Теоретический аспект развития малого бизнеса на региональном уровне — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Теоретический аспект развития малого бизнеса на региональном уровне

2019-12-17 162
Теоретический аспект развития малого бизнеса на региональном уровне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

В современной России тема малого предпринимательства приобретает все большее значение. В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду с «крупными» и «средними». Обладая скромными размерами, за счет большого их числа, малые предприятия (МП) в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Так МП Европы предоставляют до 70% рабочих мест, а доля их участия в ВВП оценивается в 30-50% [1, С.5]. Данные статистики говорят о большом экономическом потенциале малого бизнеса и в России, поэтому возникает необходимость создания благоприятных условий для развития малых предприятий. Для этого стоит определить, что же такое малый бизнес и в чем его особенность, определяемая условиями его развития и идентификации; перечень проблем малого бизнеса; какие инструменты развития стоит применять в рамках его развития. Поэтому тема исследования актуальна и своевременна.

Цель работы: изучить существующие проблемы МП в сфере общественного питания на уровне муниципального образования и предложить направления развития малого бизнеса (МБ).

В соответствии с поставленной целью задачи работы следующие:

1. Изучить теоретический аспект вопроса развития малого бизнеса в регионе на примере муниципального образования;

2. На примере отдельного муниципального образования проанализировать особенности функционирования предприятий общественного питания; содержание и инструменты управления малым бизнесом со стороны муниципалитета;

3. На основе проведенного анализа предложить направления развития малого бизнеса сферы общественного питания в муниципальном образовании.

Объект исследования: малый бизнес в общественном питании Автозаводского района г.Н.Новгорода.

Предмет исследования: текущие проблемы малого бизнеса в сфере общественного питания на уровне отдельного муниципального образования.

Методы исследования: экономический, системный анализ, метод сравнений и аналогий.

Работа будет состоять из трех глав. В первой главе будет рассмотрен теоретический аспект вопроса исследования, а именно: сущность, критерии отнесения предприятий к малым в РФ, показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития малого бизнеса, содержание и показатели управления малым бизнесом на региональном уровне.

Во второй главе будет дана характеристика малого бизнеса в общественном питания Автозаводского района г.Н. Новгорода, рассмотрены организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района, особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании.

В третьем разделе будут внесены предложения по формированию благоприятных условий развития МП в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием; предложения по совершенствованию действий муниципальных органов власти.

В ходе исследования автором будут использованы нормативно-правовая документация, учебно-методическая литература, аналитическая и отчетная литература муниципального образования, источники Интернет.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания

Современное определение комплекса услуг предприятий питания

В соответствии с ГОСТ Р 50647-94 [3] общественное питание – это совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан – предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции; предприятие общественного питания – это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления. Понятие «малое предприятие общественного питания (МПОП)» определяется как социально-ориентированная категория в единой классификационной системе предпринимательской деятельности сферы общественного питания, характеризующаяся высоким значением уровня социальной направленности бизнеса.

Существующий стандарт (ГОСТ Р 50764-95) устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям питания различных типов и классов. Стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Тип предприятия общественного питания определяется характерными особенностями обслуживания, ассортиментом реализуемой кулинарной продукции и номенклатурой предоставляемых потребителям услуг. При определении типа предприятия учитывают следующие факторы: ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления; техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т. д.); методы обслуживания; квалификацию персонала; качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т. д.); номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.

Класс предприятия общественного питания определяется совокупностью отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующих качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания. Потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, в том числе и частных предпринимателей, предоставляются следующие услуги:

- питание;

- изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий;

- организация потребления и обслуживания;

- реализация кулинарной продукции;

- организация досуга;

- информационно-консультативные;

- прочие.

Услуги питания подразделяются на услуги питания: ресторана; бара; кафе; столовой; закусочной.

Ресторан: изготовление, реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных продуктов и винно-водочных изделий. Услуги оказываются квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.

Бар: изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создание условий для их потребления у барной стойки или в зале.

Кафе: изготовление и реализация разнообразного ассортимента блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации; создание условий для их потребления.

