Тема 8. Проблематика исследований интеллекта и социального интеллекта в психологии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 8. Проблематика исследований интеллекта и социального интеллекта в психологии

2019-12-19 374
Тема 8. Проблематика исследований интеллекта и социального интеллекта в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия: интеллект, умственные способности, интеллектуальные способности, социальный интеллект, эмоциональный интеллект.

По данной теме предусмотрено проведение семинарского занятия, в ходе которого организуется обсуждение феномена интеллекта, его разновидностей и возможностей, обеспечивающих эффективную адаптацию отдельных индивидов, продуктивную активность личности и развитие как отдельных социальных формаций, так и общества в целом.

Вопросы для изучения:

1. Проблема преодоления понимания интеллекта как совокупности умственных способностей.

2. Исследования эмоций и интеллекта в отечественной психологии.

3. Исследования социального интеллекта в зарубежной психологии.

4. Развитие представлений об интеллекте как «развивающейся экспертизе».

5. Представления о способностях как о «национальном капитале», востребованном в различных областях социальной практики.

Основные сведения по теме:

Понятие интеллекта объединяет общие способности человека к познанию, пониманию и разрешению проблем, связанные с познавательными способностями индивида: ощущением, восприятием, памятью, представлением, мышлением, воображением.

Интеллект обусловливает способность человека планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость (любопытство); глубина ума и широта мышления, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность, критичность мышления. задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Различное содержание деятельности требует развития определенных интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.

Возможности человека в общении связывают с социальным интеллектом – способностью правильно понимать поведение людей, которая необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком (1920) для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

Разновидностью социального интеллекта можно считать эмоциональный, обусловливающий умение человека определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. В том числе эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей. Принято выделять следующие составляющие: самопознание; самоконтроль; эмпатию; мотивацию; социальные навыки (способность понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри команды).

 

Рекомендуемая литература:

1. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 42 (175). С. 4-7.

2. Васильева И.А., Болотова У.В., Рясная Ю.О. Социальный интеллект как интегральная интеллектуальная способность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-3. С. 171-175.

3. Горчакова О.Ю., Богомаз С.А. Исследование социального интеллекта: проблемы, основные понятия и подходы // Психология когнитивных процессов. 2015. № 2. С. 44-55.

4. Кальной Д.А. Социальный интеллект как условие развития психологической готовности к руководящей деятельности у менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4350.

5. Кудака М.А., Каракина Т.Г. Характеристика особенностей социального интеллекта подростков, воспитывающихся в детских домах // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/08/12290.

6. Кудинова И.Б., Вотчин И.С. Социальный интеллект как предмет исследования // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 132-142.

7. Люсин Д. В. Современные представления о социальном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-38.

8. Отюцкий Г.П. Является ли социальный интеллект интеллектом? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/05/14964.

9. Пантелеева Т.В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 19-25. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/6902/

10. Стенберг Р. Интеллект успеха. Минск: Попурри, 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=11808535.

11. Стернберг Р., Форсайт Дж.Б., Хедланд Дж. и др. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 265 с.

12. Талаев С.А. Гендерные аспекты социального интеллекта военнослужащих // Молодой ученый. 2013. №12. С. 824-826.

13. Ульянова Н.Ю., Локтева Е.В. Социальный интеллект и личностные особенности работников ресторанного сервиса (на примере официантов) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/07/11801.

14. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-28.

15. Хлебодарова О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии // Молодой ученый. 2011. №11. Т.2. С. 139-140. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/34/3856/

16. Шадриков В. Д. К понятию эмоционального интеллекта // Системогенез учебной и профессиональной деятельности / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 9-10 октября 2007 г. / Под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль: Канцлер, 2007.

Задания для самостоятельной работы:

1) Продолжите составление словаря терминов, включив в него определения основных понятий данной темы.

2) Составьте конспект ответа по каждому из изучаемых вопросов, опираясь на источники, как рекомендованные, так и найденные самостоятельно (с указанием ссылок на выбранные источники).

3) Соотнесите понятия эмоционального и социального интеллекта, выделив в них как общее, так и различия.

4) Составьте максимально полный перечень способностей, составляющих социальный интеллект, опираясь на подходы различных исследователей.

