Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода

2019-12-17 177
Организационно-экономические мероприятия, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитываем, что сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса Автозаводского района, численность занятых на малых предприятиях и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли и общественного питания. В промышленности, строительстве, на транспорте доля малых предприятий незначительна.

 

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства Автозаводского района на среднесрочную перспективу является Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы (далее - Программа). Изучая реальную реализацию организационно-экономических мероприятий, обеспечивающие развитие малого бизнеса Автозаводского района Нижнего Новгорода и города в целом в соответствии с Программой, определяемся, что по направлению:

1. Совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства

Предполагается: финансовая поддержка; выдача кредитов; предоставление гарантий, кредитно-финансовым организациям; осуществление кредитование предприятий малого бизнеса; компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли при кредитовании по льготной процентной ставке.

Имущественная поддержка: предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков; передачу малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через соответствующую лизинговую компанию; создание бизнес-инкубаторов и технопарков.

Реально: бюджетную субсидию можно получить на следующие цели:

1. приобретение основных и оборотных средств на основании бизнес-плана начинающего предпринимателя;

2. оплату 50% стоимости аренды помещения, используемого для целей ведения предпринимательской деятельности;

3. приобретение программного обеспечения, методической и справочной литературы, связанных с ведением предпринимательской деятельности.

Субсидия выделяется в размере не более 70% от всех расходов, указанных в бизнес-плане по организации собственного дела, предусмотренных к реализации в течение 3-х месяцев, но не более 100 тысяч рублей. При этом начинающий предприниматель обязан вкладывать в реализацию бизнес-плана собственные средства в размере не менее 30%.

Кроме того, если для организации собственного дела предприниматель берет кредит, то в соответствии с постановлением муниципального образования от 11.04.2005 № 116 из средств областного бюджета осуществляется возмещение части суммы (8%), уплаченной по кредиту в качестве процентов.

2. Реализация областных и муниципальных программ поддержки

Реализуемая сегодня программа социально-экономического развития города в разрезе муниципального образования имеет ряд недоработок и не включает экономических обоснований вносимых предложений.

Таблица 9. Предполагаемые источники и объемы финансирования Программы

Основные направления реализации Программы

2006 год,

млн. руб.

2007 год,

млн. руб.

2008 год,

млн. руб.

2009 год,

млн. руб.

2010 год,

млн. руб.

Бюджетные

средства

Внебюд -жетные средства

 

Бюджетные

средства

Внебюд -жетные средства

 

Бюджетные

средства

Внебюд -жетные средства

 

 

Бюджетные

средства

Внебюд - жетные средства

 

Бюджетные

средства

 

Внебюд - жетные средства

 

 

  областной бюджет     федеральный бюджет     областной бюджет     федеральный бюджет     областной бюджет     федеральный бюджет     областной бюджет     федеральный бюджет     областной бюджет     федеральный бюджет  
1. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства - - - - - - - - - - - - - - -
2. Совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства 24,1 - 358,5 26,51 - 394,35 28,92 - 430,2 31,33 - 466,05 33,5 - 498,32
3.Развитие инфраструктуры поддержки малого предприни-мательства 0,9 - - 0,99 - - 1,08 - - 1,17 - - 1,25 - -
4. Развитие малого предпринимательства в инновационной сфере 15 15 - 16,5 - - 18 - - 19,5 - - 20,85 - -
5. Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства - - - - - - - - - - - - - - -
6. Реализация целевых областных и муниципальных программ - - - - - - - - - - - - - - -
7. Развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения - - - - - - - - - - - - - - -
Всего: 40,00 15 358,5 44,00 - 394,35 48,00 - 430,2 52,00 - 466,05 55,60 - 498,32
Итого:

413,50

438,35

478,20

518,05

553,92

Итого по Программе за период ее реализации общий предполагаемый объем финансирования – 2402,02 млн. рублей.