Столовая: изготовление кулинарной продукции разнообразной По дням недели или скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.); создание условий для реализации и организации их потребления.

Закусочная: изготовление ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления из определенного вида сырья; создание условий для ее реализации и потребления.

Состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий общественного питания г. Нижнего Новгорода

В настоящее время Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области [Сайт: http://www.nizstat.sinn.ru/news/default.aspx ], в том числе с Федеральной службой государственной статистики [Сайт: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi] сфера общественного питания отдельно не выделяется, а рассматривается в купе либо с розничной торговлей либо с гостиничным бизнесом, что затрудняет проведение мониторинга современных проблем и показателей отрасли. Поэтому анализ состояния отрасли относительный.

 

Отраслевая структура малых предприятий представлена на рис.2.

 

Рис. 2. Отраслевая структура малых предприятий Нижегородской области по состоянию на 1 января 2009 года

По обороту общественного питания на душу населения Нижегородская область, по-прежнему, находится на 6 позиции (4,5 тыс. руб.). Наибольшее значение данного показателя в январе-декабре 2008 года наблюдалось в Пермском крае (6,8 тыс. руб.).

По данным сведений о государственной регистрации, предоставляемых ФНС России из Единого государственного реестра юридических лиц, а также с использованием сведений о государственной регистрации юридических лиц, поступивших в органы государственной статистики отдельные показатели развития отрасли следующие:

Таблица 1

Распределение числа организаций по видам экономической деятельности на 1 января 2009 г.

 

Число организаций

из них по формам собственности, тыс.

единиц в % к итогу государственная и муниципальная частная смешанная российская
гостиницы и рестораны 1662 1,9 65 1542 27
Всего 88008 100 8174 73961 1069

 

Таблица 2

Число МП по видам экономической деятельности на 1 января 2009 г. *

 

2006

2007

20081)

Единиц В % к итогу Единиц В % к итогу Единиц В %к итогу
гостиницы и рестораны 285 1,3 644 2,6 206 3,0
Всего 22308 100 25169 100 6846 100

1) С1.01.2008 г. число малых предприятий (МП) определено критериями в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ (статья 4).

Таблица 3

Численность работавших на МП по видам экономической деятельности в 2008 г.

 

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)

Средняя численность внешних совместителей

Средняя численность работавших по договорам гражданско-правового характера

человек в %к итогу человек в % к итогу человек в % к итогу
гостиницы и рестораны 5547 3,8 232 3,4 80 1,4
Всего 147353 100 6727 100 5529 100

Таблица 4

Оборот МП по видам экономической деятельности в 2008 г.

 

Значение

Млн. руб. В %к итогу
гостиницы и рестораны 3325,5 1,7
Всего 194339,3 100

 

По сведениям Агентства Бизнес Мониторинга, в администрации Нижнего Новгорода по состоянию на 1 января 2009 года услуги общественного питания на территории Нижнего Новгорода предоставляли 1 503 предприятий общепита на 91 129 мест. Для сравнения отметим, что по состоянию на 1 января 2008 года в городе работали 52 ресторана на 565 мест, 91 бар на 2 150 посетителей, 354 кафе на 17 875 мест, 459 закусочных на 8 303 человека и 9 столовых свободного доступа на 660 человек. За 2006-2007 годы в городе было открыто 88 новых предприятий общественного питания: 6 ресторанов, 39 кафе, 17 кофеен и баров, 24 закусочных и 2 столовые — всего на 3 704 посадочных места. Непрерывно растет и уровень оказания услуг питания. В последние годы в Нижнем Новгороде открылись несколько ресторанов и баров высокого класса: «Минин и Пожарский», «Купеческий», «Робинзон» и пр. Ширится сеть предприятий быстрого питания: «Едок», «Елки-палки», «Ростикс», «Кебаб-сити», «Мир пиццы», «Бродвей-пицца» и пр.

