Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-12-19 | 335 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Основные понятия: общение, деятельность, воздействие, влияние, цель, задача, результат, операции, целенаправленная активность, развитие, коммуникация, взаимодействие, взаимопонимание.
По данной теме предусмотрено проведение лекционного занятия, в ходе которого нужно определить характер связи между феноменами деятельности и общения, определяющей возникновение методологического принципа в психологии об органическом единстве деятельности и общения.
Вопросы для изучения:
1. Определение деятельности и общения в философии и психологии.
2. Значение понимания общения как одного из видов деятельности (А.Н. Леонтьев и др.) и как стороны образа жизни человека (Б.Ф. Ломов и др.) в социальной психологии.
3. Сравнительный анализ деятельности и общения: различия и их синкретическое единство как необходимых компонентов любой формы человеческой активности.
4. Функция общения как канала воздействия на личность и группу.
5. Особенности общения и его средств в различных социальных практиках (образовании, психотерапии, психодиагностике, психоконсультировании и пр.)
Основные сведения по теме:
Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
Общение – сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.
Из обилия трактовок общения можно выделить главные:
1) общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;
2) общение может входить в иную деятельность в статусе ее структурных элементов;
3) общение – одна из форм взаимодействия.
Итак, общение тесно связано с деятельностью. Любая форма общения выступает как форма совместной деятельности, люди всегда общаются в процессе определенной деятельности. Сочетание деятельности одного человека с деятельностью других людей образует совместную деятельность. В совместной деятельности формируются не только субъект-объектные (человек – предмет, средство деятельности), но и субъект-субъектные отношения (человек - человек). Сущность общения заключается во взаимодействии субъектов деятельности.
Общение может рассматриваться как сторона, условие деятельности или как отдельный вид деятельности. Но связь общения и деятельности заключается именно в том, что благодаря общению деятельность организуется. Перестройка плана совместной деятельности требует от каждого человека понимания цели деятельности, средств реализации, деления функций для ее достижения. Специфика общения в процессе деятельности заключается в создании возможности организации и координации деятельности ее отдельных участников. В общении происходит обогащение деятельности, развиваются и образуются новые связки и отношения между людьми.
В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению, взаимопонимания и установления на этой основе взаимодействия.
Рекомендуемая литература:
1. Балл Г.А. Психологические принципы современного гуманизма // Вопросы психологии, 2009. №6. С. 3-12.
2. Васильев Н.Н. Технологии эффективной коммуникации. – СПб.: Речь, 2006.
3. Казаринова Н.В., Погольша В.М., Матьяш О.Н. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. – СПб.: Речь, 2011.
4. Ожиганова Г.В. Психологические аспекты духовности. Часть I. // Психологический журнал, №4. С. 21-34. Психологические аспекты духовности. Часть II. Духовные способности // Психологический журнал, №5. с. 39-53.
5. Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997. 576 с.
6. Чернова Г.Р., Слотина Т.В. Психология общения: учебное пособие. СПб.: Питер, 2012.
Задания для самостоятельной работы:
1) Продолжите составление словаря терминов, включив в него определения основных понятий данной темы.
2) Составьте конспект ответа по каждому из изучаемых вопросов, опираясь на источники, как рекомендованные, так и найденные самостоятельно (с указанием ссылок на выбранные источники).
3) Определите общение как вид деятельности, предложите его наглядную схематизацию.
4) Выделите критерии для сравнительного анализа деятельности и общения, осуществите его в табличной форме.
5) Предложите критерии для описания различных видов деятельности, в которых общение если не является сущностью, то выступает основным средством их исполнения.
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!