Комитет по разработке региональной программы: ГУ «Фондом поддержки малого предпринимательства Нижегородской области» и Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, взял за основу основные элементы Федеральной программы развития без адаптации к реалиям и адаптации к приоритетным направлениям развития МП Нижнего Новгорода. В настоящее время выполняется Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2008-2009 года, утвержденная законом Нижегородской области №17-3. Проводя комплексный анализ областных и муниципальных программ по ряду лет, предложенных Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства, приходим к выводам. Цели по ряду лет не являются последовательными и не имеют логического продолжения. Например, в 1996-1997 годах программа ставит целью «обеспечение развития предпринимательства и формирование системы государственной поддержки предпринимательства в Нижегородской области». А следующая программа 1998-1999 года говорит об «оживлении деловой активности и снижении социально-экономической напряженности в области». При этом, чиновники признают, что предыдущая программа вообще не была выполнена. Основная самоцель местной власти – за счет малых предприятий выполнить свои социальные функции, причем путем, не предполагающим экономическую целесообразность. В 2002-2003 годах Комплексная целевая программа развития МП в Нижегородской области опять делает шаг назад и целью программы ставит «обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на областном уровне». Фактически признается, что система поддержки на уровне области еще не создана, хотя все предыдущие программы рассчитаны именно на область. Задачи программ соответствуют поставленным целям, но также носят спонтанный характер, не имея последовательности постановки во времени. Например, Президентом поставлено приоритетом развитие производственного предпринимательства. В 1996-97 годах задачами программы является поддержка и развитие производственной, инновационной и социальной сфер МП, а в 1998-99 об этом даже не упоминается, а основной упор делается на государственную инфраструктуру поддержки МП. То же самое наблюдается в программе 2000-2001 годов. В программе 2002-2003 года появляется инновационное предпринимательство, а «промышленное» не звучит вообще. В программе 2004-2005 годов упор делается на финансовое предпринимательство, тем самым предполагая, что все остальное уже развито. И наконец, в программе 2006-2007 годов – на инновационное и высокотехнологическое предпринимательство. В программах 2006-2007 г. и 2008-2009 годов вообще не определены приоритетные направления, а в целом программы носят социальный характер.

Объем финансирования так же характеризуется рядом особенностей – в рограмме поддержки предпринимательства 2002-2003 гг. выделен процент годового дохода бюджета на поддержку МП – не менее 5%. А в последующих программах установлены строго фиксированные цены, причем в двух последних программах (2006-2007 г. и 2008-2009) присутствует пункт «за счет средств предпринимателей», что можно расценить так: предприниматели дают деньги сами, чтобы их потом на эти деньги муниципалитет поддержал. В последних же двух программах пункт переименован в «средства из иных источников», причем эти источники не определены. Интересен так же факт, что в последних трех программах отсутствует пункт «из федерального бюджета», что противоречит общим принципам государственной поддержки малого предпринимательства. Вывод из этого следующий – государственной поддержки нет. И наконец пункт «Ожидаемые результаты». Ни в одной программе поддержки они не выполнены. Например, анализ программы 2008-2009 годов показал, что вместо ожидаемого «увеличения в 1,2 – 1,5 раза количества предпринимательских структур по данным Нижегородского областного комитета Госстатистики наблюдается спад в 5,5%. Таким образом, как уже упоминалось ранее, общий вывод по региональным программам государственной поддержки предпринимательства следующий - программы носят «отчетный» характер, не учитывают недоработки прежних, не включают приоритетных направлений, хотя статистические выкладки есть.

3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Стуктура поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (и региональном уровне в целом) включает в себя: органы государственного управления;мфонды поддержки малого предпринимательства; агентства поддержки малого и среднего бизнеса; информационные и консалтинговые центры; бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры; сельскохозяйственные потребительсткие кредитные кооперативы; банки г. Н.Новгорода и области; общественные объединения предпринимателей;

Оценивая общую направленность работы фондов поддержки малого предпринимательства необходимо отметить, что обльшинство из них занимаются реализацией муниципальных программ развития предпринимательства и оказанием финансовой помощи, и лишь небольшая част оказывает консультационные и образовательные услуги. В этой связи можно рассмотреть возможность по расширению направлений работы Фондов по организации учебных семинаров, тенингов и круглых столов для предпринимателей. По остальным направлениям программы фактологический материал отсутствует.

