Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Корнилова Т.В. Смысловая теория мышления // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2008. №2. С. 26-58.

2. Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений // Психологический журнал, 2005. Т.26. №1. С. 7-17.

3. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности // Вопросы психологии, 2010. №5. С. 3-12.

4. Овчаров А. О., Овчарова Т.Н. Методология научного исследования [Электронный ресурс]: учебник,. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=427047#

5. Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997. - 576 с.

6. Соколков Е. А. Методология научно-гуманитарного познания: монография [Электронный ресурс]. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=774236#.

Задания для самостоятельной работы:

1) Продолжите составление словаря терминов, включив в него определения основных понятий данной темы.

2) Составьте конспект ответа по каждому из изучаемых вопросов, опираясь на источники, как рекомендованные, так и найденные самостоятельно (с указанием ссылок на выбранные источники).

3) Представьте развернутую характеристику составляющих когнитивной сферы, приведите примеры.

4) Изобразите схематически позиции и аргументы сторон в дискуссии по проблеме эвристик.

5) Обоснуйте роль имплицитных теорий в социальной психологии.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.