Тема 10. Перспективы развития современной социальной психологии — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 10. Перспективы развития современной социальной психологии

2019-12-19 362
Тема 10. Перспективы развития современной социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия: социальная психология, американская социальная психология, европейская социальная психология, отечественная социальная психология, интеракционизм, конструкционизм, позитивизм.

По данной теме предусмотрено проведение семинарского занятия, в ходе которого важно определить направления социально-психологических исследований актуальных на современном этапе развития общества, в том числе с опорой на темы научно-исследовательских работ (магистерских диссертаций) обучающихся.

Вопросы для изучения:

1. Американская традиция развития социальной психологии.

2. Европейская традиция развития социальной психологии.

3. Проблема построения новой парадигмы социально-психологического исследования.

4. Дифференциация прикладной и практической социальной психологии.

5. Перспективы развития социальной психологии в условиях нарастающих социальных изменений и глобализации.

6. Развитие методического арсенала социальной психологии

Основные сведения по теме:

Острота психологических проблем, вызванных развитием современного российского общества, сопровождается возрастанием востребованности результатов социально-психологических исследований, что в целом побуждает развитие отечественной социальной психологии, причем по самым разным научным направлениям и проблемам.

Новыми научными направлениями социально-психологических исследований в настоящее время являются следующие: социально-психологические процессы (механизмы) изменения культурных норм; исследование особенностей дистинктивного социального поведения личности и группы; социально-психологические аспекты изучения культурной травмы; исследование коллективной памяти с позиций конструкционизма; психологические исследования межличностного, межгруппового и организационного доверия и недоверия; нравственно-психологические детерминанты социального и экономического поведения личности и группы; исследование социально-психологического пространства личности и группы; социально-психологические проблемы управления, в том числе обмена знаниями в организации; социальная психология времени (отношение личности и группы к времени); социально-психологические исследования терроризма и др. Этот ряд объединяет перспективность поставленных проблем и заявленных направлений исследования в социальной психологии, при этом не претендует на полноту и исчерпываемость.

Рекомендуемая литература:

1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Н.А.. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 288 с.

2. Бабанин П.А. Вторая ежегодная студенческая научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 157-159. [Электронный ресурс]. URL: doi:10.17759/sps.2017080211

3. Голынчик Е.О., Соловьева О.В., Малышева Н.Г. Круглый стол «Социальный и культурный контекст: вызовы социальной психологии» и традиция круглых столов социальных психологов московских вузов // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 146–156. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: doi:10.17759/sps.2017080210.

4. Журавлев А.Л. Современные тенденции развития социальной психологии в России // Знание. Понимание. Умение. 2011. №4. С.20-28.

5. Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997. - 576 с.

Задания для самостоятельной работы:

1) Продолжите составление словаря терминов, включив в него определения основных понятий данной темы.

2) Составьте конспект ответа по каждому из изучаемых вопросов, опираясь на источники, как рекомендованные, так и найденные самостоятельно (с указанием ссылок на выбранные источники).

3)  Определите сходство и различия между американскими и европейскими направлениями социальной психологии.

4) Выделите критерии и направления прогресса в социальной психологии.

5) Найдите примеры новых методов и методик, представленных сравнительно недавно в рамках социально-психологических исследований (с указанием авторства и ссылки на источник).

 

Методические указания по выполнению курсовой
научно-исследовательской работы

Курсовая работа – самостоятельное, творческое исследование научно-практического характера, позволяющее судить об уровне приобретенных обучающимся знаний и умений применять их при выполнении научно-исследовательской работы. Курсовая работа по данной дисциплине позволяет оценить знания обучающихся в области социальной психологии и дисциплин, обеспечивающих организацию и проведение научных исследований («Методология современной психологии», «Количественные и качественные методы в психологических исследованиях», «Дизайн психологического исследования»), а также способность к проведению эмпирического психологического исследования. В силу изложенного, данный вид работы должен базироваться на теоретических и методологических положениях психологической науки в целом.

Цели выполнения самостоятельной научной работы:

1. Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности (направлению подготовки).

2. Развитие навыков самостоятельной работы, обобщения и логического изложения материала, овладение методикой исследования и экспериментирования.

3. Определение уровня подготовленности обучающегося к выполнению научно-исследовательской работы.

При выполнении курсовой работы обучающийся должен продемонстрировать следующие знания и умения:

- прочные теоретические знания по избранной теме и умение проблемно излагать теоретический материал;

- умение изучать и обобщать информацию, представленную в литературных источниках, формулировать научные и практические задачи, определять проблему исследования, формулировать выводы;

- умение планировать и проводить целостное эмпирическое исследование;

- умение представлять результаты психологического эмпирического исследования, оформлять научный отчет и курсовую работу в целом.

Тема научного исследования выбирается самостоятельно или по предложению научного руководителя, исходя из специфики деятельности и научно-практических интересов. Примерная тематика курсовых работ разрабатывается и утверждается на кафедре. Она должна отвечать профилю направления подготовки, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития науки и решать конкретные задачи. Закрепление за обучающимся тем курсовых работ и их научных руководителей осуществляется кафедрой. Недопустимым является разработка одной и той же темы курсового проекта двумя и более обучающимися.

На кафедре составляет график подготовки работы, в котором определяется перечень основных этапов, устанавливаются сроки представления отчетных материалов и сдачи завершенной работы. Научный руководитель определяет задание обучающемуся, в котором отражаются конкретные задачи по выполнению исследования, консультирует обучающегося по вопросам планирования, организации, анализа и оформления результатов исследования, а также осуществляет контроль за соблюдением графика подготовки работы.

Выполненная обучающимся курсовая работа предоставляется на проверку научному руководителю не менее, чем за 10 дней до ее защиты.

Оценка, полученная по результатам выполнения и защиты курсовой работы, выставляется в ведомость и зачетную книжку обучающегося, а впоследствии указывается в дипломе.

 

Основные этапы подготовки курсовой работы

1. Выбор темы исследования

Обучающемуся предоставляется возможность выбора темы из перечня, подготовленного и утвержденного на кафедре. Выбирая тему, следует руководствоваться как личным интересом к исследованию определенной проблемы, так и объективными возможностями выполнения данной работы. Обучающийся может с разрешения кафедры и по согласованию с научным руководителем выбрать тему, отсутствующую в списке рекомендованных, но не выходящую за рамки тематического плана и учебной программы изучаемого предмета. Так, выбор темы может соотноситься с выбранной темой магистерской работы, при этом не дублируя ее.

2. Составление плана работы

План отражает структуру курсовой работы. Все пункты плана должны быть логически связаны и раскрывать суть темы. В практике существуют два подхода к составлению плана. Первый состоит в том, что на основании темы, определяется круг вопросов, которые позволяют ее раскрыть. При дальнейшей работе с различными источниками отбирается только тот материал, который соответствует составленному плану. Второй подход состоит в том, что непосредственному составлению плана предшествует поиск и изучение источников. В результате теоретического анализа состояния проблемы определяется план исследования.

При оформлении курсовой работы слово «План» не используется, а заменяется на «Содержание» (правила оформления см. в пункте «Правила оформления курсовой работы»).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.