Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы

2019-12-17 123
Управление малым бизнесом на региональном уровне: проблемы и перспективы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ статистического материала свидетельствует о низком уровне развития малого бизнеса на региональном уровне. Это объясняется многими факторами социально-экономического развития отдельных территорий и страны в целом. Однако, главной проблемой, препятствующей развитию малого бизнеса, является отсутствие эффективного управления на всех уровнях, что связано, прежде всего, с низким обеспечением координации экономических и социальных интересов. Практически не действуют организационные формы выявления интересов населения и работников предприятий малого бизнеса. Тем самым сдерживается формирование потребительского рынка, которое невозможно без всестороннего изучения таких факторов, как спрос населения на определенные виды услуг, товарное предложение, оценка влияния условий на объем производства различного вида услуг и т.п. Эти и другие проблемы, стоящие перед местными, муниципальными и региональными органами власти, предопределяют необходимость совершенствования системы управления развитием малого бизнеса.

Все процедуры управления можно подвергнуть классификации.

Классификация процедур по уровню управления (регулирования)

По уровню регулирования административные процедуры можно разделить на процедуры, регулируемые на федеральном уровне, процедуры, регулируемые на региональном уровне, и процедуры, регулируемые на муниципальном уровне.

К процедурам, регулируемым на федеральном уровне, необходимо отнести следующие: государственная регистрация юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица; ликвидация юридических лиц, снятие с учета в налоговом органе, органах статистики, пенсионном фонде и т.п. Прекращение деятельности в качестве предпринимателя без образования юридического лица; лицензирование отдельных видов деятельности; сертификация продукции; предоставление субъектами малого предпринимательства налоговой отчетности.

К процедурам, регулируемым на региональном уровне, относятся: продажа земельных участков в собственность, предоставление земельных участков в аренду на торгах; предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

К процедурам, регулируемым на муниципальном уровне, необходимо отнести следующие: продажа (приватизация) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых, офисных помещений и т.п.); предоставление объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (в том числе производственных, торговых, офисных помещений и т.п.), в аренду; выбор земельного участка для строительства; перевод помещений и зданий в разряд жилых или нежилых; выдача разрешения на право открытия торговой точки, точки общественного питания; согласование ассортиментного перечня реализуемой продукции; регистрация трудовых договоров между ПБОЮЛ и его наемными работниками. Отдельные полномочия органов местного самоуправления определяются рядом нормативных правовых актов (Приложение 1).

Классификация процедур по характеру функций, осуществляемых государственными и муниципальными органами

По характеру функций, осуществляемых государственными и муниципальными органами, административные процедуры можно разделить на контрольно-надзорные и разрешительные.

В зависимости от органа, реализующего процедуру, и законодательства, регулирующего порядок ее осуществления, контрольно-надзорные процедуры могут быть как федерального, так регионального и муниципального уровня и заключаются в осуществлении государственными органами контроля и надзора за деятельностью предпринимателей, за соблюдением ими законодательства Российской Федерации и установленных нормативов и правил. Наиболее распространенные контрольно-надзорные процедуры регулируются преимущественно федеральным законодательством (проверка органами ГПС, Роспотребнадзора, ветеринарной службы, экологическим надзором и др.), но есть и смешанные (контроль за использованием земель и т.п.).

Разрешительные процедуры могут регулироваться на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации, уровне муниципального образования или на нескольких уровнях одновременно. Разрешительные процедуры заключаются в выдаче органами власти (другими органами) разного рода разрешений, согласований (например, выдача разрешения на право открытия торговой точки, точки общественного питания).

В последнее время специалисты ставят вопрос о возможности предприятия самостоятельно наращивать производственный потенциал без вмешательства государства. Но, с другой стороны, на деятельность предприятия большое влияние оказывает нестабильная социально-экономическая обстановка, то есть во многом их положение определяется политикой государства по стимулированию развития бизнеса. Из чего мы делаем вывод, что управление деятельностью малых предприятий определяется существованием двух резервов роста: самостоятельное развитие и развитие с учетом государственного управления и контроля.


РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

2.1. Мониторинг деятельности малых предприятий муниципального образования в сфере общественного питания

Современное определение комплекса услуг предприятий питания

В соответствии с ГОСТ Р 50647-94 [3] общественное питание – это совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан – предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции; предприятие общественного питания – это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления. Понятие «малое предприятие общественного питания (МПОП)» определяется как социально-ориентированная категория в единой классификационной системе предпринимательской деятельности сферы общественного питания, характеризующаяся высоким значением уровня социальной направленности бизнеса.