Как следует из данных нижегородской мэрии, в 2008 году на территории Нижнего Новгорода открылось 70 (в 2007 году — 71) предприятий общественного питания на 3 793 места, из них:

• ресторанов — 5 на 570 мест;

• кафе — 43 на 2 562 места (в том числе кафе-пиццерии — 4);

• закусочных — 12 на 304 места;

• столовых — 2 на 90 мест;

• кофейни — 3 на 75 мест;

• баров — 4 на 77 мест;

• шоколадница — 1 на 65 мест.

Причиной роста отрасли выступает ее привлекательность для инвестиций. Удельный вес вложений в малые предприятия общественного питания по отношению к объемам инвестиций всей сферы малого предпринимательства города составил 49,9 % от общей доли вложений в МБ.

 

В то же время, в течение 2008 года закрылось 29 предприятий общественного питания различного типа, в том числе 24 закусочных и 5 столовых. В настоящее время обеспеченность местами населения Нижнего Новгорода в предприятиях общественного питания не соответствует нормативу и составляет на 1 тыс. жителей 27,5 места. Это 68% от норматива, установленного СНиПом 2.07.01-89*.

Однако, городские власти отмечают тенденцию роста демократичных предприятий питания: пиццерий, кафе со средним чеком от 300 до 500 руб., кафе европейской кухни и японской кухни («Якитория», «Часть суши» и т. п.)..Свое развитие получили такие демократичные сети, как «Пицца Веро» (ГК «Бизон и К»), «Бродвей пицца», «Мир пиццы» (ООО «МиМ»).

Отдельными проектами торговых центров явились кафе «Сакура» и «Диван» (ТЦ «Республика»), «Сабвэй» и «Шоколадница» (ТРЦ «Фантастика»), фуд-корты в ТЦ «Шоколад» и «Муравей». Нижегородской группой компаний «Пир» в сегменте «фри-фло» в последние годы были открыты франчайзинговый проект «Елки-палки экспресс» и «Маленькая Япония», «Ростикс-KFC», французское бистро «Гаврош». Этой же компанией открыты тематические рестораны восточной кухни «Али Баба», итальянский «IL Патио», японский «Планета суши».

Состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий общественного питания Автозаводского района по состоянию на 1 января 2009 года

По данным Управления потребительского рынка Автозаводского района г.Н.Новгорода [http://www.avtozavod.nnov.ru] общий объем розничного товарооборота в 2008 году составил 23763,5 млн. руб. и увеличился по сравнению с предыдущим годом (в сопоставимых ценах) на 3,9%. Общий объем оборота общественного питания в 2008 году составил 1532,2 млн. руб. и увеличился по сравнению с предыдущим годом (в сопоставимых ценах) на 9,1%. На 2010-2011 гг. в общественном питании Автозаводского района приоритетным направлением прописано дальнейшее развитие сети предприятий для всех категорий населения, приближение предприятий питания к потребителям, расширение классификации услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей и гармонизацию интересов потребителя любого уровня, а также качество и безопасность предоставляемых услуг.

В настоящее время остаются востребованными предприятия быстрого питания, кафе для семейного отдыха, молодежные и детские кафе. Данные выкладки подтверждает статистика (таблица 5).

Таблица 5

Свободное время

Способ проведения свободного времени

Количество человек, для которых конкретный способ является основным или одним из основных

Доля людей, выбирающих конкретный способ, в общей численности населения района, %

проводят дома

231

74,9

посещают кинотеатры

57

18,6

Посещают кафе

46

14,8

посещают ночные клубы

30

9,8

другое

22

7,1

Источник: Сайт http://www.avtozavod.nnov.ru

Как видно из таблицы, посещают кафе и рестораны 14,8% жителей Автозаводского района, что свидетельствует о потенциале рынка услуг общественного питания.

Соответственно, в структуре расходов потребителей «питание вне дома» составляет 2,8% в сравнении с городом в целом, где цифра – 4% (таблица 6). Учитывая низкий процент «автозаводских потребителей» определяем, что необходимо доскональное изучение причин – это может быть низкая доля потребителей – потенциальных клиентов сферы общественного питания – статистические выкладки свидетельствует, что в Автозаводском районе прогрессирует «демографическая зима». Свидетельством того является соотношение пенсионеров- трудящихся, как 1:5. Другой причиной может быть неудовлетворительный сервис. Как причиной может выступать нехватка объектов общественного питания по району.

