Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития

2019-12-17 162
Развитие малого бизнеса: показатели, федеральные и региональные программы поддержки и развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Россия – это региональная система и развитие регионов является залогом развития страны. Р.Ф. Вагапов в своей работе «Муниципальная поддержка малого предпринимательства» [2] считает, что при формировании рыночных институтов в сфере предпринимательства происходит два процесса: 1. Развитие институтов первого порядка (распределение и закрепление прав собственности) и второго порядка (средства массовой информации, корпоративные связи и другое); 2. Институционализация предпринимательства, то есть формирование учреждений, обеспечивающих непосредственное функционирование институтов первого и второго порядка: посредничества, госконтроля, заключения контрактов и другое. Развитие предпринимательства – результат изменений его институциональной среды (рис.1).

Методической основой оценки развития МБ в регионе является методика, разработанная Ресурсным центром малого предпринимательства [http://www.rcsme.ru]вкупе сАгентством США по Международному Развитию[http://www.usaid.ru].


Методы косвенной                          Методы прямой государ-ой

Продавцы иных специализированных услуг (консалтинговых, образовательных, юридических, охранных и других)
Коммерческие посредники на ресурсных рынках, продавцы маркетинговых услуг
Банки, страховые компании, другие финансовые институты
Корпорации, ориентированные на стратегическое партнерство с малыми предприятиями
государственной поддержки                                          поддержки                                   Законодательство о МП

 


Международные финансовые институты, конкретные государства и финансовые институты
Формы международной поддержки

                                                                               Рис. 1. Институциональная среда малого предпринимательства

 

Анализом социально-экономического положения региона и развития малого предпринимательства в регионе так же занимается Институт стратегического анализа и развития предпринимательства в рамках научно-исследовательской программы, утвержденной по выполнению Части Е Займа №3546-RU, предоставленного Международным банком реконструкции и развития. Анализ социально-экономического развития региона, с учетом развития малого бизнеса проводиться по следующим направлениям:

1. Уровень жизни населения,

2. Естественный прирост и динамика численности населения

3. Динамика денежных доходов

4. Соотношение среднедушевых доходов различных групп населения и прожиточного минимума

5. Соотношение доходов наименее и наиболее обеспеченных групп населения.

6. Состояние рынка труда: численность населения в трудоспособном возрасте; образовательный уровень трудовых ресурсов; уровень занятости в государственном и частном секторе, в том числе в малом бизнесе; спрос на рабочую силу (по полу, возрасту, уровню образования и квалификации); уровень безработицы и ее динамика; средняя продолжительность безработицы; структура безработицы по поло-возрастному, образовательному и профессиональному уровням; масштабы неполной занятости (работа неполный рабочий день, от пуска по инициативе администрации, в том числе без материальной компенсации); интенсивность миграционных процессов; характеристика масштабов трудоустройства (через региональную службу занятости и частные фирмы); масштабы переподготовки безработных через региональную службу занятости; количество предпринимателей из числа бывших безработных.

7. Экономический потенциал и его использование: величина ВВП, произведенного в регионе на душу населения; объем и динамика промышленного и сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах; доля ВВП, произведенного в регионе в ВВП РФ; доля экспорта региона в экспорте РФ; обеспеченность региона собственными ресурсами; производственная специализация региона и текущее финансово-экономическое состояние предприятий, ее определяющих; состояние градообразующих предприятий.

8. Институционально-финансовая среда: уровень и динамика задолженности по зарплате; доля убыточных предприятий; состояние банковской инфраструктуры (количество зарегистрированных банков, в т.ч. работающих с МБ), количество филиалов, созданных банками из других регионов; наличие страховых, лизинговых компаний, обществ взаимного кредитования; наличие международных кредитных линий; объем инвестиции; структура инвестиций; характеристика осуществляемых целевых программ и инвестиционных проектов; объем и качественная характеристика работ, проводимых МБ по госзаказам (федеральным и региональным).

9. Экономическая политика региональных органов власти,

10. Социально-политическая обстановка: социальный состав населения; уровень и характер безработицы; интенсивность забастовочного движения; итоги последних президентских, парламентских и местных выборов в регионе (соотношение голосов, полученных сторонниками правительства и оппозицией).

Анализ этих показателей позволит получить достаточно полную информацию о производственном потенциале региона, его инфраструктурной обеспеченности, оценить вклад региона в экономику страны, получить данные о диспропорциях в его развитии.

Действующие Программы поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне

Как показывает практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны власти и общественных организаций, деятельность которых связана с развитием малого бизнеса. Государство участвует в этом процессе, выполняя две функции:

1. Управленческую – контролирует деятельность МП, решает организационно-административные вопросы;

2. Обеспечивающую – оказывает услуги МП, какие как, денежные, информационные, обеспечивает госзаказами.

В России проблемами развития и поддержки малого предпринимательства на уровне Федерации занимаются Министерство по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства, Министерство экономического развития и торговли, Министерство труда и социального развития, Министерство финансов, Министерство о налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Государственный комитет по статистике, Федеральный фонд по поддержке малого предпринимательства, Фонд (государственный) содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. Исполнителями федеральной программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства так же являются МИД России, Роспатент, МСЧ России, Росстрахнадзор России, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, ЦБ РФ, Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ, Министерство культуры РФ и др.

К негосударственной инфраструктуре МП относятся Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общероссийские объединения предпринимателей. Негосударственная инфраструктура малого предпринимательства включает так же лизинговые фирмы, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические центры, учебные центры, страховые компании, кредитные и другие организации, оказывающие различные формы поддержки субъектам МП. К наиболее известным организациям на сегодня можно отнести Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Морозовский проект, ассоциацию «Технопарк».

Как видно из вышесказанного – основная функция государства на современном этапе – управление. Следовательно, дальнейшее развитие поддержки будет ориентированно на обеспечивающую функцию. В настоящий момент негосударственные институты как раз отвечают именно за обеспечивающую функцию.

Региональные целевые программы

В тесной взаимосвязи с государством работают местные (региональные) органы власти. Региональная программы поддержки малого бизнеса по закону разрабатываются, исходя из общих целей и основных принципов государственной поддержки МП. В региональном контексте взаимодействие Системы поддержки предпринимательства (СПП) в рамках региона и их взаимосвязь представлена в Приложении 2.

В целях развития малого предпринимательства в регионах формируются программы поддержки малого бизнеса. Но, реализуемые сегодня программы социально-экономического развития регионов, часто не соответствуют ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития РФ на 2000 годы» №115-ФЗ от 20 июля 1995 года, Указ Президента РФ от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных направлениях региональной политики в РФ» и другие, имеют ряд недоработок, не включают экономических расчетов предложений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.