Существующий стандарт (ГОСТ Р 50764-95) устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям питания различных типов и классов. Стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Тип предприятия общественного питания определяется характерными особенностями обслуживания, ассортиментом реализуемой кулинарной продукции и номенклатурой предоставляемых потребителям услуг. При определении типа предприятия учитывают следующие факторы: ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления; техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т. д.); методы обслуживания; квалификацию персонала; качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т. д.); номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.

Класс предприятия общественного питания определяется совокупностью отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующих качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания. Потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, в том числе и частных предпринимателей, предоставляются следующие услуги:

- питание;

- изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий;

- организация потребления и обслуживания;

- реализация кулинарной продукции;

- организация досуга;

- информационно-консультативные;

- прочие.

Услуги питания подразделяются на услуги питания: ресторана; бара; кафе; столовой; закусочной.

Ресторан: изготовление, реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных продуктов и винно-водочных изделий. Услуги оказываются квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.

Бар: изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создание условий для их потребления у барной стойки или в зале.

Кафе: изготовление и реализация разнообразного ассортимента блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации; создание условий для их потребления.

Столовая: изготовление кулинарной продукции разнообразной По дням недели или скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.); создание условий для реализации и организации их потребления.

Закусочная: изготовление ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления из определенного вида сырья; создание условий для ее реализации и потребления.

Состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий общественного питания г. Нижнего Новгорода

В настоящее время Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области [Сайт: http://www.nizstat.sinn.ru/news/default.aspx ], в том числе с Федеральной службой государственной статистики [Сайт: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi] сфера общественного питания отдельно не выделяется, а рассматривается в купе либо с розничной торговлей либо с гостиничным бизнесом, что затрудняет проведение мониторинга современных проблем и показателей отрасли. Поэтому анализ состояния отрасли относительный.

 

Отраслевая структура малых предприятий представлена на рис.2.

 

Рис. 2. Отраслевая структура малых предприятий Нижегородской области по состоянию на 1 января 2009 года

По обороту общественного питания на душу населения Нижегородская область, по-прежнему, находится на 6 позиции (4,5 тыс. руб.). Наибольшее значение данного показателя в январе-декабре 2008 года наблюдалось в Пермском крае (6,8 тыс. руб.).

По данным сведений о государственной регистрации, предоставляемых ФНС России из Единого государственного реестра юридических лиц, а также с использованием сведений о государственной регистрации юридических лиц, поступивших в органы государственной статистики отдельные показатели развития отрасли следующие:

Таблица 1

Распределение числа организаций по видам экономической деятельности на 1 января 2009 г.

 

Число организаций

из них по формам собственности, тыс.

единиц в % к итогу государственная и муниципальная частная смешанная российская
гостиницы и рестораны 1662 1,9 65 1542 27
Всего 88008 100 8174 73961 1069

 

Таблица 2

Число МП по видам экономической деятельности на 1 января 2009 г. *

 

2006

2007

20081)

Единиц В % к итогу Единиц В % к итогу Единиц В %к итогу
гостиницы и рестораны 285 1,3 644 2,6 206 3,0
Всего 22308 100 25169 100 6846 100

1) С1.01.2008 г. число малых предприятий (МП) определено критериями в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ (статья 4).

Таблица 3

Численность работавших на МП по видам экономической деятельности в 2008 г.

 

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)

Средняя численность внешних совместителей

Средняя численность работавших по договорам гражданско-правового характера

человек в %к итогу человек в % к итогу человек в % к итогу
гостиницы и рестораны 5547 3,8 232 3,4 80 1,4
Всего 147353 100 6727 100 5529 100

Таблица 4

Оборот МП по видам экономической деятельности в 2008 г.