Таблица 6

Структура расходов автозаводцев

  Автозавод г.Н.Новгород
Продукты питания 50,7 48,5
Одежда и обувь 10,8 10,5
Парфюмерия, декоративная косметика 2,7 3,3
Непродовольственные товары повседневного спроса 4,1 3,9
Аудио, видео, бытовая техника 3,0 2,6
Мебель, предметы интерьера 1,8 1,6
Товары для дома, сада, стройматериалы 1,1 1,7
Подарки, сувениры 2,2 2,9
Книги, канцелярские товары 1,8 2,5
Аудио, видео продукция 1,4 1,9
Развлечения (кино, боулинг, питание вне дома) 2,8 4,0
Прочие расходы и накопления 17,8 16,6
Всего 100 100

 

Частично данная проблема решается за счет открытия сезонных кафе. В течение года в районе вновь открыто 12 предприятий общественного питания. С 2006 года открываемые летние кафе стали ориентироваться на обслуживание посетителей с детьми.

Одним из приоритетных направлений стала организация обслуживания детей, молодежи, организация семейного отдыха. Многие кафе включают в меню детские блюда, организовывают проведение детских праздников, благотворительные акции для малообеспеченных слоев населения (кафе «У озера», кафе «Пицца Веро», кафе «Пронто пицца»). Одним из привлекательных в сегменте общественного питания остаются рестораны и кафе, представляющие посетителям блюда и дни национальных кухонь (кафе «Бовария», кафе «Подкова», кафе «Корчма», кафе «Лаунж Холл», ресторан «Патрон» и т.д.).

Обобщенный портрет потребителя, живущего в Автозаводском районе: это мужчина или женщина, средний возраст - 36-45 лет, имеющие семью из 3 человек и более, работающие в сфере промышленности.

Свободное от работы время они проводят дома или в компании друзей и не любят заниматься спортом. Свои доходы они предпочитают тратить в основном на продукты питания, одежду и обувь, делают различные накопления. По статистическим выкладкам жители автозаводского района хотели бы больше видеть магазинов одежды и обуви, а также больше ресторанов и кафе.

Для развития сферы общественного питания в Автозаводском районе необходимо учитывать перспективность группы возраста 24-35 лет, т.к. это вторая по численности группа населения с наиболее платежеспособными потребителями, которая в дальнейшем будет расширяться за счет увеличения рождаемости.

       Автозаводский        Сормовский       Весь город

               7 лет и младше

                 8-17

                18-23

                24-35

                36-45

                   46-54

               55 и старше

 

Рис. 3. Пол и возраст граждан Автозаводского района

Также уровень объектов общественного питания должен учитывать средний социальный статус потенциального потребителя – рис. 4.

                                           Автозаводский         Сормовский           Весь город

Рабочий (ая)

Служащий (ая)

Учащийся

Руководитель среднего звена

Домохозяйка

Безработный, инвалид

Руководитель высшего звена

Пенсионер

Другое

Рис. 4. Социальное положение потенциальных потребителей – жителей района

Основные проблемы малых предприятий общественного питания Автозаводского района и Нижнего Новгорода в целом

Основными причинами, препятствующими дальнейшему развитию малого предпринимательства муниципального образования, по-прежнему остаются:

1. несовершенство и нестабильность нормативного правового регулирования;

2. административные барьеры;

3. низкая эффективность реализации антимонопольного законодательства;

4. недостаточное развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в муниципальных образованиях Нижегородской области;

5. недостаточная эффективность функционирования областной системы обучения и консультирования малого бизнеса;

6. недоступность финансовых ресурсов;

7. недостаточно полная и всесторонняя информация об использовании и техническом состоянии объектов недвижимости, в том числе имеющихся излишних производственных площадей, а так же движимого имущества, высвобождаемых в ходе структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий;

8. недостаточное информационное обеспечение по широкому спектру предпринимательской деятельности.

Сложившаяся ситуация в этом секторе экономики требует совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. Фактологический материал, позволяющий сделать данные выводы представлен в таблице 7.