5) Выделите спорные моменты (критические аргументы) в отношении концепций социального интеллекта.

6) Докажите необходимость исследований социального интеллекта у представителей (исполнителей) различных социальных практик.

Тема 9. Социально-психологические проблемы современной психологии образования

Основные понятия: психология образования, академические достижения, педагогическое общение, обучение, эффективность обучения, развитие личности, психологическая зрелость личности, профессиональная компетентность, психологическая служба.

 

По данной теме предусмотрено проведение семинарского занятия, в ходе которого обсуждаются актуальные проблемы системы образования (от дошкольного до после вузовского), имеющие социально-психологический характер.

Вопросы для изучения:

1. Задачи современной психологии образования.

2. Проблема развития интеллекта (социального интеллекта) и креативности как условий академических достижений.

3. Роль самосознания и мотивации в учении и взаимодействии диады «преподаватель – обучающийся», а также других участников образовательного процесса.

4. Социально-психологический анализ проблемы обучения одаренных детей и лиц со специальными образовательными нуждами.

5. Проблема соотношения методов обучения, роли индивидуальных особенностей и профессионального общения в академических достижениях учащихся.

6. Проблемы организации психологической службы учебных заведений.

Основные сведения по теме:

В исследования проблем школы, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, все более активно вторгается и социальная психология. Весь комплекс проблем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации. В условиях радикальных преобразований образовательной системы, связанных с изменениями в обществе, именно в этой сфере прикладные исследования и практическая работа по социальной психологии приобрели статус в виде создания специальной психологической службы.

Социально-психологических проблематика связана с просвещением учителей и родителей по проблемам общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола. Причем, речь идет об общении между всеми участниками образовательной деятельности.

В области профилактики акцент на социально-психологические проблемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или возникают вследствие затруднений ученика в общении с одноклассниками.

Следует выделить такие вопросы, как переломные моменты процесса социализации (поиски и кризисы идентичности), специфика межгруппового взаимодействия в школе (образы учителя и ученика, их формирование; соотношение модели взаимодействия в коллективе учителей школы и в коллективах классов и т.д.).

Прикладные социально-психологические исследования в области проблем школы тесно связаны с такими же исследованиями в области семьи. Можно выделить несколько классов задач, которые традиционно решаются на практическом уровне в таких организациях, которые получили название «служба семьи» и в которых социальному психологу принадлежит ведущее место, позволяющее  включать элементы подготовки молодежи к семейной жизни.

За пределами внимания практической социальной психологии не может остаться вопрос о формировании различных молодежных субкультур, часть из которых в последние годы приобретает антисоциальную направленность.

 

Рекомендуемая литература:

1. Актуальные проблемы психологии в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 2-4 апреля 2012 года /Отв. ред.. - Мурманск: МГГУ, 2013. – 1 том - 204 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/325/56099.php

2. Актуальные проблемы психологии в образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 1–3 апреля 2013 года / отв. ред. И.А. Синкевич. – Мурманск: МГГУ, 2014. Т. 2. 236 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/137982.html

3. Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография [Текст] / Под науч. ред. Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой; Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 2015. 304 с.

4. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопросы психологии, 2009. №6. С. 3-12.

5. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема //Психологический журнал, 2005. Т. 26. № 1. С. 18–25.

6. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности // Вопросы психологии, 2010. №5. С. 3-12.

7. Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности: Избранные психологические труды / под ред. А. В. Брушлинского, Т. Н. Ушаковой. - М.; Воронеж: МПСИ; НПО "МОДЭК", 2000. - 688 с.

Задания для самостоятельной работы:

1) Продолжите составление словаря терминов, включив в него определения основных понятий данной темы.

2) Составьте конспект ответа по каждому из изучаемых вопросов, опираясь на источники, как рекомендованные, так и найденные самостоятельно (с указанием ссылок на выбранные источники).

3) Составьте схемы методов обучения, применяемых на сегодняшний день в образовательном процессе педагогами.

4) Выделите достоинства и недостатки известных вам методов обучения с точки зрения психолога.

5) Определите характеристики профессионального педагогического общения, обеспечивающего эффективность обучения с указанием конкретного эффекта.

6) Составьте перечень проблем системы образования социально-психологического характера.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.