 

 

2.3. Особенности управления малым бизнесом в муниципальном образовании на примере Автозаводского района, основные проблемы

К процедурам, регулируемым на муниципальном уровне в рамках управления малым бизнесом общественного питания, как уже упоминалось в первой главе, необходимо отнести следующие: продажа (приватизация) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых помещений и т.п.); предоставление объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых помещений и т.п.), в аренду; выбор земельного участка для строительства; перевод помещений и зданий в разряд жилых или нежилых; выдача разрешения на право открытия точки общественного питания.

Предоставление объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых, офисных помещений) в аренду

В Нижегородской области предоставление объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых помещений и т.п.), в аренду осуществляется на основании решения № 9/1 «Об утверждении положения «О передаче в аренду объектов муниципального нежилого фонда города Н.Новгорода». Решение определяет основные принципы, порядок и единые на территории города Н.Новгорода (берем за основу для области, так как в рассматриваемом муниципальном образовании типового решения нет) правила передачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда (отдельно стоящих зданий, сооружений, строений, а также частей зданий, сооружений, строений в виде встроенных и пристроенных нежилых помещений) города Н.Новгорода, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории города организациями, независимо от их организационно - правовых форм, физическими лицами, а также органами и должностными лицами местного самоуправления.

Комитет по управлению городским имуществом администрации города принимает решение о передаче в аренду Объектов и осуществляет оформление договоров аренды. Объект передается в аренду на основании:

- заключения городской (районной) комиссии по аренде по поводу передачи объекта арендатору целевым назначением;

- решения Главы города;

- результатов коммерческого конкурса на право аренды;

- результатов коммерческого инвестиционного конкурса на право аренды;

- результатов аукциона на право аренды.

Для подготовки материалов к принятию решений Комитета о передаче Объектов в аренду при Комитете и его территориальных отделениях создаются комиссии по аренде в составе представителей Комитета (его территориального отделения), городской Думы (для комиссии при Комитете), городского (районного) финансового органа, городской (районной) службы заказчика жилищно-коммунальных услуг, отраслевых подразделений городской (районной) администрации.

Положением об аренде предусмотрены такие формы получения права аренды, как целевое назначение, коммерческий конкурс, коммерческий инвестиционный конкурс и аукцион.

Целевым назначением в аренду передается Объект для осуществления определенного вида деятельности в соответствии с функциональным назначением Объекта и (или) с целью реализации программ городского (районного) развития. Комитет может принять решение о целевом выделении Объектов предприятиям, организациям, учреждениям, финансируемым из бюджета всех уровней, муниципальным предприятиям, а также предприятиям иных организационно - правовых форм, чья деятельность связана с выполнением работ или оказанием услуг по реализации городского (районного) развития, и некоммерческим организациям. Условием для получения целевым назначением права аренды Объекта является положительное заключение городской (районной) комиссии по аренде. Договор аренды при целевой передаче Объекта заключается, как правило, на срок от одного года до пяти лет.

Для получения права аренды целевым назначением заявитель оформляет заявку на получение права аренды Объекта целевым назначением (далее - Заявка) в форме, установленной Комитетом, с обязательным приложением предусмотренных Положением об аренде документов. При этом в особых случаях по распоряжению председателя Комитета перечень документов, прилагаемых к Заявке, может быть расширен.

Заявка направляется в территориальное отделение Комитета, а в случае получения права аренды для размещения банков, страховых компаний, издательств, казино и иных предприятий игорного бизнеса - непосредственно в Комитет.