Социологический опрос, организованном журналом «Витрина. Ресторанный бизнес», компаниями «Визави Консалт» и «Multi Project» выявил следующие проблемы: 33 % опрошенных предпринимателей общественного питания считают, что кризис изменил ситуацию во всех областях бизнеса, и наиболее остро встали проблемы посещаемости заведений, а также развития бизнеса (24 %).

Таблица 7

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность малого предприятия общественного питания (в процентах от общего числа организаций общественного питания)*

  2004 2005 2006 2007 2008
Высокий уровень налогов 39 47 46 47 40
Недостаточный платежеспособный спрос 61 59 59 49 41
Недостаток собственных финансовых средств 50 42 40 39 31
Высокая арендная плата 40 36 36 34 35
Высокие транспортные расходы 30 28 33 30 26
Высокий процент коммерческого кредита 23 20 18 20 25
Недостаточный ассортимент 6 8 10 8 11
Недостаток торговых, складских помещений 8 9 8 8 10

*Нижегородская область в цифрах, 2009 - Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области: http://www.nizstat.sinn.ru/news/default.aspx

 

Как актуальную рестораторы отмечали и проблему взаимоотношений с поставщиками (16%). Проблема с персоналом была отнесена рестораторами к числу малозначимых. Это объяснялось тем, что кризис сократил число рабочих мест и риск потерять работу дисциплинирует персонал.

Абсолютное большинство опрошенных считало, что главная составляющая успеха всякого ресторана - качественная и разнообразная кухня (44 %). Вторым по значимости условием для успеха заведения рестораторы посчитали идею (концепцию) ресторана (33 %). Кроме того, среди важных для успеха факторов отмечался уровень сервиса (27 %). Фактор рекламы оказался среди наименее важных для успеха, уступив первенство в этой категории поставщикам продуктов питания и вин (что не означало отрицания важности качества продуктов и напитков для ресторана).

Отдельной проблемой предприятий малого бизнеса в сфере общественного питания выступает рост цен.

По итогам отчета Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области «Итоги социально-экономического развития Нижегородской области за 2008 год» [Сайт: http://www.nizstat.sinn.ru/news/default.aspx] за январь-декабрь 2008 года уровень инфляции на потребительском рынке Нижегородской области составил 15,3 % (за аналогичный период 2007 года – 16,1%) – для сравнения по России в целом – 13,3 %. Цены на продукты питания (без алкогольных напитков) выросли за 2008 год в среднем по области на 17,4 % (за 2007 год – на 21,1 %). По итогам за 2008 год повысились цены на макаронные изделия (на 31 %), хлеб и хлебобулочные изделия (в среднем по области на 28 %), овощные консервы, кондитерские изделия, соль (на 25-27 %), мясопродукты, крупы и бобовые, рыбопродукты (в среднем на 20-23 %). В меньшей степени подорожали молоко и молочная продукция, сливочное масло, сахарный песок (в среднем на 8-10 % за год). За январь-декабрь 2008 года цены на алкогольную продукцию выросли на территории области в среднем на 11 %: шампанское и пиво стали дороже на 16 %, водка, коньяк и виноградные вина – на 6-11 %.

Еще одной типовой проблемой отрасли выступает нарушение санитарно-эпидемиологического режима (см. таблицу 8). Несмотря на развитие технологического оборудования, совершенствование систем управления, появление новых видов сырья высокой степени готовности, предприятия общественного питания продолжают оставаться эпидемиологически значимыми объектами с существенным человеческим фактором.

Таблица 8

Динамика показателей, характеризующих уровень подготовки проектной документации по Российской Федерации за 1999-2003гг.