 

Значение

Млн. руб. В %к итогу
гостиницы и рестораны 3325,5 1,7
Всего 194339,3 100

 

По сведениям Агентства Бизнес Мониторинга, в администрации Нижнего Новгорода по состоянию на 1 января 2009 года услуги общественного питания на территории Нижнего Новгорода предоставляли 1 503 предприятий общепита на 91 129 мест. Для сравнения отметим, что по состоянию на 1 января 2008 года в городе работали 52 ресторана на 565 мест, 91 бар на 2 150 посетителей, 354 кафе на 17 875 мест, 459 закусочных на 8 303 человека и 9 столовых свободного доступа на 660 человек. За 2006-2007 годы в городе было открыто 88 новых предприятий общественного питания: 6 ресторанов, 39 кафе, 17 кофеен и баров, 24 закусочных и 2 столовые — всего на 3 704 посадочных места. Непрерывно растет и уровень оказания услуг питания. В последние годы в Нижнем Новгороде открылись несколько ресторанов и баров высокого класса: «Минин и Пожарский», «Купеческий», «Робинзон» и пр. Ширится сеть предприятий быстрого питания: «Едок», «Елки-палки», «Ростикс», «Кебаб-сити», «Мир пиццы», «Бродвей-пицца» и пр.

Как следует из данных нижегородской мэрии, в 2008 году на территории Нижнего Новгорода открылось 70 (в 2007 году — 71) предприятий общественного питания на 3 793 места, из них:

• ресторанов — 5 на 570 мест;

• кафе — 43 на 2 562 места (в том числе кафе-пиццерии — 4);

• закусочных — 12 на 304 места;

• столовых — 2 на 90 мест;

• кофейни — 3 на 75 мест;

• баров — 4 на 77 мест;

• шоколадница — 1 на 65 мест.

Причиной роста отрасли выступает ее привлекательность для инвестиций. Удельный вес вложений в малые предприятия общественного питания по отношению к объемам инвестиций всей сферы малого предпринимательства города составил 49,9 % от общей доли вложений в МБ.

 

В то же время, в течение 2008 года закрылось 29 предприятий общественного питания различного типа, в том числе 24 закусочных и 5 столовых. В настоящее время обеспеченность местами населения Нижнего Новгорода в предприятиях общественного питания не соответствует нормативу и составляет на 1 тыс. жителей 27,5 места. Это 68% от норматива, установленного СНиПом 2.07.01-89*.

Однако, городские власти отмечают тенденцию роста демократичных предприятий питания: пиццерий, кафе со средним чеком от 300 до 500 руб., кафе европейской кухни и японской кухни («Якитория», «Часть суши» и т. п.)..Свое развитие получили такие демократичные сети, как «Пицца Веро» (ГК «Бизон и К»), «Бродвей пицца», «Мир пиццы» (ООО «МиМ»).

Отдельными проектами торговых центров явились кафе «Сакура» и «Диван» (ТЦ «Республика»), «Сабвэй» и «Шоколадница» (ТРЦ «Фантастика»), фуд-корты в ТЦ «Шоколад» и «Муравей». Нижегородской группой компаний «Пир» в сегменте «фри-фло» в последние годы были открыты франчайзинговый проект «Елки-палки экспресс» и «Маленькая Япония», «Ростикс-KFC», французское бистро «Гаврош». Этой же компанией открыты тематические рестораны восточной кухни «Али Баба», итальянский «IL Патио», японский «Планета суши».

Состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий общественного питания Автозаводского района по состоянию на 1 января 2009 года

По данным Управления потребительского рынка Автозаводского района г.Н.Новгорода [http://www.avtozavod.nnov.ru] общий объем розничного товарооборота в 2008 году составил 23763,5 млн. руб. и увеличился по сравнению с предыдущим годом (в сопоставимых ценах) на 3,9%. Общий объем оборота общественного питания в 2008 году составил 1532,2 млн. руб. и увеличился по сравнению с предыдущим годом (в сопоставимых ценах) на 9,1%. На 2010-2011 гг. в общественном питании Автозаводского района приоритетным направлением прописано дальнейшее развитие сети предприятий для всех категорий населения, приближение предприятий питания к потребителям, расширение классификации услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей и гармонизацию интересов потребителя любого уровня, а также качество и безопасность предоставляемых услуг.

В настоящее время остаются востребованными предприятия быстрого питания, кафе для семейного отдыха, молодежные и детские кафе. Данные выкладки подтверждает статистика (таблица 5).

Таблица 5

Свободное время

Способ проведения свободного времени

Количество человек, для которых конкретный способ является основным или одним из основных

Доля людей, выбирающих конкретный способ, в общей численности населения района, %

проводят дома

231

74,9

посещают кинотеатры

57

18,6

Посещают кафе

46

14,8

посещают ночные клубы

30

9,8

другое

22

7,1

Источник: Сайт http://www.avtozavod.nnov.ru

Как видно из таблицы, посещают кафе и рестораны 14,8% жителей Автозаводского района, что свидетельствует о потенциале рынка услуг общественного питания.