После согласования с городским реестром заявок на предоставление Объектов Заявка рассматривается на заседании городской (районной) комиссии по аренде. Протокол заседания комиссии направляется в Комитет для принятия им решения о предоставлении или об отказе в предоставлении права аренды. Срок рассмотрения Заявки с момента обращения - один месяц.

Положением об аренде регулируется также порядок предоставления краткосрочной аренды. Краткосрочной арендой Объектов является такой вид пользования по договору аренды, при котором суммарное время пользования Объектом не превышает 400 часов в год.

В краткосрочную аренду предоставляются Объекты, которые используются арендаторами неполный рабочий день и (или) с длительными перерывами (более одного месяца в течение одного года). В краткосрочную аренду Объекты передаются целевым назначением

В качестве организатора торгов выступает Комитет или специализированная организация, действующая по договору с Комитетом (далее - организатор).

Перечень объектов (за исключением земельных участков), право аренды которых выставляется на торги, утверждается решением Комитета. Перечень земельных участков, право аренды которых выставляется на торги, утверждается Постановлением Главы города.

Комитет на основании решений о проведении торгов, принятых в соответствии с данным Положением, Постановлений Главы города, предоставленных Главархитектурой и другими организациями документов и материалов:

- определяет форму проведения торгов и начальную цену предмета торгов (в случае если предметом торгов является право аренды земельного участка, начальная цена предмета торгов не может быть установлена ниже 5-кратной ставки земельного налога и устанавливается в пределах от этой величины до нормативной цены земли в зависимости от градостроительной ценности земельного участка, ситуации на рынке земли и иной недвижимости и уровня затрат на развитие инженерной инфраструктуры);

-   определяет сумму задатка (в случае если предметом торгов является право аренды земельного участка, сумма задатка составляет 20% начальной цены права аренды);

-   предоставляет организатору перечни объектов, выставляемых на торги, необходимые согласования с органами надзора, справку с характеристикой объекта и другие необходимые сведения;

- устанавливает срок аренды объекта, условия конкурсов; назначает конкурсную и аукционную комиссии.

Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть закрытым по форме подачи предложения по цене.

Для проведения конкурсов и аукционов с закрытой формой подачи предложений по цене права аренды объекта Комитет назначает конкурсную или аукционную комиссию. Процедура предоставления зданий, строений, сооружений, помещений (объекты недвижимости), находящихся в муниципальной собственности, в аренду осуществляется в соответствии с положением об аренде нежилых зданий, помещений, сооружений, находящихся в собственности муниципального образования (далее – положение об аренде). Данным решением также были утверждены методика расчета арендной платы за пользование имущественным комплексом муниципальной собственности и базовая ставка арендной платы за пользование недвижимостью (50 р. за 1 кв.м. в год). В последствии базовая ставка арендной платы за пользование недвижимостью была увеличена до 300 р. за 1 кв.м. в год.

Выдача разрешения на право открытия торговой точки, точки общественного питания

Открытие точки общественного питания на территории муниципального образования проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», различных санитарных норм и строительных норм и правил. На уровне муниципального образования конкретный порядок не утвержден.

В части размещения объектов общественного питания, не требующих прохождения сложной процедуры согласования места размещения объекта, в МО действует порядок оформления документов для предоставления земельных участков и эксплуатации объектов бытового обслуживания, утвержденный постановлением Главы муниципального образования от 18 июня 2002 г. № 633 «Об утверждении порядка оформления документов и размещения объектов общественного питания на территории городов, поселков и муниципальных образований». Данный порядок достаточно жестко регулирует процедуру, устанавливая обязательство заказчика-застройщика брать на себя определенные гарантии по содержанию близлежащей территории, ее благоустройству, поддержанию инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Однако объем данных обязательств не прописан в порядке или в каком-либо другом документе, что априори делает эту процедуру непрозрачной. Также не утвержден конкретный порядок открытия торговых точек. Вместе с тем данную сферу регулируют ряд нормативных актов. Аттестацию объектов и рабочих мест хозяйствующих субъектов в соответствии с данным решением проводит Комитет по развитию товарного рынка администрации. Комитет по развитию товарного рынка проводит аттестацию торговых объектов и рабочих мест хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в ряде сфер:

Аттестаты выдаются на каждый объект или рабочее место. Для проведения аттестации и получения аттестата заявитель подает в уполномоченную службу заявку по установленной форме с предъявлением следующих документов:

- копия документа о регистрации юридического или физического лица или подлинник для подтверждения факта регистрации;

- копия документа, подтверждающего дислокацию мест деятельности хозяйствующего субъекта (договор на аренду нежилых помещений, свидетельство о собственности, договор о совместной деятельности или другой документ, определяющий место деятельности) или подлинник для подтверждения факта законности присутствия на объекте, рабочем месте;

- ассортимент реализуемых товаров для информации о перечне товаров, разрешенных к реализации на торговом объекте, рабочем месте;

- копия свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход или справки о постановке на учет в качестве плательщика налога с продаж для контроля за полнотой и своевременностью уплаты вновь введенных налогов.

Аттестация объектов, рабочих мест хозяйствующего субъекта проводится представителями Комитета и районных администраций с привлечением и участием органов СЭС, УЦСМ, ветеринарной и противопожарной служб, налоговой, технической инспекций и иных органов (организаций) с целью контроля за соблюдением технических и иных правил, безопасности жизни и здоровья обслуживающего персонала, а также потребителей. Выдача аттестата производится в течение месяца с даты подачи заявки.

Согласование ассортиментного перечня реализуемой продукции

Согласно установленным санитарным правилам и нормам предпринимателям, осуществляющим такие распространенные виды деятельности как торговля и общественное питание, необходимо согласовывать в органах власти ассортиментный перечень реализуемых товаров и услуг.

По процедуре предприниматель самостоятельно составляет ассортиментный перечень и направляет его на согласование в Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). При необходимости проводится проверка торговой точки. Получив согласование главы ЦГСЭН (главного санитарного врача), предприниматель обращается в Администрацию МО для получения согласования в уполномоченных структурных подразделениях администрации, при этом участие сотрудника Администрации МО в данной процедуре не совсем обоснованно, поскольку в согласовании они не отказывают, отказать может только глава ЦГСЭН, но делается это крайне редко. Вместе с тем информация об ассортименте продаваемой на территории МО продукции потенциально может иметь интерес для местных властей с точки зрения анализа состояния потребительского рынка.

Регистрация трудовых договоров между ПБОЮЛ и его наемными работниками

В настоящее время органы местного самоуправления в соответствии с Трудовым кодексом РФ осуществляют регистрацию трудовых договоров, которые заключает индивидуальный предприниматель (ПБОЮЛ) с наемными работниками. Согласно статье 303 ТК РФ «Особенности трудового договора, заключаемого работником с работодателем - физическим лицом» работодатель – физическое лицо обязан оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать этот договор в соответствующем органе местного самоуправления.

Регистрацией договоров занимаются сотрудники администрации районов города и территорий муниципального образования.


НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

3.1. Предложения по формированию благоприятных условий развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в рамках задач, стоящих перед муниципальным образованием

Совершенствование санитарно-эпидемиологического режима

В данной ситуации важнейшим элементом минимизации риска возникновения эпидемиологически неблагоприятных ситуаций является внедрение системы производственного контроля, а также применение практики создания внутренних стандартов и унифицированных схем действия персонала. Наиболее рациональным является формирование систем внутреннего контроля с выделением критических контрольных точек (ККТ) и формирование НАССР. Значительное время при формировании общей системы качества и безопасности продукции должно быть уделено вниманию работы с поставщиками, т.к. для сферы общественного питания уровень качества сырья во многом является определяющим. Особенно это важно для предприятий быстрого обслуживания, а так же точек общественного питания, работающих на полуфабрикатах.

В Российской Федерации санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям и организациям оказывающих данный вид услуг представлены как в самостоятельном документе – «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» СП 2.3.6.1079-01, так и в значительном количестве специализированных документов.