Объекты надзора

% несогласованных

2005 2004 2005 2006 2007
Удельный вес проектов предприятий общественного питания отклоненных от согласования, в % 14,4 13,80 13,99 12,66 12,69
Удельный вес объектов, на которых выявлены отступления от санитарных и строительных норм, в % 5,02 5,59 4,46 4,57 3,77

 

В данной ситуации важнейшим элементом минимизации риска возникновения эпидемиологически неблагоприятных ситуаций является внедрение системы производственного контроля, а также применение практики создания внутренних стандартов и унифицированных схем действия персонала.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием

Совершенствование санитарно-эпидемиологического режима

В данной ситуации важнейшим элементом минимизации риска возникновения эпидемиологически неблагоприятных ситуаций является внедрение системы производственного контроля, а также применение практики создания внутренних стандартов и унифицированных схем действия персонала. Наиболее рациональным является формирование систем внутреннего контроля с выделением критических контрольных точек (ККТ) и формирование НАССР. Значительное время при формировании общей системы качества и безопасности продукции должно быть уделено вниманию работы с поставщиками, т.к. для сферы общественного питания уровень качества сырья во многом является определяющим. Особенно это важно для предприятий быстрого обслуживания, а так же точек общественного питания, работающих на полуфабрикатах.

В Российской Федерации санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям и организациям оказывающих данный вид услуг представлены как в самостоятельном документе – «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» СП 2.3.6.1079-01, так и в значительном количестве специализированных документов.

Финансирование малого бизнеса в Нижегородской области за счет местных властей и фондов поддержки предпринимательства

По данным Ресурсного центра малого предпринимательства существует девять источников финансирования и кредитования малого бизнеса: доходы от деятельности фирмы; средства учредителей; кредиты финансовых учреждений и банков; заемные средства у друзей, знакомых, родственников; средства органов власти (бюджеты и фонды поддержки); имущество физических и юридических лиц; ссуды других организации; гранты (благотворительная помощь); займы кредитных кооперативов. Опрос предпринимателей Нижегородской области, проведенный центром показал, что в процентном соотношении источники составляют соответственно: 55%; 15%; 15%; 10%; и около 1-3 % остальные источники. В рублевом эквиваленте это составляет соответственно – 2823,56 млн. руб. – доходы от деятельности фирмы; 770,06 млн. руб. – средства учредителей; 770,06 млн. руб. кредиты финансовых учреждений и банков; 513,37 млн. руб. и так далее. Резервом роста сумм финансирования бизнеса в данном случае выступает льготное кредитование. Существующие схемы кредитования, не позволяют изменять средний показатель вновь зарегистрированных предприятий малого бизнеса.

Ссуды, предоставляемые «малым» имеют ряд недостатков: во-первых, существующие проценты по кредиту на порядок выше, чем в среднем банке и составляют около 5% в месяц, в то время как процентная ставка Сбербанка находится в диапазоне 14-23% годовых. Во-вторых, существуют дополнительные условия кредитования – создание до 50 дополнительных рабочих мест на срок кредитования. Неприемлемость такого подхода очевидна – создавать рабочие места может только вновь зарегистрированное предприятия и только сфер производства, строительства и транспорта,поэтому вполне очевидно, что подход центров неверен изначально и от него необходимо отказаться.

Гипотеза исследования состоит в том, что увеличение объемов льготного банковского кредитования позволит создать оптимальную предпринимательскую среду, а соответственно – решить вопрос повышения численности предприятий малого бизнеса. Выбранное направление финансирования (льготное кредитование бизнеса) целесообразно. Схема льготного кредитования разработана и существует в Центрах поддержки – считаем, что для выполнения социального заказа Области просто необходимо выполнение данного мероприятия. Соответственно, механизм кредитования можно позаимствовать в программе «кредиты молодой семье». В этом механизме кредитования предусматривается частичное погашение ставки процента Областью (в течении 5 лет). За это время предпринимательская единица переходит из разряда «маломощных в финансовом отношении структур» в «устойчивую» и приобретает запас финансовой прочности. Что в свою очередь позволяет ей расплатиться с кредитом «безболезненно» для бизнеса. Область выигрывает дважды: создается конкурентоспособный бизнес, являющийся активным плательщиком налогов (экономическая выгода) и создаются дополнительные рабочие места в области (социальная задача региона).

Как отдельные мероприятия следует рассматривать программы лизинга и факторинга, осуществляемые с учестием муниципального образования.