Соответственно, в структуре расходов потребителей «питание вне дома» составляет 2,8% в сравнении с городом в целом, где цифра – 4% (таблица 6). Учитывая низкий процент «автозаводских потребителей» определяем, что необходимо доскональное изучение причин – это может быть низкая доля потребителей – потенциальных клиентов сферы общественного питания – статистические выкладки свидетельствует, что в Автозаводском районе прогрессирует «демографическая зима». Свидетельством того является соотношение пенсионеров- трудящихся, как 1:5. Другой причиной может быть неудовлетворительный сервис. Как причиной может выступать нехватка объектов общественного питания по району.

Таблица 6

Структура расходов автозаводцев

  Автозавод г.Н.Новгород
Продукты питания 50,7 48,5
Одежда и обувь 10,8 10,5
Парфюмерия, декоративная косметика 2,7 3,3
Непродовольственные товары повседневного спроса 4,1 3,9
Аудио, видео, бытовая техника 3,0 2,6
Мебель, предметы интерьера 1,8 1,6
Товары для дома, сада, стройматериалы 1,1 1,7
Подарки, сувениры 2,2 2,9
Книги, канцелярские товары 1,8 2,5
Аудио, видео продукция 1,4 1,9
Развлечения (кино, боулинг, питание вне дома) 2,8 4,0
Прочие расходы и накопления 17,8 16,6
Всего 100 100

 

Частично данная проблема решается за счет открытия сезонных кафе. В течение года в районе вновь открыто 12 предприятий общественного питания. С 2006 года открываемые летние кафе стали ориентироваться на обслуживание посетителей с детьми.

Одним из приоритетных направлений стала организация обслуживания детей, молодежи, организация семейного отдыха. Многие кафе включают в меню детские блюда, организовывают проведение детских праздников, благотворительные акции для малообеспеченных слоев населения (кафе «У озера», кафе «Пицца Веро», кафе «Пронто пицца»). Одним из привлекательных в сегменте общественного питания остаются рестораны и кафе, представляющие посетителям блюда и дни национальных кухонь (кафе «Бовария», кафе «Подкова», кафе «Корчма», кафе «Лаунж Холл», ресторан «Патрон» и т.д.).

Обобщенный портрет потребителя, живущего в Автозаводском районе: это мужчина или женщина, средний возраст - 36-45 лет, имеющие семью из 3 человек и более, работающие в сфере промышленности.

Свободное от работы время они проводят дома или в компании друзей и не любят заниматься спортом. Свои доходы они предпочитают тратить в основном на продукты питания, одежду и обувь, делают различные накопления. По статистическим выкладкам жители автозаводского района хотели бы больше видеть магазинов одежды и обуви, а также больше ресторанов и кафе.

Для развития сферы общественного питания в Автозаводском районе необходимо учитывать перспективность группы возраста 24-35 лет, т.к. это вторая по численности группа населения с наиболее платежеспособными потребителями, которая в дальнейшем будет расширяться за счет увеличения рождаемости.

       Автозаводский        Сормовский       Весь город

               7 лет и младше

                 8-17

                18-23

                24-35

                36-45

                   46-54

               55 и старше

 

Рис. 3. Пол и возраст граждан Автозаводского района

Также уровень объектов общественного питания должен учитывать средний социальный статус потенциального потребителя – рис. 4.

                                           Автозаводский         Сормовский           Весь город

Рабочий (ая)

Служащий (ая)

Учащийся

Руководитель среднего звена

Домохозяйка

Безработный, инвалид

Руководитель высшего звена

Пенсионер

Другое

Рис. 4. Социальное положение потенциальных потребителей – жителей района

Основные проблемы малых предприятий общественного питания Автозаводского района и Нижнего Новгорода в целом

Основными причинами, препятствующими дальнейшему развитию малого предпринимательства муниципального образования, по-прежнему остаются:

1. несовершенство и нестабильность нормативного правового регулирования;

2. административные барьеры;

3. низкая эффективность реализации антимонопольного законодательства;

4. недостаточное развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в муниципальных образованиях Нижегородской области;

5. недостаточная эффективность функционирования областной системы обучения и консультирования малого бизнеса;

6. недоступность финансовых ресурсов;

7. недостаточно полная и всесторонняя информация об использовании и техническом состоянии объектов недвижимости, в том числе имеющихся излишних производственных площадей, а так же движимого имущества, высвобождаемых в ходе структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий;

8. недостаточное информационное обеспечение по широкому спектру предпринимательской деятельности.