Финансирование малого бизнеса в Нижегородской области за счет местных властей и фондов поддержки предпринимательства

По данным Ресурсного центра малого предпринимательства существует девять источников финансирования и кредитования малого бизнеса: доходы от деятельности фирмы; средства учредителей; кредиты финансовых учреждений и банков; заемные средства у друзей, знакомых, родственников; средства органов власти (бюджеты и фонды поддержки); имущество физических и юридических лиц; ссуды других организации; гранты (благотворительная помощь); займы кредитных кооперативов. Опрос предпринимателей Нижегородской области, проведенный центром показал, что в процентном соотношении источники составляют соответственно: 55%; 15%; 15%; 10%; и около 1-3 % остальные источники. В рублевом эквиваленте это составляет соответственно – 2823,56 млн. руб. – доходы от деятельности фирмы; 770,06 млн. руб. – средства учредителей; 770,06 млн. руб. кредиты финансовых учреждений и банков; 513,37 млн. руб. и так далее. Резервом роста сумм финансирования бизнеса в данном случае выступает льготное кредитование. Существующие схемы кредитования, не позволяют изменять средний показатель вновь зарегистрированных предприятий малого бизнеса.

Ссуды, предоставляемые «малым» имеют ряд недостатков: во-первых, существующие проценты по кредиту на порядок выше, чем в среднем банке и составляют около 5% в месяц, в то время как процентная ставка Сбербанка находится в диапазоне 14-23% годовых. Во-вторых, существуют дополнительные условия кредитования – создание до 50 дополнительных рабочих мест на срок кредитования. Неприемлемость такого подхода очевидна – создавать рабочие места может только вновь зарегистрированное предприятия и только сфер производства, строительства и транспорта,поэтому вполне очевидно, что подход центров неверен изначально и от него необходимо отказаться.

Гипотеза исследования состоит в том, что увеличение объемов льготного банковского кредитования позволит создать оптимальную предпринимательскую среду, а соответственно – решить вопрос повышения численности предприятий малого бизнеса. Выбранное направление финансирования (льготное кредитование бизнеса) целесообразно. Схема льготного кредитования разработана и существует в Центрах поддержки – считаем, что для выполнения социального заказа Области просто необходимо выполнение данного мероприятия. Соответственно, механизм кредитования можно позаимствовать в программе «кредиты молодой семье». В этом механизме кредитования предусматривается частичное погашение ставки процента Областью (в течении 5 лет). За это время предпринимательская единица переходит из разряда «маломощных в финансовом отношении структур» в «устойчивую» и приобретает запас финансовой прочности. Что в свою очередь позволяет ей расплатиться с кредитом «безболезненно» для бизнеса. Область выигрывает дважды: создается конкурентоспособный бизнес, являющийся активным плательщиком налогов (экономическая выгода) и создаются дополнительные рабочие места в области (социальная задача региона).

Как отдельные мероприятия следует рассматривать программы лизинга и факторинга, осуществляемые с учестием муниципального образования.

Вывод предприятий «из тени» (актуальное мероприятие в условияхкризиса)

Для расчетов используем методику, предложенную д.э.н., проф. Б.Г. Ясиным в работе «Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее [15]. Фактический оборот на «типичном» малом предприятии состоит из 3 компонентов (рис. 5):

1. Оборот, вообще не показываемый в официальной отчетности, так называемый «черный нал» (YN), — наличный оборот, постоянно находящийся в тени, минуя расчетные счета.

2. «Серый» оборот (Y L - N) — безналичный оборот, хотя и проходящий по расчетным счетам, но по фиктивным контрактам, за определенный процент (1,5-7% с общей суммы) «обналичивается» и превращается в YN.

3. Легальный оборот (YL) — который можно также назвать «налоговой базой», то есть это та часть оборота, с которой малый бизнес платит налоги государству.

Все три компонента находятся в постоянном взаимодействии, средства из одной части этого финансового потока «перетекают» в другой и наоборот. Теневой наличный оборот состоит, таким образом, из YN и YL-N.