Вывод предприятий «из тени» (актуальное мероприятие в условияхкризиса)

Для расчетов используем методику, предложенную д.э.н., проф. Б.Г. Ясиным в работе «Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее [15]. Фактический оборот на «типичном» малом предприятии состоит из 3 компонентов (рис. 5):

1. Оборот, вообще не показываемый в официальной отчетности, так называемый «черный нал» (YN), — наличный оборот, постоянно находящийся в тени, минуя расчетные счета.

2. «Серый» оборот (Y L - N) — безналичный оборот, хотя и проходящий по расчетным счетам, но по фиктивным контрактам, за определенный процент (1,5-7% с общей суммы) «обналичивается» и превращается в YN.

3. Легальный оборот (YL) — который можно также назвать «налоговой базой», то есть это та часть оборота, с которой малый бизнес платит налоги государству.

Все три компонента находятся в постоянном взаимодействии, средства из одной части этого финансового потока «перетекают» в другой и наоборот. Теневой наличный оборот состоит, таким образом, из YN и YL-N.

 


Рис.5. Компоненты фактического оборота в секторе малого предпринимательства

Он расходуется на следующие статьи: взятки, включая «откаты» заказчикам (В); отчисления «крышам» (KPN); процент за «обналичивание» средств (ОБ%); наличные расчеты с контрагентами за товары и услуги (следствие того, что все занижают налоговую базу и работают по вышеприведенной модели) (MN); неформальная оплата основных фондов, включая оплату помещений (ОФN); возврат партнерского займа (KN); зарплата сотрудникам «в конверте» (WN); наличные накопления (неучтенный доход) учредителей (РN). Легальная часть оборота(расходная часть): налоговые отчисления (TAX); расчеты с контрагентами (МL); официальная оплата труда (WL); возврат легального кредита и процентов по нему (KL); оплата основных фондов, включая помещения (ОФL).

«Теневая» и «серая» части оборота, таким образом:

YN + YL-N = В + КР + ОБ% + МN + ОФN + КN +WN + PN             (1)

Легальная часть оборота:

YL = TAX + МL + WL + KL + ОФL+PL                                            (2)

Общий фактический оборот, являющийся суммой легального, «теневого» и «серого»:

Y = YL +YN + YL-N = В + КР + ОБ% + (МN + МL) + (ОФN + ОФL)+ (КN + KL) +(WN + WL)+ TAX+ (PN + PL)                                                          (3)

Общая доля теневого оборота, по грубым подсчетам по состоянию на 1 января 2009 года составляет от 31 % до 42% фактического оборота. Объем произведенной продукции в рублях – это фактически выручка предприятия. Соответственно, на момент 2008 года реальная сумма составляет: 62144,5 млн. руб. x 1,42 = 88245,2 млн. руб., а с учетом среднего показателя совокупного дохода на одно предприятие (3,2 млн. руб.), вычисляем, что фактическое (реальное) число МП на 2008 год составляет 27577 единиц. То есть рост численности предприятий только за счет вывода их из тени и официальной регистрации, в среднем, составит 8185 единиц.

В последнее время специалисты ставят вопрос о возможности предприятия самостоятельно наращивать производственный потенциал без вмешательства государства. Но, с другой стороны, на деятельность предприятия большое влияние оказывает нестабильная социально-экономическая обстановка, то есть во многом их положение определяется политикой государства по стимулированию развития бизнеса. Из чего мы делаем вывод, что развитие, в том числе увеличение численности деятельности малых предприятий определяется существованием двух резервов роста: самостоятельное развитие и развитие с учетом государственного стимулирования и контроля.

С тимулирование развития малого бизнеса общественного питания «на перспективу»

Для этого считаем необходимым:

1. Ограничить полномочия контрольных органов по вмешательству в текущую хозяйственную деятельность малых предприятий;

2. Упростить процедуры создания и ликвидации бизнеса;

3. Облегчить прохождение сертификации и стандартизации;

4. Облегчить доступ к производственным помещениям и гарантировать права арендаторов;

5. Развивать инфраструктуру финансирования и кредитования малого предпринимательства. Резервы, заложенные в малом предпринимательстве общественного питания, используются не в полной мере. Требует более широкого распространения такая перспективная форма долгосрочной аренды оборудования, транспортных средств и других


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.