Сложившаяся ситуация в этом секторе экономики требует совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. Фактологический материал, позволяющий сделать данные выводы представлен в таблице 7.

Социологический опрос, организованном журналом «Витрина. Ресторанный бизнес», компаниями «Визави Консалт» и «Multi Project» выявил следующие проблемы: 33 % опрошенных предпринимателей общественного питания считают, что кризис изменил ситуацию во всех областях бизнеса, и наиболее остро встали проблемы посещаемости заведений, а также развития бизнеса (24 %).

Таблица 7

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность малого предприятия общественного питания (в процентах от общего числа организаций общественного питания)*

  2004 2005 2006 2007 2008
Высокий уровень налогов 39 47 46 47 40
Недостаточный платежеспособный спрос 61 59 59 49 41
Недостаток собственных финансовых средств 50 42 40 39 31
Высокая арендная плата 40 36 36 34 35
Высокие транспортные расходы 30 28 33 30 26
Высокий процент коммерческого кредита 23 20 18 20 25
Недостаточный ассортимент 6 8 10 8 11
Недостаток торговых, складских помещений 8 9 8 8 10

*Нижегородская область в цифрах, 2009 - Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области: http://www.nizstat.sinn.ru/news/default.aspx

 

Как актуальную рестораторы отмечали и проблему взаимоотношений с поставщиками (16%). Проблема с персоналом была отнесена рестораторами к числу малозначимых. Это объяснялось тем, что кризис сократил число рабочих мест и риск потерять работу дисциплинирует персонал.

Абсолютное большинство опрошенных считало, что главная составляющая успеха всякого ресторана - качественная и разнообразная кухня (44 %). Вторым по значимости условием для успеха заведения рестораторы посчитали идею (концепцию) ресторана (33 %). Кроме того, среди важных для успеха факторов отмечался уровень сервиса (27 %). Фактор рекламы оказался среди наименее важных для успеха, уступив первенство в этой категории поставщикам продуктов питания и вин (что не означало отрицания важности качества продуктов и напитков для ресторана).

Отдельной проблемой предприятий малого бизнеса в сфере общественного питания выступает рост цен.

По итогам отчета Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области «Итоги социально-экономического развития Нижегородской области за 2008 год» [Сайт: http://www.nizstat.sinn.ru/news/default.aspx] за январь-декабрь 2008 года уровень инфляции на потребительском рынке Нижегородской области составил 15,3 % (за аналогичный период 2007 года – 16,1%) – для сравнения по России в целом – 13,3 %. Цены на продукты питания (без алкогольных напитков) выросли за 2008 год в среднем по области на 17,4 % (за 2007 год – на 21,1 %). По итогам за 2008 год повысились цены на макаронные изделия (на 31 %), хлеб и хлебобулочные изделия (в среднем по области на 28 %), овощные консервы, кондитерские изделия, соль (на 25-27 %), мясопродукты, крупы и бобовые, рыбопродукты (в среднем на 20-23 %). В меньшей степени подорожали молоко и молочная продукция, сливочное масло, сахарный песок (в среднем на 8-10 % за год). За январь-декабрь 2008 года цены на алкогольную продукцию выросли на территории области в среднем на 11 %: шампанское и пиво стали дороже на 16 %, водка, коньяк и виноградные вина – на 6-11 %.

Еще одной типовой проблемой отрасли выступает нарушение санитарно-эпидемиологического режима (см. таблицу 8). Несмотря на развитие технологического оборудования, совершенствование систем управления, появление новых видов сырья высокой степени готовности, предприятия общественного питания продолжают оставаться эпидемиологически значимыми объектами с существенным человеческим фактором.

Таблица 8

Динамика показателей, характеризующих уровень подготовки проектной документации по Российской Федерации за 1999-2003гг.

Объекты надзора

% несогласованных

2005 2004 2005 2006 2007
Удельный вес проектов предприятий общественного питания отклоненных от согласования, в % 14,4 13,80 13,99 12,66 12,69
Удельный вес объектов, на которых выявлены отступления от санитарных и строительных норм, в % 5,02 5,59 4,46 4,57 3,77

 

В данной ситуации важнейшим элементом минимизации риска возникновения эпидемиологически неблагоприятных ситуаций является внедрение системы производственного контроля, а также применение практики создания внутренних стандартов и унифицированных схем действия персонала.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.