 


Рис.5. Компоненты фактического оборота в секторе малого предпринимательства

Он расходуется на следующие статьи: взятки, включая «откаты» заказчикам (В); отчисления «крышам» (KPN); процент за «обналичивание» средств (ОБ%); наличные расчеты с контрагентами за товары и услуги (следствие того, что все занижают налоговую базу и работают по вышеприведенной модели) (MN); неформальная оплата основных фондов, включая оплату помещений (ОФN); возврат партнерского займа (KN); зарплата сотрудникам «в конверте» (WN); наличные накопления (неучтенный доход) учредителей (РN). Легальная часть оборота(расходная часть): налоговые отчисления (TAX); расчеты с контрагентами (МL); официальная оплата труда (WL); возврат легального кредита и процентов по нему (KL); оплата основных фондов, включая помещения (ОФL).

«Теневая» и «серая» части оборота, таким образом:

YN + YL-N = В + КР + ОБ% + МN + ОФN + КN +WN + PN             (1)

Легальная часть оборота:

YL = TAX + МL + WL + KL + ОФL+PL                                            (2)

Общий фактический оборот, являющийся суммой легального, «теневого» и «серого»:

Y = YL +YN + YL-N = В + КР + ОБ% + (МN + МL) + (ОФN + ОФL)+ (КN + KL) +(WN + WL)+ TAX+ (PN + PL)                                                          (3)

Общая доля теневого оборота, по грубым подсчетам по состоянию на 1 января 2009 года составляет от 31 % до 42% фактического оборота. Объем произведенной продукции в рублях – это фактически выручка предприятия. Соответственно, на момент 2008 года реальная сумма составляет: 62144,5 млн. руб. x 1,42 = 88245,2 млн. руб., а с учетом среднего показателя совокупного дохода на одно предприятие (3,2 млн. руб.), вычисляем, что фактическое (реальное) число МП на 2008 год составляет 27577 единиц. То есть рост численности предприятий только за счет вывода их из тени и официальной регистрации, в среднем, составит 8185 единиц.

В последнее время специалисты ставят вопрос о возможности предприятия самостоятельно наращивать производственный потенциал без вмешательства государства. Но, с другой стороны, на деятельность предприятия большое влияние оказывает нестабильная социально-экономическая обстановка, то есть во многом их положение определяется политикой государства по стимулированию развития бизнеса. Из чего мы делаем вывод, что развитие, в том числе увеличение численности деятельности малых предприятий определяется существованием двух резервов роста: самостоятельное развитие и развитие с учетом государственного стимулирования и контроля.

С тимулирование развития малого бизнеса общественного питания «на перспективу»

Для этого считаем необходимым:

1. Ограничить полномочия контрольных органов по вмешательству в текущую хозяйственную деятельность малых предприятий;

2. Упростить процедуры создания и ликвидации бизнеса;

3. Облегчить прохождение сертификации и стандартизации;

4. Облегчить доступ к производственным помещениям и гарантировать права арендаторов;

5. Развивать инфраструктуру финансирования и кредитования малого предпринимательства. Резервы, заложенные в малом предпринимательстве общественного питания, используются не в полной мере. Требует более широкого распространения такая перспективная форма долгосрочной аренды оборудования, транспортных средств и других видов имущества для малых предприятий, как лизинг. В недостаточной степени применяется метод контрактного сотрудничества малых предприятий с фирмами, предоставляющими им право ведения бизнеса с использованием своей марки (франчайзинг);

6. Оптимизировать налогообложение бизнеса (существующие ограничения по ЕНВД в частности площадей и др.).

Оптимизация налогообложения фирм так же осуществляется через рост источников финансирования бизнеса за счет использования привлеченного капитала. Соответственно показатели будут практически совпадать с предыдущим расчетом.

Требуют изучения и оценки эффективности индивидуальные и семейные формы малого бизнеса и перспективы их развития.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.